Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Теория и технологии развития речи детей




1. Проведите диагностическое обследование фонематического развития дошкольников старшей и подготовительной к школе групп (обследуются 2 ребенка на выбор). Дайте качественный анализ полученных результатов и на их основе составьте рекомендации по подготовке ребенка к обучению грамоте.

Рекомендации к проведению диагностического обследования фонематического развития детей 5-7 лет

В старшей и подготовительной группах дошкольники учатся на занятиях по подготовке к обучению грамоте звуковому анализу и синтезу слов, делению слов на слоги, анализу предложений, различению звуков между собой.

I Вариант диагностического обследования

Первым показателем фонематического развития и готовности ребенка к обучению грамоте является его умение производить звуковой анализ слова. Именно это предложено сделать в данной диагностике с каждым ребенком отдельно. Детям предлагается одно слово, например «плита», лучше положить перед ребенком картинку с изображением плиты и обязательно цветные фишки, символизирующие звуки речи: красные фишки − гласные звуки, синие фишки – твердые согласные звуки, зеленые – мягкие согласные звуки (как правило, именно так в детском саду и в начальной школе обозначают звуки речи).

Непосредственно перед звуковым анализом уточните с ребенком какая фишка какой обозначает звук, затем сформулируйте задание:

· Выложи звуковую схему слова «плита».

· Когда схема будет готова, попросите назвать каждый звук по порядку, сопровождая произнесение звука показом фишки указкой или пальчиком, получится эффект «прочитывания» слова. Если все выполнено верно, спросите:

· Какой звук и почему ты обозначил зеленой фишкой?

· При условии, что ребенок (или вся группа) по каким-то причинам не знакомы с такой символикой, предложите ребенку несколько фишек одного цвета и сформулируйте задание так:

· Четко произнеси слово «плита» и выложи столько фишек, сколько звуков слышится в этом слове.

После выполнения этого задания попросите ребенка назвать все звуки по порядку, сопровождая произнесение звука показом фишки.

Со звуковым анализом подобных слов дети с высоким уровнем (3 б.) фонематического слуха справляются самостоятельно, без ошибок и с первого предъявления.

Дети со средним уровнем (2 б.) выполняют это же задание неуверенно, медленно, могут обозначить мягкий звук «ль» синей фишкой и назвать его как твердый звук «л» или пропустить звук «П» или «ЛЬ». Но быстро находят и исправляют ошибку. Предложите этому ребенку выложить схему слова «зубы», «лиса» и он без ошибок справится с таким заданием.

Дети с низким уровнем (1б.) фонематического слуха могут сделать ошибку не только в слове «плита», но и в слове «зубы».

Второй показатель фонематического развития (развитости фонематических процессов) – это умение различать близкие по звучанию звуки. Предлагаем проверить эту способность на задании «Назови картинки», в названии которых слышится звук «Ш»». Следует сначала проверить, правильно ли ребенок называет предметы на карточке, а затем предлагать найти картинки, в названии которых есть звук «Ш».

Дети с высоким уровнем самостоятельно и безошибочно находят нужные картинки.

В случае затруднения детям можно один раз помочь таким образом:

- Назови первую картинку.

− Щетка.

- В слове «щетка» есть звук «Ш»?

− Нет.

- Значит, не будешь называть это слово. Дальше ищи картинки на звук «Ш» сам.

Дети, выполняющие задание с однократной помощью педагога, могут быть отнесены к детям со средним уровнем фонематического развития.

Детям с низким уровнем нужна неоднократная помощь, и они все равно могут допустить 2-3 ошибки.

 

Протокол обследования фонематического развития детей 5-7 лет

Фамилия, имя, ребенка ______________________________________

Возраст ___________________________________________________

Дата ______________________________________________________

 

Задания экспериментатора Ответы ребенка Баллы
1. Задание №1      
       
2. Задание №2    

 

Диагностическая карта обследования фонематического развития детей 5-7 лет

№ п/п ФИО ребенка Умение производить звуковой анализ слова Умение различать близкие по звучанию звуки Уровень фонематического развития дошкольников
1.        
2.        

 

Таким образом, вывод об уровне фонематического развития делается по указанным двум параметрам: если оба задания выполнены без ошибок и самостоятельно, то это высокий уровень; если оба задания выполнены со значительными ошибками и с помощью, то это низкий уровень. Остальные варианты могут быть, как средний уровень, ниже или выше среднего.

II Вариант диагностического обследования

Диагностика, представленная в пособии по самостоятельной работе М. М. Алексеевой, В. И. Яшиной «Речевое развитие дошкольников», с. 80-81).

2. Составьте конспект занятия по подготовке к обучению грамоте и проведите занятие в подготовительной к школе группе. Выполните анализ проведенного занятия.

3. Представьте конспект 2-3 проведенных игр на развитие фонематического восприятия и наглядный материал для их проведения.

Теория и технология экологического образования детей

Задание № 1. Составить план-схему участка (планировка, оборудование, озеленение); оценить условия, созданные на участке для наблю­дения и труда детей в природе. Отметить наличие предметов оборудо­вания, оценить подбор и разнообразие растений огорода, цвет­ника, условия, созданные для наблюдения и труда в природе.

Схема для анализа

1. Обеспечивают ли планировка и оборудование участка использование разнообразных форм и методов экологического вос­питания (созданы ли условия для труда в природе, для игр с природным материалом и т. д.).

2. Обеспечивают ли имеющиеся на участке растения содер­жательные наблюдения детей в разные времена года.

Данные анализа обобщить и разработать рекомендации по улучшению условий.

Задание № 2. Разработайте модель календаря природы: календарь наблюдений за птицами, календарь наблюдений за явлениями природы, календарь наблюдений за ростом и развитием растений (животных). Выбор календаря по желанию студента.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...