Стадии психосексуального развития
⇐ ПредыдущаяСтр 17 из 17 Стадии психосексуального развития 1. Оральная стадия (0-1 год) -для удовлетворения своих сексуальных инстинктов ребенок использует мать как внеш- ний объект, а удовлетворение влечения происходит через полость рта. В случае фиксации на данной стадии в характе- ре человека преобладают зависимость и инфантильность. 2. Анальная стадия (1 -3 года) - ребенок научается само- контролю, и у него формируется чувство собственности. 3. Вагинальная стадия (3-5 лет) - проявляется интерес к своим половым органам и осознание мальчиками и де- вочками своих отличий друг от друга, начинает формиро- ваться половая идентичность, что происходит в результа- те удачного разрешения эдипова комплекса у мальчиков и комплекса Электры у девочек. Суть этих комплексов за- ключается в возникновении сексуального влечения к роди- телю противоположного пола и ненависти и ревности к родителю своего пола. 68. Характеристика и историческое значение психоанализа 3. Фрейда Историческое значение теории 3. Фрейда 1. На основе психоанализа были созданы почти все тео- рии бессознательного, а также был дан толчок к развитию антагонистических психоанализу теорий: гуманистиче- ской психологии, экзистенциальной психологии, гештальт- терапии Ф. Перлза и многим другим. Фрейд является од- ним из основателей современной психологии как науки не только о человеческой психике - сознании и бессозна- тельном психическом, но и о личности, их носителе. 2.
Введение в область исследования таких феноменов человеческой психики, которые до психоанализа остава- лись без внимания: исследование характера и причин возникновения неврозов, внутреннего мира ≪ Я≫ и тех струк- тур, которые не вписывались в собственно ≪ сознатель- ное≫ в человеке. 3. Эмпирическая ценность психоанализа: предмет психо- анализа - бессознательное - изучался не в лаборатории, а на практике, что дает психоанализу большие преимущест- ва перед многими другими теоретически ориентирован- ными школами. 4. Актуальность некоторых идей Фрейда: рассмотрение развития психики человека с точки зрения ее адаптации к окружающей среде и подчеркивание извечного проти- востояния среды и организма (хотя оба они не являются изначально и всегда конфликтными по отношению друг к другу); рассмотрение движущих сил развития психики как имеющих врожденную и бессознательную природу; мнение о том, что личность в своей основе формируется в раннем детстве и механизмы ее развития являются врожденными. Когнитивная психология является современным на- правлением в зарубежной психологии. Она возникла под влиянием необихевиоризма Э. Толмена и информацион- ного подхода в науке, основанного на использовании ЭВМ.
76. Характеристика и концепции гуманистической психологии Впервые термин ≪ гуманистическая психология≫ был ис- пользован Г. Олпортом в 30-е гг. XX в. В качестве течения гуманистическая психология сформировалась в 60-е гг. усилиями Р. Мэя, А. Маслоу, К. Роджерса. Возникнув как противостоящая традиционному психоанализу и бихевио- ризму и испытывая сильное влияние экзистенциальной философии, гуманистическая психология выдвига-
ла свои идеи в понимании природы • 1. Целостный подход к личности, которую нельзя раз- ложить на отдельные элементы (рефлексы, когнитивные процессы, фиксации и проекции и т. д. ), внимание к ин- дивидуальным особенностям каждой личности. 2. Важнейшими характеристиками личности являются свобода в принятии решений, самостоятельность и опора на себя, независимость от внешних факторов - инстинк- тов, раздражителей, бессознательных стремлений или предписанных ролей. 3. Индивид не стремится к гомеостазу (равновесию), и его жизненные цели - это самореализация, решение цен- ностных и смысловых вопросов, нравственного выбора. 4. Ориентация на изучение не познавательных способ- ностей, а общечеловеческих качеств: способности к люб- ви, дружбе, творчеству, пониманию себя и актуализации своего потенциала, спонтанности, игре, юмору. 5. Предметом исследования в психологии должна стать здоровая творческая личность. 6. Применение феноменологических и экзистенциаль- ных методов исследования личности, изучение не при- чинно-следственных связей и ответ на вопрос ≪ почему
31 вопрос
Г. В. Ф. Гегель прославился не только наукой диалектикой, но и лекционным курсом по философии истории, в котором в начале XIX века впервые в западноевропейской мысли соединил философию и историю. Им была разработана концепция разумности всемирно-исторического процесса - исторически первая оценка хода истории. Гегель утверждал: " Но единственною мыслью, которую превносит с собой философия, является та простая мысль разума, что разум господствует в мире, так что, следовательно, и всемирно-исторический процесс совершался разумно. Это убеждение и понимание являются предпосылкой по отношению к истории как к таковой вообще; в самой философии это не является предпосылкой. Путем умозрительного познания в ней доказывается, что разум... является как субстанцией, так и бесконечною мощью; он является для самого себя бесконечным содержанием всей природной и духовной жизни, равно как и бесконечной формой, - проявлением этого ее содержания" (Гегель Г. В. Ф. Лекции по философии истории. СПб., 1993. С. 64. ). Интерес к философии истории в Европе появился в эпоху Французского Просвещения. Термин " философия истории" был введен Вольтером и охватывал совокупность философских рассуждений о всемирной истории без специального философско-теоретического обоснования их необходимости и правомерности. Развернутую аргументацию различий между описательной истори- ей как знанием фактов и теоретической реконструкцией исторического процесса осуществил Ж. -Ж. Руссо. Но еще до него Д. Вико отделял " вечную идеальную историю", постигаемую " новой наукой", от эмпирической истории разных народов. На материалистической основе философия истории разрабатывалась К. Марксом. В ХХ веке большой вклад в развитие данной отрасли знания был внесен Н. А. Бердяевым, К. Ясперсом, Р. Ароном. Одними из наиболее известных трактовок философии истории являются конценции А. Тойнби и У. Ростоу. Современная философия истории - это относительно самостоятельная область философского знания, которая посвящена осмыслению качественного своеобразия развития общества в его отличии от природы. Философия истории рассматривает несколько важнейших проблем: _ направленность и смысл истории, _ методологические подходы к типологизации общества, _ критерии периодизации истории, критерии прогресса исторического процесса. Приступая к рассмотрению этих проблем, обратим внимание на то, что в философии истории нет единства мнений ни по одному из названных выше вопросов. Точки зрения различны настолько, что скорее, они противоположны, а не дополняют друг друга. Так, некоторые философы признают исторические законы, другие - их отрицают. Ряд философов считает, что у истории есть смысл, другие же считают, что смысла у истории нет и быть не может. Благодаря каким движущим силам совершается исторический процесс? И на этот вопрос разные философы дают самые различные ответы. Объяснить эти противоречия можно достаточно просто. История протекает в разное социальное время, в различных культурах и цивилизациях, на фоне различной географической среды, при различеном уровне развития техники и производи- тельных сил каждого общества. Наконец, в разных обществах господствующими являются разные иерархии ценностей, разные религии, идеологии и т. п. Но следует отметить: историческое развитие в целом носит объективный характер, так как жизнь людей, где бы и когда бы она не проходила основана на необходимости удовлетворения материальных потребностей, то есть в любом случае, общество, на какой бы ступени развития оно не находилось, должно уделять значительное внимание материальному произ- водству. Это производство осуществляется на определенном уровне развития производительных сил, который достался " в наследство" от предшествующих поколений, иначе говоря, объективно. Объективность исторического процесса связана, таким образом, с наличием определенных материальных основ жизнеде- ятельности людей, с интересами, которые они преследуют, и потребностями, которые они должны удовлетворить. Все люди выступают одновременно и как субъекты, и как объекты истории. Отсюда следует, что история не завершена, она не имеет конца. Кроме того, она имеет не линейный, а вариативный характер. В чем же задача социальной философии, как области философского знания, анализирующей историю человечества? Современный ответ на этот вопрос звучит следующим образом: " среди массы фактов истории выявить главные, определяющие и показать закономерности и тенденции развития исторических событий и социальных систем. При этом социальная философия должна стремиться использовать разнообразные теоретические модели познания, рассматривать объект с разных сторон, избегать теоретического догматизма
24 вопрос Интроспективная психология (от лат. introspecto - гляжу внутрь, всматриваюсь) - ряд направлений в психологии, использующих в качестве единственного метода изучения психики наблюдение субъекта за содержанием и актами собственного сознания. Истоки интроспективной психологии восходят к учению Р. Декарта - Дж. Локка о том, что сознание человека познается принципиально иначе, чем мир внешний, а именно путем внутреннего созерцания, или внутреннего опыта, объектом которого служат психические образы, мысли, переживания. В период формирования психологии как самостоятельной науки этот метод стал руководящим для немецкого психолога В. Вундта и его школы, соединивших интроспекцию, под которой имелось в виду внутреннее восприятие субъектом осознаваемых им психических процессов, с экспериментальным методом. При этом предполагалось, что ненадежность обычного ('ненаучного') самонаблюдения может быть преодолена путем специальной тренировки испытуемых, у которых вырабатывается навык самоотчета о том, что они непосредственно осознают в момент предъявления раздражителя. Сведения, о которых они сообщали, оценивались как научные факты лишь в том случае, если при постоянных внешних раздражителях возникали одни и те же субъективные феномены. На этом основании за структурные элементы психики были приняты ощущения, их копии - образы памяти и простейшие чувства. Эти 'атомы' чувственной 'ткани' сознания изучались с точки зрения их качества, интенсивности и др. Наиболее последовательно и прямолинейно отстаивал такой подход американский психолог Э. Б. Титченер. Другой вариант интроспективной психологии представлен немецким философом Ф. Брентано и его последователями (К. Штумпф, Т. Липпс, О. Кюльпе), которые усматривали задачу психологии в том, чтобы непредвзято реконструировать переживаемое индивидом во всей полноте и конкретности. Эта установка повлияла на программу Вюрцбургской школы, которая, не ограничивая интроспекцию отчетом о непосредственных раздражителях, соединила ее с ретроспекцией - последующим воспроизведением того, что прежде испытывалось субъектом при решении им интеллектуальных задач. Против Вундта выступила также гештальтпсихология, подвергшая критике 'атомизм' его схемы и использовавшая свидетельства сознания для доказательства целостности психического образа. Интроспективная психология, выдвигая субъективный метод как единственное средство изучения психической реальности (в отличие от фиической), отождествила эту реальность с данными самонаблюдения, вследствие чего сознание оказалось противопоставленным остальному миру и по своей сущности, и по познаваемости. Идеализм и субъективизм интроспективной психологии привели ее к кризису и лишили научного влияния. Интроспективная психология была подвергнута острой критике сторонниками бихевиоризма и психоанализа, которая велась преимущественно с механистических позиций.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|