Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Интерпретация основных факторов




Е' - подчеркивается наличие расстраивающего препятствия. Встречается, главным образом, в ситуациях препятствия.

Образцы: «Эта ситуация определенно беспокоит меня»; «Это ужасно!» «Как жаль...»; «Ох, как плохо!».

Е- четко выражены враждебность, порицание, т.е. реакции направлены против кого-нибудь или чего-нибудь. В ответе содержатся обвинения, упреки, сарказм.

Образцы: «Все это надо отрицать»; «Вы виноваты»; «Растяпа!»; «Надо
смотреть!».________________________________________

е - требуется, ожидается или явно подразумевается, что кто-то должен

разрешить эту ситуацию.

Образец: «Это Вам надо решить этот вопрос».____________________

/' - фрустрирующая ситуация интерпретируется как своего рода благо, как приносящая удовлетворение.

Образец: «Эта ситуация — фактически благодеяние (выгода)».
Подчеркивается причастность субъекта к фрустрации другого лица.
[«Мне очень жаль, что я стал причиной этого».)___________________

/— порицание, осуждение, агрессия направлены против самого себя, доми­
нируют чувства вины, собственной неполноценности, угрызения совести.
Образец: «Это меня надо осуждать»._________________________

I- субъект сам берется за решение фрустрационной ситуации, намекая на

свою виновность.

Образец: «Я беру на себя ответственность за исправление данной ситуации».

М' — минусы фрустрационной ситуации не замечаются или сводятся к полному отрицанию.

Образец: «Эта ситуация меня нисколько не волнует. Она не имеет никакого значения».

М — ответственность лица, попавшего во фрустрационную ситуацию ведена до минимума, осуждение избегается. Образец: «Никого (ни Вас, ни меня) нельзя осуждать за то, что произошло».

т - выражается надежда, что время, нормальный ход событий автомати­
чески разрешат проблему, просто надо немного подождать. Взаимопони­
мание и компромисс устраняют фрустрационную ситуацию.
Образец: «Ничего страшного, это разрешимо».____


Примечание. Для большинства ответов используется один фактор, но в ряде случаев (если ответ состоит из нескольких предложений) могут быть использованы два фактора. Например: «Какой же ты лентяй, но эту проблему тебе при­дется решать самому» (JE/, /е/).

Результаты, полученные при анализе ответов, в буквен­ном обозначении заносятся в аналитическую таблицу, кото­рая в данном случае заполнена в качестве примера.

Аналитическая таблица

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

O-D E-D N-P   O-D E-D N—P
  Г         Е  
    М     Г    
    Е     М'    
  Е'         Е  
      т       М
  Е'       Г    
  Г         Е  
  Е'       Г    
    I         Е
      Е   Е'    
  Е'           I
    I     Е'    

 

На основании аналитической таблицы заполняется ито­говый бланк, пример которого приведен в табл. 16, и в него заносится суммарное количество баллов. В нашем примере


По совпадению ответов испытуемого со стандартными от­ветами можно определить индивидуальный коэффициент груп­повой адаптированности (КТА) — конформности, для чего за 100 % принимается 12 стандартных ответов. Испытуемый под­считывает количество совпадений своих ответов со стандарт­ными и переводит в проценты. Если совпадают 4 ответа, то КГА — 33,3 %, 6 ответов — 50 % и т. д. Коэффициент групповой адаптированности не является абсолютным показателем фру-стрированности. По нему мы судим, с одной стороны, о ком­муникативных характеристиках личности, которые основыва­ются на некоторых эмоциональных навыках, с другой — о шаб­лонности ответов. Фрустрированность человека, степень выраженности фрустрационного состояния выступает как мощный неосознанный фактор, побуждающий человека к определенным устойчивым формам реагирования в разнооб­разных ситуациях. Часто повторяющееся состояние фрустра­ции может закрепить в личности человека некоторые агрессив­ные черты: враждебность, завистливость, озлобленность — у одних; вялость, неверие в себя, «комплекс неполноценности», безынициативность, безразличие — у других. Фрустрирован­ность возрастает, накапливается, если человек не стремится овладеть методами самоуправления, саморегуляции, приема­ми восстановления эмоционального равновесия. Если человек длительное время не выходит из фрустрационного состояния, то формируется невроз.

Описывая фрустрацию, многие авторы наибольшее вни­мание уделяют ее негативному влиянию на психику, созна­ние человека. Однако это не совсем верно, поскольку фруст­рация играет в поведении многих людей и определенную конструктивную роль, способствуя достижению поставлен­ной цели. Благодаря ее воздействию на психику субъекта в мотивационной сфере его личности нередко доминирующее значение приобретают мотивы достижения, усиливается привлекательность поставленной цели.

Конструктивное воздействие фрустрации на человека проявляется в виде следующих особенностей его поведения. Прежде всего происходит интенсификация усилий на пути


достижения поставленной цели (чем сложнее возникающие препятствия, тем активнее происходит мобилизация внут­ренних резервов человека для их преодоления).

Однако не всегда интенсификация усилий завершается преодолением препятствий, и человек, находясь в состоянии фрустрации, вынужден пересматривать тактику своего пове­дения. В подобных случаях происходит своеобразная замена средств достижения цели и производится анализ предыду­щих действий, направленных на ее достижение, переоценка всей ситуации с одновременным поиском обходных путей и с последующим выходом из состояния фрустрации.

И, наконец, может производиться замена цели (поиск альтернативной цели, частично удовлетворяющей потреб­ности и желания). Это возможно только путем достижения компромисса. Поэтому изначальное напряжение, обуслов­ленное фрустрацией, может оставаться неразрешенным, особенно тогда, когда субъект сохраняет свой прежний завы­шенный уровень притязаний, не считаясь со своими воз­можностями и обстановкой, в которой он оказался.

Если все перечисленное ранее: интенсификация усилий, замена средств достижения поставленной цели и даже заме­на самой цели — не приводит к успеху и состояние фрустра­ции остается, субъект должен (безусловно, это возможно лишь при развитом интеллекте, устойчивой нервной систе­ме) переоценить ситуацию и произвести выбор между воз­можными альтернативами, обеспечивающий ему адаптацию к новой ситуации с последующим выходом из состояния фрустрации.

При достаточно низком уровне сопротивляемости к фру­страции, что зависит от величины эмоционального напря­жения, психологических особенностей индивида и типа си­туации, может проявиться ее характерное деструктивное воздействие на личность.

Деструктивное воздействие фрустрации проявляется в нарушениях точной координации усилий, направленных на достижение цели; в когнитивной ограниченности, из-за ко­торой субъект не видит альтернативных путей или какой-


 

 

 

либо другой подходящей цели; в эмоциональном возбужде­нии, аффективно окрашенных агрессивных действиях с час­тичной утратой контроля над собой и ситуацией.

В подобного рода конфликтных ситуациях типичными эмоциональными реакциями на воздействие фрустраторов являются:

агрессия, в том числе в виде «замещающих действий», на­
правленных на совершенно посторонние объекты (так
называемая реакция замещения);

депрессия, сопровождаемая беспочвенными самообвине­
ниями, что может перерасти в аутоагрессию с попытками
самоубийства, причинения себе боли, увечий.

Вопросы

1. Что такое «фрустрация» и какие она имеет характерные
особенности?

2. Как влияет эмоциональное состояние фрустрации на пове­
дение и деятельность человека?

3. Каким образом можно измерить уровень выраженности ре­
акций фрустрации человека?

4. Что можно порекомендовать лицам с ярко выраженными
показателями реакций фрустрации?


Индивидуально-психологические особенности личности


 


Рекомендуемая литература

Василюк В. Ф. Психология переживания. — М., 1989.

Изард К. Э. Психология эмоций. — СПб., 1999.

Психология эмоций: Тексты / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппен-рейтер. — М., 1993.

Романов В. В. Юридическая психология. — М., 1998.

Тарабрина Н. В. Методика изучения фрустрационных реакций // Иностр. психология. — 1994. — № 2 (4).


 


 


186



Тема 14

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...