Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос 2. Взаимосвязь деловой среды организации и человека.




Под «организацией» понимается форма устойчивого объединения людей, преследующих общие групповые цели и удовлетворяющих интересы и потребности, связанные с их коллективным существованием. Это обеспечивается относительно стабильным уровнем упорядоченности структуры организации, разделением функций и согласованностью действий субъектов организации. Процесс взаимодействия организационной среды и человека отражается на рис. 1.

С позиций системного подхода организация представляет собой открытую систему, значимыми характеристиками которой является ее взаимосвязь и взаимодействие с внешней средой и способность изменяться в соответствии с ее требованиями с целью продолжения функционирования и развития.

 

 

Рис. 1. Взаимодействия организационной среды и человека

 

Понятие «внешняя организационная среда» включает в себя множество факторов разнообразного спектра воздействия на работу организации. Учет данных факторов в полном объеме зачастую является проблематичным. Для этого целесообразным является разделение внешних факторов на среду прямого и среду косвенного воздействия.

Среда прямого воздействия включает факторы, которые непосредственно влияют на деятельность организации или испытывают на себе прямое влияние ее действий.

К факторам среды прямого воздействия относятся (рис. 2.):

· Поставщики.

· Государственные органы.

· Потребители.

· Конкуренты.

· Трудовые ресурсы.

Рис. 2. Факторы (среда) прямого воздействия

 

Под средой косвенного воздействия понимаются факторы, которые могут не оказывать прямого и немедленного воздействия на деятельность организации, но, тем не менее, сказываются на ней. Традиционно к факторам среды косвенного воздействия относятся (рис. 3.):

· Технология и научно-технический прогресс.

· Состояние экономики.

· Социокультурные факторы.

· Политические факторы.

 

Рис. 3. Факторы (среда) косвенного воздействия

Внешние факторы среды находятся вне организации и вне пределов влияния руководства организации, однако при этом оказывают серьезное влияние на ее успех. Для того чтобы организации реагировали на эти факторы адекватно, руководителям необходимо учитывать специфику их воздействия на организацию. Эти различия заключаются как в глубине воздействия разнообразных изменений на организацию, так и в скорости, с которой меняется внешняя среда организации, ее внешнее окружение. Важно также учитывать то, что факторы внешней среды характеризуются взаимосвязанностью, сложностью, подвижностью и неопределенностью.

 

Взаимосвязанность факторов внешней среды проявляется в том, что изменение одного фактора может обуславливать изменение других факторов.

Чтобы добиться успеха, отечественным организациям приходится не только конкурировать на иностранных рынках, но и противостоять жесткой конкуренции иностранных компаний в своей стране.

Организация, являясь открытой системой, взаимосвязанной и взаимодействующей с внешней средой, характеризуется своей внутренней средой.

Внутренняя среда организации включает:

· Цели. Организация объединяет группу людей общими целями. Цели – это конкретные конечные состояния или желаемый результат, которого стремится добиться группа, осуществляя совместную деятельность.

· Структура организации отражает горизонтальное и вертикальное разделение труда, которое позволяет наиболее эффективно достигать цели организации.

· Задачи. Одним из направлений разделения труда в организации является формулирование задач. Задачи – это определенная работа, серия работ или часть работы, которая должна быть выполнена заранее установленным способом, в заранее определенные сроки.

· Технология. Технология, применительно к организации, представляет собой совокупность средств, процессов, операций, методов, с помощью которых входящие элементы преобразуются в выходящие; она охватывает машины, механизмы и инструменты, навыки и знания. Задачи и технология тесно связаны между собой. Выполнение задачи включает использование конкретной технологии как средства преобразования материала, поступающего на входе, в форму, получаемую на выходе.

· Люди как внутренний фактор среды организации характеризуются своими способностями, потребностями, ценностями и спецификой поведения: поведение отдельных людей, поведение людей в группах, характер поведения руководителя, функционирование менеджера в роли лидера и его влияние на поведение отдельных людей и групп.

Все факторы внутренней среды организации являются результатом принятия управленческих решений и в различной степени контролируемы. Управление также является средством, с помощью которого учитываются факторы внешнего окружения.

Влияние факторов внешней среды на внутреннюю среду организации характеризуется изменчивостью, динамичностью.

 

Например, введение новой производственной технологии может обеспечить организации преимущество в конкуренции. Но чтобы использовать эту новую технологию, организации необходимо подобрать персонал с определенными навыками. Если экономическая конъюнктура повышается или существует конкуренция на рынке таких специалистов, организации, возможно, целесообразно повысить заработную плату, чтобы привлечь этих специалистов на работу. При найме специалистов организации также необходимо соблюдать государственное законодательство в области регулирования трудовых отношений и охраны труда. Все эти факторы меняются постоянно.

 

Одно из важных следствий динамичного взаимодействия внутренних и внешних факторов состоит в том, что руководитель никогда не может полностью быть уверен в априорной «правильности» какого-то конкретного метода или способа управления. Не существует и «правильного» ответа на изменения среды. При высоких темпах научно-технического прогресса в современном мире организации, которые могут быстро адаптироваться к этим переменам, заслуживают всяческой похвалы и высокой оценки. Однако быстрое изменение ориентации, которое необходимо, чтобы добиться успеха в неустойчивой среде быстрых технологических перемен, очень важно для наукоемких производств и потенциально опасно для небольших предприятий. При принятии реальных решений должны быть учтены многие релевантные факторы.

Чтобы достичь успеха, руководителю необходимо увидеть всю ситуацию как единое целое, т.е. оценить в целом деловую среду организации.

Деловая среда организации складывается под воздействием внешних и внутренних средовых факторов. Она охватывает сферу деятельности организации и характеризует ситуацию, в которой данная конкретная организация, обладающая своей внутренней спецификой и определенным потенциалом реагирования на факторы внешней среды, функционирует и развивается.

Человек, будучи единым, участвует в производственной деятельности как ее многогранный субъект:

· экономический;

· биологический;

· социальный;

· политический;

· культурный;

· нравственный.

 

Все эти аспекты (роли) человека при определенных условиях в большей или меньшей степени влияют на поведение работника в сфере труда в целом и на дисциплину труда в частности.

 

Среди факторов внешней среды выделяются:

· демографические,

· природно-экологические,

· экономические,

· политико-правовые,

· социокультурные факторы,

· факторы научно-технического прогресса.

 

Непосредственное влияние на организационное поведение работников и соблюдение дисциплины труда оказывают факторы внутренней среды организации: цели и задачи организации, внутренние философия и стратегия развития организации; технологии управления; ресурсы организации (как совокупность человеческих, производственных и технологических ресурсов); организационные ценности и корпоративная культура организации и психосоциальные параметры личности работников.

Факторы внешней и внутренней среды, влияющие на формирование деловой среды организации, прямо или опосредованно воздействуют на работников, порождая потребности, интересы, стремления, мотивы, желания и цели, что определяет их поведение и влияет соблюдение или несоблюдение ими дисциплинарных требований, что может способствовать или препятствовать эффективному функционированию и развитию организации.

При рассмотрении и изучении деловой среды организации в контексте организационного поведения также рассматривают поведенческий или организационный маркетинг. Его следует рассматривать как определенный тип поведения организации именно во внешней среде, когда на требования партнеров по рыночным отношениям ориентирована вся целостность организации.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...