Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1. Сознание активно, имеет разные степени ясности и




32 вопрос

Экспер! I психология В. Вундта '

В. Вундт в своей концепции экспериментальной психо-

логии разрабатывал понятие предмета, метода и задач

психологии как науки.

1. Предмет психологии - не поведение и деятельность,

а сам человек, его внутренняя сущность, т. б. сознание и

его содержание - простейшие элементы (ощущения и

чувства), возникающие в непосредственном опыте инди-

вида.

2. Задача психологии - с помощью эксперимента

изучить эти простейшие элементы сознания и связи между

ними через их выделение с помощью метода интроспек-

ции, установление характера и нахождение законов этой

связи.

3. Методы психологии - интроспекция как особая про-

цедура, требующая специальной подготовки и умения от-

влечься от всего внешнего и сосредоточиться на самой

сути сознания, и эксперимент как способ уточнения дан-

ных, полученных в ходе самонаблюдения.

4. Экспериментальная психология делится на две отрас-

ли, имеющие разные методы и объекты исследования:

1) психология индивидуального сознания, где объектом

исследования через метод интроспекции являются прос-

тейшие элементы сознания;

2) ≪ психология народов≫, где объектом изучения стано-

вятся высшие психические функции и психическое разви-

тие различных народов, а методами их изучения являются

этнологические наблюдения и анализ продуктов культу-

ры, языка, мифов, нравов.

Понимание сознания и ассоциаций у Вундта сводится к

следующему.

1. Сознание активно, имеет разные степени ясности и

разный объем.

2. Главной задачей в изучении сознания является изуче-

ние его содержаний путем разложения самого сознания

в ходе интроспекции на мельчайшие, далее неразде-

лимые частицы, отсюда вытекает и понимание самого со-

знания как набора простейших психических элементов.

3. Любая ассоциативная связь есть пассивный процесс,

протекающий без участия субъекта и его сознания, но его

продукт является новым, не сводимым к сумме своих эле-

ментарных частиц явлением.

4. В противоположность ассоциативной связи существу-

ют так называемые апперцептивные связи, которые про-

текают при активном участии сознания и являются его

особой функцией, внешне выражающейся во внимании.

методов создает свою науку о развитии ребенка - пе-

дологию;

- формирование возрастной психологии как самостоя-

тельной области научного знания;

- новая наука психотехника, или индустриальная психо-

логия, пионерами которой являлись Ф. Тейлор и Г. Мюн-

стерберг.

3. Развитие функционализма Ф. Брентано как против-

ника экспериментальной психологии В. Вундта, а также

всего ассоцианистического направления в психологии

в целом. Дальнейшее развитие в Америке этого направле-

ния осуществляется учеником Ф. Брентано В. Джеймсом.

35 вопрос

Бихевиоризм Дж. Уотсона

, Основоположником бихевиоризма (от англ. behavior -

поведение) является американский психолог Дж. Уотсон

(1878-1958). Также выдающимися исследователями это-

го направления были Толмен, Хал л, Скиннер. Психологи-

ческой основой бихевиоризма стали работы Павлова,

Бехтерева, а также исследования Э. Торндайка (1874-

1949), изучавшего на животных законы интеллекта как

научения путем проб, ошибок и случайного успеха.

Основные положения бихевиоризма:

1. В качестве предмета психологии выступают поведе-

ние и поведенческие реакции, так как именно эти явления

могут быть изучены объективно опытным путем через наб-

людение;

2. Поведение включает в себя все психологические и

физиологические аспекты жизни человека;

3. Поведение и животных, и человека рассматривается

как совокупность двигательных реакций (R) в ответ на

внешние воздействия - стимулы (S), действует схема

стимул - реакция (S -> R);

4. Задача бихевиоризма - уметь правильно предугадать

поведение человека, ориентируясь на стимулы внешней

среды: зная характер стимула, можно предсказать реак-

цию, или поведение;

5. Все реакции человека имеют либо приобретенную,

внешнюю природу и называются условными рефлексами,

либо внутреннее происхождение, т. е. наследственны, и

называются безусловными рефлексами;

6. Поведение является результатом обучения, когда

удачные реакции в результате многократного повторения

автоматизируются и закрепляются и в будущем имеют

Характеристика

и историческая роль бихевиоризма

Бихевиоризм как течение в психологии явился протес-

том против психологии сознания, против структурализ-

ма Титчинера и в то же время против функционализма

В. Джеймса. Оставаясь до середины 60-х гг. ведущим

психологическим направлением в Америке, бихевиоризм

дал психологии множество полезных идей и методик и

оказал сильнейшее влияние как на американские психо-

логические и психотерапевтические школы, так и на всю

науку психологию в целом. Была создана наука о поведе-

нии, исследования которого способствовали утвержде-

нию объективного подхода в психологии.

Достоинства и недостатки бихевиоризма:

1. Обозначил историческую потребность в расширении

понимания предмета изучения в психологии и ввел в круг

изучаемых явлений поведение человека, сделав его пред-

метом своих исследований, но при этом потребность

в расширении предмета изучения была отражена однобо-

ко и неадекватно, гак как игнорировалось сознание как

объективная сущность; |

2. Исследование поведения и острая постановка проб- '

лемы объективного подхода в психологии, но понимание |

поведения сводится лишь к внешним проявлениям, и.

игнорируются ненаблюдаемые физиологические и психи- |

ческие процессы; i

3. Обозначение задачи управления поведением челове- I

ка, нацеленности научного исследования на связь с прак- I

тическими задачами, но из-за механистической трактовки!

поведения человек лишается своей активной деятельност- |

ной сущности и выступает как реагирующее существо

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...