Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

III-й ЭТАП. Соловушка. Удивительные вещи. 9. Игра «Кто быстрее?»




III-й ЭТАП

1. Прочитайте отрывки стихотворений. Сравните в них значение слова золотой.

Золотая клетка На сучке висит. В этой клетке птица Точно жар горит.

(И. Суриков)

Ветерок спросил, пролетая:

- Отчего ты, рожь, золотая?
А в ответ колоски шелестят:

- Золотые руки растят.

(Е. Серова)

Кроет уж лист золотой Влажную землю в лесу. Смело топчу я ногой Вешнюю леса красу.

(А. Майков)



Блок 9


 


Составьте предложения со словосочетаниями золотая брошь, зо­лотые руки, золотая осень.

2. Объясните, что обозначают словаязычок, глазок, горлышко, нож­
ка!
А что обозначают эти же слова в стихотворении И. Токмаковой?

В одной стране,
В чудной стране,
Где не бывать тебе и мне,
                      Ботинок жирным язычком

С утра лакает молочко, И целый день в окошко Глазком глядит картошка. Бутылка горлышком поет, Концерты вечером дает, А стул на гнутых ножках Танцует под гармошку. В одной стране, В чудной стране... Ты почему не веришь мне?

3. Составьте предложения с данными словосочетаниями, сравните.

1) Потерять здоровье. Потерять вечер.

2) Расшатать дисциплину. Расшатать зуб.

3) Войти в комнату. Войти в доверие.

4) Поднять карандаш. Поднять тревогу.

5) Завоевать страну. Завоевать доверие.

6) Потерять тетрадь. Потерять доверие.

7) Потерять слух. Потерять надежду.

4. Определите лексические значения слова свежий в данных сло­
восочетаниях. Подберите синонимы, сравните.

Свежая газета, свежий фильм, свежие обои, свежее белье, свежее молоко, свежая говядина, свежие розы, свежее утро, свежий ветер, све­жее дыхание.

Для справок:

(

прохладный, чистый, только что сорванный, новый, добро­качественный.


/// этап: применение знаний________________________ 203

5. Что имеется общего в лексических значениях слова хвост?

Хвосты Есть хвост У падающих звезд, И у семян Бывает хвост, У птиц, У самолета -Он нужен для полета. Хвостом корова Бьет слепней, Когда они кусаются. Для скорпионов Хвост важней: Они хвостом Сражаются!

(Ю. Коринец)

6. Послушайте стихотворение. Назовите слова, использованные в
переносном значении. Докажите.

Соловушка

Что ни вечер слушаю, Как поет соловушка.

- Покажи, соловушка,
Золотое перышко!
Отвечал соловушка:

- Сам я птица серая,
Птица неприметная,
Голос - золотой!

(Я. Райнис)

7. Прочитайте текст. Назовите многозначные слова. Сравните.

Удивительные вещи

Странные вещи в природе бывают. Ножки у стула, а стол не шагает. Часто часы бьют. Но мы не слыхали, Чтобы кого-то они обижали.



Блок 9


«Слон затрубил», - говорят. Интересно! Что-то слона я не вижу в оркестре? (Карол Корд)

8. Прочитайте стихотворение. Правильно ли свинки поняли чело­веческий язык? Объясните, почему так получилось, сравните слова по значению.

- Не жалейте пятачка, -
Говорит корова,

- Вы купите молочка,
Вкусного, парного! »
Поросята тут-как тут:

- «Нам по целой кружке! -
Пятачки свои суют
Маленькие хрюшки...

(А. Шибаев)

9. Игра «Кто быстрее? »

Заполните в тетради фигуры словами, используя эти буквы.

10. Составьте предложения с данными словосочетаниями. Сравните по значению.

Глубокая река, глубокая старость; Горькая редька, горькая правда; Крепкий чай, крепкая дружба; Стальной нож, стальной характер; Каменный дом, каменное сердце; Мягкий диван, мягкий климат.


Омонимы



 


11. Определите, в каком случае слово употреблено в прямом, а в
каком - в переносном значении. Сравните, докажите.

Железный гвоздь, железный характер, железная воля.

Золотое кольцо, золотые руки, золотой человек, золотое сердце.

На костюм идет три метра ткани.

Этот костюм вам идет.

Часы идут точно? Дети идут из школы.

Глухой человек, глухой лес, глухая стена.

Медвежья берлога, медвежья услуга.

Белый снег, белая ворона, белый свет.

Свежий хлеб, свежая газета, свежая сорочка, свежая новость.

Ленивый человек, ленивые голубцы.

Ясный день, ясное солнце, ясное мышление.

Острый нож, острое словцо.

Лисий хвост, лисий характер, лисий воротник.

12. Выписать предложения, в которых выделенные глаголы употреб­
лены в переносном значении. Сравните, докажите.

1) Затем и фиалка проснулась от сна. Девочка проснулась и заплакала.

2) Бегун тяжело дышал. Уж небо осенью дышало.

3) Мороз узоры пишет на окне. Ученик пишет сочинение.

4) Мама часто улыбается. И стоит себе лес, улыбается.

13. Из данных слов составьте словосочетания. С этими словосоче­
таниями придумайте предложения. Сравните по значению, обобщите.

Образец: Бархатный голос. Артист приятным голосом читал стихи.

Голос, улыбка, мускулы, память, время, ответ. Стальной, бархатный, короткий, туманный, теплый, золотой.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...