Гештальтпсихология. Основные идеи гешталы. Основные положения и принципы психоанализа. 66. Структура личности. в психоанализе 3. Фрейда
Гештальтпсихология Основателями гештальтпсихологии (от нем. gestalt- образ, структура), возникшей как противостояние струк- турализму с его атомистическим пониманием сознания, считаются немецкие психологи М. Вертгеймер (1880-1943), В. Келер (1887-1967) и К. Коффка (1886-1941), К. Левин (1890-1947). Основные идеи гешталы 1. Предмет изучения психологии - сознание, но его по- нимание должно строиться на принципе целостности. 2. Сознание есть динамическое целое, ≪ поле≫, каждая точ- ка которого взаимодействует со всеми остальными. 3. Единицей анализа этого поля (т. е. сознания) высту- пает гештальт - целостная образная структура, не своди- мая к сумме составляющих его ощущений. 4. Метод исследования гештальтов - непредвзятое, объективное и непосредственное наблюдение и описание содержаний своего восприятия. 5. Восприятие не может происходить от ощущений, так как последнее есть фикция, т. е. не существует реально. 6. Зрительное восприятие является ведущим психиче- ским процессом, определяющим уровень развития психи- ки, и имеет свои закономерности: - апперцепцию (зависимость восприятия от прошлого опыта, от общего содержания психической деятельности человека); - взаимодействие фигуры и фона (любое зрительное поле делится на фигуру, отличающуюся яркостью и чет- костью, и именно ее мы воспринимаем как основное содер- жание поля, и фон, который не столь ярок, но именно благо- даря фону фигура и воспринимается с такой четкостью);
Основные положения и принципы психоанализа 1. Биологический детерминизм: тело человека (его сек- суальные и физиологические составляющие) является единственным источником всей его психической энергии.
2. Психический детерминизм: всякая мысль и поведе- ние имеют значение или повод, а всякое явление вызыва- ется сознательными или бессознательными намерениями и определяется событиями, которые ему предшествовали. 3. Выделяются три уровня психической жизни: - сознание, которое содержит в себе неблокируемые, осознаваемые и переживаемые индивидом явления, мыс- ли, чувства и другие феномены; - предсознание - латентная (скрытая) часть психики, которая не содержит в себе четко осознаваемых пред- ставлений и мыслей, но при усилии памяти может вос- произвести необходимую информацию; - бессознательное - самая важная часть психики, ока- зывающая решающее значение на поведение и личность человека, содержащая в себе неосознаваемые им фено- мены, вытесненные цензурой из сознания: инстинкты, воспоминания, чувства, события и целые куски жизни. Со- держание бессознательного оказывает воздействие на - # 66. Структура личности в психоанализе 3. Фрейда 3. Фрейд представлял структуру личности в виде трех- компонентной модели. 1. Ид (Оно) - источник энергии для всей личности, имеет биологическую природу. Содержания Ид - мысли, чувства, воспоминания, события из жизни - бессознатель- ны, так как никогда не осознавались или были отвергну- ты, будучи неприемлемыми, но воздействуют на поведе- ние человека и без контроля сознания. Ид - хранитель всех врожденных инстинктов человека, главные из кото- рых - инстинкт жизни (Эрос) и инстинкт смерти (Танатос) - противостоят друг другу. Ид живет и управляется прин- ципом удовольствия, стремясь к его удовлетворению, не i подчиняясь принципу реальности. Ид иррационально и I при этом обладает неограниченной властью, а требова- I
ния Ид удовлетворяются инстанцией Эго (Я). Ид находит- ' ся на бессознательном уровне психики. 2. Эго (Я) - часть личности, которая находится в кон- такте с реальностью, это своего рода сознание человека, локализующееся на сознательном уровне психики. Эго сле- дует принципу реальности, вырабатывая ряд механиз- мов, позволяющих адаптироваться к среде, справляться с ее требованиями. Его задача заключается в регулирова- нии напряжения между внутренними (влечениями или инс- тинктами) и внешними раздражителями (идущими из окружающей среды), контроле над требованиями инстинк- тов, исходящих от Ид. 3. Суперэго (Сверх-Я) - источник моральных и рели- гиозных чувств, образное существование совести, вклю- чает в себя традиционные нормы, как их понимали роди- 67. Развитие личности в психоанализе Фрейд выделял 4 источника развития личности: про- цессы физиологического роста, фрустрации, конфликты и угрозы. Из-за них возникает напряжение, что приводит к тому, что человек овладевает все новыми способами снижения этого напряжения, и это и есть процесс развития личности. Развитие личности заканчивается к 5 годам, а весь последующий рост представляет собой развитие базовой структуры. Периодизация развития личности ре- бенка состоит из 5 стадий, которые называются психо- сексуальными, так как на каждой стадии развитием управляет энергия либидо, имеющая свои особенности, и фиксация на определенной стадии ведет к формирова- нию того или иного типа характера.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|