Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Стадии психосексуального развития




Стадии психосексуального развития

1. Оральная стадия (0-1 год) -для удовлетворения своих

сексуальных инстинктов ребенок использует мать как внеш-

ний объект, а удовлетворение влечения происходит через

полость рта. В случае фиксации на данной стадии в характе-

ре человека преобладают зависимость и инфантильность.

2. Анальная стадия (1 -3 года) - ребенок научается само-

контролю, и у него формируется чувство собственности.

3. Вагинальная стадия (3-5 лет) - проявляется интерес

к своим половым органам и осознание мальчиками и де-

вочками своих отличий друг от друга, начинает формиро-

ваться половая идентичность, что происходит в результа-

те удачного разрешения эдипова комплекса у мальчиков

и комплекса Электры у девочек. Суть этих комплексов за-

ключается в возникновении сексуального влечения к роди-

телю противоположного пола и ненависти и ревности

к родителю своего пола.

68. Характеристика и историческое

значение психоанализа 3. Фрейда

Историческое значение теории 3. Фрейда

1. На основе психоанализа были созданы почти все тео-

рии бессознательного, а также был дан толчок к развитию

антагонистических психоанализу теорий: гуманистиче-

ской психологии, экзистенциальной психологии, гештальт-

терапии Ф. Перлза и многим другим. Фрейд является од-

ним из основателей современной психологии как науки

не только о человеческой психике - сознании и бессозна-

тельном психическом, но и о личности, их носителе. 2.

Введение в область исследования таких феноменов

человеческой психики, которые до психоанализа остава-

лись без внимания: исследование характера и причин

возникновения неврозов, внутреннего мира ≪ Я≫ и тех струк-

тур, которые не вписывались в собственно ≪ сознатель-

ное≫ в человеке. 3. Эмпирическая ценность психоанализа: предмет психо-

анализа - бессознательное - изучался не в лаборатории,

а на практике, что дает психоанализу большие преимущест-

ва перед многими другими теоретически ориентирован-

ными школами. 4. Актуальность некоторых идей Фрейда: рассмотрение

развития психики человека с точки зрения ее адаптации

к окружающей среде и подчеркивание извечного проти-

востояния среды и организма (хотя оба они не являются

изначально и всегда конфликтными по отношению друг

к другу); рассмотрение движущих сил развития психики как

имеющих врожденную и бессознательную природу; мнение

о том, что личность в своей основе формируется в раннем

детстве и механизмы ее развития являются врожденными.

Когнитивная психология является современным на-

правлением в зарубежной психологии. Она возникла под

влиянием необихевиоризма Э. Толмена и информацион-

ного подхода в науке, основанного на использовании ЭВМ.

 

76. Характеристика и концепции

гуманистической психологии

Впервые термин ≪ гуманистическая психология≫ был ис-

пользован Г. Олпортом в 30-е гг. XX в. В качестве течения

гуманистическая психология сформировалась в 60-е гг.

усилиями Р. Мэя, А. Маслоу, К. Роджерса. Возникнув как

противостоящая традиционному психоанализу и бихевио-

ризму и испытывая сильное влияние экзистенциальной

философии, гуманистическая психология выдвига-

ла свои идеи в понимании природы

1. Целостный подход к личности, которую нельзя раз-

ложить на отдельные элементы (рефлексы, когнитивные

процессы, фиксации и проекции и т. д. ), внимание к ин-

дивидуальным особенностям каждой личности.

2. Важнейшими характеристиками личности являются

свобода в принятии решений, самостоятельность и опора

на себя, независимость от внешних факторов - инстинк-

тов, раздражителей, бессознательных стремлений или

предписанных ролей.

3. Индивид не стремится к гомеостазу (равновесию), и

его жизненные цели - это самореализация, решение цен-

ностных и смысловых вопросов, нравственного выбора.

4. Ориентация на изучение не познавательных способ-

ностей, а общечеловеческих качеств: способности к люб-

ви, дружбе, творчеству, пониманию себя и актуализации

своего потенциала, спонтанности, игре, юмору.

5. Предметом исследования в психологии должна стать

здоровая творческая личность.

6. Применение феноменологических и экзистенциаль-

ных методов исследования личности, изучение не при-

чинно-следственных связей и ответ на вопрос ≪ почему

 

31 вопрос

 

Г. В. Ф. Гегель прославился не только наукой диалектикой, но и лекционным курсом по философии истории, в котором в начале XIX века впервые в западноевропейской мысли соединил философию и историю. Им была разработана концепция разумности всемирно-исторического процесса - исторически первая оценка хода истории. Гегель утверждал: " Но единственною мыслью, которую превносит с собой философия, является та простая мысль разума, что разум господствует в мире, так что, следовательно, и всемирно-исторический процесс совершался разумно. Это убеждение и понимание являются предпосылкой по отношению к истории как к таковой вообще; в самой философии это не является предпосылкой. Путем умозрительного познания в ней доказывается, что разум... является как субстанцией, так и бесконечною мощью; он является для самого себя бесконечным содержанием всей природной и духовной жизни, равно как и бесконечной формой, - проявлением этого ее содержания" (Гегель Г. В. Ф. Лекции по философии истории. СПб., 1993. С. 64. ). Интерес к философии истории в Европе появился в эпоху Французского Просвещения. Термин " философия истории" был введен Вольтером и охватывал совокупность философских рассуждений о всемирной истории без специального философско-теоретического обоснования их необходимости и правомерности. Развернутую аргументацию различий между описательной истори- ей как знанием фактов и теоретической реконструкцией исторического процесса осуществил Ж. -Ж. Руссо. Но еще до него Д. Вико отделял " вечную идеальную историю", постигаемую " новой наукой", от эмпирической истории разных народов.  На материалистической основе философия истории разрабатывалась К. Марксом. В ХХ веке большой вклад в развитие данной отрасли знания был внесен Н. А. Бердяевым, К. Ясперсом, Р. Ароном. Одними из наиболее известных трактовок философии истории являются конценции А. Тойнби и У. Ростоу. Современная философия истории - это относительно самостоятельная область философского знания, которая посвящена осмыслению качественного своеобразия развития общества в его отличии от природы. Философия истории рассматривает несколько важнейших проблем: _ направленность и смысл истории,  _ методологические подходы к типологизации общества, _ критерии периодизации истории,   критерии прогресса исторического процесса. Приступая к рассмотрению этих проблем, обратим внимание на то, что в философии истории нет единства мнений ни по одному из названных выше вопросов. Точки зрения различны настолько, что скорее, они противоположны, а не дополняют друг друга. Так, некоторые философы признают исторические законы, другие - их отрицают. Ряд философов считает, что у истории есть смысл, другие же считают, что смысла у истории нет и быть не может. Благодаря каким движущим силам совершается исторический процесс? И на этот вопрос разные философы дают самые различные ответы. Объяснить эти противоречия можно достаточно просто. История протекает в разное социальное время, в различных культурах и цивилизациях, на фоне различной географической среды, при различеном уровне развития техники и производи- тельных сил каждого общества. Наконец, в разных обществах господствующими являются разные иерархии ценностей, разные религии, идеологии и т. п. Но следует отметить: историческое развитие в целом носит объективный характер, так как жизнь людей, где бы и когда бы она не проходила основана на необходимости удовлетворения материальных потребностей, то есть в любом случае, общество, на какой бы ступени развития оно не находилось, должно уделять значительное внимание материальному произ- водству. Это производство осуществляется на определенном уровне развития производительных сил, который достался " в наследство" от предшествующих поколений, иначе говоря, объективно. Объективность исторического процесса связана, таким образом, с наличием определенных материальных основ жизнеде- ятельности людей, с интересами, которые они преследуют, и потребностями, которые они должны удовлетворить. Все люди выступают одновременно и как субъекты, и как объекты истории. Отсюда следует, что история не завершена, она не имеет конца. Кроме того, она имеет не линейный, а вариативный характер. В чем же задача социальной философии, как области философского знания, анализирующей историю человечества? Современный ответ на этот вопрос звучит следующим образом: " среди массы фактов истории выявить главные, определяющие и показать закономерности и тенденции развития исторических событий и социальных систем. При этом социальная философия должна стремиться использовать разнообразные теоретические модели познания, рассматривать объект с разных сторон, избегать теоретического догматизма

 

 

24 вопрос

Интроспективная психология (от лат. introspecto - гляжу внутрь, всматриваюсь) - ряд направлений в психологии, использующих в качестве единственного метода изучения психики наблюдение субъекта за содержанием и актами собственного сознания.  Истоки интроспективной психологии восходят к учению Р. Декарта - Дж. Локка о том, что сознание человека познается принципиально иначе, чем мир внешний, а именно путем внутреннего созерцания, или внутреннего опыта, объектом которого служат психические образы, мысли, переживания.  В период формирования психологии как самостоятельной науки этот метод стал руководящим для немецкого психолога В. Вундта и его школы, соединивших интроспекцию, под которой имелось в виду внутреннее восприятие субъектом осознаваемых им психических процессов, с экспериментальным методом. При этом предполагалось, что ненадежность обычного ('ненаучного') самонаблюдения может быть преодолена путем специальной тренировки испытуемых, у которых вырабатывается навык самоотчета о том, что они непосредственно осознают в момент предъявления раздражителя. Сведения, о которых они сообщали, оценивались как научные факты лишь в том случае, если при постоянных внешних раздражителях возникали одни и те же субъективные феномены. На этом основании за структурные элементы психики были приняты ощущения, их копии - образы памяти и простейшие чувства. Эти 'атомы' чувственной 'ткани' сознания изучались с точки зрения их качества, интенсивности и др. Наиболее последовательно и прямолинейно отстаивал такой подход американский психолог Э. Б. Титченер. Другой вариант интроспективной психологии представлен немецким философом Ф. Брентано и его последователями (К. Штумпф, Т. Липпс, О. Кюльпе), которые усматривали задачу психологии в том, чтобы непредвзято реконструировать переживаемое индивидом во всей полноте и конкретности.  Эта установка повлияла на программу Вюрцбургской школы, которая, не ограничивая интроспекцию отчетом о непосредственных раздражителях, соединила ее с ретроспекцией - последующим воспроизведением того, что прежде испытывалось субъектом при решении им интеллектуальных задач. Против Вундта выступила также гештальтпсихология, подвергшая критике 'атомизм' его схемы и использовавшая свидетельства сознания для доказательства целостности психического образа. Интроспективная психология, выдвигая субъективный метод как единственное средство изучения психической реальности (в отличие от фиической), отождествила эту реальность с данными самонаблюдения, вследствие чего сознание оказалось противопоставленным остальному миру и по своей сущности, и по познаваемости. Идеализм и субъективизм интроспективной психологии привели ее к кризису и лишили научного влияния. Интроспективная психология была подвергнута острой критике сторонниками бихевиоризма и психоанализа, которая велась преимущественно с механистических позиций.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...