Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Влияние транспортных и дорожных условий на выбор подвижного состава.




В настоящее время, как правило, каждое автотранспортное пред­приятие осуществляет перевозку широкой номенклатуры грузов, по разным маршрутам (при различной длине ездки с грузом), по доро­гам различной категории и состояния (различная техническая ско­рость), при широком диапазоне изменения времени простая под погрузочно-разгрузочным и работами и использования пробега.

Определенное сочетание условий организации перевозок требует использования определенной модели подвижного состава, которая обеспечивает максимальную производительность и минимальную се­бестоимость перевозок. Многомарочность парка подвижного состава АТП повышает эффективность транспортного процесса, одновремен­но приводит к усложнению и удорожанию содержание, техническое обслуживание и текущий ремонт автомобилей.

Учитывая, что подвижной состав АТП состоит из суммы подвиж­ного состава транспортных комплексов, входящих в АТП, а после­дние организуются не случайно, а с определенной целью для перево­зок определенных грузов в конкретных условиях, подвижной состав должен отвечать этим условиям.

При выборе типа подвижного состава необходимо руководство­ваться тем, чтобы подвижной состав автомобильного транспорта в на­ибольшей степени соответствовал:

характеру и структуре грузопотока;

объемному весу и партионности груза;

дорожным условиям;

обеспечению максимальной скорости и безопасности движения;

обеспечению минимальных затрат, связанных с перевозкой грузов. Основным фактором, обусловливающим грузоподъемность транспор­тных средств, является масса перевозимого груза и размеры единовре­менных отправок.

В условиях рыночной экономики важнейшим общим принци­пом выбора вида транспорта является конкурентоспособность транспортных услуг того или иного варианта перевозок. В связи с этим при выборе каналов товародвижения недостаточно срав­нения только затрат на перевозки. Необходим учет качества транспортного обслуживания потребителей транспортных услуг, уровня безопасности и экологичности транспорта, выгоды потре­бителей от использования интермодальных технологий перевозок (внетранспортный экономический и социальный эффект) и т. п. Большое значение также имеет форма собственности сопостав­ляемых транспортных средств, система страхования перевозок и банковского обслуживания клиентуры. На выбор вида транспор­та большое влияние оказывает также сложившаяся система меж­отраслевых договорных отношений между транспортом и грузо­владельцами в рамках финансово-промышленных групп и на ре­гиональном уровне.

Эффективность автомобилей зависит не только от совер­шенства их конструкции, но и от эксплуатационных усло­вий. В каждом сочетании эксплуатационных условий наи­более рентабельным оказался бы автомобиль, специально спроектированный для них. Однако из-за разнообразия ус­ловий эксплуатации такое решение вопроса нерационально, поэтому выдерживается соответствие конструкции автомо­биля определенному, ограниченному диапазону этих ус­ловий.

Вместе с тем многообразие требований, предъявляемых к автомобилям в связи с различием условий и режимов ра­боты, не дает возможности установить степень соответствия их условиям эксплуатации.

Примерный комплекс эксплуатационных качеств для подвижного состава установлен, однако конкретные тре­буемые значения могут предъявляться только в связи с задаваемыми условиями работы.

Условия эксплуатации подвижного состава можно раз­бить на группы.

Транспортные условия, род груза, срочность, дальность и объем перевозок, равномерность грузооборота и партионность отправок, условия погрузки и разгрузки.

Дорожные условия: тип и ровность дорожного покрытия, проезжее состояние дороги и рельеф местности, по которой проходит дорога (равнинный, холмистый, горный, высоко­горный); прочность дороги, мостов и других сооружений;

элементы плана и профиля дороги (уклон, шаг переломов, радиусы горизонтальных и вертикальных кривых и т. п.);

напряженность (интенсивность) движения на дороге; орга­низация движения.

Климатические условия, зоны холодного (180—300 дней в году с температурой ниже 0°С), умеренного и жаркого климата.

Организационно-технические условия: режим эксплуа­тации (среднегодовой и среднесуточный пробеги), регулярность перевозок на маршрутах, условия хранения (гараж­ные и безгаражные), система технического обслуживания и ремонта, организация и режим работы водителей.

Весь подвижной: состав независимо от условий эксплуа­тации должен обладать определенными качествами, которые характеризуют уровень технического прогресса автомоби­лестроения и автомобильного транспорта. Такими общими качествами1, по которым оцениваются все автомобили, яв­ляются: топливная экономичность, скоростные качества, надежность, легкость управления, безопасность, готовность к действию и т. п.

Каждое из указанных выше условий эксплуатации определяет необходимость тех или иных качеств подвижного состава. Так, по роду груза (его физические свойства, плот­ность, тип и форма тары) должны определяться тип кузова (платформа, цистерна, фургон) и его вместимость. От объе­ма и партионности перевозок зависит выбор автомобилей или автопоездов в зависимости от их грузоподъемности и степени специализации. При перевозке мелкопартионных грузов применяются автомобили малой грузо­подъемности, а при большом и постоянном объеме перево­зок - специализированные автомобили. Срочность и дальность перевозок обусловливают выбор подвижного состава с определенными скоростными свойствами, необходимым запа­сом хода и повышенными надежностью и безопасностью. По условиям погрузки и разгрузки (тип и производительность механизма) определяют тип кузова автомобиля (авто­мобиль-самосвал, самопогрузчик, погрузочная высота, ши­рина двери), его грузоподъемность и прочность (экскава­торная и бункерная погрузка), а также необходимость спе­циальных устройств и приспособлений.

Дорожные условия оказывают существенное влияние на выбор подвижного состава с такими качествами, как про­ходимость, плавность хода, динамичность, маневренность, возможность использования его грузоподъемности и ско­ростных качеств. На труднопроходимых дорогах важным качеством подвижного состава является проходимость, на дорогах с твердым, но неровным покрытием — плавность хода, на горных дорогах, имеющих значительные уклоны, — динамичность и тормозные свойства. На усовершенствованных дорогах ограничиваются полная масса подвижного состава и нагрузка на одну ось по условиям грузоподъем­ности искусственных сооружений и прочности дорожной одежды, а также имеются ограничения для ширины, длины и высоты подвижного состава.

Большое влияние на выбор эксплуатационных качеств подвижного состава оказывают климатические условия. Так, для защиты грузов от атмосферных влияний (дождь, снег, ветер, пыль, солнце) необходимы кузова специальных конструкций. В полярных климатических зонах важными условиями эксплуатации являются возможность обеспече­ния быстрой готовности автомобилей к действию, отопле­ние кабины, нестесненные условия управления автомобилем водителем в теплой одежде и др. Здесь особое значение приобретают проходимость автомобиля и безопасность его движения в гололедицу, при снежных заносах, снегопадах и метелях.

Кроме автомобилей общего назначения, выпускаются автомобили северного (с) и тропического (т) ис­полнения.

Для обеспечения перевозок в наиболее тяжелых климатических и дорожных условиях и вне дорог, в которых даже полноприводные автомобили не могут быть использованы вследствие недостаточной их проходимости, применяются специальные транспортные средства высокой проходимости, причисляемые обычно к подвижному составу автотранспор­та. К ним относятся мотонарты (грузоподъемностью 200..„ 500 кг), аэросани (2...5 т), снегоболотоходы (1...2т). Все эти транспортные средства используют в различных усло­виях Крайнего Севера, Дальнего Востока, Сибири.

 

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...