Исследование акцентуаций характера
⇐ ПредыдущаяСтр 20 из 20 Цели занятия: 1. Формирование знаний и умений по изучению акцентуаций характера как индивидуально-психологических особенностей личности. 2. Исследование акцентуаций характера. Понятие об акцентуациях характера Методика исследования акцентуаций характера
Понятие об акцентуациях характера Любая черта характера человека, являя собой некоторый устойчивый стереотип поведения, имеет разную количественную степень выраженности. «Когда количественная выраженность той или иной черты характера оказывается у крайней границы нормы, возникает так называемая акцентуация характера»1. Как считает один из ведущих исследователей данной проблемы А. Е. Личко, акцентуация характера (акцентуированные черты характера) — «это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, отчего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим»2. Поэтому акцентуация всегда предполагает усиление степени выраженности определенной черты характера субъекта на фоне других особенностей, свойств его характера; эта черта и становится ак- центуированной3. 1 Общая психология / Под ред. А. В. Петровского. —М., 1986.— С. 425. 2 Личко А. Е. Психопатии и акцентуации у подростков. —Л., 1983. — С. 9. 3 Леонгард К. Акцентуированные личности. — Киев, 1981. — С. 15. В обычных условиях наличие той или иной акцентуации не всегда заметно окружающим, она не проявляется в поведении и не препятствует социальной адаптации. Это так называемая скрытая (латентная) акцентуация, которая представляет собой обычный вариант нормы, выражена слабо или не выражена совсем. Такая акцентуация может появиться неожиданно под воздействием определенных стрессоген-ных (психогенных) факторов и лишь в определенных условиях, усиливающих степень выраженности определенной черты. Из этого следует, что «каждый тип акцентуации характера имеет свое слабое место, свою «ахиллесову пяту». Если психическая травма, эмоциональный стресс или просто трудная ситуация в жизни задевает эту уязвимую черту, то возникают разного рода срывы — от невротических реакций до состояния тяжелой и длительной дезадаптации»1. Все другие воздействия на сознание человека, не направленные на наиболее уязвимые точки характера, обычно переносятся им без осложнений, не доставляя никаких неприятностей ни ему самому, ни окружающим.
Определив вид акцентуации, можно уяснить, какие трудности социальной адаптации испытывает человек, какие побуждения в мотивационной сфере являются у него ведущими, а также прогнозировать его поведение, особенно в социально неблагополучных, осложненных ситуациях. Человек, знающий «заостренные черты» своего характера, может при желании контролировать свое поведение, вовремя подавляя те или иные нежелательные для себя и окружающих формы реагирования. Методика исследования акцентуаций характера Определить тип акцентуации характера или ее отсутствие можно с помощью специальных психологических ме- тодик, в частности оп росника Шмишека, который содер- 1 Личко А. Е. Акцентуации характера у подростков / А. Е. Личко, И. Ю. Лавкай. // Психол. журнал — 1987. - № 2. - С. 113.
жит 97 вопросов и позволяет выявить 10 типов акцентуированных характеров. Шаг 1. Инструкция Вам предлагаются вопросы, касающиеся Вашего характера. Если Вы согласны с вопросом, рядом с соответствующим номером следует поставить знак «+» («Да»), если нет — знак «-» («Нет»). Не следует долго думать над вопросами, поскольку правильных или неправильных ответов не существует.
Текст опросника 1. Ваше настроение, как правило, бывает ясным, неомра 2. Восприимчивы ли Вы к оскорблениям, обидам? 3. Легко ли Вы плачете? 4. Возникают ли у Вас по окончании какой-либо работы со 5. Были ли Вы в детстве таким же смелым, как Ваши сверст 6. Часто ли у Вас бывают резкие смены настроения (только 7. Бываете ли Вы обычно во время веселья в центре внима 8. Бывают ли у Вас дни, когда Вы без особых причин 9. Всегда ли Вы отвечаете на письма сразу после прочте
10. Вы человек серьезный? 11. Способны ли Вы на время так сильно увлечься чем- 12. Предприимчивы ли Вы?
13. Быстро ли Вы забываете обиды и оскорбления? 14. Мягкосердечны ли Вы? 15. Когда Вы бросаете письмо в почтовый ящик, проверяете 16. Требует ли Ваше честолюбие, чтобы в работе (учебе) Вы 17. Боялись ли Вы в детские годы грозы и собак? 18. Смеетесь ли Вы иногда над неприличными шутками? 19. Есть ли среди Ваших знакомых люди, которые считают 20. Очень ли зависит Ваше настроение от внешних обстоя 21. Любят ли Вас Ваши знакомые? 22. Часто ли Вы находитесь во власти сильных внутренних 23. Ваше настроение обычно несколько подавлено? 24. Случалось ли Вам рыдать, переживая тяжелое нервное 25. Трудно ли Вам долго сидеть на одном месте? 26. Отстаиваете ли Вы свои интересы, когда по отношению к 27. Хвастаетесь ли Вы иногда? 28. Смогли бы Вы в случае надобности зарезать домашнее 29. Раздражает ли Вас, если штора или скатерть висит неров 30. Боялись ли Вы в детстве оставаться дома один? 31. Часто ли портится Ваше настроение без видимых при 32. Случалось ли Вам быть одним из лучших в Вашей про
33. Легко ли Вы впадаете в гнев? 34. Способны ли Вы быть шаловливо-веселым? 35. Бывает ли у Вас состояние, когда Вы переполнены
36. Смогли бы Вы играть роль конферансье в веселых пред 37. Лгали ли Вы когда-нибудь в своей жизни? 38. Говорите ли Вы людям свое мнение о них прямо в глаза? 39. Можете ли Вы спокойно смотреть на кровь? 40. Нравится ли Вам работа, когда только Вы один отвечаете 41. Заступаетесь ли Вы за людей, по отношению к которым 42. Беспокоит ли Вас необходимость спуститься в темный 43. Предпочитаете ли Вы деятельность, которую нужно вы 44. Вы очень общительный человек? 45. Охотно ли Вы в школе декламировали стихи? 46. Сбегали ли Вы в детстве из дома? 47. Обычно Вы без колебаний уступаете место в автобусе 48. Часто ли Вам жизнь кажется тяжелой? 49. Случалось ли Вам так расстраиваться из-за какого-ни 50. Можно ли сказать, что при неудаче Вы сохраняете чувст 51. Стараетесь ли Вы помириться, если кого-нибудь обиде 52. Очень ли Вы любите животных? 53. Случалось ли Вам, уходя из дома, возвращаться, чтобы 54. Беспокоили ли Вас когда-нибудь мысли, что с Вами или с 55. Существенно ли зависит Ваше настроение от погоды? 56. Трудно ли Вам выступать перед большой аудиторией? 57. Можете ли Вы, рассердясь на кого-либо, пустить в ход 58. Очень ли Вы любите веселиться? 59. Вы всегда говорите то, что думаете? 60. Можете ли Вы под влиянием разочарования впасть в от 61. Привлекает ли Вас роль организатора в каком-нибудь 62. Упорствуете ли Вы на пути к достижению цели, если
63. Чувствовали ли Вы когда-нибудь удовлетворение при не 64. Может ли трагический фильм взволновать Вас так, что у 65. Часто ли Вам мешают уснуть мысли о прошлом или о 66. Свойственно ли было Вам в школьные года подсказывать 67. Смогли бы Вы пройти в темноте один через кладбище? 68. Вы не раздумывая вернули бы лишние деньги в кассу, 69. Большое ли значение Вы придаете тому, что каждая вещь 70. Случается ли Вам, ложась спать в отличном настроении, 71. Легко ли Вы приспосабливаетесь к новой ситуации? 72. Часто ли у Вас бывают головокружения? 73. Часто ли Вы смеетесь? 74. Сможете ли Вы относиться к человеку, о котором Вы пло 75. Вы человек живой и подвижный? 76. Сильно ли Вы страдаете, когда совершается несправедли 77. Вы страстный любитель природы?
78. Уходя из дома или ложась спать, проверяете ли Вы, 79. Пугливы ли Вы? 80. Может ли принятие алкоголя изменить Ваше настрое 81. Охотно ли Вы принимаете участие в кружках художест 82. Тянет ли Вас иногда уехать далеко от дома? 83. Смотрите ли Вы на будущее немного пессимистично? 84. Бывают ли у Вас переходы от веселого настроения к тоск 85. Можете ли Вы развлекать общество, быть душой компа 86. Долго ли Вы храните чувство гнева, досады? 87. Переживаете ли Вы длительное время горести других лю 88. Всегда ли Вы соглашаетесь с замечаниями в свой адрес, 89. Могли ли Вы в школьные годы переписать из-за помарок 90. Вы по отношению к людям больше осторожны и недовер 91. Часто ли у Вас бывают страшные сновидения? 92. Бывают ли у Вас такие навязчивые мысли иногда, когда 93. Становитесь ли Вы веселее в обществе веселых людей? 94. Вы человек, который не думает о сложных проблемах, а 95. Совершаете ли Вы под влиянием алкоголя внезапные, 96. В беседах Вы больше молчите, чем говорите? 97. Могли бы Вы, изображая кого-нибудь, увлечься и на вре
го О эо
оэ о ?! I С Р * о> Таблица 20 Особенности общения и поведения человека в зависимости от типа акцентуации характера to О чо
pi и
3 СО Я о, Э£ В О ь ^ ill 5 я Й §•&£ h я о. Г О U О ^ з- 5ймц 5 £ -а Р to i о R s о о x <D Ю О о о X
Н- (-Н S
Я
я
U о I a
ill о O< cd 1е
If1 ipl я д га о Яга е; е: ш «2 Я 2
а: н-1 f W ■*■ U^ ра я я >=: о С с га н 2 S Га о в; <и ю с и оа и II С я о «Я Я Л 2 * G S oii Я Я «-> О, и Ч С о | Я я о К R
Га — ' ' Я
о <и о о — га о Т On л £ Н Ч я я га ___
I со О Я * SI if U' 8. il о- я ?8 я о о ю Я 3 2
Вопросы /. Что такое «акцентуации характера»? Какие типы акцентуаций характера Вы знаете? 2. Как проявляются определенные типы акцентуаций харак 3. Каким образом можно измерить тип акцентуаций харак 4. Возможно ли влияние на акцентуированные черты харак Задача Определите тип акцентуаций характера по трем предлагаемым «портретам»: /. По характеру я оптимист. Настроение у меня веселое. Возникают жизненные трудности -я не падаю духом, сохраняю жизнерадостность и уверенность в успехе. Житейские невзгоды переношу легко, да и по-настоящему серьезные неприятности бывают у меня редко. Обычно они возникают из-за моей предприимчивости и активности, склонности к выдумкам и проделкам. В школе у меня была репутация шалуна. Учился я хорошо, но не потому, что старался, а потому, что мне все удавалось легко. У меня хорошая память, и я быстро соображаю, я не молчун, с удовольствием участвую в беседах и дискуссиях. Люблю бывать на людях, в компаниях. Со мной охотно дружат, мне подражают и меня слушаются. К друзьям и подругам отношусь тепло, принимаю активное участие в их судьбе, охотно всем помогаю, легко даю в долг деньги и так же легко залезаю сам в долги. Желая всем помочь, раздаю много обещаний — больше, чем могу выполнить. Не переношу однообразную, кропотливую работу, которая требует усидчивости. Меня постоянно тянет к новому, к острым, неожиданным и рискованным ситуациям. В целом я мало кого могу поставить выше себя. 2. Основной особенностью моего характера является бес Однако (обычно по совершенно непонятным для меня причинам) настроение у меня подчас портится на долгое время — недели и даже месяцы. Я делаюсь мрачным, угрюмым и недовольным. Мне все становится безразличным, а иногда появляются опасения, что случится что-то плохое. От трудностей и неприятностей впадаю в уныние, плохо ем, сплю, просыпаюсь с ощущением разбитости. У меня нет желания встречаться с людьми, что-нибудь делать, хочется лежать в постели и забыть обо всем. Смены периодов хорошего и плохого настроения происходят чаще всего весной или осенью. 3. Люблю компании, коллективные мероприятия, люблю, Люблю рассказывать истории, и тем охотнее, чем с большим интересом меня слушают. Люблю сочинять и фантазировать. В моих фантазиях исполняются все мои мечты, я достигаю успеха и такого высокого положения, что мне все завидуют. Яхорошо чувствую отношение людей ко мне. Еслиязахочу, то со мной охотно дружат. К сожалению, мне не удалось найти настоящего друга. Я ценю такого друга, который всегда внимателен ко мне. Работу люблю увлекательную, такую, чтобы меня ценили и ставили другим в пример. Одеваться люблю модно и красиво, так, чтобы всем был виден мой прекрасный вкус, чтобы мною любовались окружающие. Рекомендуемая литература Леонгард К. Акцентуированные личности. — Ростов н/Д, 1997. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации у подростков. — Л., 1983. Личко А. Е. Акцентуации характера у подростков / А. Е. Личко, И. Ю. Лавкай // Психол. журнал. — 1987. — № 2.
Литература Гальперин П. Я. Введение в психологию: Учеб. пособие для вузов. — М., 1999. Гамезо М. В. Атлас по психологии / М. В. Гамезо, И. А. Домашенко. — М., 1998. Типпенрейтер Ю. Б. Введение в психологию: Курс лекций. — М., 1998. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2 т. — М., 1993. Грановская Р. М. Элементы практической психологии. — СПб., 1997. Гриншпун И. Б. Введение в психологию. — М., 1994. Джеймс У. Психология. — М., 1991. Климов Е. Л. Основы психологии: Учеб. для вузов. — М., 1999. Крутецкий В. А. Психология. — М., 1986. Крысько В. Г. Общая психология в схемах и комментариях к ним. — М., 1998. Немое Р. С. Психология: Учеб. пособие для студентов пед. вузов: В 3 кн. — М., 1994. Общая психология: Курс лекций / Под ред. Е. И. Рогова. — М., 1998. Общая психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов / Под ред. A. В. Петровского. — М., 1986. Овчарова Р. В. Справочная книга школьного психолога. — М., 1996. Платонов К. К. Краткий словарь системы психологических понятий. — М., 1984. Практикум по общей психологии / Под ред. А. И. Щербакова. — М., 1990. Практикум по общей, прикладной и экспериментальной психологии / Под ред. А. А. Крылова. — СПб., 1999. Практикум по психологии: Учеб. пособие для инж.-пед. ин-тов / B. М. Шевелев, Э. Ф. Зеер, Л.Н. Сычугова и др. — Свердловск, 1988. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М., 1996. Психология и педагогика: Учеб. пособие / Под ред. К. А. Абульхановой и др. -М., 1998. Психология: Словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевско-го. - М., 1990. Психология: Учеб. / Под ред. А. А. Крылова. — М., 1999. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учеб. пособие. — М, 1996. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — СПб., 1998. Слободчиков В. И. Психология человека / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев - М., 1995. Современная психология: Справочное руководство / Под ред. В. Н. Дружинина. - М., 1999. Столяренко Л. Д. Основы психологии. — Ростов н/Д, 1997. Турусов О. В. Психология в вопросах, задачах и упражнениях: В 3 т. — Самара, 1994.
Оглавление От авторов................................................................................. 3 Тема 1 Введение.Методы психологического исследования. 5 Раздел I Тема 2 Исследование самооценки личности................... 18 Тема 3 Исследование уровня притязаний личности... 29 Тема 4 Исследование экстраверсии— интроверсии и нейротизма.................................... 53 Тема 5 Исследование агрессивности как свойства личности........................................... 63 Раздел II Тема 6 Исследование межличностных отношений в группе............................................... 74 Тема 7 Исследование стратегий поведения в конфликтной ситуации....................................... 86 Раздел III Тема 8 Внимание. Исследование свойств внимания.. 100 Тема 9 Память. Исследование особенностей памяти..113 Тема 10 Мышление. Исследование особенностей мышления...................................... 126 Раздел IV Тема 11 Исследование волевых качеств личности.... 142 Тема 12 Исследование ситуативной и личностной тревожности.................................. 157 Тема 13 Исследование эмоционального состояния фрустрации.......................................... 167 Раздел V Индивидуально-психологические Тема 14 Исследование типов темперамента...................... 188 Тема 15 Исследование акцентуаций характера................ 201 Литература............................................................................. 216 Тема 13
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|