Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

21 Психическая реальность с точки зрения деятельностного подхода.




21 Психическая реальность с точки зрения деятельностного подхода.

Базовый тезис теории формулируется следующим образом: не сознание определяет деятельность, а деятельность определяет сознание.

Деятельность не является совокупностью рефлекторных реакций на внешний стимул, так как регулируется сознанием. Сознание рассматривается как реальность, которая не дана субъекту непосредственно для его самонаблюдения. Сознание может быть познано лишь через систему субъективных отношений, в том числе через деятельность субъекта, в процессе которой субъект развивается. Леонтьев уточняет положение Рубинштейна: «Сознание не просто проявляется как отдельная реальность, сознание встроено и неразрывно связано с ним». Основным предметом исследования признается деятельность, опосредствующая все психические процессы.

Психическая реальность происходит из внешней трудовой на основании ее орудийности. " Орудие опосредствует деятельность, связывающую человека не только с миром вещей, но и другими людьми. Благодаря этому, его деятельность впитывает в себя опыт человечества".

12вопрос

7. Психологические идеи Аристотеля

Трактат ≪ О душе≫. Аристотель (384/383 - 322/321 до

н. э. ) впервые систематизировал все знания о природе

человека от истории вопроса до анализа мнений предшест-

венников и построения на этой основе своей теории.

Главная функция души - это реализация биологического

существования организма, в котором телесное и духов-

ное образуют нераздельную целостность. Душа - это не

самостоятельная сущность, а форма, способ организации

живого тела. После смерти душа возвращается в эфир

пространства, т. е. имеет божественное начало, приходя-

щее в тело в момент рождения. Способности души рас-

сматриваются через ее уровни.

1. Вегетативный уровень характерен для растений и

содержит в себе способности к движению в смысле пита-

ния, роста и упадка.

2. Чувственный уровень преобладает в душах живот-

ных, и его главными способностями являются чувства и

ощущения.

3. Разумный (высший) уровень присущ лишь чело-

веку, основными являются способности к размышлению.

Выделяются следующие познавательные способности

души.

1. Восприятие - первичный источник познания, позна-

ет отдельное, частное, на основе которого человек позна-

ет общее.

2. Осязание - главнейшее ощущение, необходимое

для жизни.

3. Память, которая дает сохранение и воспроизведение

ощущений и делится на три вида: низшая, сохраняющая

ощущения в виде представлений; собственно память

 

Чувственное познание отделено от рационального.

Чувственное познание, отражая материальный мир, дает

человеку лишь вторичное, несущественное знание, так

как отражает не подлинный мир идей, а кажущийся мир

вещей. Оно дает промежуточное мнение между знанием и

незнанием и является низшим видом знания. Поэтому

истинным может быть только то познание, которое про-

никает в саму суть, в мир идей.

 

 

29 вопрос

Бенедикт Спиноза (1632-1677), нидерландский фило-                                                                                                                     

соф.

Теория познания. Существует четыре способа позна-

ния: 1) понаслышке; 2) от беспорядочного случайного

опыта; 3) от общего к частному; 4) непосредственное вос-

приятие сущности через познание ее ближайшей причи-

ны. На основе этих четырех способов познания Спиноза

выводит три типа познания:

1) познания первого рода - это мнение и вообра-

жение, которые существуют в виде образов. Эти позна-

ния являются смутными и искаженными, а также дают

лишь абстрактные знания;

2) познания второго рода - это общие идеи о сущест-

венных свойствах вещей. Они составляют основание для

наук, но страдают отрывом от конкретных индивидуаль-

ных особенностей обозначаемых объектов;

3) интуитивное познание, определяемое как знание

сущности вещей, в котором конкретное и индивидуаль-

ное выступает в их подлинном единстве.

Теория аффектов. Аффекты определяются как естест-

венные проявления природы, и их необходимо рас-

сматривать с двух точек зрения. С точки зрения мышле-

ния аффекты - это ложная, внушенная окружающими

вещами идея, в которой утверждается неадекватная

реальной способность тела существовать и действовать,

а с точки зрения протяжения аффекты - это состояния

тела, в которых вследствие воздействия других тел пре-

увеличивается или преуменьшается действительная воз-

можность этих тел существовать и действовать.

 

духовное бытие. Это самонаблюдение похоже на так на-

зываемое ≪ внутреннее зрение≫ (впоследствии получило

название интроспекции, т. е. умение понимать суть раз-

личных внутрипсихических объектов - образов, умствен-

ных действий, волевых актов и т. д. ).

Методом познания является систематическое сомне-

ние: следует сомневаться во всем, независимо от того,

представляется ли оно естественным или сверхъестествен-

ным. Этот метод стоит использовать только в том случае,

если необходимо получить научную истину, так как в жизни

часто для понимания сути вещей и явлений достаточно

использовать правдоподобные, или вероятные, знания.

В желании познать объективную реальность не стоит

опираться на органы чувств, так как они далеко не всегда

правильно ее отражают

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...