Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Образцы символической лирики в поэзии Ж. Мореаса, С. Малларме, А. Самена.




Ж. Мореас выступил как поэт-символист. Ему принадлежит и сам термин «символизм», получивший теоретическое обоснование в его «Манифесте символизма» (1886).

В гармоничности и неподвижности изображаемого Мореасом материального мира видны традиции парнасцев. Характерное для символизм изображение вспоминания как связи с идеальным миром у Мореаса служит утешением для пессимистически настроенного лирического героя, теряющего активность и мятежность (стихотворение «Быть безмятежным» в сборнике «Сирты»). В его поэзии очевидны черты декаданса.

Позже (1891) Мореас обосновал «романскую школу», которая была первым проявлением неоклассицизма во французской модернистской поэзии. Мореас призывал вернуться к «французской ясности», забытой символистами, равняться на поэзию «Плеяды» и XVII века. Наиболее значительные произведения Мореаса — семь книг «Стансов» («Stances»; 1899—1901, седьмая издана в 1920). В поэтическом символизме мало образцов, которые рассматриваются исключительно как наиболее полное символическое лирико-поэтическое творчество. Вместе с тем во французской поэзии находятся определенные образцы творчества, которые могут быть рассмотрены как образцы поэтических произведений. Среди них стихотворение Ж. Мореаса «Далекая музыка». Центральная часть – воспроизведение видения, которое возникает в сознании лирического героя. Поэт живет высшим ощущением, которым он проникается. В центре поэт курсивом выделяет видение – воплощение совершенства. Есть сравнение, но оно неопределенное, что связано с ассоциациями. Через художественный повтор поэт передает состояние блаженства, в котором он пребывает, подчеркивается внеземное. Поэт строит произведение по принципу кольцевой композиции. Роль ее неслучайна: выделяется то, что важно поэту. Поэт передает, что приобщение к идеальному, возникшее на миг, это лишь одно приобщение к вневременному.

Ж. Мореас фактически возрождает платоновско-неоплатоническую концепцию искусства как «осязаемого отражения перво-идей» в символах. Картины природы, любые предметы и феномены нашей жизни, человеческие поступки и т.п. темы интересуют символистского поэта не сами по себе, утверждает Мореас, а лишь как чувственно постигаемые символы, выражающие идеи. Для художественного воплощения этих символов необходим новый поэтический стиль («первозданно-всеохватный») и особый язык, который выработали символисты на основе древнефранцузского и народного языков. Отсюда своеобразная поэтика С.: «Непривычные словообразования, периоды то неуклюже-тяжеловесные, то пленительно-гибкие, многозначительные повторы, таинственные умолчания, неожиданная недоговоренность — все дерзко и образно».

С. Малларме начинал с парнасцами, но затем перешел на позиции символизма. Первым символистским опытом стали фрагменты драматической поэмы «Иродиада» (1867-1869).

Вместо описательной позитивной поэзии парнасцев, учитывавшей главным образом восприятие на основе чувственных ощущений, Малларме выдвигал внутреннее духовное постижение мира в плоскости идеалистической философии Фихте, Шеллинга и др. По Малларме, поэзия не «показывает» (парнасский лозунг «faire voir»), а внушает. Видимый покров явлений лишь внешняя преходящая их сторона. Свое интуитивное познание поэт выражает символически. Символ Малларме понимает как систему аналогий.

Зачастую символ у Малларме — рационализированная эмоция. Отсюда доходящая до жеманства искусственность поэта. Отсюда же и естественное преобладание метафоры в его стиле. Субъективная лирика Малларме — тематически неопределенная, зыбкая, с основными мотивами одиночества и скорби [в первом периоде творчества значителен бодлеровский мотив отчаяния («Les fenêtres» — «Окна», «L’azur» — «Лазурь», «La guignon» — «Неудача»)] — дана поэтом не как непосредственное выражение чувств, а в ряде иносказаний, подлежащих раскрытию. Характерно в этом отношении стихотворение «Лебедь» (Le cygne): «О, лебедь прошлых дней, ты помнишь: это ты, Но тщетно, царственный, ты борешься с пустыней: Уже блестит зима безжизненных уныний, А стран, где жить тебе, не создали мечты».

С.Малларме, «последний романтик и первый декадент», настаивал на необходимости "внушать образы", передавать не вещи, а свои впечатления от них: «Назвать предмет — значит уничтожить три четверти наслаждения стихотворением, которое создано для постепенного угадывания, внушить его — вот мечта». Поэма Малларме «Удача никогда не упразднит случая» состояла из единственной фразы, набранной различным шрифтом без знаков препинания. Этот текст, по замыслу автора, позволял воспроизвести траекторию мысли и точно воссоздать «состояние души».

А. Самен – французский поэт-символист, автор сборников «В саду Инфанты» (1893), «По краям вазы» (1898), «Золотая колесница» (1901). Самен – «женственная душа», интуиция преобладает у него над анализом, а тяга к покою парализует волю к поступку. Он страшится жизни, и ему хочется приглушить ее звуки, размыть ее краски, затушевать контуры.

Самен — последователь Бодлера и Верлена, поэт смутных ощущений. Сборник «Aux Flancs du Vase» носит на себе следы знакомства их автора с буколической и антологической поэзией греков. Наряду с чисто импрессионистическими образами, которые всегда оставались свойственными творчеству Самена, здесь начинают встречаться и образы пластические, приближающие Самена к парнасцам. Своеобразие ряду стихов О. придает появление в них на фоне субъективно воспринятой действительности мифологических образов («Soir de printemps», «Idéal»). В отличие от многих современных ему поэтов Самен пользовался в своем творчестве традиционными формами французской поэзии, не прибегая к «свободному» стиху. Большинство его произведений написано четырехстрочными строфами, александрийским стихом или в форме сонета.

Поделиться:





Читайте также:

II. Проследите развитие мотивного комплекса, изменение лирического субъекта, учитывая жанрово-тематическую классификацию лирики Пушкина.
Анализ любовной лирики на примере стихотворения «Песня последней встречи».
Билет 1.1. Жанровая система арабской и персидской классической поэзии: сравнительная характеристика
Билет 7.2 Характеристика эпохи устного творчества в арабской поэзии (статус автора, принципы творчества, основные жанры)
Билет№14 Эволюция лирического героя в поэзии Маяковского
Билет№15 Взаимоотношения лирического и агитационного начала в поэзии Маяковского
Билет№16, Билет№18 Закономерности поэтического развития Есенина Художественный мир поэзии Есенина
БИЛЕТ№5 ТРАДИЦИИКЛАССИЧЕСКОЙГРЕЧЕСКОЙИЭЛЛИНИСТИЧЕСКОЙПОЭЗИИВТВОРЧЕСТВЕКАТУЛЛА.
Воззрения Вл. Соловьева, Краткая повесть об антихристе, Мотивы поэзии. Соловьев и символизм.
Вопрос 10. Поэт и революция. Образ Родины в поэзии Маяковского






Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...