Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Исследование акцентуаций характера




Цели занятия: 1. Формирование знаний и умений по изу­чению акцентуаций характера как инди­видуально-психологических особенно­стей личности. 2. Исследование акцентуаций характера.

 

Понятие об акцентуациях характера Методика исследования акцентуаций ха­рактера


 


 


 


 


Понятие об акцентуациях характера

Любая черта характера человека, являя собой некоторый устойчивый стереотип поведения, имеет разную количествен­ную степень выраженности. «Когда количественная выражен­ность той или иной черты характера оказывается у крайней границы нормы, возникает так называемая акцентуация харак­тера»1. Как считает один из ведущих исследователей данной проблемы А. Е. Личко, акцентуация характера (акцентуиро­ванные черты характера) — «это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, отче­го обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим»2. Поэтому акценту­ация всегда предполагает усиление степени выраженности определенной черты характера субъекта на фоне других осо­бенностей, свойств его характера; эта черта и становится ак- центуированной3.

1 Общая психология / Под ред. А. В. Петровского. —М., 1986.— С. 425.

2 Личко А. Е. Психопатии и акцентуации у подростков. —Л., 1983. — С. 9.

3 Леонгард К. Акцентуированные личности. — Киев, 1981. — С. 15.


 

В обычных условиях наличие той или иной акцентуации не всегда заметно окружающим, она не проявляется в пове­дении и не препятствует социальной адаптации. Это так на­зываемая скрытая (латентная) акцентуация, которая пред­ставляет собой обычный вариант нормы, выражена слабо или не выражена совсем. Такая акцентуация может появить­ся неожиданно под воздействием определенных стрессоген-ных (психогенных) факторов и лишь в определенных усло­виях, усиливающих степень выраженности определенной черты. Из этого следует, что «каждый тип акцентуации ха­рактера имеет свое слабое место, свою «ахиллесову пяту». Если психическая травма, эмоциональный стресс или про­сто трудная ситуация в жизни задевает эту уязвимую черту, то возникают разного рода срывы — от невротических реакций до состояния тяжелой и длительной дезадаптации»1. Все дру­гие воздействия на сознание человека, не направленные на наиболее уязвимые точки характера, обычно переносятся им без осложнений, не доставляя никаких неприятностей ни ему самому, ни окружающим.

Определив вид акцентуации, можно уяснить, какие труд­ности социальной адаптации испытывает человек, какие по­буждения в мотивационной сфере являются у него ведущи­ми, а также прогнозировать его поведение, особенно в соци­ально неблагополучных, осложненных ситуациях. Человек, знающий «заостренные черты» своего характера, может при желании контролировать свое поведение, вовремя подавляя те или иные нежелательные для себя и окружающих формы реагирования.

Методика исследования акцентуаций характера

Определить тип акцентуации характера или ее отсутст­вие можно с помощью специальных психологических ме- тодик, в частности оп росника Шмишека, который содер-

1 Личко А. Е. Акцентуации характера у подростков / А. Е. Личко, И. Ю. Лавкай. // Психол. журнал — 1987. - № 2. - С. 113.


 


жит 97 вопросов и позволяет выявить 10 типов акцентуи­рованных характеров.

Шаг 1. Инструкция

Вам предлагаются вопросы, касающиеся Вашего харак­тера. Если Вы согласны с вопросом, рядом с соответствую­щим номером следует поставить знак «+» («Да»), если нет — знак «-» («Нет»). Не следует долго думать над вопро­сами, поскольку правильных или неправильных ответов не существует.

Текст опросника

1. Ваше настроение, как правило, бывает ясным, неомра­
ченным?

2. Восприимчивы ли Вы к оскорблениям, обидам?

3. Легко ли Вы плачете?

4. Возникают ли у Вас по окончании какой-либо работы со­
мнения в качестве ее исполнения, и прибегаете ли Вы к
проверке — правильно ли все сделано?

5. Были ли Вы в детстве таким же смелым, как Ваши сверст­
ники?

6. Часто ли у Вас бывают резкие смены настроения (только
что парили в облаках от счастья, и вдруг становится очень
грустно)?

7. Бываете ли Вы обычно во время веселья в центре внима­
ния?

8. Бывают ли у Вас дни, когда Вы без особых причин
ворчливы и раздражительны, и все считают, что Вас луч­
ше не трогать?

9. Всегда ли Вы отвечаете на письма сразу после прочте­
ния?

 

10. Вы человек серьезный?

11. Способны ли Вы на время так сильно увлечься чем-
нибудь, что все остальное перестает быть значимым для
Вас?

12. Предприимчивы ли Вы?

 


13. Быстро ли Вы забываете обиды и оскорбления?

14. Мягкосердечны ли Вы?

15. Когда Вы бросаете письмо в почтовый ящик, проверяете
ли Вы, опустилось оно туда или нет?

16. Требует ли Ваше честолюбие, чтобы в работе (учебе) Вы
были одним из первых?

17. Боялись ли Вы в детские годы грозы и собак?

18. Смеетесь ли Вы иногда над неприличными шутками?

19. Есть ли среди Ваших знакомых люди, которые считают
Вас педантичным?

20. Очень ли зависит Ваше настроение от внешних обстоя­
тельств и событий?

21. Любят ли Вас Ваши знакомые?

22. Часто ли Вы находитесь во власти сильных внутренних
порывов и побуждений?

23. Ваше настроение обычно несколько подавлено?

24. Случалось ли Вам рыдать, переживая тяжелое нервное
потрясение?

25. Трудно ли Вам долго сидеть на одном месте?

26. Отстаиваете ли Вы свои интересы, когда по отношению к
Вам допускается несправедливость?

27. Хвастаетесь ли Вы иногда?

28. Смогли бы Вы в случае надобности зарезать домашнее
животное или птицу?

29. Раздражает ли Вас, если штора или скатерть висит неров­
но, стараетесь ли Вы это поправить?

30. Боялись ли Вы в детстве оставаться дома один?

31. Часто ли портится Ваше настроение без видимых при­
чин?

32. Случалось ли Вам быть одним из лучших в Вашей про­
фессиональной деятельности?

33. Легко ли Вы впадаете в гнев?

34. Способны ли Вы быть шаловливо-веселым?

35. Бывает ли у Вас состояние, когда Вы переполнены
счастьем?


 

36. Смогли бы Вы играть роль конферансье в веселых пред­
ставлениях?

37. Лгали ли Вы когда-нибудь в своей жизни?

38. Говорите ли Вы людям свое мнение о них прямо в глаза?

39. Можете ли Вы спокойно смотреть на кровь?

40. Нравится ли Вам работа, когда только Вы один отвечаете
за нее?

41. Заступаетесь ли Вы за людей, по отношению к которым
допущена несправедливость?

42. Беспокоит ли Вас необходимость спуститься в темный
погреб, войти в пустую, темную комнату?

43. Предпочитаете ли Вы деятельность, которую нужно вы­
полнять долго и точно, той, которая не требует большой
кропотливости и делается быстро?

44. Вы очень общительный человек?

45. Охотно ли Вы в школе декламировали стихи?

46. Сбегали ли Вы в детстве из дома?

47. Обычно Вы без колебаний уступаете место в автобусе
престарелым пассажирам?

48. Часто ли Вам жизнь кажется тяжелой?

49. Случалось ли Вам так расстраиваться из-за какого-ни­
будь конфликта, что после этого Вы чувствовали себя не в
состоянии пойти на работу?

50. Можно ли сказать, что при неудаче Вы сохраняете чувст­
во юмора?

51. Стараетесь ли Вы помириться, если кого-нибудь обиде­
ли? Предпринимаете ли Вы первым шаги к примирению?

52. Очень ли Вы любите животных?

53. Случалось ли Вам, уходя из дома, возвращаться, чтобы
проверить: не произошло ли чего-нибудь?

54. Беспокоили ли Вас когда-нибудь мысли, что с Вами или с
Вашими родственниками должно что-либо случиться?

55. Существенно ли зависит Ваше настроение от погоды?

56. Трудно ли Вам выступать перед большой аудиторией?

57. Можете ли Вы, рассердясь на кого-либо, пустить в ход
руки?


58. Очень ли Вы любите веселиться?

59. Вы всегда говорите то, что думаете?

60. Можете ли Вы под влиянием разочарования впасть в от­
чаяние?

61. Привлекает ли Вас роль организатора в каком-нибудь
деле?

62. Упорствуете ли Вы на пути к достижению цели, если
встречается какое-либо препятствие?

63. Чувствовали ли Вы когда-нибудь удовлетворение при не­
удачах людей, которые Вам неприятны?

64. Может ли трагический фильм взволновать Вас так, что у
Вас на глазах выступят слезы?

65. Часто ли Вам мешают уснуть мысли о прошлом или о
проблемах будущего дня?

66. Свойственно ли было Вам в школьные года подсказывать
или давать списывать товарищам?

67. Смогли бы Вы пройти в темноте один через кладбище?

68. Вы не раздумывая вернули бы лишние деньги в кассу,
если бы обнаружили, что получили их слишком много?

69. Большое ли значение Вы придаете тому, что каждая вещь
в Вашем доме должна находиться на своем месте?

70. Случается ли Вам, ложась спать в отличном настроении,
следующим утром встать в плохом расположении духа,
которое длится несколько часов?

71. Легко ли Вы приспосабливаетесь к новой ситуации?

72. Часто ли у Вас бывают головокружения?

73. Часто ли Вы смеетесь?

74. Сможете ли Вы относиться к человеку, о котором Вы пло­
хого мнения, так приветливо, что никто не догадывается
о Вашем действительном к нему отношении?

75. Вы человек живой и подвижный?

76. Сильно ли Вы страдаете, когда совершается несправедли­
вость?

77. Вы страстный любитель природы?


 

78. Уходя из дома или ложась спать, проверяете ли Вы,
закрыты ли краны, погашен ли везде свет, заперты ли
двери?

79. Пугливы ли Вы?

80. Может ли принятие алкоголя изменить Ваше настрое­
ние?

81. Охотно ли Вы принимаете участие в кружках художест­
венной самодеятельности?

82. Тянет ли Вас иногда уехать далеко от дома?

83. Смотрите ли Вы на будущее немного пессимистично?

84. Бывают ли у Вас переходы от веселого настроения к тоск­
ливому?

85. Можете ли Вы развлекать общество, быть душой компа­
нии?

86. Долго ли Вы храните чувство гнева, досады?

87. Переживаете ли Вы длительное время горести других лю­
дей?

88. Всегда ли Вы соглашаетесь с замечаниями в свой адрес,
правильность которых сознаете?

89. Могли ли Вы в школьные годы переписать из-за помарок
страницу в тетради?

90. Вы по отношению к людям больше осторожны и недовер­
чивы, чем доверчивы?

91. Часто ли у Вас бывают страшные сновидения?

92. Бывают ли у Вас такие навязчивые мысли иногда, когда
Вы стоите на перроне, то можете против своей воли
кинуться под приближающийся поезд (или можете
кинуться из окна верхнего этажа большого дома)?

93. Становитесь ли Вы веселее в обществе веселых людей?

94. Вы человек, который не думает о сложных проблемах, а
если и занимается ими, то недолго?

95. Совершаете ли Вы под влиянием алкоголя внезапные,
импульсивные поступки?

96. В беседах Вы больше молчите, чем говорите?

97. Могли бы Вы, изображая кого-нибудь, увлечься и на вре­
мя забыть, какой Вы на самом деле?

 


I S

го

О эо


 

Ложь Экзальтированное Возбудимость Циклотимность Педантичность Застревание Дистимичность Демонстративное! Тревожность Эмоциональность Гипертимность характера Тип акцентуаци
                        s
                      е-  
  Os Ul Ul to to Ul   Ul Ul Ul с о
                      <n е-
                      X  
                      н  
чо ,_. чо oo ЧО OS OS <4^ OO JO     ^_ Ul oo •—    
    Ui-   ЧО **   о            
    to Ю -• ^_«     "* Ю     !    
  Ul to о ^J Ul ЧО OS to          
  Ul ~*   OO " o- Ul            
  OS Ul   oo чо to     "^ to to    
  о     ЧО-   oo   to        
68, ,84 46,     Ul oo ,83   Ul 64, 36,    
оо   Ul Ul   J> ••   ■*   Ul    
оо   -J Ul Ul   ЧО   чо   p   о
        Ul Os   J^ - oo OS   п
    ю ©   to     ЧО       ■о
    oo oo OS               я о
    to о   j3s   ^-~     Ul    
оо       о   OS У (O oo      
to         Ui     os Ul      
            OO     ЧО      
,37,         ,66           Я  
Os                        

оэ


о

?! I

С Р *

о>


Таблица 20 Особенности общения и поведения человека в зависимости от типа акцентуации характера


to

О чо


 

Тип акцентуации Особенности общения и поведения Привлека­тельные черты характера Отталкивающие и конфликтогенные черты характера Потенциально конфликтогенные ситуации
Гипертими-ческий Чрезмерно приподнятое настрое­ние, всегда веселы, разговорчивы, энергичны, самостоятельны, стре­мятся к лидерству, риску, игнориру­ют наказания, не самокритичны. Необходимо сдержанно относиться к их оптимизму и переоценке ими своих возможностей. Энергия подчас направляется на употребле­ние спиртного, наркотиков Энергич­ность, жажда дея­тельности, инициа­тивность, оптимизм Легкомысленность, склонность к амо­ральным поступ­кам, несерьезное отношение к обя­занностям, раздра­жительность в кругу близких людей Монотонность, одиночество, усло­вия жесткой дис­циплины; постоян­ные нравоучения могут вызвать гнев
Эмоцио­нальный Чрезмерная чувствительность, ранимость, глубоко переживают малейшие неприятности, излишне чувствительны к замечаниям, неу­дачам, поэтому у них чаще печаль­ное настроение. Предпочитают об­щение с близкими людьми, которые понимают их с полуслова. Редко идут на конфликты, играют в них пассивную роль Альтруизм, сострадание, исполните­льность, высокое чувство долга Крайняя чувстви­тельность, слезли­вость. Могут прово­цировать нападки невоспитанных или раздражительных людей Конфликты с близ­ким человеком, не­справедливость, хамство, пребыва­ние в окружении грубых людей

Тип акцентуации Особенности общения и поведения Привлека­тельные черты характера Отталкивающие и конфликтогенные черты характера Потенциально конфликтогенные ситуации
Тревожный Склонность к рассуждениям и самоанализу. Пониженный фон настроения, опасения за себя, близких, робость, неуверенность в себе, крайняя нерешительность, долго переживают неудачу, сомне­ваются в своих действиях. Редко вступают в конфликты Дружелю­бие, самокри­тичность, исполни­тельность Боязливость, меч­тательность; вслед­ствие беззащитно­сти служат мише­нью для шуток Ситуации страха, угрозы, наказания, насмешек, неспра­ведливых обвине­ний. Склонность к психастении
Демонстра­тивный Выраженное стремление быть в центре внимания и добиваться своих целей любой ценой (слезы, обморок, скандалы, болезни, на­ряды, необычные украшения, ложь). Стремление представить себя в лучшем свете. Легко забыва­ют о своих неблаговидных поступ­ках. Не способны к упорному труду и высоким достижениям, но обла­дают неумеренно высокими при­тязаниями на успех Обходитель­ность, целенаправ­ленность, актерское дарование, способность увлечь дру­гих, неорди­нарность Эгоизм, необуз­данность поступ­ков, лживость, хва­стливость, отлыни­вание от работы, склонность к инт­ригам; самооценка и уровень притяза­ний часто завыше­ны. Провоцируют конфликты, при этом активно защищаются Ситуации ущемле­ния интересов, не­дооценка заслуг. Склонность к исте­рии. Замкнутый круг общения, од­нообразная работа угнетают

 

 

Тип акцентуации Особенности общения и поведения Привлека­тельные черты характера Отталкивающие и конфликтогенные черты характера Потенциально конфликтогенные ситуации
Дистимич-ный Постоянно пониженное настроение, замкнутость, немногословность, пес­симистичность, тяготятся шумным обществом. В конфликты вступают редко, чаще являются в них пассив­ной стороной. Ценят тех, кто дружит с ними, и склонны им подчиняться Серьез­ность, высо­кая нравст­венность, добро­совестность, справедли­вость Пассивность, пессимизм, «отрыв от коллектива» Ситуации, требую­щие деятельности, смена привычного образа жизни. Склонность к не­вротической депрессии
Застреваю­щий «Застревают» на своих чувствах мыслях, не можут забыть обид Несговорчивость, склонность к за­тяжным склокам. В конфликтах чаще бывают активной стороной четко определен круг врагов и дру­зей Стремление добиваться показателей в любом деле, прояв­ление высо­ких требо­ваний к себе, жажда справедли­вости, принципи­альность Обидчивость, подо­зрительность, мсти­тельность, честолю­бие, самонадеян­ность, раздутое до фанатизма чувство справедливости Задетое самолюбие, несправедливая обида, препятствие к достижению це­лей

 

 

 

pi

и

о

3 СО Я о,

Э£ В

О ь ^

ill

5 я Й

§•&£ h я о.

Г О U

О ^ з-

мц

5 £ -а Р

to

i

о

R

s

о

о

x

<D Ю

О

о

о

X


 

 

Н- (-Н S

X Л S s В «о
Я _ а 8
эа
«! Я ^"

Я

£ 5

я

О О В" X

U о I

a

Я ^ II

ill

о O< cd

ю
CO Л p. a

If1

ipl

я д га о Яга е; е: ш «2

Я 2

X га

а:

н-1 f W ■*■ U^

ра я я >=: о

С

с


га

н 2 S


Га о

в; <и ю с

и

оа

и

II

С я

о

«Я

Я Л

2 *

G S

oii

Я Я «->

О, и Ч

С о |

Я я о

К R

§

Га —

' ' Я

о.

о <и о о

— га о

Т On

л £ Н

Ч я я

га ___

X

I со О Я

* SI

if

U'

8.

il

о- я

?8

я о о

ю Я

3 2


 


Вопросы

/. Что такое «акцентуации характера»? Какие типы акцен­туаций характера Вы знаете?

2. Как проявляются определенные типы акцентуаций харак­
тера в общении, поведении и деятельности человека?

3. Каким образом можно измерить тип акцентуаций харак­
тера?

4. Возможно ли влияние на акцентуированные черты харак­
тера, если да, то каким образом?

Задача

Определите тип акцентуаций характера по трем предлага­емым «портретам»:

/. По характеру я оптимист. Настроение у меня веселое. Возникают жизненные трудности -я не падаю духом, сохра­няю жизнерадостность и уверенность в успехе.

Житейские невзгоды переношу легко, да и по-настоящему серьезные неприятности бывают у меня редко. Обычно они воз­никают из-за моей предприимчивости и активности, склонно­сти к выдумкам и проделкам. В школе у меня была репутация шалуна. Учился я хорошо, но не потому, что старался, а пото­му, что мне все удавалось легко. У меня хорошая память, и я быстро соображаю, я не молчун, с удовольствием участвую в беседах и дискуссиях. Люблю бывать на людях, в компаниях. Со мной охотно дружат, мне подражают и меня слушаются. К друзьям и подругам отношусь тепло, принимаю активное участие в их судьбе, охотно всем помогаю, легко даю в долг де­ньги и так же легко залезаю сам в долги. Желая всем помочь, раздаю много обещаний — больше, чем могу выполнить. Не пе­реношу однообразную, кропотливую работу, которая требует усидчивости. Меня постоянно тянет к новому, к острым, нео­жиданным и рискованным ситуациям. В целом я мало кого могу поставить выше себя.


 

2. Основной особенностью моего характера является бес­
причинная смена настроения. В одни периоды я длительное
время чувствую себя очень хорошо, испытываю прилив сил, с
аппетитом ем, хорошо сплю, много и успешно работаю, хожу
на вечеринки, в кино, участвую в коллективных мероприятиях.
Если в этом состоянии случаются какие-либо неприятности,
то переношу их легко.

Однако (обычно по совершенно непонятным для меня причи­нам) настроение у меня подчас портится на долгое время — не­дели и даже месяцы. Я делаюсь мрачным, угрюмым и недоволь­ным. Мне все становится безразличным, а иногда появляются опасения, что случится что-то плохое. От трудностей и неприятностей впадаю в уныние, плохо ем, сплю, просыпаюсь с ощущением разбитости. У меня нет желания встречаться с людьми, что-нибудь делать, хочется лежать в постели и за­быть обо всем. Смены периодов хорошего и плохого настроения происходят чаще всего весной или осенью.

3. Люблю компании, коллективные мероприятия, люблю,
когда с меня берут пример, мне подражают, люблю вызывать
удивление у других, люблю, когда мной восхищаются и обраща­
ют на меня внимание. Больше всего не выношу равнодушного
отношения к себе окружающих. Лучше пусть уж ненавидят
меня, чем относятся равнодушно или не замечают.

Люблю рассказывать истории, и тем охотнее, чем с боль­шим интересом меня слушают. Люблю сочинять и фантазиро­вать. В моих фантазиях исполняются все мои мечты, я дости­гаю успеха и такого высокого положения, что мне все завиду­ют. Яхорошо чувствую отношение людей ко мне. Еслиязахочу, то со мной охотно дружат. К сожалению, мне не удалось най­ти настоящего друга. Я ценю такого друга, который всегда внимателен ко мне. Работу люблю увлекательную, такую, чтобы меня ценили и ставили другим в пример. Одеваться люб­лю модно и красиво, так, чтобы всем был виден мой прекрасный вкус, чтобы мною любовались окружающие.


Рекомендуемая литература

Леонгард К. Акцентуированные личности. — Ростов н/Д, 1997. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации у подростков. — Л., 1983. Личко А. Е. Акцентуации характера у подростков / А. Е. Личко, И. Ю. Лавкай // Психол. журнал. — 1987. — № 2.

 

     
     
     
     
     
     
     

 

 

 
 
 
 
 

 


 
 

Литература

Гальперин П. Я. Введение в психологию: Учеб. пособие для вузов. — М., 1999.

Гамезо М. В. Атлас по психологии / М. В. Гамезо, И. А. Домашенко. — М., 1998.

Типпенрейтер Ю. Б. Введение в психологию: Курс лекций. — М., 1998.

Годфруа Ж. Что такое психология: В 2 т. — М., 1993.

Грановская Р. М. Элементы практической психологии. — СПб., 1997.

Гриншпун И. Б. Введение в психологию. — М., 1994.

Джеймс У. Психология. — М., 1991.

Климов Е. Л. Основы психологии: Учеб. для вузов. — М., 1999.

Крутецкий В. А. Психология. — М., 1986.

Крысько В. Г. Общая психология в схемах и комментариях к ним. — М., 1998.

Немое Р. С. Психология: Учеб. пособие для студентов пед. вузов: В 3 кн. — М., 1994.

Общая психология: Курс лекций / Под ред. Е. И. Рогова. — М., 1998.

Общая психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов / Под ред.

A. В. Петровского. — М., 1986.

Овчарова Р. В. Справочная книга школьного психолога. — М., 1996.

Платонов К. К. Краткий словарь системы психологических поня­тий. — М., 1984.

Практикум по общей психологии / Под ред. А. И. Щербакова. — М., 1990.

Практикум по общей, прикладной и экспериментальной психологии / Под ред. А. А. Крылова. — СПб., 1999.

Практикум по психологии: Учеб. пособие для инж.-пед. ин-тов /

B. М. Шевелев, Э. Ф. Зеер, Л.Н. Сычугова и др. — Свердловск, 1988.

Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещеряко­ва. — 2-е изд., перераб. и доп. — М., 1996.

Психология и педагогика: Учеб. пособие / Под ред. К. А. Абульхановой и др. -М., 1998.

Психология: Словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевско-го. - М., 1990.

Психология: Учеб. / Под ред. А. А. Крылова. — М., 1999.

Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учеб. пособие. — М, 1996.

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — СПб., 1998.


Слободчиков В. И. Психология человека / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев - М., 1995.

Современная психология: Справочное руководство / Под ред. В. Н. Дружинина. - М., 1999.

Столяренко Л. Д. Основы психологии. — Ростов н/Д, 1997.

Турусов О. В. Психология в вопросах, задачах и упражнениях: В 3 т. — Самара, 1994.

 

 

 

 


Оглавление

От авторов................................................................................. 3

Тема 1 Введение.Методы психологического исследования. 5

Раздел I
Личность и ее проявления.........................................................
17

Тема 2 Исследование самооценки личности................... 18

Тема 3 Исследование уровня притязаний личности... 29 Тема 4 Исследование экстраверсии—

интроверсии и нейротизма.................................... 53

Тема 5 Исследование агрессивности

как свойства личности........................................... 63

Раздел II
Межличностные отношения....................................................
73

Тема 6 Исследование межличностных

отношений в группе............................................... 74

Тема 7 Исследование стратегий поведения

в конфликтной ситуации....................................... 86

Раздел III
Познавательная сфера личности...............................................
99

Тема 8 Внимание. Исследование свойств внимания.. 100 Тема 9 Память. Исследование особенностей памяти..113 Тема 10 Мышление. Исследование

особенностей мышления...................................... 126

Раздел IV
Эмоционально-волевая сфера личности.................................
141

Тема 11 Исследование волевых качеств личности.... 142 Тема 12 Исследование ситуативной

и личностной тревожности.................................. 157


Тема 13 Исследование эмоционального

состояния фрустрации.......................................... 167

Раздел V

Индивидуально-психологические
особенности личности..............................................................
187

Тема 14 Исследование типов темперамента...................... 188

Тема 15 Исследование акцентуаций характера................ 201

Литература............................................................................. 216


Тема 13

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...