Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Шаг 4. Отчет по результатам исследования ситуативной и личностной тревожности




Проинтерпретируйте индивидуальные результаты иссле­дования ситуативной и личностной тревожности. Ориенти­руйтесь на макет (табл. 15).

Таблица 15

Индивидуальные результаты исследования ситуативной и личностной тревожности

 

 

Ур вни нности стной шости Проявления тревожности как свойства личности
выражс личнс тревоа в обыденном поведении в общении в студенческой группе (трудовом коллективе) в учебной (профес­сиональной) деятельности
до 30 Низкий      
31-44 Средний      
45 и более Высокий      

 

 

Уровни выраженности ситуативной тревожности Проявления тревожности как ситуативного эмоционального состояния
в обыденном поведении в общении в студенческой группе (трудовом коллективе) в учебной (про­фессиональной) деятельности
до 30 Низкий      
31-44 Средний      
45 и более Высокий      

Лицам с высокими показателями тревожности рекомен­дуется формировать чувство уверенности в успехе. Им необ­ходимо смещать акцент с «внешней» требовательности, ка­тегоричности и высокой значимости в постановке задач на содержательное осмысление деятельности и планирование ее по подзадачам.

Для лиц с низкими показателями тревожности требуется пробуждение активности, подчеркивание мотивационных компонентов деятельности, воспитание чувства ответствен­ности.

Вопросы

/. Что такое «личностная тревожность», «ситуативная тревожность», каковы их отличительные особенности?

2. Какую роль играет личностная и ситуативная тревож­
ность в поведении и деятельности человека?

3. Каким образом можно измерить личностную и ситуатив­
ную тревожность?

4. Что можно порекомендовать лицам с ярко выраженными
показателями тревожности?

Рекомендуемая литература

Василюк В. Ф. Психология переживания. — М., 1989. Изард К.Э. Психология эмоций. — СПб., 1999. Ольшанникова А. Е. Эмоции и воспитание. — М., 1983. Психология эмоций: Тексты / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппен-рейтер. — М., 1993.

ХекхаузенХ. Мотивация и деятельность: В 2 т. — М., 1986. — Т. 1.

 

В наиболее общем понимании фрустрация — это эмо­циональное состояние человека, вызванное наличием двух моментов: наличием сильной мотивированности до­стичь цель (удовлетворить потребность) и преграды, пре­пятствующей этому достижению. Преградами на пути к достижению цели могут быть причины различного харак­тера:

• нехватка внешних средств или внутренних способностей
для достижения цели;

• потери и лишения, которые исправить невозможно, на­
пример смерть близкого человека;

• конфликты, например внешние конфликты с какими-то
людьми, которые не дают возможности человеку достичь
желаемой цели, либо внутренние конфликты между раз­
ными желаниями, чувствами, убеждениями, которые пе­
реживает человек и которые не позволяют ему принять
решение и достичь цели;

• объективные причины, например лишение свободы;

• социокультурные, например нормы, запреты, табу
и т. д.

Французский психолог Я. Фресс отметил, что фруст­рация возникает каждый раз, когда физическое, социаль­ное или даже воображаемое препятствие мешает дейст­вию, направленному на достижение цели, или преры­вает его1.

Фрустрационные состояния могут вызывать существен­ные изменения в мотивации человека, побуждая его быть аг­рессивно-завистливым, обвинителем всех и каждого (он мо­жет не осознавать этого и не понимать, почему он так реаги­рует, — «агрессивная фрустрация») либо заставляя человека чувствовать себя во всем виноватым, никчемным, лишним, неполноценным {«регрессивная фрустрация»). Состояние фрустрации сопровождается отрицательными эмоциональ- ными переживаниями: разочарованием, раздражением, тре-

1 Фресс П. Экспериментальная психология / П. Фресс, Ж. Пиаже.— М.,

1Q71 —Г 190 у


вогой, отчаянием и т. д. Возникновение фрустрации опреде­ляется не только объективной ситуацией, но и особен­ностями личности. Фрустрация отрицательно влияет на взаимоотношения людей, если хотя бы один из них находит­ся в этом состоянии. В групповых отношениях фрустрация нередко способствует возникновению межличностных конфликтов.

Агрессивные реакции, порождаемые фрустрацией, могут оказаться направленными не только на внутригрупповые, но и на межгрупповые отношения, например международные, межнациональные, межгосударственные, что нередко мож­но наблюдать в периоды социальных, политических и эко­номических волнений.

Анализируя состояние фрустрации, необходимо разли­чать вызывающую ее причину, фрустрационную ситуацию и ответную реакцию на нее.

Отечественный психолог В. С. Мерлин выделил 5 основ­ных реакций на состояние фрустрации:

1) досада на себя («какой я недотепа»);

2) злость на других, когда внутренняя напряженность
человека, порожденная сильным неудовлетворен­
ным желанием, ждет внешней разрядки и побуждает
искать причину всех бед в другом человеке («это он во
всем виноват»);

3) обесценивание предъявленной задачи («задача не­
разрешимая, никто не может предложить ответа»);

4) тревожность («мне теперь покоя не будет из-за этой
задачи»);

5) депрессия, выраженная в состояниях подавленно­
сти, упадка сил, снижения активности («не хочу даже
думать об этом»).

Реакции фрустрации принимают два основных направле­ния: импульсивность и толерантность (устойчивость).

Каждому человеку присуща индивидуальная комбина­ция приемов, позволяющих выйти из состояния фрустра-


ции; они рассматриваются как форма адаптации к фрустра-ционной ситуации.

Методика исследования фрустрационных реакций

Данная методика, созданная С. Розенцвейгом, впервые появилась в 1944 г. под названием «Тест рисуночных ассо­циаций». «Тест позволяет выявить фрустрационную толе­рантность (устойчивость) субъекта, стереотипы эмоцио­нального реагирования, модальность его эмоций раздра­жения, гнева в условиях межличностных конфликтных отношений, трудностей, возникающих в разнообразных жизненных ситуациях, и благодаря этому дает возмож­ность прогнозировать поведение человека»1.

Методика относится к классу проективных методов, где получение диагностической информации об испытуе­мом основывается на принципе проекции, в соответствии с которым утверждается, что человеку свойственно в ситу­ации неопределенности приписывать другим людям соб­ственные мысли и переживания. Методика хороша тем, что обращена к испытуемому не прямо, а опосредованно, в ситуации действуют другие люди, нужно ответить не за себя, а за другого человека.

Методика может быть использована для индивидуаль­ной работы, а также в условиях группового исследования при одновременном участии 20-25 испытуемых. Индиви­дуальная форма исследования, как правило, дает большую информацию, так как имеется возможность выяснить эмоциональную окраску ответа, уточнить некоторые осо­бенности реагирования на фрустрирующую обстановку. Не исключена возможность получения устных ответов с последующим их фик сированием экспериментатором.

1 Тарабрина Н. В. Методика изучения фрустрационных реакций // Иностр. психология. — 1994. — № 2. — С. 68.


Рисуночный тест С. Розенцвейга состоит из 24 рисун­ков, на каждом из которых изображены два или три разго­варивающих человека. То, что говорит один из них, напи­сано в квадратике слева, задача испытуемого — предста­вить ответ другого человека и записать его. Содержание рисунков включает ситуации, которые более или менее часто встречаются в реальной жизни. В тесте два типа си­туаций:

Тип 1: ситуации, в которых причиной фрустрации являет­ся реальное препятствие, преграда, помеха. Персонажи или предмет останавливают, сбивают с толку. Представлено 16 ситуаций такого типа, например: шофер извиняется перед пешеходом, которого обрызгал грязью; человек, отвозивший своего друга на вокзал на машине, извиняется за опоздание, вызванное аварией, и т.п. (рис. 1, 3,4,6, 8,9,12,13,14,15,18, 20, 22, 23, 24).

Тип 2: ситуации, где объектом обвинения служит субъект: его самого призывают к ответственности или об­виняют другие лица. Таких ситуаций 8, например: хозяйка выражает неудовольствие гостю, который только что разбил вазу; женщина обвиняет мужчину, стоящего около двери, в том, что он потерял ключи, и т. п. (рис. 2, 5, 7, 10, 16,17,19,21).

Инструкция предусматривает ограничение времени при выполнении испытуемыми теста с целью выявления непо­средственной реакции, характерной для индивида. Среднее время выполнения теста 25 мин.

Шаг 1. Инструкция

В тестовом материале имеется 24 рисунка, на каждом из которых нарисованы два говорящих человека. То, что гово­рит первый человек, написано в квадрате слева. Представьте себе, что будет отвечать другой человек в этой ситуации. Напишите самый первый ответ, который приходит Вам на ум, в бланке протокола под соответствующим номером. Постарайтесь работать как можно быстрее.


Протокол исследования


Тестовый материал


 






Мне очень жаль, что мы забрызгали Ваш костюм, хотя так старались объехать лужу.

Номер рисунка Ответ испытуемого Примечание
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Как обидно,

что моя

машина

сломалась,

и Вы из-за

этого опоздали

на поезд.





Вот уже третий раз

я прихожу к Вам

с этими часами.

Я их купила

неделю назад,

но как только

приношу их

домой,они

останавливаются.


Согласно

библиотечным

правилам, Вы

можете брать

одновременно

только две

книги.


Я понимаю,

что Вам нужен

Ваш плащ,

однако

Вы должны

подождать

до обеда, пока

не придет заведующий.


Вы лжец!

Вы сами это

знаете!



 


 





Простите, пожалуйста, значит, нас неправильно соединили.

Не слишком ли Вы шумите?


Твоя подруга пригласила

меня сегодня

вечером на

танцы. Она

сказала, что

ты не придешь.


Если это не твоя шляпа, то. вероятно,

Петров по ошибке взял

ее, а свою оставил здесь.



 


174



Я не могу

сейчас Вас

принять, хотя

вчера мы

об этом и

условились.



Онадолжна

была быть здесь

уже 10 минут

тому назад.



Как нарочно,

теперь ты потерял ключи.



Мне очень

жаль, но мы

как раз

продали

последний

экземпляр.



 






 


 


 






Я бы хотела знать, почему она нас не пригласила.

Я понимаю,

что подвожу

тебя, но

приехать

я не смогу.


Вы не имели никакого

права меня обгонять!



Что Вы собственно

думаете, проезжая мимо

школы

со скоростью

80 километров

в час?



 


176


12. Заказ№5577.







С человеком, которого Вы

обидели,вчера случилось

несчастье, и он теперь лежит в больнице.

Это тетя Наташа. Она просит нас

немного

подождать, пока

она не придет

и еще раз

не пожелает нам

доброго пути.



Вот Ваша газета. Мне очень жаль, что ребенок ее разорвал.



Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...