Интерпретация основных факторов
Е' - подчеркивается наличие расстраивающего препятствия. Встречается, главным образом, в ситуациях препятствия. Образцы: «Эта ситуация определенно беспокоит меня»; «Это ужасно!» «Как жаль...»; «Ох, как плохо!». Е- четко выражены враждебность, порицание, т.е. реакции направлены против кого-нибудь или чего-нибудь. В ответе содержатся обвинения, упреки, сарказм. Образцы: «Все это надо отрицать»; «Вы виноваты»; «Растяпа!»; «Надо е - требуется, ожидается или явно подразумевается, что кто-то должен разрешить эту ситуацию. Образец: «Это Вам надо решить этот вопрос».____________________ /' - фрустрирующая ситуация интерпретируется как своего рода благо, как приносящая удовлетворение. Образец: «Эта ситуация — фактически благодеяние (выгода)». /— порицание, осуждение, агрессия направлены против самого себя, доми I- субъект сам берется за решение фрустрационной ситуации, намекая на свою виновность. Образец: «Я беру на себя ответственность за исправление данной ситуации». М' — минусы фрустрационной ситуации не замечаются или сводятся к полному отрицанию. Образец: «Эта ситуация меня нисколько не волнует. Она не имеет никакого значения». М — ответственность лица, попавшего во фрустрационную ситуацию ведена до минимума, осуждение избегается. Образец: «Никого (ни Вас, ни меня) нельзя осуждать за то, что произошло». т - выражается надежда, что время, нормальный ход событий автомати
Примечание. Для большинства ответов используется один фактор, но в ряде случаев (если ответ состоит из нескольких предложений) могут быть использованы два фактора. Например: «Какой же ты лентяй, но эту проблему тебе придется решать самому» (JE/, /е/). Результаты, полученные при анализе ответов, в буквенном обозначении заносятся в аналитическую таблицу, которая в данном случае заполнена в качестве примера. Аналитическая таблица
На основании аналитической таблицы заполняется итоговый бланк, пример которого приведен в табл. 16, и в него заносится суммарное количество баллов. В нашем примере По совпадению ответов испытуемого со стандартными ответами можно определить индивидуальный коэффициент групповой адаптированности (КТА) — конформности, для чего за 100 % принимается 12 стандартных ответов. Испытуемый подсчитывает количество совпадений своих ответов со стандартными и переводит в проценты. Если совпадают 4 ответа, то КГА — 33,3 %, 6 ответов — 50 % и т. д. Коэффициент групповой адаптированности не является абсолютным показателем фру-стрированности. По нему мы судим, с одной стороны, о коммуникативных характеристиках личности, которые основываются на некоторых эмоциональных навыках, с другой — о шаблонности ответов. Фрустрированность человека, степень выраженности фрустрационного состояния выступает как мощный неосознанный фактор, побуждающий человека к определенным устойчивым формам реагирования в разнообразных ситуациях. Часто повторяющееся состояние фрустрации может закрепить в личности человека некоторые агрессивные черты: враждебность, завистливость, озлобленность — у одних; вялость, неверие в себя, «комплекс неполноценности», безынициативность, безразличие — у других. Фрустрированность возрастает, накапливается, если человек не стремится овладеть методами самоуправления, саморегуляции, приемами восстановления эмоционального равновесия. Если человек длительное время не выходит из фрустрационного состояния, то формируется невроз.
Описывая фрустрацию, многие авторы наибольшее внимание уделяют ее негативному влиянию на психику, сознание человека. Однако это не совсем верно, поскольку фрустрация играет в поведении многих людей и определенную конструктивную роль, способствуя достижению поставленной цели. Благодаря ее воздействию на психику субъекта в мотивационной сфере его личности нередко доминирующее значение приобретают мотивы достижения, усиливается привлекательность поставленной цели. Конструктивное воздействие фрустрации на человека проявляется в виде следующих особенностей его поведения. Прежде всего происходит интенсификация усилий на пути достижения поставленной цели (чем сложнее возникающие препятствия, тем активнее происходит мобилизация внутренних резервов человека для их преодоления). Однако не всегда интенсификация усилий завершается преодолением препятствий, и человек, находясь в состоянии фрустрации, вынужден пересматривать тактику своего поведения. В подобных случаях происходит своеобразная замена средств достижения цели и производится анализ предыдущих действий, направленных на ее достижение, переоценка всей ситуации с одновременным поиском обходных путей и с последующим выходом из состояния фрустрации. И, наконец, может производиться замена цели (поиск альтернативной цели, частично удовлетворяющей потребности и желания). Это возможно только путем достижения компромисса. Поэтому изначальное напряжение, обусловленное фрустрацией, может оставаться неразрешенным, особенно тогда, когда субъект сохраняет свой прежний завышенный уровень притязаний, не считаясь со своими возможностями и обстановкой, в которой он оказался.
Если все перечисленное ранее: интенсификация усилий, замена средств достижения поставленной цели и даже замена самой цели — не приводит к успеху и состояние фрустрации остается, субъект должен (безусловно, это возможно лишь при развитом интеллекте, устойчивой нервной системе) переоценить ситуацию и произвести выбор между возможными альтернативами, обеспечивающий ему адаптацию к новой ситуации с последующим выходом из состояния фрустрации. При достаточно низком уровне сопротивляемости к фрустрации, что зависит от величины эмоционального напряжения, психологических особенностей индивида и типа ситуации, может проявиться ее характерное деструктивное воздействие на личность. Деструктивное воздействие фрустрации проявляется в нарушениях точной координации усилий, направленных на достижение цели; в когнитивной ограниченности, из-за которой субъект не видит альтернативных путей или какой-
либо другой подходящей цели; в эмоциональном возбуждении, аффективно окрашенных агрессивных действиях с частичной утратой контроля над собой и ситуацией. В подобного рода конфликтных ситуациях типичными эмоциональными реакциями на воздействие фрустраторов являются: • агрессия, в том числе в виде «замещающих действий», на • депрессия, сопровождаемая беспочвенными самообвине Вопросы 1. Что такое «фрустрация» и какие она имеет характерные 2. Как влияет эмоциональное состояние фрустрации на пове
3. Каким образом можно измерить уровень выраженности ре 4. Что можно порекомендовать лицам с ярко выраженными Индивидуально-психологические особенности личности
Рекомендуемая литература Василюк В. Ф. Психология переживания. — М., 1989. Изард К. Э. Психология эмоций. — СПб., 1999. Психология эмоций: Тексты / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппен-рейтер. — М., 1993. Романов В. В. Юридическая психология. — М., 1998. Тарабрина Н. В. Методика изучения фрустрационных реакций // Иностр. психология. — 1994. — № 2 (4).
186 Тема 14
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|