Приобретение оборудования и технологий
Переговоры с поставщиками оборудования для объекта ведутся. Оговариваются сроки и способы поставки, цена оборудования известна и включена в стоимость объек Операционный план Стратегия маркетинга В особой, тщательно разработанной стратегии маркетинга данный инвестиционный проект не нуждается. Однако необходимо уточнение объемов производства, путем определения объема потребления для собственных нужд и реализации потенциальным покупателям. Нужно провести дополнительные согласования с потенциальными покупателями и заключить договоры о поставке КОУ. План персонала Административный персонал Административный персонал комплекса состоит из двух человек. Главный технолог — ведет технические вопросы эксплуатации и обслуживания объекта, а также вопросы приемки компонентов КОУ и отгрузки потребителям готового КОУ. Планируемая заработная плата – 8000 рублей в месяц. Учетчик – ведет вопросы учета доставки компонентов на склад, их отгрузки, доставки готового КОУ на хранение, его отгрузки в период внесения на поля Хозяйства и сторонним покупателям. Для учета веса компонентов и КОУ предполагается использовать имеющуюся на МТФ весовую. Планируемая заработная плата – 5000 рублей в месяц. Периодический и внезапный контроль работы учетчика возлагается на главного бухгалтера и главного экономиста Хозяйства. Производственный персонал Производственный персонал объекта состоит из технологов, вспомогательных работников и охранников. 1. Технолог. Количество – 2 человека. 5000 рублей в месяц. Оклад + премии. Обучение технологов из числа работников Хозяйства возможно в течение первых двух недель эксплуатации объекта специалистами ООО «Нооэкосфера XXI века». Руководство данной фирмы предоставляет данную услугу бесплатно покупателям оборудования для производства КОУ. Возможные дальнейшие вопросы, возникающие в процессе производства КОУ, решаются в процессе сотрудничества.
2. Вспомогательные работники – 2 человека. 3500 рублей в месяц. Оклад + премии. В обязанности вспомогательных работников будет входить доставка к линии из склада компонентов КОУ тракторным погрузчиком, а также транспортировка готового КОУ на хранение. Охранники. Лица от 25 до 45 лет с хорошей физической подготовкой. Режим работы оговаривается при заключении контрактов. Количество – 4 человека. 3000 рублей в месяц. Накладные расходы Общие производственные издержки Для нормального функционирования объекта необходимы ежемесячные и регулярные общепроизводственные издержки, связанные с рабочим процессом производственной линии. Распределение производственных издержек: • оплата электроэнергии, газа, тепла; • оплата затрат на поддержание чистоты участка; • оплата спецодежды и спецсредств работникам; • оплата инструмента и расходных материалов; • оплата технического обслуживания оборудования. Часть затрат появляется с момента строительства и имеет статус постоянных в течение всего процесса строительства и эксплуатации объекта. Весь объем этих затрат переносится в стоимость готового КОУ. Общие административные издержки Распределение административных издержек: • оплата канцелярских товаров и принадлежностей; • оплата консультационных услуг. Эти издержки являются переменными и обоснованно применяются при необходимости в каждом конкретном случае, для осуществления бесперебойной работы объекта в целом. Данные расходы входят в стоимость готового КОУ. Общие издержки на маркетинг Издержки на маркетинг предусматриваются в размере затрат на заключение и продление договоров купли-продажи КОУ: командировочные расходы, оплата транспортных услуг Хозяйства. Поскольку возможно заключение долгосрочных договоров, данные затраты могут являться единовременными.
Управление Организационно-управленческая структура Эффективное управление и эксплуатация объекта, поддержание объекта в технически исправном состоянии ложится на главного технолога; своевременное получение средств за реализованное КОУ ложится на администрацию Хозяйства, в лице руководителя Хозяйства и главного бухгалтера. Руководители В качестве руководителя (главного технолога), учетчика объекта рассматриваются кандидатуры из числа сотрудников Хозяйства, прошедшие предварительный отбор в результате проводимого конкурса управляющих объекта, который будет проводиться в течение месяца с момента начала финансирования проекта. Финансирование Общая потребность в капитале Инвестиционные затраты В настоящем проекте прогнозируются общие инвестиционные затраты в размере 10 млн. рублей, которые в соответствии с планом финансирования будут направлены на строительно-монтажные работы, закупку необходимого оборудования для установки производственной линии и операционные расходы в период проектирования и строительства объекта. Планируется отсрочка платежа по процентам на 12 месяцев. Возврат основного долга кредита по проекту производится в соответствии с графиком выплат. Оборотный капитал Оборотные финансовые ресурсы направляются на проектно-сметные работы, разработку бизнес-плана проекта и другие операционные расходы. Источники финансирования Планируемые займы В качестве источников финансирования предполагается использовать возможности инвестиционных фондов, банков и частных инвесторов. Переговоры по этому вопросу ведутся с потенциальными кредиторами. Сумма кредита – 9 550 000 (девять миллионов пятьсот пятьдесят тысяч) рублей. Ставка кредитования – 16% годовых. Выплата процентов – равномерно с отсрочкой первой выплаты на 12 месяцев. Возврат основного долга кредита – в соответствии с графиком выплат.
Финансовое обеспечение или имущественный залог В качестве обеспечения кредитных ресурсов, привлекаемых под настоящий проект, могут рассматриваться: • залог основных фондов (здания, оборудование, сооружения); • поручительства третьих лиц. (После описания инвестиционного, операционного планов и финансирования проекта помещают расчетную информацию об объемах продаж, денежных поступлений и выплат, которую чаще всего сводят в таблицы. Группировка данных по таблицам позволяет быстро найти необходимую детальную информацию.) Таблица 24 Планируемый объем производства, тонн
(Далее в рассматриваемом бизнес-плане должна идти обширная цифровая информация, конкретизирующая технологические и технические особенности производства и внесения КОУ, а также рассчитанные на основе этих данных показатели объема реализации, выручки и прибыли от реализации. Однако, поскольку подробное изучение технологических особенностей производства и внесения КОУ не входило в задачи данного дипломного проекта, мы ограничимся лишь описанием направлений дальнейшего формирования рассматриваемого бизнес-плана. Далее по тексту будут идти только комментарии и рекомендации по составлению бизнес-плана, поэтому восстанавливаем шрифт с курсива на обычный, без скобок.) Комментарии к дальнейшему составлению бизнес-плана: Далее в основном будут идти разъясняющие таблицы и комментарии к ним. Поскольку данная нумерация таблиц все равно не совпадет с реальной нумерацией в бизнес-плане. Условно начнем нумерацию заново с индексом «П» - продолжение. В таблице П1 «Расход КОУ для собственных нужд, тонн» помещают плановые данные о схеме внесения КОУ на поля Хозяйства (время, место или номер поля, доза внесения, общее количество, себестоимость). В таблице П2 «Прибавка урожая культур» располагают данные о планируемой прибавке урожая культур используемого севооборота по годам проекта с 2008 по 2011 включительно. С учетом последействия КОУ равного 10 годам дополнительно помещаются расчетные данные о прибавках с 2012 по 2018 годы.
В таблице П3 «Стоимость дополнительно произведенной продукции растениеводства» отражают время, цену и общую стоимость реализации дополнительно полученной продукции растениеводства. Данной таблице уделяется особое внимание, поскольку именно доходы от реализации прибавок урожая и КОУ на сторону должны сформировать необходимый доход для покрытия всех затрат: текущих, оплаты процентов по кредиту и самого кредита. В таблице П4 «Сбыт (ценообразование)» располагают значения цены реализации продукции. Для данного бизнес-плана – это стоимость КОУ для различных категорий покупателей: по размеру партий покупки, по степени участия в производстве (для покупателей, которым изготавливается КОУ частично из их сырья; для прочих покупателей). В таблицу П5 «Сбыт (условия оплаты)» помещают условия реализации: по факту, предоплата или т.п. В таблице П6 «Поступления от продаж, руб.» располагают расчетные значения суммарной выручки от реализации продукции. Данные о поступлении от реализации всей продукции по периодам можно продемонстрировать также на графике. В таблице П7 «План по персоналу» помещают предполагаемые значения зарплаты персонала, с указанием количества людей, периодов выплат и итоговых значений. В таблице П8 «Затраты на персонал» данные таблицы 16 детализируются. По строкам отображают должность, по столбцам суммарные затраты по различным периодам. Поскольку некоторые должности могут быть с самого начала осуществления проекта, а другие – нет, данные в некоторых ячейках таблицы могут отсутствовать. Сумма итоговых значений по колонкам должна быть равной итогу таблицы 16.Данные о затратах на персонал также можно продемонстрировать графически. Таблица П9 «Общие издержки» отражает величину затрат, периодов их осуществления на управление, производство и маркетинг. В данной таблице указываются и прочие затраты, например затраты на привлечение сторонних консультантов и специалистов, аренда, коммунальные расходы и проч. Таблица П10 отражает сумму требуемого кредита, время и величину выплат процентов и основного долга. На основании вышеуказанных данных составляется таблица П11 «Прибыли / убытки, руб.». По столбцам: различные временные периоды (в данном примере от 01.08.2008 г. до 31.12.2011 г.). По строкам: все виды поступлений и расходов, включая налоги, выплату процентов и основного долга по кредиту. Нижней итоговой строкой в таблице является величина чистой прибыли.
После этой таблицы, при необходимости можно дать графическое представление изменения суммы прибыли по периодам. В следующей большой таблице П12 «Движение наличных денег, руб.» – в оригинальном варианте, используемом за рубежом и уже у нас: Cash-flow (Кэш-фло) помещают данные о движении наличности – расходы-доходы. Это делается для того, чтобы проследить: хватит ли имеющихся финансовых ресурсов для осуществления операционных расходов, достаточна ли сумма кредита, не будет ли задержек с выплатами и т.д. Итоговой строкой является баланс наличности на конец периода (по каждому периоду, то есть в каждой колонке таблицы). Если прибыль-убыток на начальной стадии проекта может иметь отрицательные значения (данные таблицы П10), то баланс наличности в любом периоде должен быть неотрицательным (больше или равным нулю). После таблицы также следует поместить график изменения наличности для наглядности данных. В таблице П13 «Баланс» помещают данные статей бухгалтерского баланса по периодам. То есть по строкам: статьи баланса (активы и пассивы), а в столбцах таблицы – соответствующие значения статей для конкретного периода времени, например по ежемесячным периодам от от 01.08.2008 до 31.12.2009 г. и по полугодиям от 1.01.2010 до 31.12.2012. Рекомендуется, хотя не обязательно, после таблицы поместить график баланса, на котором будет отражено значение суммарного актива (пассива) по периодам. В таблице П14 «Финансовые показатели» отражают по периодам значения различных соответствующих показателей. Среди таких показателей: коэффициенты текущей ликвидности (%), оборачиваемости запасов, суммарных обязательств к активам (%), суммарных обязательств к собственному капиталу (%), рентабельности оборотных активов (%), рентабельности инвестиций (%), рентабельности собственного капитала (%) и другие. В таблице П15 «Интегральные показатели» отражают дисконтированные показатели окупаемости, внутренней нормы доходности, чистого приведенного дохода, индекса прибыльности, средней нормы рентабельности и некоторые другие. По величине этих показателей можно судить об эффективности всего проекта в целом, то есть данные показатели рассчитываются не для отдельных периодов проекта, а для всего «срока жизни». Используя методы дисконтирования доходов и расходов, зная величину прибыли по периодам можно, для наглядности, построить график окупаемости по показателю чистого приведенного дохода. После таблицы, подводя итог объемной расчетной части бизнес-плана делается итоговый вывод о целесообразности инвестиций во внутрихозяйственное производство и использование концентрированного органического удобрения «Агровит Кор». На этом характеристика бизнес-плана, предназначенного, прежде всего, для потенциальных инвесторов, окончена. Для внутреннего использования бизнес-план дорабатывается: уточняются сроки выполнения мероприятий, конкретные решаемые задачи, назначаются исполнители и контролирующие работники, определяются ресурсы и нормы выработки (производительности) для каждой конкретной работы и работника. Поскольку основной целью данной дипломной работы было изучение теоретических особенностей разработки бизнес-плана на новый вид продукции, а также обоснование, рекомендации и разработка основных разделов бизнес-плана инновационного проекта производства и использования КОУ, мы ограничились подробным анализом сути содержимого некоторых таблиц. Проведение конкретных расчетов, построение таблиц и графиков не входило в поставленные задачи, поскольку главным в данной работе было изучить структуру типового бизнес-плана и предложить подробные практические рекомендации по его составлению на конкретный вид новой продукции в обследованном предприятии. Расчетные данные таблиц 10-24 бизнес-плана можно получить, если следовать предложенным нами рекомендациям и использовать в качестве исходных данных агроклиматические, производственные, финансовые характеристики ОАО «Сеятель». Считаем, что данная задача может быть успешно решена сотрудниками планово-экономического отдела предприятия. Считаем, что осуществление этих расчетов в пределах данной дипломной работы не требовалось, так как их смысл заключается в ответе на вопрос о том, будет ли выгоден конкретный инвестиционный проект в рамках конкретного предприятия. Учитывая высокую трудоемкость данных расчетов и ориентацию поставленных задач дипломной работы на разработку бизнес-плана считаем, что следует ограничиться описанием подробных рекомендаций и пояснений по проведению расчетов, а не их осуществлением, что и было выполнено. Расчет уровня рентабельности проекта, объема прибыли, срока окупаемости представляет скорее практический интерес менеджеров обследованного предприятия, чем конечную цель данной работы. Поставленная цель дипломной работы была выполнена, так как для условий отдельно взятого предприятия на примере конкретного нового продукта была полностью рассмотрена последовательность разработки бизнес-плана с указанием методических особенностей проработки отдельных элементов. Заключение
Перед любым коммерческим предприятием периодически встает один и тот же вопрос: куда вложить деньги? Специфика данной проблемы заключается в сложности выбора в принятии решения. Прежде всего необходимо решить в какое направление будут осуществляться инвестиции. В любом случае необходимо оценивать сильные и слабые стороны предприятия, изучать и учитывать возможности и угрозы внешней среды. Выбрав предполагаемое направление инвестиций, необходимо решить, каким образом они будет осуществлены, как будут организованы процессы транспортировки, монтажа, запуска оборудования, реализации готовой продукции. Во всем цивилизованном мире для этого применяют разработку бизнес-плана. Этот план нужен всем: тем, у кого предприятие собирается просить деньги на реализацию своего проекта — банкирам и инвесторам; сотрудникам, желающим понять свои перспективы и задачи; а также топ-менеджерам предприятий, чтобы тщательно проанализировать свои идеи, проверить их разумность и реалистичность. Без бизнес-плана вообще не стоит браться за коммерческую деятельность, риск неудачи слишком велик. Бизнес-план — это документ, который описывает все основные аспекты будущего предприятия или проекта, анализирует все проблемы, с которыми оно может столкнуться, а также определяет способы решения этих проблем. Поэтому правильно составленный бизнес-план в конечном счете отвечает на вопрос: стоит ли вообще вкладывать деньги в это дело и принесет ли оно доходы, которые окупят все затраты сил и средств? Этим и объясняется выбор данной темы дипломной работы, ее актуальность и практическая значимость. Работа была выполнена на примере сельскохозяйственного предприятия ОАО «Сеятель» Сальского района Ростовской области. Обследованное предприятие расположено на юго-востоке области, на расстоянии 150 км от г. Ростова-на-Дону, имеет достаточно сложную организационно-производственную структуру. В его состав входят 2 комплексные бригады, каждая из которых занимается растениеводством и животноводством, имеет собственный машинно-тракторный парк. В хозяйстве имеются электроцех, стройбригада, подразделение общепита, бойня и мельница. Инженерная служба располагает центральной ремонтной мастерской, автогаражом, нефтебазой и складским хозяйством для хранения запчастей и материалов. Среднегодовая численность работников на конец 2006 г. составила 119 человек. По сравнению с 2005 г. численность работников сократилась на 82 среднегодового работника или на 40%. Это можно объяснить увольнениями людей в целях поисков более высокооплачиваемой работы в других населенных пунктах, а также частичными сокращениями работников в связи сокращение объемов производства мяса КРС и в некоторых других отраслях. Обследованное хозяйство имеет почти 4,6 тыс. га сельхозугодий, из которых 96% составляет пашня. Основным видом товарной продукции является зерно злаковых культур, прежде всего пшеницы и ячменя. В среднем за 6 года на его долю пришлось 56,6 % стоимости проданной продукции. Еще 24,7 % приходится на реализацию зерна подсолнечника. В среднем за рассматриваемый период растениеводство обеспечило 84,6% товарной продукции, а в последнем 2006 г. – 94,6%. Таким образом, практически единственной отраслью, обеспечивающей товарное производство является растениеводство, а животноводство не имеет особого значения. Размер поголовья животных за рассматриваемый период сократился достаточно сильно. При этом минимум пришелся на 2005 г., а в 2006 г. произошло некоторое увеличение. Это объясняется резким сокращение поголовья КРС и частичным увеличением поголовья свиней. Таким образом, хозяйство пытается увеличить эффективность животноводства путем смены специализации отрасли. Себестоимость продукции животноводства превышает величину выручки от ее реализации. Это происходит, прежде всего, из-за очень низкой загруженности имеющихся производственных мощностей, вследствие которой, в свою очередь, образуются чрезмерно большие удельные затраты на содержание основных средств в расчете на единицу получаемой продукции животноводства. Так при нормативной мощности используемых коровников 800 голов КРС, в хозяйстве содержится чуть более 100 голов. На конец 2006 года Хозяйство имело кредиторскую задолженность свыше 38 млн. руб., из которой более 28 млн. составляют долгосрочные и краткосрочные кредиты. Следует отметить, что просроченной кредиторской задолженности у хозяйства сравнительно немного – около 2 млн. руб. или 5,2%. Как показывает анализ показателей производственной и финансовой деятельности, ОАО «Сеятель» находится в кризисном состоянии. В подобный условиях роль бизнес планирования возрастает многократно, ведь применение бизнес-планов позволяет не только минимизировать риски вновь осуществляемых инвестиций, но и осуществлять полный контроль и улучшение показателей текущей деятельности, в условиях ограниченных финансовых ресурсов. Изучение теоретических особенностей бизнес-планов показало, что они различаются по предназначению, объему и, для различных отраслей, по структуре. Структура бизнес-плана не является жестко регламентированной, однако рекомендуется, чтобы бизнес-плана содержал следующие элементы: титульный лист, меморандум о конфиденциальности, резюме, описание предприятия и отрасли, описание продукции, план маркетинга, инвестиционный план, производственный план, организационный план, финансовый план и показатели эффективности проекта, анализ рисков (анализ чувствительности) проекта, выводы и приложения. При составлении бизнес-плана, ориентированного на внешнего пользователя, желательно придерживаться следующих принципов: • бизнес-план должен быть кратким; • нельзя перегружать начало бизнес-плана; • следует избегать общих и расплывчатых формулировок; • не следует пытаться приукрасить результаты реализации проекта или представить недостоверные сведения. Поскольку основным направлением деятельности обследованного предприятия является растениеводство, наиболее актуальными являются вопросы, связанные с повышением урожайности сельскохозяйственных культур, качества продукции, снижения себестоимости. В условиях слабо развитого животноводства – основного поставщика органических удобрений, одним из способов резкого увеличения плодородия почвы, объема и качества продукции растениеводства является производство и использование так называемых концентрированных органических удобрений, одним из представителей которых является суперудобрение «Агровит Кор». По своей эффективности оно превышает традиционные виды органики в 80-100 раз, что позволяет вносить с гораздо меньшей дозой внесения на большую площадь. Учитывая небольшое количество сельскохозяйственных животных в обследованном предприятии, применение данного вида удобрения наконец позволит обеспечить все поля севооборота необходимыми питательными веществами. В процессе изучения производственно-финансовых условий деятельности ОАО «Сеятель», методологии и рекомендаций по составлению типовых бизнес-планов, особенностей производства и внесения перспективного вида органического удобрения нами были рассмотрены различные стороны потенциального инвестиционного проекта по внутрихозяйственному производству и использованию суперудобрения «Агровит Кор». Было установлено, что для нужд предприятия будет достаточно производственной линии мощностью до 3 тонн/сутки. Производитель требуемого оборудования ООО «Нооэкосфера» г. Ростов-на-Дону. Общая сумма потребных инвестиций составит 10 млн. руб. Требуемая сумма привлеченных финансовых средств составит около 9,5 млн. руб., которые будут возвращены в течение 5 лет при величине ссудного процента не более 16%. Полезный срок эксплуатации производственной линии составит около 8 лет. С течение каждого года производства и использования КОУ средняя урожайность культур увеличится на 30%. Ежегодный прирост выручки составит около 16 млн. руб. В случае планируемого уровня затрат и прогнозного уровня цен величина годовых эксплуатационных затрат составит не более 10 млн. руб., а чистая прибыль – до 5 млн. руб. Анализ рисков различных стадий данного инвестиционного проекта показал их относительно низкие величины и устойчивость прогнозируемых показателей эффективности при изменении внешних и внутренних условий функционирования предприятия. Конкуренция в данном направлении отсутствует. Прогнозируемые показатели эффективности проекта, полагаемые при его реализации в соответствии с программами, следующие: 1) PI — индекс прибыльности — 1,92; 2) РВ — период окупаемости — 36 месяцев; 3) NPV — чистый приведенный доход — 2 590 138 руб.; 4) MIRR — дисконтная норма рентабельности — 13,39%; 5) IRR — норма рентабельности — 43,32%. Таким образом, подводя итог данному исследованию, проведенному в рамках дипломной работы, можно сделать вывод о необходимости инвестирования средств в поддержание и повышение почвенного плодородия путем приготовления и внесения концентрированного органического удобрения – суперудобрение «Агровит Кор». Список использованных источников и литературы:
1. Источники 1.1. Опубликованные источники 1. Постановление Правительства РФ от 12 ноября 1999 г. № 1249 (в ред. от 03.10.2002 № 731) «Об утверждении положения о предоставлении государственных гарантий под инвестиционные проекты социальной и народно - хозяйственной значимости» 2. Постановление Правительства РФ от 30 октября 1997 г. № 1373 «О реформе предприятий и иных коммерческих организаций» 3. Бизнес-план. Методические материалы. - 2-е изд., доп. / Под ред. Р.Г. Маниловского // М.: Финансы и статистика, 1998. - 160 с. 4. Орлова Е.Р. Бизнес-план: методика составления и анализ типовых ошибок / Е.Р. Орлова – М.: Омега, 2008. – 159 с. 5. Бернес В. Руководство по оценке эффективности инвестиций / Вернер Бернес, Питер М. Хавранек (пер. с англ.) М.: Инфра-М, 1995. 6. Лапыгин Ю.Н. Бизнес-план: стратегии и тактика развития компании: практическое пособие. / Ю.Н. Лапыгин, Д.Ю. Лапыгин – Изд-во: Омега, 2007. -350 с. 7. Попов В.М. Бизнес-план инвестиционного проекта предпринимателя. Учебное пособие для ВУЗов / В.М.Попов, С.И.Ляпунов, И.Ю. Криночкин – Изд-во: КноРус, 2005. – 480 с. 8. Попов В.М. Бизнес-планирование. Учебник для ВУЗов / В.М. Попов, С.И. Ляпунов, С.Г. Млодик, Изд-во: Финансы и статистика, 2008. – 815 с. 9. Савельева Н.А. Бизнес-план предприятия: теория и практика. / Н.А. Савельева, И.Ю. Бринк – Изд-во:Феникс , 2007. – 377 с. 10. Ушаков И.И. БИЗНЕС-ПЛАН / И.И. Ушаков – СПб.: ПИТЕР, 2005. –223 с. 11. Цвиркун А. Анализ инвестиций и бизнес-план. Методы и инструментальные средства / А. Цвиркун А. – М.:ОСЬ-89, 2002. – 288 с. 12. Друкер П.Ф Бизнес и инновации: пер. с англ. / П.Ф.Друкер – Изд-во: Вильямс, 2007. – 423 с. 13. Петухова С.В. Бизнес-планирование: как обосновать и реализовать бизнес-проект. / С.В. Петухова – М.: Омега-Л, 2008. – 191 с. 14. Шарп У.Ф. Инвестиции / У.Ф. Шарп и др. - М. 1997. - 1024 стр. 15. Гитман Л.Дж. Основы инвестирования / Л.Дж. Гитман, М.Д. Джонк. - М.: Дело. - 1991 с. 16. Глызунов В.Н.Критерии оценки инвестиционной привлекательности / Глызунов В.Н. // Финансы, № 12,1997. 17. Бочарников В.П. FUZZY TECHNOLOGY Модальность и принятие решения в маркетинговых коммуникациях / В.П. Бочарников. - К.:Ника-Центр, Эльга , 2002. – 224 с. 18. Шумилин С.И. Инвестиционное проектирование: Практическое руководство по экономическому обоснованию инвестиционных проектов / С.И. Шумилина (отв. редактор) и др. - М.:АО Финстатинформ, 1995. - 240 с. 19. Лестер Тобиас. Психологическое консультирование и менеджмент: взгляд клинициста. / Тобиас Лестер – М.: Финансы и статистика, 1997, С. 61. 20. Шапошникова И.М. и др. Продуктивность зернопропашного севооборота и плодородие обыкновенного чернозема в зависимости от системного внесения органических и минеральных удобрений // Агрохимия. - № 12, 1990. - с. 11-23. 21. Авдонин Н.С. Научные основы применения удобрений / Н.С. Авдонин - М.: Колос, 1972. - 175 с. 22. Академик Василий Робертович Вильямс. Юбилейный сборник. - М-Л.: Сельхозгиз, 1935. 23. Артюшин А.М. Природа помогает земледельцу / А.М. Артюшин // Тез. докл. участников 3 международного конгресса "Биоконверсия органических отходов". 7-11 июня 1994 г. - М.: 1994. - С. 1-4. 24. Ганжара Н.Ф. Гумус, свойства почв и урожай / Н.Ф. Ганжара // Земледелие. - 1989. - № 12. - с. 23-27. 25. Городний Н.М. Биоконверсия органических отходов в биодинамическом хозяйстве / Н.М.Городний, И.А.Мельник, М.Ф.Повхан и др. - К.: Урожай, 1990. - 256 с., ил. 26. Шапошникова И.М. Плодородие почвы и удобрения / И.М. Шапошникова // Повышение плодородия почвы в Ростовской области. - Ворошиловград: Ворошиловградская правда, 1982. - С. 3-9. 27. Amelioration of physical properties of a degraded tropical soil with manure application. Ainna P.O.“Beitr.trop. Landwirt. undVeterinarmed” 1983,21,№4. 28. Organic fertiliser composition. Tadeja Abraham Q. “ISTA Technol. J.”,1982, 7, № 1. 29. Бизнес-планирование [Электронный учебный курс]. 30. Бизнес образование, курсы, семинары, тренинги - интересные сайты 31. Экономика, менеджмент, маркетинг: лекции, обучение и практикум 32. Практикум по разработке бизнес-планов 1.2. Неопубликованные источники 33. Формы отчетности о финансово-экономическом состоянии товаропроизводителей агропромышленного комплекса за 2006 год ОАО «Сеятель» Сальского района Ростовской области 2. Литература 34. Бондаренко А.М. Обоснование и разработка процессов производства и использования концентрированных органических удобрений / А.М. Бондаренко: Дис. докт. техн. наук. - Зерноград, 2001. - 451 с. 35. Использование органических удобрений и биоресурсов в современном земледелии / Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 20-летию ВНИПТИОУ, М.: РАСХН - ВНИПТИОУ, 2002 г.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|