Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Динамика финансового состояния предприятия

Для выявления финансового состояния предприятий могут использоваться разнообразные методы [20, 27, 28, 29]. Например, применяют горизонтальный анализ отчета о прибылях и убытках (форма № 2), который также называют трендовым анализом, т.к. при его применении изучаемые показатели сопоставляют по годам. Данный анализ позволяет увидеть и проанализировать динамику показателей, вскрыть причины складывающихся тенденций [14, 15, 19].

В табл. 6 отражены результаты выполненного горизонтального (трендового) анализа отчета о прибылях и убытках ОАО «Сеятель» за два последних отчетных года - 2005-й и 2006-й. Показатели извлечены из формы № 2 за указанные годы. Данные 2005 г. приняты за 100 %. Изменения в 2006 г. по отношению к 2003 г. были рассчитаны дополнительно.

Таблица 6

Горизонтальный (трендовый) анализ отчета
о прибылях и убытках ОАО «Сеятель» за 2005-2006 гг.

Показатели

2005 г.

2006 г.

тыс. руб. % тыс.руб. %
1. Выручка от продажи 25473 100 28021 110,0
2. Себестоимость проданных товаров, работ, 25804 100 24107 93,4
3. Коммерческие расходы - - - -
4. Управленческие расходы - - - -
5. Проценты к получению - - - -
6. Проценты к уплате - - 378 -
7. Доходы от участие в других организациях - - - -
8. Прочие операционные доходы 163 100 2031 1246,0
9. Прочие операционные расходы 3001 100 5429 180,9
10. Внереализационные доходы (субсидии из бюджетов) - - - -
11. Внереализационные расходы - - - -
12. Прибыль до налогообложения -3169 100 138 -
13. Налог на прибыль - - - -
14. Прибыль от обычной деятельности - - - -
15. Чрезвычайные доходы (субсидии из бюд - - 396 -
16. Чрезвычайные расходы - - 469 -
17. Чистая прибыль -3169 - 65 -

 

Из табл. 6 видно, что выручка от продажи продукции в 2006 г. увеличилась на 10% по сравнению с 2005 г. При этом себестоимость проданной продукции сократилась на 6,6%, вследствие чего хозяйству удалось в 2006 г. получить чистую прибыль в размере 65 тыс. руб.

Анализируя прочие показатели можно отметить, что за рассматриваемые два года их величины заметно различаются. Так, проценты к уплате в 2006 г. составили 378 тыс. руб., а в 2005 г. такого вида расходов не отмечалось, что не позволяет по данному виду затрат осуществлять трендовый анализ. Величина прочих операционных доходов в 2006 г. увеличилась в 12,5 раз – со 163 до 2031 тыс. руб. Прочие операционные расходы тоже возросли, хотя и не так значительно – на 80,9%. Суммы чрезвычайных доходов и расходов (стр. 15, 16 за 2006 г.) в ф. № 2, согласно объяснениям главного бухгалтера Гридиной Л.М., входили в состав прочих доходов и расходов (стр. 8, 9), поэтому для расчета показателей таблицы 6 мы уменьшили величину указанных показателей.

Величина чистой прибыли за 2006 г. весьма незначительна, однако если учесть, что на протяжении предыдущих 4 лет предприятие получало только убыток, можно считать положительным моментов получение даже небольшой суммы прибыли. Из данных табл. 6 видно, что прибыль от реализации продукции составляла почти 4 млн. руб., однако значительно увеличившаяся сумма прочих операционных расходов практически нивелировала весь положительный эффект.

Трендовый анализ отчета о прибылях и убытках обычно принято дополнять вертикальным или структурным анализом, который отражает удельный вес каждого элемента дохода и прибыли в их общей величине. На этой основе можно лучше понять внутренние тенденции в состоянии предприятия, разработать и реализовать более эффективные управленческие решений
[16, 17]. Этот анализ отчета о прибылях и убытках ОАО «Сеятель» за 2003-2004 гг. приведен в табл. 7.

 


Таблица 7

Вертикальный анализ отчета о прибылях и убытках
ОАО «Сеятель» за 2003-2004 гг., %

Показатели

2005 г., тыс. руб.

2006 г., тыс. руб.

Изменения за год

абс. в %
1. Выручка от продажи 25473 28021 2548 +10,0
2. Себестоимость проданных товаров, работ, услуг 25804 24107 -1697 -6,6
3. Проценты к уплате 0 378 378 -
4. Прочие операционные доходы 163 2031 1868 +1146,0
5. Прочие операционные расходы 3001 5429 2428 +80,9
6. Прибыль до налогообложения -3169 138 3307 +104,4
7. Чрезвычайные доходы (субсидии из бюджетов) 0 396 396 -
8. Чрезвычайные расходы 0 469 469 -
9. Чистая прибыль -3169 65 3234 +102,1

 

Из табл. 7 видно, что если в 2005 г. доходы состояли из выручки от продажи продукции и прочих операционных доходов. В 2006 г. к доходной части добавились чрезвычайные доходы, а к расходной – проценты к уплате и чрезвычайные расходы. Абсолютные изменения показателей, за исключением себестоимости являются положительными. Полноценный анализ показателей в относительных единицах невозможен, так как в 2006 г. появились величины, значения которых в предыдущем году были нулевыми. В связи с этим на основании данной таблицы трудно делать какие-либо выводы.

В дополнение к табл.7 в следующей таблице приведен анализ состава и структуры прибыли хозяйства за те же годы.

Интерпретация полученных показателей на первый взгляд вызывает некоторые трудности. Это связано со сравнением данных двух лет, в один из которых получен убыток, а в другом прибыль. С другой стороны, большие величины удельных весов объясняются значительным размером составляющих при невысокой величине прибыли в 2006 году. Однако анализ полученных данных позволяет сделать следующие выводы.

Таблица 8

Анализ состава и структуры прибыли (убытка)
ОАО «Сеятель» в 2005 и 2006 гг.

Показатели

Сумма, тыс. руб.

Удельный вес в сумме, %

2005  г. 2006 г. изменение за год (+, -) 2005  г. 2006 г. измен. за год (% пунктов)
1. Прибыль от продажи -331 3914 4245 10,4 6021,5 6011,1
2. Проценты к уплате 0 378 378 0,0 -581,5 -581,5
3. Прочие операционные доходы 163 2031 1868 -5,1 3124,6 3129,8
4. Прочие операционные расходы 3001 5429 2428 94,7 -8352,3 -8447,0
5. Прибыль от финансово-хозяйственной деятельности -3169 138 3307 100,0 212,3 112,3
6. Чрезвычайные доходы 0 396 396 0,0 609,2 609,2
7. Чрезвычайные расходы 0 469 469 0,0 -721,5 -721,5
8. Налог на прибыль - - - - - -
9. Чистая прибыль отчетного года -3169 65 3234 100 100 -

 

В 2005 г. был получен убыток в размере 3,1 млн. руб. за счет убытка от реализации продукции (10,4%), прочих операционных расходов (94,7%). Сумма убытка могла быть больше, если бы не была уменьшена на сумму прочих операционных доходов на 5,1%. В 2006 г. по сравнению с суммой полученной прибыли 65 тыс. руб. все ее составляющие имели очень большие, практически взаимопогашающие размеры: прибыль от продажи составила 6021,5% от суммы чистой прибыли, проценты к уплате -581,5%, прочие операционные доходы 3124,6%, расходы -8352,3%. если сложить все значения удельных весов, получим значение прибыли от финансово-хозяйственной деятельности, выраженной в процентах от чистой прибыли (212,3%). Данная величина была увеличена и уменьшена на сумму чрезвычайных доходов и расходов (+609,2% –721,5%). 

Табл. 9 характеризует изменение дебиторской и кредиторской задолженности. Как видно из представленных данных, величина дебиторской задолженности имеет стабильную динамику снижения. Это может свидетельствовать об ускорении расчетов с покупателями и заказчиками, но скорее всего это свидетельствует об уменьшении количества сделок с покупателями производимой в хозяйстве продукции, вследствие чего и происходит сокращение долгов сторонних организаций перед ОАО «Сеятель». По сравнению с 2002 г. Сумма дебиторской задолженности сократилась в 8 раз и составляет 12,3%, с 2005 г. в 2 раза.

Таблица 9

Изменения дебиторской и кредиторской задолженности
ОАО «Сеятель» в 2002-2006 гг., тыс. руб.

Показатели

Годы

2006 г.
к 2002 г.

2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. абс. в %
Дебиторская задолженность 6888 3447 1883 1749 844 -6044 12,3
в том числе:              
расчеты с покупателями и заказчиками 3709 1067 1766 1656 838 -2871 22,6
прочая 3179 2380 117 93 6 -3173 0,2
Кредиторская задолженность – всего 27779 33922 38679 38571 34628 6849 124,7
в том числе              
расчеты с поставщиками и подрядчиками 6828 4923 6384 4796 3040 -3788 44,5
авансы полученные 0 0 655 1841 231 231  
расчеты по налогам и сборам 92392 163 662 214 83 -92309 0,1
кредиты 12318 26199 28241 18341 9500 -2818 77,1
займы 7364 1508 257 12194 21507 14143 292,1
прочая 1177 1129 2480 1185 267 -910 22,7

 

Размер кредиторской задолженности за рассматриваемый период в среднем составляет 34,7 млн. руб. В 2002 г. и 2006 г. фактические значения были несколько ниже указанной средней величины. Размер суммарной кредиторской задолженности в 2006 г. по отношению к 2002 г. составил на 6,8 млн. руб. или на 24,7% больше.

Следует отметить, что рост кредиторской задолженности связан только с увеличением суммы полученных займов, величина которых в 2006 г. по отношению к 2002 г. составила 292,1% или на 14,1 млн. руб. больше. Величина прочих элементов кредиторской задолженности в основном уменьшилась. Исключение составляет сумма авансов полученных, которой не было на конец 2002-2003 гг., а в 2006 г. составила231 тыс. руб.

Рассмотрим еще один важный финансовый показатель – ликвидность. Основываясь на данных бухгалтерского баланса годового отчета за 2006 г. нами были рассчитаны коэффициенты по известным принятым формулам [14, 29] и сведены результаты этих расчетов в табл. 10.

Таблица 10

Оценка ликвидности баланса и платежеспособности
ОАО «Сеятель» на конец 2005 г. - конец 2006 г.

 

Показатели

2005 г.

2006 г.

Изменения

абс. %
Абсолютно ликвидные средства, тыс.руб. 1 510 509 в 510 раз
Быстрореализуемые активы, тыс.руб. 3224 1895 -1329 58,8
Медленнореализуемые активы, тыс.руб. 14297 10117 -4180 70,8
Труднореализуемые активы, тыс.руб. 9413 9973 560 105,9
Коэффициент абсолютной ликвидности около 0 0,015 +0,015 -
Коэффициент текущей ликвидности 0,37 0,29 -0,08 78,8

 

Из данных табл. 10 следует, что как абсолютная, так и относительная величина активов за исследуемый период уменьшились. Величина абсолютно ликвидных средств на начало года была практически нулевая. Быстрореализуемые активы уменьшились в своем объеме более чем на 40%, медленнореализуемые – почти на 30%, а труднореализуемые активы увеличились на 5,9%. Это стало следствием снижения величины коэффициентов ликвидности, которые и без того слишком малы.

Коэффициент абсолютной ликвидности (т.е. отношение величины денежных средств к краткосрочным обязательствам) увеличился с нуля до 0,15, что является все равно недостаточным его значением и свидетельствует об острой нехватке свободных денежных средств. Коэффициент текущей ликвидности (отношение стоимости оборотных активов предприятия к его краткосрочной задолженности), снизился с 0,37 до 0,29 или более чем на 20%. При рекомендуемом значении 2,0 его величина также явно недостаточна.

На основании проведенного анализа состояния исследованного предприятия можно сделать вывод о его неустойчивом финансовом положении.

В ситуации, когда ликвидность уменьшается, кредиторская задолженность растет, дебиторская задолженность сокращается, прослеживаются признаки производственно-финансового кризиса хозяйства, что может привести к банкротству. В последующих главах мы попытаемся дать рекомендации Хозяйству по увеличению общего уровня рентабельности производства за счет внедрения производства и применения органического удобрения нового поколения.

С помощью бизнес-плана ниже будет рассмотрена приемлемость данного проекта, но сначала необходимо подробнее разобраться в сути бизнес планирования, видах бизнес-планов, в структуре типового бизнес-плана на новый вид продукции, что и будет сделано в следующей главе.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ, ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ БИЗНЕС ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ

2.1. Виды, роль и место бизнес-планов в системе
планирования деятельности предприятий

 

Центральным звеном организации любого дела, его стержнем, как известно, является планирование. Ранее в советском Союзе, при наличии государственного управления, вопросы планирования решались централизованно, и у предприятий главной задачей являлось вовремя выполнить поступивший «сверху» план, чтобы потом получить премии и ждать следующего плана.

В настоящее время большинство предприятий являются негосударственными коммерческими организациями, которые организованы и функционируют «на свой страх и риск», а, следовательно, не имеют никаких распоряжений в виде планов из вышестоящих органов и государственных учреждений.

Более того, большинство коммерческих фирм в Российской Федерации не имеют собственных официально принятых планов. Нет и необходимого механизма планирования. Планирование подменяется различными решениями собственников и управленцев о тех или иных направлениях хозяйственной деятельности, которые, в лучшем случае, рассчитаны на ближайший период времени и не предусматривают ориентации на перспективу.

Это можно объяснить слишком быстрым изменением рыночной ситуации, малочисленностью управленческого персонала на предприятиях, авторитетом управляющих крупными предприятиями, имеющих солидный опыт хозяйственного руководства, хотя практика часто ставит в тупик и таких опытных руководителей. Кроме того, во многих случаях причиной отсутствия планирования является отсутствие у руководителей достаточных знаний в области менеджмента в условиях рыночной экономики. Многие ныне действующие руководители – это люди почтительного возраста, получившие образование при административно-плановом режиме и порой знающие о новой системе хозяйствования лишь то, что прежние способы управления «никуда не годятся».

О допущенных ошибках, просчетах, потерях становится известно только при сдаче баланса, хотя и обстоятельные отчеты о финансовых результатах не смогут вернуть потерянные деньги и время. По этой причине многие предприятия оказались в сложном финансовом положении или вообще на грани банкротства.

Итак, принятие разного рода текущих решений, даже самых своевременных, никогда не заменит планирования: разработки долгосрочного и перспективного бизнес-плана. С его помощью можно привлечь необходимые именно в данный момент финансовые ресурсы. Проведенное в середине XX века американским социологом Д.Карнеги исследование, посвященное вопросам эффективности деятельности коммерческих предприятий, показало, что финансовый успех на 5/6 зависит от умелых и своевременных действий управленческого персонала и лишь на 1/6 – от обеспеченности материально-техническими ресурсами. Данное соотношение говорит о большей степени важности управления и особенно планирования, благодаря которому предприятие будет вовремя обеспечено необходимыми ресурсами, средствами производства. Умелое руководство с помощью планирования прогнозирует потребность и наличие необходимых ресурсов, а также осуществляет поиск их источников в случае нехватки.

Даже в такой предпринимательской стране, какой являются США, предприятия создаются и закрываются с ошеломляющей скоростью. Статистика показывает, что к концу первого года работы по крайней мере 40% предпринимателей вынуждены закрыть свое дело. Из тех, кто сумел выжить в первые пять лет, 80% закроют свое дело в следующее пятилетие.

Чаще всего это можно объяснить недальновидным планированием, недостаточной широтой охвата всей совокупности внешних и внутренних факторов деятельности предприятия. Бизнес-план с его рекомендуемой структурой призван помочь предпринимателю проанализировать главнейшие из этих факторов, выявить и обосновать границы эффективности предполагаемых инвестиций.

Кроме того, в условиях нехватки свободных материально-финансовых ресурсов умело составленный бизнес-план способен привлечь тех кредиторов, которые к процессу кредитования подходят не с точки зрения залога имущества, а окупаемости вкладываемых средств.

Все это говорит о том, что умение составлять бизнес-план в настоящее время приобретает особую актуальность и значимость для разнообразных товаропроизводителей.

Результаты исследований, проведенных инвестором на стадиях прединвестиционной фазы, по определенной схеме систематизируются и представляются в виде бизнес-плана. В зависимости от «продвинутости» проекта, бизнес-планы на разных стадиях проекта, сохраняя свою структуру и основные разделы, будут отличаться глубиной проработки разделов и детализацией приведенных в них данных.

Бизнес-план ориентирован, как правило, на внутренних и внешних пользователей, поэтому первоначальное содержание этого документа, базируясь на одних и тех же исходных материалах, может варьировать.

При внутреннем использовании с помощью бизнес-плана персонал управления предприятия проводит выработку стратегии предприятия, оценку конкурентоспособности предприятия на действующем или новом рынках, а также намечает круг проблем и задач для достижения намечаемых целей. В данном случае первостепенным является достоверность и информативность представленных в бизнес-плане материалов.

Потенциальным инвестором или деловым партнером бизнес-план используется для оценки финансовой и экономической эффективности намечаемых совместных проектов и возможности возврата вложенных в проект средств, поэтому требование к достоверности и информативности сохраняется, но в этом случае бизнес-план служит решению еще одной задачи — привлечь внимание потенциального инвестора и вызвать его интерес к рассматриваемому проекту.

Говоря о бизнес-планах вообще, следует выделить их некоторые разновидности. Так, по мнению различных современных экономистов, существует бизнес-предложение, обычный бизнес-план и расширенный бизнес-план. Несколько выше, говоря о важности бизнес планирования, мы упоминали назначение и важность в основном обычного бизнес-плана. Рассмотрим суть и назначение всех трех типов.

Бизнес-предложение представляет собой краткую, объемом 2-5 страниц информацию о конкретном инвестиционном проекте и предназначающуюся главным образом для потенциальных инвесторов. В бизнес-предложении указывается краткое описание сути инвестиционного проекта, суммарная потребность финансирования, основные итоговые финансовые показатели проекта. Указывается объем собственных инвестиций, а также требуемая сумма заемных средств для удовлетворения потребности в финансировании полностью. Указываются предлагаемые условия платности, срочности и возвратности требуемой суммы заемных средств для ознакомления с ними потенциального инвестора.

Краткое описание сути инвестиционного проекта должно заинтересовать инвестора и не оттолкнуть его от дальнейшего более тщательного изучения подробностей инвестиционного проекта для получения уверенности в разумности вложения средств в данный проект, в допустимости уровня риска.

Предприниматель – потенциальный инвестор, сталкивается с различными по сути, объемам требуемых вложений, рискам бизнес-предложениями. Часто бывает, что в течение года будущий инвестор рассматривает десятки, а то и сотни разных предложений. В связи с этим он не может уделять достаточно времени тщательному рассмотрению каждого проекта. Для ознакомления со всеми предложениями, пусть и поверхностного и используют бизнес-предложение. Согласно статистике, лишь около 10% рассмотренных бизнес-предложений вызывают некоторый интерес у потенциального инвестора.

Обычный бизнес-план предназначен в основном для уже заинтересовавшихся инвесторов. Объем бизнес-плана обычно составляет от 20 до 40, в крайних случаях – не более 60 страниц. Структура и содержание основных пунктов будет рассмотрена нами несколько ниже. Основное предназначение бизнес-плана заключается в том, чтобы посредством его предоставить любому человеку предельно полный объем информации, многосторонне характеризующей предлагаемый инвестиционный проект. При этом, однако, в обычном бизнес-плане не упоминаются конфиденциальные подробности, связанные с раскрытием коммерческой тайны по данному инвестиционному направлению.

Другими словами, бизнес-план достаточно подробно и последовательно описывает различные стороны проекта; раскрывает сильные и слабые стороны предприятия и его существующего экономического и производственного потенциала, а также возможности и угрозы, возникающие под влиянием факторов внешней среды.

Бизнес-план может подкрепляться необходимыми приложениями, в которых приводят нормативные и справочные данные, расчеты, графики, рисунки и фотографии, если они помогают прокомментировать или разъяснить что-либо. Объем приложений, как правило, не регламентируется.

Еще одним видом является расширенный бизнес-план. Его основное предназначение заключается в подробном описании плана действий всех занятых в процессе реализации проекта сотрудников предприятия и сторонних организаций и частных лиц. Объем расширенного бизнес-плана может достигать 200-300 страниц. Его содержание является строго конфиденциальным и предназначено только для служебного пользования ответственными управляющими работниками предприятия. Структура расширенного бизнес-плана несколько напоминает структуру простого бизнес-плана. Основное отличие заключается в детальной проработке пунктов плана связанных с прединвестиционной и инвестиционной фазой, стадией строительства и монтажа, а также с производственным этапом. Детализация данных пунктов проводится с целью создания четкого плана в виде инструкций, который будет успешно претворен в жизнь с максимально возможной вероятностью. Другими словами, в расширенном плане последовательно описываются все необходимые мероприятия с указанием ответственных и исполнительных работников, сроков и объемов работ, качества, поощрения или наказания за выполненную работу. В расширенном бизнес-плане предусматривается дублирование основных исполнителей на особо важных и значимых участках работ для недопущения срыва намеченного графика мероприятий инвестиционного проекта.

Таким образом можно отметить, что составление бизнес-плана является одной из главных составляющих успешного планирования деятельности предприятия. Бизнес-предложение, простой и расширенный бизнес-планы составляются практически одновременно, изменяются и дополняются многократно.

Необходимо подчеркнуть, что в нашей стране до сих пор практически повсеместно складывается мнение о необходимости разработки бизнес-планов лишь в случае отсутствия достаточного объема свободных финансовых ресурсов и необходимости привлечения внешнего инвестора. В этом случае бизнес-план играет роль «ознакомителя» потенциального инвестора с сутью будущего инвестиционного проекта с целью убеждения его о целесообразности инвестирования своих средств именно в данный проект.

За рубежом, во многих развитых странах практика составления бизнес-планов используется практически повсеместно. Главной задачей составления бизнес-планов является именно планирование собственной деятельности. Удобная и часто применяемая «стандартная» структура бизнес-плана заставляет предпринимателя рассмотреть все основные финансовые и материальные стороны текущей деятельности, увидеть и предупредить возникающие из внешней среды угрозы, ощутить и воспользоваться возникшими возможностями.

Таким образом, бизнес-план играет роль одного из основных инструментов планирования, посредством которого увеличивается или поддерживается эффективность существующей, а не вновь создаваемой деятельности. Само собой разумеется, что при открытии нового направления деятельности и привлечения внешних инвесторов бизнес-план зарубежными предпринимателями составляется обязательно.

 

2.2. Структура основных разделов бизнес-плана на новый вид продукции

 

Бизнес-план с его рекомендуемой структурой призван помочь предпринимателю проанализировать главнейшие из этих факторов, выявить и обосновать границы эффективности предполагаемых инвестиций. Кроме того, как уже говорилось выше, в условиях нехватки свободных материально-финансовых ресурсов умело составленный бизнес-план способен привлечь тех кредиторов, которые к процессу кредитования подходят не с точки зрения залога имущества, а окупаемости вкладываемых средств.

Все это говорит о том, что умение составлять бизнес-план в настоящее время приобретает особую актуальность и значимость для разнообразных товаропроизводителей.

Результаты исследований, проведенных инвестором на стадиях прединвестиционной фазы, по определенной схеме систематизируются и представляются в виде бизнес-плана. В зависимости от продвинутости проекта, бизнес-планы на разных стадиях проекта, сохраняя свою структуру и основные разделы, будут отличаться глубиной проработки разделов и детализацией приведенных в них данных.

Бизнес-план ориентирован, как правило, на внутренних и внешних пользователей, поэтому первоначальное содержание этого документа, базируясь на одних и тех же исходных материалах, может варьировать.

При внутреннем использовании с помощью бизнес-плана персонал управления предприятия проводит выработку стратегии предприятия, оценку конкурентоспособности предприятия на действующем или новом рынках, а также намечает круг проблем и задач для достижения намечаемых целей. В данном случае первостепенным является достоверность и информативность представленных в бизнес-плане материалов.

Потенциальным инвестором или деловым партнером бизнес-план используется для оценки финансовой и экономической эффективности намечаемых совместных проектов и возможности возврата вложенных в проект средств, поэтому требование к достоверности и информативности сохраняется, но в этом случае бизнес-план служит решению еще одной задачи — привлечь внимание потенциального инвестора и вызвать его интерес к рассматриваемому проекту.

Поэтому при составлении бизнес-плана, ориентированного на внешнего пользователя, желательно придерживаться следующих принципов:

бизнес-план должен быть кратким. Бывает, что описание некоторых сложных сфер бизнеса (например, венчурных компаний), требует достаточно объемного материала (до 40-50 страниц), но обычный бизнес-план не должен превышать 15-20 страниц. Материалы, обосновывающие и иллюстрирующие приведенные в бизнес-плане результаты исследований и расчетов, необходимо размещать в приложении;

нельзя перегружать начало бизнес-плана. Следует обратить внимание на психологический аспект восприятия бизнес-плана. Большинство из тех, кто возьмет в руки ваш бизнес-план, не будет читать далее первой страницы, если ничего интересною для себя там не увидит. Поэтому постарайтесь вставить что-то привлекательное, показать «изюминку» проекта именно в самом начале;

следует избегать общих и расплывчатых формулировок. При чтении это вызывает подсознательную настороженность и сомнение в искренности ваших намерений и достоверности приведенных расчетов;

• необходимо помнить, что при заинтересованности инвестора в проекте, данные, приведенные в бизнес-плане, будут неоднократно проверены и перепроверены, поэтому не следует пытаться приукрасить результаты реализации проекта или представить недостоверные сведения.

Структура бизнес-плана не является жестко регламентированной как в России, так и за рубежом. Схемы систематизации разделов бизнес-плана, используемые в российской и зарубежной практике, по сути своей одинаковы и могут различаться только по форме представления и расположению частей.

Однако рекомендуется, чтобы в бизнес-плане были предусмотрены следующие разделы:

• титульный лист;

• меморандум о конфиденциальности;

• резюме;

• описание предприятия и отрасли;

• описание продукции;

• план маркетинга;

• инвестиционный план;

• производственный план;

• организационный план;

• финансовый план и показатели эффективности проекта;

• анализ рисков (анализ чувствительности) проекта;

• выводы;

• приложения.

Бизнес-план начинается с титульного листа, на котором указываются: наименование предприятия — инициатора проекта, его название, а также авторы проекта, время и место подготовки бизнес-плана.

 

1. МЕМОРАНДУМ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ

Меморандум конфиденциальности (1 страница) составляется с целью предупреждения лиц, допускаемых к ознакомлению с бизнес-планом, о конфиденциальности содержащейся в нем информации. Часто бизнес-планы имеют грифы секретности, ограничивающие круг потенциальных читателей. В данном разделе указываются также разработчики проекта и их квалификация.

2. РЕЗЮМЕ

Резюме представляет собой краткое изложение сути инвестиционного проекта. Оно должно быть кратким (1-2 страницы) и содержать описание ключевых моментов, которые позволят лицам, принимающим решения, сформировать свое отношение к предлагаемому проекту.

С этой целью в резюме указываются следующие данные:

• полное название, адрес и телефон предприятия-инициатора проекта;

• описание предприятия, его специфики;

• краткие сведения об управленческом персонале и его доле в капитале предприятия;

• цель составления бизнес-плана;

• цели предприятия;

• краткая характеристика конъюнктуры рынка;

• суть предлагаемого проекта (деятельность предприятия для осуществления цели);

• результаты реализации проекта;

• факторы риска проекта;

• совокупная стоимость проекта, объем средств, которые инициатор инвестирует в проект;

• потребность в финансировании, желательные формы и условия инвестирования, гарантии по возврату заемных средств.


3. ОПИСАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ И ОТРАСЛИ

Описание предприятия и отрасли имеет целью формирование у лиц, принимающих инвестиционные решения, четкого представления о предприятии как объекте инвестирования или возможном партнере при реализации инвестиционного проекта.

Описание предприятия должно включать в себя следующие данные:

• наименование предприятия, его организационно-правовая форма, юридический и почтовый адрес;

• краткая экономико-географическая и историческая справка (место нахождения предприятия, занимаемая площадь, дата образования, первоначальные цели предприятия и сведения о развитии за прошедшее время);

• уставный капитал предприятия;

• учредители и распределение капитала между ними;

• организационная структура предприятия;

• дочерние предприятия;

• состав звена управления (сведения о руководителях: занимаемая должность, Ф.И.О., возраст, образование, опыт работы), персонал предприятия и его структура;

• структура активов (основной и оборотный капитал); характеристика материальных ресурсов: зданий и сооружений, объектов социальной инфраструктуры, оборудования (остаточная стоимость и степень износа), незавершенного строительства, материальных запасов;

• описание текущего финансового состояния предприятия, анализ баланса;

• специализация предприятия, объем выпускаемой продукции, доля экспорта;

• доля рынка продукции, представляемой предприятием;

• потребители продукции предприятия, их местонахождение и объемы потребления;

• позиционный анализ (качество продукции и услуг, уровень технологии, уровень производственных издержек, квалификация персонала, месторасположение источников энергии и поставщиков материалов, комплектующих и т.д.);

• при необходимости — согласие местных органов власти на реализацию проекта.

Описание и анализ состояния и перспектив развития отрасли в бизнес-плане решает две задачи:

• изучение состояния и тенденций развития отрасли как объекта инвестирования;

• получение исходной информации для прогноза объема производства и реализации продукции и услуг предприятия с учетом конкуренции.

Для решения первой задачи целесообразно провести ретроспективный анализ состояния отрасли и описать возможные тенденции ее развития. А также описать предприятия отрасли и развитие соответствующих производств в планируемых регионах сбыта продукции внутри страны и за рубежом.

При описании отрасли необходимо отразить следующее:

• перечень основной продукции и услуг отрасли;

• региональная структура производства (распределение производственных мощностей по регионам);

• сырьевая база отрасли в настоящее время и в перспективе;

• состояние основных фондов, материально-технической базы предприятий отрасли;

• инвестиционный климат;

• описание сегмента рынка, в котором будет работать предприятие;

• общий объем продаж по отрасли и объем продаж предприятия;

• перечень основных потребителей;

Для решения второй задачи необходимо проанализировать основных конкурентов на внешнем и внутреннем рынке по следующим позициям:

• номенклатуре и объемам выпускаемой продукции;

• конкурентоспособности продукции;

• рынки, на которых работают конкуренты, и их доли на этих рынках;

• состояние производственной базы конкурентов;

• ценовая политика и политика в области сбыта;

• сильные и слабые стороны конкурентов (их продукция и потребители, рекламный пакет, цены, объемы продаж, имидж, местонахождение и т.д.).

4. ОПИСАНИЕ ПРОДУКЦИИ

В данном разделе необходимо дать краткое содержате

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...