Теория и технологии развития речи детей
1. Проведите диагностическое обследование фонематического развития дошкольников старшей и подготовительной к школе групп (обследуются 2 ребенка на выбор). Дайте качественный анализ полученных результатов и на их основе составьте рекомендации по подготовке ребенка к обучению грамоте. Рекомендации к проведению диагностического обследования фонематического развития детей 5-7 лет В старшей и подготовительной группах дошкольники учатся на занятиях по подготовке к обучению грамоте звуковому анализу и синтезу слов, делению слов на слоги, анализу предложений, различению звуков между собой. I Вариант диагностического обследования Первым показателем фонематического развития и готовности ребенка к обучению грамоте является его умение производить звуковой анализ слова. Именно это предложено сделать в данной диагностике с каждым ребенком отдельно. Детям предлагается одно слово, например «плита», лучше положить перед ребенком картинку с изображением плиты и обязательно цветные фишки, символизирующие звуки речи: красные фишки − гласные звуки, синие фишки – твердые согласные звуки, зеленые – мягкие согласные звуки (как правило, именно так в детском саду и в начальной школе обозначают звуки речи). Непосредственно перед звуковым анализом уточните с ребенком какая фишка какой обозначает звук, затем сформулируйте задание: · Выложи звуковую схему слова «плита». · Когда схема будет готова, попросите назвать каждый звук по порядку, сопровождая произнесение звука показом фишки указкой или пальчиком, получится эффект «прочитывания» слова. Если все выполнено верно, спросите: · Какой звук и почему ты обозначил зеленой фишкой?
· При условии, что ребенок (или вся группа) по каким-то причинам не знакомы с такой символикой, предложите ребенку несколько фишек одного цвета и сформулируйте задание так: · Четко произнеси слово «плита» и выложи столько фишек, сколько звуков слышится в этом слове. После выполнения этого задания попросите ребенка назвать все звуки по порядку, сопровождая произнесение звука показом фишки. Со звуковым анализом подобных слов дети с высоким уровнем (3 б.) фонематического слуха справляются самостоятельно, без ошибок и с первого предъявления. Дети со средним уровнем (2 б.) выполняют это же задание неуверенно, медленно, могут обозначить мягкий звук «ль» синей фишкой и назвать его как твердый звук «л» или пропустить звук «П» или «ЛЬ». Но быстро находят и исправляют ошибку. Предложите этому ребенку выложить схему слова «зубы», «лиса» и он без ошибок справится с таким заданием. Дети с низким уровнем (1б.) фонематического слуха могут сделать ошибку не только в слове «плита», но и в слове «зубы». Второй показатель фонематического развития (развитости фонематических процессов) – это умение различать близкие по звучанию звуки. Предлагаем проверить эту способность на задании «Назови картинки», в названии которых слышится звук «Ш»». Следует сначала проверить, правильно ли ребенок называет предметы на карточке, а затем предлагать найти картинки, в названии которых есть звук «Ш». Дети с высоким уровнем самостоятельно и безошибочно находят нужные картинки. В случае затруднения детям можно один раз помочь таким образом: - Назови первую картинку. − Щетка. - В слове «щетка» есть звук «Ш»? − Нет. - Значит, не будешь называть это слово. Дальше ищи картинки на звук «Ш» сам. Дети, выполняющие задание с однократной помощью педагога, могут быть отнесены к детям со средним уровнем фонематического развития.
Детям с низким уровнем нужна неоднократная помощь, и они все равно могут допустить 2-3 ошибки.
Протокол обследования фонематического развития детей 5-7 лет Фамилия, имя, ребенка ______________________________________ Возраст ___________________________________________________ Дата ______________________________________________________
Диагностическая карта обследования фонематического развития детей 5-7 лет
Таким образом, вывод об уровне фонематического развития делается по указанным двум параметрам: если оба задания выполнены без ошибок и самостоятельно, то это высокий уровень; если оба задания выполнены со значительными ошибками и с помощью, то это низкий уровень. Остальные варианты могут быть, как средний уровень, ниже или выше среднего. II Вариант диагностического обследования Диагностика, представленная в пособии по самостоятельной работе М. М. Алексеевой, В. И. Яшиной «Речевое развитие дошкольников», с. 80-81). 2. Составьте конспект занятия по подготовке к обучению грамоте и проведите занятие в подготовительной к школе группе. Выполните анализ проведенного занятия. 3. Представьте конспект 2-3 проведенных игр на развитие фонематического восприятия и наглядный материал для их проведения. Теория и технология экологического образования детей Задание № 1. Составить план-схему участка (планировка, оборудование, озеленение); оценить условия, созданные на участке для наблюдения и труда детей в природе. Отметить наличие предметов оборудования, оценить подбор и разнообразие растений огорода, цветника, условия, созданные для наблюдения и труда в природе. Схема для анализа 1. Обеспечивают ли планировка и оборудование участка использование разнообразных форм и методов экологического воспитания (созданы ли условия для труда в природе, для игр с природным материалом и т. д.). 2. Обеспечивают ли имеющиеся на участке растения содержательные наблюдения детей в разные времена года.
Данные анализа обобщить и разработать рекомендации по улучшению условий. Задание № 2. Разработайте модель календаря природы: календарь наблюдений за птицами, календарь наблюдений за явлениями природы, календарь наблюдений за ростом и развитием растений (животных). Выбор календаря по желанию студента.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|