1. Сознание активно, имеет разные степени ясности и
32 вопрос Экспер! I психология В. Вундта ' В. Вундт в своей концепции экспериментальной психо- логии разрабатывал понятие предмета, метода и задач психологии как науки. 1. Предмет психологии - не поведение и деятельность, а сам человек, его внутренняя сущность, т. б. сознание и его содержание - простейшие элементы (ощущения и чувства), возникающие в непосредственном опыте инди- вида. 2. Задача психологии - с помощью эксперимента изучить эти простейшие элементы сознания и связи между ними через их выделение с помощью метода интроспек- ции, установление характера и нахождение законов этой связи. 3. Методы психологии - интроспекция как особая про- цедура, требующая специальной подготовки и умения от- влечься от всего внешнего и сосредоточиться на самой сути сознания, и эксперимент как способ уточнения дан- ных, полученных в ходе самонаблюдения. 4. Экспериментальная психология делится на две отрас- ли, имеющие разные методы и объекты исследования: 1) психология индивидуального сознания, где объектом исследования через метод интроспекции являются прос- тейшие элементы сознания; 2) ≪ психология народов≫, где объектом изучения стано- вятся высшие психические функции и психическое разви- тие различных народов, а методами их изучения являются этнологические наблюдения и анализ продуктов культу- ры, языка, мифов, нравов. Понимание сознания и ассоциаций у Вундта сводится к следующему. 1. Сознание активно, имеет разные степени ясности и разный объем. 2. Главной задачей в изучении сознания является изуче- ние его содержаний путем разложения самого сознания
в ходе интроспекции на мельчайшие, далее неразде- лимые частицы, отсюда вытекает и понимание самого со- знания как набора простейших психических элементов. 3. Любая ассоциативная связь есть пассивный процесс, протекающий без участия субъекта и его сознания, но его продукт является новым, не сводимым к сумме своих эле- ментарных частиц явлением. 4. В противоположность ассоциативной связи существу- ют так называемые апперцептивные связи, которые про- текают при активном участии сознания и являются его особой функцией, внешне выражающейся во внимании. методов создает свою науку о развитии ребенка - пе- дологию; - формирование возрастной психологии как самостоя- тельной области научного знания; - новая наука психотехника, или индустриальная психо- логия, пионерами которой являлись Ф. Тейлор и Г. Мюн- стерберг. 3. Развитие функционализма Ф. Брентано как против- ника экспериментальной психологии В. Вундта, а также всего ассоцианистического направления в психологии в целом. Дальнейшее развитие в Америке этого направле- ния осуществляется учеником Ф. Брентано В. Джеймсом. 35 вопрос Бихевиоризм Дж. Уотсона , Основоположником бихевиоризма (от англ. behavior - поведение) является американский психолог Дж. Уотсон (1878-1958). Также выдающимися исследователями это- го направления были Толмен, Хал л, Скиннер. Психологи- ческой основой бихевиоризма стали работы Павлова, Бехтерева, а также исследования Э. Торндайка (1874- 1949), изучавшего на животных законы интеллекта как научения путем проб, ошибок и случайного успеха. Основные положения бихевиоризма: 1. В качестве предмета психологии выступают поведе-
ние и поведенческие реакции, так как именно эти явления могут быть изучены объективно опытным путем через наб- людение; 2. Поведение включает в себя все психологические и физиологические аспекты жизни человека; 3. Поведение и животных, и человека рассматривается как совокупность двигательных реакций (R) в ответ на внешние воздействия - стимулы (S), действует схема стимул - реакция (S -> R); 4. Задача бихевиоризма - уметь правильно предугадать поведение человека, ориентируясь на стимулы внешней среды: зная характер стимула, можно предсказать реак- цию, или поведение; 5. Все реакции человека имеют либо приобретенную, внешнюю природу и называются условными рефлексами, либо внутреннее происхождение, т. е. наследственны, и называются безусловными рефлексами; 6. Поведение является результатом обучения, когда удачные реакции в результате многократного повторения автоматизируются и закрепляются и в будущем имеют Характеристика и историческая роль бихевиоризма Бихевиоризм как течение в психологии явился протес- том против психологии сознания, против структурализ- ма Титчинера и в то же время против функционализма В. Джеймса. Оставаясь до середины 60-х гг. ведущим психологическим направлением в Америке, бихевиоризм дал психологии множество полезных идей и методик и оказал сильнейшее влияние как на американские психо- логические и психотерапевтические школы, так и на всю науку психологию в целом. Была создана наука о поведе- нии, исследования которого способствовали утвержде- нию объективного подхода в психологии. Достоинства и недостатки бихевиоризма: 1. Обозначил историческую потребность в расширении понимания предмета изучения в психологии и ввел в круг изучаемых явлений поведение человека, сделав его пред- метом своих исследований, но при этом потребность в расширении предмета изучения была отражена однобо- ко и неадекватно, гак как игнорировалось сознание как
объективная сущность; | 2. Исследование поведения и острая постановка проб- ' лемы объективного подхода в психологии, но понимание | поведения сводится лишь к внешним проявлениям, и. игнорируются ненаблюдаемые физиологические и психи- | ческие процессы; i 3. Обозначение задачи управления поведением челове- I ка, нацеленности научного исследования на связь с прак- I тическими задачами, но из-за механистической трактовки! поведения человек лишается своей активной деятельност- | ной сущности и выступает как реагирующее существо
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|