Шаг 4. Отчет по результатам исследования ситуативной и личностной тревожности
Проинтерпретируйте индивидуальные результаты исследования ситуативной и личностной тревожности. Ориентируйтесь на макет (табл. 15). Таблица 15 Индивидуальные результаты исследования ситуативной и личностной тревожности
Лицам с высокими показателями тревожности рекомендуется формировать чувство уверенности в успехе. Им необходимо смещать акцент с «внешней» требовательности, категоричности и высокой значимости в постановке задач на содержательное осмысление деятельности и планирование ее по подзадачам. Для лиц с низкими показателями тревожности требуется пробуждение активности, подчеркивание мотивационных компонентов деятельности, воспитание чувства ответственности. Вопросы /. Что такое «личностная тревожность», «ситуативная тревожность», каковы их отличительные особенности? 2. Какую роль играет личностная и ситуативная тревож 3. Каким образом можно измерить личностную и ситуатив
4. Что можно порекомендовать лицам с ярко выраженными Рекомендуемая литература Василюк В. Ф. Психология переживания. — М., 1989. Изард К.Э. Психология эмоций. — СПб., 1999. Ольшанникова А. Е. Эмоции и воспитание. — М., 1983. Психология эмоций: Тексты / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппен-рейтер. — М., 1993. ХекхаузенХ. Мотивация и деятельность: В 2 т. — М., 1986. — Т. 1.
В наиболее общем понимании фрустрация — это эмоциональное состояние человека, вызванное наличием двух моментов: наличием сильной мотивированности достичь цель (удовлетворить потребность) и преграды, препятствующей этому достижению. Преградами на пути к достижению цели могут быть причины различного характера: • нехватка внешних средств или внутренних способностей • потери и лишения, которые исправить невозможно, на • конфликты, например внешние конфликты с какими-то • объективные причины, например лишение свободы; • социокультурные, например нормы, запреты, табу Французский психолог Я. Фресс отметил, что фрустрация возникает каждый раз, когда физическое, социальное или даже воображаемое препятствие мешает действию, направленному на достижение цели, или прерывает его1. Фрустрационные состояния могут вызывать существенные изменения в мотивации человека, побуждая его быть агрессивно-завистливым, обвинителем всех и каждого (он может не осознавать этого и не понимать, почему он так реагирует, — «агрессивная фрустрация») либо заставляя человека чувствовать себя во всем виноватым, никчемным, лишним, неполноценным {«регрессивная фрустрация»). Состояние фрустрации сопровождается отрицательными эмоциональ- ными переживаниями: разочарованием, раздражением, тре-
1 Фресс П. Экспериментальная психология / П. Фресс, Ж. Пиаже.— М., 1Q71 —Г 190 у вогой, отчаянием и т. д. Возникновение фрустрации определяется не только объективной ситуацией, но и особенностями личности. Фрустрация отрицательно влияет на взаимоотношения людей, если хотя бы один из них находится в этом состоянии. В групповых отношениях фрустрация нередко способствует возникновению межличностных конфликтов. Агрессивные реакции, порождаемые фрустрацией, могут оказаться направленными не только на внутригрупповые, но и на межгрупповые отношения, например международные, межнациональные, межгосударственные, что нередко можно наблюдать в периоды социальных, политических и экономических волнений. Анализируя состояние фрустрации, необходимо различать вызывающую ее причину, фрустрационную ситуацию и ответную реакцию на нее. Отечественный психолог В. С. Мерлин выделил 5 основных реакций на состояние фрустрации: 1) досада на себя («какой я недотепа»); 2) злость на других, когда внутренняя напряженность 3) обесценивание предъявленной задачи («задача не 4) тревожность («мне теперь покоя не будет из-за этой 5) депрессия, выраженная в состояниях подавленно Реакции фрустрации принимают два основных направления: импульсивность и толерантность (устойчивость). Каждому человеку присуща индивидуальная комбинация приемов, позволяющих выйти из состояния фрустра- ции; они рассматриваются как форма адаптации к фрустра-ционной ситуации. Методика исследования фрустрационных реакций Данная методика, созданная С. Розенцвейгом, впервые появилась в 1944 г. под названием «Тест рисуночных ассоциаций». «Тест позволяет выявить фрустрационную толерантность (устойчивость) субъекта, стереотипы эмоционального реагирования, модальность его эмоций раздражения, гнева в условиях межличностных конфликтных отношений, трудностей, возникающих в разнообразных жизненных ситуациях, и благодаря этому дает возможность прогнозировать поведение человека»1.
Методика относится к классу проективных методов, где получение диагностической информации об испытуемом основывается на принципе проекции, в соответствии с которым утверждается, что человеку свойственно в ситуации неопределенности приписывать другим людям собственные мысли и переживания. Методика хороша тем, что обращена к испытуемому не прямо, а опосредованно, в ситуации действуют другие люди, нужно ответить не за себя, а за другого человека. Методика может быть использована для индивидуальной работы, а также в условиях группового исследования при одновременном участии 20-25 испытуемых. Индивидуальная форма исследования, как правило, дает большую информацию, так как имеется возможность выяснить эмоциональную окраску ответа, уточнить некоторые особенности реагирования на фрустрирующую обстановку. Не исключена возможность получения устных ответов с последующим их фик сированием экспериментатором. 1 Тарабрина Н. В. Методика изучения фрустрационных реакций // Иностр. психология. — 1994. — № 2. — С. 68. Рисуночный тест С. Розенцвейга состоит из 24 рисунков, на каждом из которых изображены два или три разговаривающих человека. То, что говорит один из них, написано в квадратике слева, задача испытуемого — представить ответ другого человека и записать его. Содержание рисунков включает ситуации, которые более или менее часто встречаются в реальной жизни. В тесте два типа ситуаций: Тип 1: ситуации, в которых причиной фрустрации является реальное препятствие, преграда, помеха. Персонажи или предмет останавливают, сбивают с толку. Представлено 16 ситуаций такого типа, например: шофер извиняется перед пешеходом, которого обрызгал грязью; человек, отвозивший своего друга на вокзал на машине, извиняется за опоздание, вызванное аварией, и т.п. (рис. 1, 3,4,6, 8,9,12,13,14,15,18, 20, 22, 23, 24).
Тип 2: ситуации, где объектом обвинения служит субъект: его самого призывают к ответственности или обвиняют другие лица. Таких ситуаций 8, например: хозяйка выражает неудовольствие гостю, который только что разбил вазу; женщина обвиняет мужчину, стоящего около двери, в том, что он потерял ключи, и т. п. (рис. 2, 5, 7, 10, 16,17,19,21). Инструкция предусматривает ограничение времени при выполнении испытуемыми теста с целью выявления непосредственной реакции, характерной для индивида. Среднее время выполнения теста 25 мин. Шаг 1. Инструкция В тестовом материале имеется 24 рисунка, на каждом из которых нарисованы два говорящих человека. То, что говорит первый человек, написано в квадрате слева. Представьте себе, что будет отвечать другой человек в этой ситуации. Напишите самый первый ответ, который приходит Вам на ум, в бланке протокола под соответствующим номером. Постарайтесь работать как можно быстрее. Протокол исследования Тестовый материал
Как обидно, что моя машина сломалась, и Вы из-за этого опоздали на поезд. Вот уже третий раз я прихожу к Вам с этими часами. Я их купила неделю назад, но как только приношу их домой,они останавливаются. Согласно библиотечным правилам, Вы можете брать одновременно только две книги. Я понимаю, что Вам нужен Ваш плащ, однако Вы должны подождать до обеда, пока не придет заведующий. Вы лжец! Вы сами это знаете!
Не слишком ли Вы шумите? Твоя подруга пригласила меня сегодня вечером на танцы. Она сказала, что ты не придешь. Если это не твоя шляпа, то. вероятно, Петров по ошибке взял ее, а свою оставил здесь.
174 Я не могу сейчас Вас принять, хотя вчера мы об этом и условились. Онадолжна была быть здесь уже 10 минут тому назад. Как нарочно, теперь ты потерял ключи. Мне очень жаль, но мы как раз продали последний экземпляр.
Я понимаю, что подвожу тебя, но приехать я не смогу. Вы не имели никакого права меня обгонять! Что Вы собственно думаете, проезжая мимо школы со скоростью 80 километров в час?
176 12. Заказ№5577. С человеком, которого Вы обидели,вчера случилось несчастье, и он теперь лежит в больнице. Это тетя Наташа. Она просит нас немного подождать, пока она не придет и еще раз не пожелает нам доброго пути. Вот Ваша газета. Мне очень жаль, что ребенок ее разорвал.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|