Влияние транспортных и дорожных условий на выбор подвижного состава.
В настоящее время, как правило, каждое автотранспортное предприятие осуществляет перевозку широкой номенклатуры грузов, по разным маршрутам (при различной длине ездки с грузом), по дорогам различной категории и состояния (различная техническая скорость), при широком диапазоне изменения времени простая под погрузочно-разгрузочным и работами и использования пробега. Определенное сочетание условий организации перевозок требует использования определенной модели подвижного состава, которая обеспечивает максимальную производительность и минимальную себестоимость перевозок. Многомарочность парка подвижного состава АТП повышает эффективность транспортного процесса, одновременно приводит к усложнению и удорожанию содержание, техническое обслуживание и текущий ремонт автомобилей. Учитывая, что подвижной состав АТП состоит из суммы подвижного состава транспортных комплексов, входящих в АТП, а последние организуются не случайно, а с определенной целью для перевозок определенных грузов в конкретных условиях, подвижной состав должен отвечать этим условиям. При выборе типа подвижного состава необходимо руководствоваться тем, чтобы подвижной состав автомобильного транспорта в наибольшей степени соответствовал: характеру и структуре грузопотока; объемному весу и партионности груза; дорожным условиям; обеспечению максимальной скорости и безопасности движения; обеспечению минимальных затрат, связанных с перевозкой грузов. Основным фактором, обусловливающим грузоподъемность транспортных средств, является масса перевозимого груза и размеры единовременных отправок. В условиях рыночной экономики важнейшим общим принципом выбора вида транспорта является конкурентоспособность транспортных услуг того или иного варианта перевозок. В связи с этим при выборе каналов товародвижения недостаточно сравнения только затрат на перевозки. Необходим учет качества транспортного обслуживания потребителей транспортных услуг, уровня безопасности и экологичности транспорта, выгоды потребителей от использования интермодальных технологий перевозок (внетранспортный экономический и социальный эффект) и т. п. Большое значение также имеет форма собственности сопоставляемых транспортных средств, система страхования перевозок и банковского обслуживания клиентуры. На выбор вида транспорта большое влияние оказывает также сложившаяся система межотраслевых договорных отношений между транспортом и грузовладельцами в рамках финансово-промышленных групп и на региональном уровне.
Эффективность автомобилей зависит не только от совершенства их конструкции, но и от эксплуатационных условий. В каждом сочетании эксплуатационных условий наиболее рентабельным оказался бы автомобиль, специально спроектированный для них. Однако из-за разнообразия условий эксплуатации такое решение вопроса нерационально, поэтому выдерживается соответствие конструкции автомобиля определенному, ограниченному диапазону этих условий. Вместе с тем многообразие требований, предъявляемых к автомобилям в связи с различием условий и режимов работы, не дает возможности установить степень соответствия их условиям эксплуатации. Примерный комплекс эксплуатационных качеств для подвижного состава установлен, однако конкретные требуемые значения могут предъявляться только в связи с задаваемыми условиями работы. Условия эксплуатации подвижного состава можно разбить на группы. Транспортные условия, род груза, срочность, дальность и объем перевозок, равномерность грузооборота и партионность отправок, условия погрузки и разгрузки.
Дорожные условия: тип и ровность дорожного покрытия, проезжее состояние дороги и рельеф местности, по которой проходит дорога (равнинный, холмистый, горный, высокогорный); прочность дороги, мостов и других сооружений; элементы плана и профиля дороги (уклон, шаг переломов, радиусы горизонтальных и вертикальных кривых и т. п.); напряженность (интенсивность) движения на дороге; организация движения. Климатические условия, зоны холодного (180—300 дней в году с температурой ниже 0°С), умеренного и жаркого климата. Организационно-технические условия: режим эксплуатации (среднегодовой и среднесуточный пробеги), регулярность перевозок на маршрутах, условия хранения (гаражные и безгаражные), система технического обслуживания и ремонта, организация и режим работы водителей. Весь подвижной: состав независимо от условий эксплуатации должен обладать определенными качествами, которые характеризуют уровень технического прогресса автомобилестроения и автомобильного транспорта. Такими общими качествами1, по которым оцениваются все автомобили, являются: топливная экономичность, скоростные качества, надежность, легкость управления, безопасность, готовность к действию и т. п. Каждое из указанных выше условий эксплуатации определяет необходимость тех или иных качеств подвижного состава. Так, по роду груза (его физические свойства, плотность, тип и форма тары) должны определяться тип кузова (платформа, цистерна, фургон) и его вместимость. От объема и партионности перевозок зависит выбор автомобилей или автопоездов в зависимости от их грузоподъемности и степени специализации. При перевозке мелкопартионных грузов применяются автомобили малой грузоподъемности, а при большом и постоянном объеме перевозок - специализированные автомобили. Срочность и дальность перевозок обусловливают выбор подвижного состава с определенными скоростными свойствами, необходимым запасом хода и повышенными надежностью и безопасностью. По условиям погрузки и разгрузки (тип и производительность механизма) определяют тип кузова автомобиля (автомобиль-самосвал, самопогрузчик, погрузочная высота, ширина двери), его грузоподъемность и прочность (экскаваторная и бункерная погрузка), а также необходимость специальных устройств и приспособлений.
Дорожные условия оказывают существенное влияние на выбор подвижного состава с такими качествами, как проходимость, плавность хода, динамичность, маневренность, возможность использования его грузоподъемности и скоростных качеств. На труднопроходимых дорогах важным качеством подвижного состава является проходимость, на дорогах с твердым, но неровным покрытием — плавность хода, на горных дорогах, имеющих значительные уклоны, — динамичность и тормозные свойства. На усовершенствованных дорогах ограничиваются полная масса подвижного состава и нагрузка на одну ось по условиям грузоподъемности искусственных сооружений и прочности дорожной одежды, а также имеются ограничения для ширины, длины и высоты подвижного состава. Большое влияние на выбор эксплуатационных качеств подвижного состава оказывают климатические условия. Так, для защиты грузов от атмосферных влияний (дождь, снег, ветер, пыль, солнце) необходимы кузова специальных конструкций. В полярных климатических зонах важными условиями эксплуатации являются возможность обеспечения быстрой готовности автомобилей к действию, отопление кабины, нестесненные условия управления автомобилем водителем в теплой одежде и др. Здесь особое значение приобретают проходимость автомобиля и безопасность его движения в гололедицу, при снежных заносах, снегопадах и метелях. Кроме автомобилей общего назначения, выпускаются автомобили северного (с) и тропического (т) исполнения. Для обеспечения перевозок в наиболее тяжелых климатических и дорожных условиях и вне дорог, в которых даже полноприводные автомобили не могут быть использованы вследствие недостаточной их проходимости, применяются специальные транспортные средства высокой проходимости, причисляемые обычно к подвижному составу автотранспорта. К ним относятся мотонарты (грузоподъемностью 200..„ 500 кг), аэросани (2...5 т), снегоболотоходы (1...2т). Все эти транспортные средства используют в различных условиях Крайнего Севера, Дальнего Востока, Сибири.
Читайте также: A) за создание условий неэффективного использования ресурсов Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|