Автоматизированные системы диспетчерского управления автобусными и таксомоторными перевозками
Непрерывный рост численности городского населения и в связи с этим расширение городской транспортной сети, повышение интенсивности движения городского транспорта и рост объемов перевозок приводят к значительному усложнению процессов управления пассажирскими перевозками. Успешное решение этой задачи невозможно без широкого применения технических средств контроля и управления движением, включая ЭВМ. Опыт эксплуатации автоматизированных систем управления (АСУ) перевозками пассажиров в городах Российской Федерации показал, что эти системы позволяют улучшить качество обслуживания населения изменению технологии управления перевозочным процессом. При внедрении АСУ, во-первых, автоматизируются контроль и учет в процессе перевозки пассажиров, что приводит к увеличению числа выполненных рейсов и точности выполнения расписания движения автобусов. Во-вторых, значительно улучшается информационное обеспечение пользователей благодаря автоматизации процесса сбора, передачи, обработки, хранения и выдачи информации в реальном масштабе времени, что позволяет принимать оптимальные решения при нарушении запланированных режимов движения регулировать движение в случаях, связанных с изменением заказа на транспортные услуги. Расширяются возможности маневра с учетом имеющегося подвижного состава, нагляднее выявляются узкие места в организации перевозок. Полуавтоматизированные системы диспетчерского управления действуют в 370 городах России примерно на 4,5 тыс. маршрутах. Более чем в 30 городах внедрены автоматизированные системы диспетчерского управления (АСДУ-А, НЭЖАН-300, -600). Автобусный же транспорт РФ обслуживает примерно 1370 городов и рабочих поселков. В связи с этим предстоит большая работа по внедрению автоматизированных систем контроля и диспетчерского управления. Эксплуатация таких систем позволяет не только шире использовать диспетчерские возможности управления движением, но и на основе объективной информации о работе водителей, бригад, колонн усилить материальное и моральное стимулирование.
Одной из полуавтоматизированных систем контроля и управления движением является система "Дистон". Она предназначена для связи диспетчеров ЦДС с водителями маршрутных автобусов и состоит из усилительных, коммутативных устройств, катушек индуктивности и проводной линии связи. В ЦДС устанавливают шкаф связи и пульт управления, обеспечивающие связь с контрольными пунктами на маршрутах, которые размещаются на конечных и некоторых промежуточных остановках. Такая система позволяет сократить число линейных диспетчеров, оперативно устранять отклонения от расписания движения автобусов, снизить наполнение автобусов в часы пик, рационально распределять автобусы по маршрутам, улучшить качество и культуру обслуживания пассажиров. Кабардино-Балкарское территориальное транспортное объединение автомобильного транспорта ведет работы по разработке и совершенствованию автоматизированных систем управления пассажирскими автобусными перевозками в городах НЭЖАН. Система НЭЖАН-50 предназначена для малых городов и населенных пунктов при числе автобусов на линии до 50 ед. В этой системе автоматизированы получение информации с автобусов и оперативная передача этой информации на табло пульта диспетчера. В системе предусмотрена регистрация информации с помощью устройства памяти и анализа. Это позволяет в необходимых случаях отследить фактическое движение любого автобуса на линии за любой промежуток времени.
Система НЭЖАН-100 эксплуатируется в средних городах с числом автобусов на линии до 100 ед. Она основана на применении микроЭВМ, которые существенно расширяют возможности управления перевозками и объем обрабатываемой информации. Система предусматривает организацию трех диспетчерских мест с автоматизированным выводом оперативной информации по контролю и регулированию на дисплей. Силами СКВ "Трансавтоматика" Каббалкавтотранса осуществлена разработка и налажено производство унифицированных систем НЭЖАН. В частности, унификация заключается в том, что на одном и том же периферийном оборудовании базируются как простейшие системы диспетчерской связи НЭЖАН-50, так и автоматизированные системы НЭЖАН-300 и НЭЖАН-600, возможности которых соответствуют, а по ряду позиций и превосходят АСДУ-А. Система НЭЖАН-300 получила наибольшее распространение. Она предназначена для эксплуатации в городах с числом автобусов на линии не более 300 ед. и обеспечивает автоматизацию технологических функций контроля, управления автобусными перевозками и учета выполненной транспортной работы. Эта система может обеспечить выполнение следующих операций: - при осуществлении контроля за перевозочным процессом - фиксирование времени выезда автобусов из предприятий и возврата в АТП и фактического времени прибытия автобусов на контролируемые системой остановки; определение величины отклонения фактического времени прибытия автобусов на остановки от времени, предусмотренного расписанием; установление сеансов речевой связи между водителями и диспетчерами ЦДС (как по инициативе водителя, так и диспетчера); установление фактов неприбытия автобусов на остановки; определение пробега автобусов, нарядного времени, времени работы водителей (автобусов) на линии; контроль за работоспособностью технических средств системы и за работой диспетчерского персонала ЦДС; - при осуществлении функции управления перевозочным процессом -формирование и вывод на дисплеи набора оперативной информации о ходе выполнения перевозочного процесса; передачу водителям сообщений о корректировке водительских расписаний; закрепление автобусов по выходам; восстановление запланированных режимов движения следующими технологическими приемами: смещение графиков на целое число минут, отправление в укороченный (экспрессный) рейс, раздвижка графиков, изменение времени отстоев и обеденного времени водителей;
- при выполнении учета транспортной работы за сутки - обработку информации на ЭВМ и формирование выходных документов о работе каждого водителя, автобуса, маршрута, автотранспортного предприятия, в целом по городу. Система НЭЖАН-300 реализована на базе ЭВМ ДВК-3. В дальнейшем не исключена возможность перевода программного обеспечения на ЭВМ типа IBM. Система НЭЖАН-600 обеспечивает автоматизированное управление работой 600 автобусов, в том числе накопление информации за любой планируемый период времени, автоматизированную ее обработку и распечатку форм диспетчерской отчетности, автоматизацию решения задач текущего планирования пассажирских перевозок. В крупных городах применяются автоматизированные системы диспетчерского управления автобусными перевозками пассажиров (АСДУ-А). Функционирование такой системы можно проследить на примере территориального объединения Екатеринбургавтотранс, где она эксплуатируется в промышленном режиме с 1984 г. Система имела на начало 1989 г. следующие технико-эксплуатационные показатели: число пассажирских предприятий - 5; количество городских маршрутов — 61, пригородных — 5; число контуров связи -220; максимальный выпуск автобусов в часы пик по городу — 500; плановое количество рейсов в системе за сутки — 10 600; регулярность движения по данным системы — 92 %; коэффициент функционирования вычислительного комплекса — 0,93. Система решает пять основных эксплуатационных задач: организация контроля за выходом и возрастом подвижного состава в АТП; непрерывный контроль и частичное управление движением автобусов на маршруте; учет и анализ исполненного движения по каждому автобусу, маршруту, АТП; начисление премии водителям за качество работы; подготовка расписаний движения автобусов для водителей.
Приведенные задачи решаются с применением вычислительного комплекса на базе АСВТ М-6000, устройства контрольных пунктов на маршрутной сети, устройства подвижных единиц, устройства контрольных пунктов в АТП, специального программного обеспечения. За годы эксплуатации система непрерывно совершенствовалась. Так, появилась возможность корректировки плана рейсов в период массового отвлечения автобусов на сельскохозяйственные перевозки и перевозки детей в пионерские лагеря. Изготовлено табло по проверке в автоматическом режиме работоспособности устройств подвижных единиц при выезде из АТП. Эксплуатацию и контроль за работой автобусов на линии осуществляет ЦЦС. В среднем на маршрутах движение автобусов за оборотный рейс контролируется на 5-6 контрольных пунктах. Датчики контрольного пункта размещаются под дорожным покрытием на автобусной остановке, и во время посадки и высадки пассажиров информация от подвижной единицы автоматически поступает через телефонный канал связи в вычислительный комплекс и обрабатывается. При выполнении расписания движения автобусами информация поступает в массив статистических данных, а при наличии сбоя автоматически устанавливается связь между водителем подвижной единицы и диспетчером ЦЦС с выдачей управляющего воздействия по возникшим отклонениям на дисплей диспетчера. Диспетчер через устройства диспетчерской связи доводит рекомендацию вычислительного комплекса до водителя автобуса и регулярность движения восстанавливается. АСДУ-А позволяет, в зависимости от выпуска автобусов по АТП, переключать автобусы с маршрута на маршрут и вводить корректировки в случае изменения дорожных условий. При выезде автобусов на линию и возвращении их в парк на контрольно-пропускном пункте автоматически ставится отметка о выходе (возвращении) и проверяется работоспособность устройства подвижной единицы через специальное табло. Ежедневно система выдает данные о работе водителя за смену; анализ работы по маршрутам, автоколоннам, предприятиям; анализ работы технических средств АСДУ-А; анализ работы по маршрутам, бригадам, автоколоннам, АТП (нарастающим итогом). Отчет о работе водителя является основанием для начисления ему премии за соблюдение графика движения. Достаточно широко используется электронно-вычислительная техника и при решении задач по рационализации маршрутной системы. Во многих городах России внедряются рациональные схемы, разработанные с применением ЭВМ. Новые схемы обеспечивают ориентировочно 10%-ное снижение затрат времени населения на поездки.
Условием более интенсивного использования средств автоматизации управления пассажирскими перевозками является наличие экономических взаимоотношений между предприятиями городского пассажирского транспорта и администрацией города, выполняющей функции заказчика на перевозки, или предприятиями (объединениями), создаваемыми при администрации, которым делегируются функции заказчика. При перевозках пассажиров предприятиями на договорных условиях с заказчиком (муниципалитетом) необходимо учитывать и измерять показатели качества и объема выполненной работы, что без использования АСУ не может обеспечить объективность и достоверность. Таким образом, переход пассажирского транспорта общего пользования на новые условия хозяйствования характеризуется повышением требований к контролю и учету качества исполнения движения, вследствие чего роль АСУ пассажирскими перевозками возрастает. Для этой цели по заданию Министерства транспорта РФ разработан комплекс программно-технических средств, нормативно-методических и технических документов, позволяющих создать в малых, средних и крупных городах автоматизированные системы управления маршрутизированным пассажирским транспортом — АСУ МПТ с верхним пределом контролируемых подвижных единиц 1000. В крупнейших городах, где число работающих транспортных средств больше 1000, АСУ МПТ может быть использована в отдельных транспортных районах с последующей передачей информации в городской центр управления движением (ЦДС). Комплекс программно-технических средств для АСУ пассажирскими перевозками разработан на базе новых средств радиосвязи ближнего действия на частоте 74,75 МГц. В состав средств радиосвязи входят: радиомаяк УКП-4, ретранслятор УКП-5 и бортовой приемопередатчик с памятью УПЕ-5. Эти средства радиосвязи позволяют в АСУ МПТ свести к минимуму использование телефонной связи. Приведем краткие характеристики и возможности средств радиосвязи центрального оборудования системы. Контрольный пункт - радиомаяк УКП-4 — устройство, устанавливаемое в пунктах контроля движения автобусов и постоянно излучающее радиопосылку (закодированный номер радиомаяка), принимаемую УПЕ-5 при прохождении автобусом зоны действия радиомаяка (300 м). По номеру радиомаяка определяется местонахождение автобуса на маршрутной сети. Контрольный пункт осуществляет обмен цифровой информацией между автобусом и компьютером, а также речевой информацией между водителем и диспетчером. Устройство подвижной единицы УПЕ-5 устанавливается в кабине водителя и обеспечивает: автоматический прием радио посылок, запись их и время прохождения радиомаяка в память устройства. Прием информации о проследовании автобусом радиомаяка подтверждается подсветкой на индикаторе бортового устройства водителя. Кроме этого, УПЕ-5 обеспечивает хранение принятой информации до момента ее передачи в компьютер ЦЦС, индикацию информации на пульте дистанционного управления УПЕ о текущем времени суток, о возможности вызова водителя диспетчером ЦЦС, о достоверном приеме информации компьютером ЦДС с автобуса или о необходимости ее повторной передачи; передачу накопленных данных в компьютер ЦДС. Передача информации осуществляется в пунктах установки КП-5 нажатием кнопки "передача" на пульте дистанционного управления УПЕ. Устройство пункта управления УПК обеспечивает связь персональных компьютеров с контрольными пунктами — ретрансляторами УПК-5. Персональные компьютеры УПК предназначены для обработки оперативной информации о ходе перевозочного процесса и обработки отчетных данных. Компьютеры устанавливаются на рабочих местах диспетчеров в ЦДС. Максимальное число устанавливаемых компьютеров — 8. Функциональные возможности АСУ - МПТ аналогичны возможностям системы НЭЖАН-300. Создание автоматизированной системы диспетчерского управления движением автомобилей-такси (АСДУ-Т) является дальнейшим этапом совершенствования управления на таксомоторном транспорте, который направлен на улучшение качества обслуживания пассажиров, уменьшение времени найма такси, минимизацию времени ожидания такси на стоянках, сокращение числа диспетчерского персонала, повышение коэффициента платного пробега и производительности такси. Система АСДУ-Т предусматривает сосредоточение в одном вычислительном комплексе информации о наличии и размещении по территории обслуживаемого района свободных такси; изменениях спроса на таксомоторные перевозки по времени суток, дням недели и календарным дням месяца, что позволяет принимать рациональные решения по управлению транспортным процессом. Кроме этого, система позволяет сосредоточить все срочные заказы в вычислительном комплексе, автоматически выбрать ближайший к месту вызова свободный автомобиль-такси; осуществить непосредственную связь водителя с клиентом для принятия адреса подачи такси, сохранить за диспетчером НДС прием и исполнение предварительных заказов на автомобили-такси. Она обеспечивает объективный контроль за выпуском, возвратом и наличием такси на линии, подачу их по срочному вызову и разработку оптимальных графиков выпуска по часам суток и дням недели в соответствии с фактическим распределением спроса. Хотя АСДУ-Т имеет ряд преимуществ, она не охватывает всего комплекса эксплуатационной деятельности таксомоторного транспорта и не во всех звеньях надежна. Необходима ее дальнейшая отработка по ряду параметров и совершенствование технологического процесса. В Санкт-Петербурге и Екатеринбурге функционирует автоматизированная система управления заказными таксомоторными перевозками (АСУ-ЗТ). Так, в Санкт-Петербурге в процессе заказа от пассажира по городской телефонной сети диспетчер узнает номер телефона клиента и вводит его в память ЭВМ. По первым трем цифрам номера телефона с точностью до 3-4 км определяется местонахождение заказчика. В ЭВМ поступает информация о наличии свободных такси. Имея такие данные, осуществляется подбор пары "заказчик-такси". Диспетчеру поступает информация о номере заказчика и между ними устанавливается автоматическая телефонная связь. Диспетчер узнает фамилию заказчика, адрес подачи такси и сообщает клиенту номер направляемого автомобиля. Затем диспетчер связывается по радио с водителем такси и сообщает ему. адрес подачи автомобиля. С целью повышения эффективности использования нерадиофицированных автомобилей-такси НИИАТом разработана система, позволяющая привлечь эти автомобили к выполнению срочных заказов населения со стоянок, располагаемых в центрах зон микрорайонов и оборудованных средствами связи. В ряде городов диспетчерское управление работой автомобилей-такси осуществляется с использованием полуавтоматической системы. ЦДС и автомобили оборудуются высокочастотными радиостанциями и средствами автоматики. При выходе водителя на связь у диспетчера на пульте высвечивается трехзначный номер, присвоенный этому автомобилю. Прием заказов производится в ЦДС по телефону. Водитель, получив заказ и прибыв к заказчику, спрашивает номер заказа и докладывает в ЦДС о начале его выполнения. Переговоры между заказчиками и диспетчерами, диспетчерами и водителями фиксируются на магнитофонной ленте. Во время эксплуатации системы "Искра-таксифар" число выполняемых заказов увеличивается вдвое. Функционирование систем диспетчерского управления и контроля за работой подвижного состава возможно только при хорошо организованной технологической связи и сигнализации. Технические средства связи должны обеспечивать постоянную и устойчивую связь между стационарными и подвижными объектами пассажирского транспорта. При организации диспетчерской связи различают средства внешней и внутренней связи. Внешняя связь осуществляется, как правило, двусторонней телефонной связью по прямым каналам для обмена оперативной информацией между работниками стационарных объектов. При организации прямой диспетчерской телефонной связи используются коммутаторы оперативной связи с установкой на абонентских пунктах телефонных аппаратов; селекторные диспетчерские станции с усилительными устройствами, обеспечивающие возможность избирательного селективного вызова одного пункта, группы их или всех сразу; служебные АТС; циркулярные коммутаторные установки; различные концентраторы, громкоговорители и переговорные устройства. Диспетчерская радиотелефонная связь используется для прямых переговоров ЦДС с ее филиалами, территориальными транспортными объединениями, объединениями автовокзалов и автостанций, а также самими автовокзалами и автостанциями водителями автобусов и такси, линейными диспетчерами и автомобилями технической помощи. Она осуществляется путем монтажа в ЦДС центральной радиостанции, а в абонентских пунктах — радиостанций, работающих в диапазоне ультракоротких волн, настроенных на одну волну в радиусе до 30-40 км. Для оперативной связи диспетчерского персонала объединений автовокзалов и автостанций по управлению автобусным движением и в междугородном сообщении применяют радиорелейную связь с помощью радиорелейных станций. Для приема и передачи информации о работе подвижного состава стационарные пункты междугородных перевозок, объединения и автотранспортные предприятия могут оборудоваться телетайпами. Внутренняя связь предназначена для оперативных переговоров и передачи информации внутри определенного объекта: территориального объединения, автотранспортного предприятия или его филиалов, автовокзала или автостанции. Среди большого разнообразия установок внутренней связи распространение получили: учрежденческая АТС декадно-шаговой системы; АТС координатной системы; переговорные устройства с громкоговорителями. Для информационного обслуживания пассажиров автовокзалов и автостанций, а также оперативного оповещения сотрудников АТП на их территории применяется громкоговорящая связь через установки производственной громкоговорящей связи. Диспетчерская служба в целом оборудуется средствами внешней и внутренней связи, как правило, в комплексе. Оперативный работник диспетчерской службы должен иметь возможность вести переговоры одновременно с несколькими абонентами. Технические средства связи в свою очередь должны обладать надежностью, удобством использования и при отказе обеспечивать дублирование.
Автоматизированные системы диспетчерского управления автобусными и таксомоторными перевозками
НЕЖАН (50, 300, 600) АСУ МТП АСДУ-А (автобусы) АСДУ-Т (такси)
Позволяет автоматизировать контроль и учет процесса перевозок, Улучшить информационное обеспечение пользователей, Расширить возможности маневра ПС (подвижного состава), Усилить материальное и моральное стимулирование работников.
Обеспечивает автоматизацию - контроля, управления, учета перевозками. Контроль – фиксация времени выезда и возвращения в АТП, всех контрольных точек. Определение величин отклонения от планов, установление фактов речевой связи, установление фактов неприбытия автобусов на остановки, определение пробега, времени наряда, времени на линии, самоконтроль. Управление – передача Водителям сообщения о корректировке расписания, закрепления автобусов по выходам, восстановление запланированных режимов движения. Учет – обрабатывается информация, формируется распечатка документов по водителям, автобусам, по маршрутам, АТП и т.д. АСУ МТП до 1000 единиц ПС на линии На базе новых средств радиосвязи f = 75 мГц радиомаячки ретрансляторы АСДУ-А до 1000 единиц ПС крупные города АСДУ-Т позволяет уменьшить время найма такси(1,5 – 2 минуты), минимизировать время ожидания такси на стоянке, повысить коэффициент платного пробега такси Вся система сосредоточена в одном вычислительном центре
Читайте также: A) политической системы Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|