Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Импрессионистический стиль и художественно-поэтическое новаторство его творчества.




В 70-е годы во французском искусстве, как известно, утверждается новое направление - импрессионизм. Верлен явился, по сути, первым, кто сформулировал и воплотил его принципы в поэзии. Стихотворение «Поэтическое искусство» (1874), название которого пародийно повторяет заглавие классицистического трактата Буало, представляет собой манифест импрессионизма, хотя сам поэт и «не предполагал теоретизировать».

В полном соответствии с задачей, стоящей перед импрессионистическим произведением (передать впечатление от предмета, выразить чувства, настроения автора), Верлен предлагает средства, способные ее реализовать: музыкальность («Так музыки же вновь и вновь!»), неопределенность образов («Почти бесплотность предпочти всему, что слишком плоть и тело»), размытость тонов, красок («Всего милее полутон»), намеренную неточность слова («Всех лучше песни, где немножко и точность точно под хмельком»).

Особенно настаивал Верлен на музыкальности, ибо стихотворение, являясь непосредственным излиянием души поэта, должно быть обращено не к разуму, а к чувству читателя. Оно должно, как музыка, «внушать», а не рассказывать. Это требование сближает импрессионизм с символизмом.

«Песни без слов» (1874) и были практической реализацией импрессионистических установок Верлена. Сборник состоял из стихотворений, не столько рисующих картины природы, сколько передающих внутреннее состояние поэта, т.е. импрессионистических пейзажей его души. Приметы реального мира присутствуюту Верлена, но поэт выделяет в нем лишь то, что в данный момент является источником его впечатлений.

Тем самым стихотворения превращаются в эмоциональные эскизы, этюды, зарисовки, фрагменты, не связанные единой темой и логическим развитием.Необычайная музыкальность, на которой так настаивал Верлен, достигается при помощи повторений, аллитераций, внутренней рифмовки, особым сочетанием французских гласных, согласных и носовых звуков, введением нечетных, 9 и 11-сложных размеров.Меняется конструкция стихотворения, его синтаксис. Логически завершенные, развернутые, двусоставные предложения сборника «Добрая песня» уступают место укороченным, односоставным предложениям, насыщенным существительными, различными средствами выражения неопределенности, неясности. Такие словесные мазки-предложения напоминают живописные мазки художников-импрессионистов. Характерно стихотворение, открывающее сборник «Песни без слов».

Верлен в импрессионистическом стиле использует световые и цветовые эпитеты, образы: «желта вода», «опаловая волна». Верлен не любит ярких красок, обращается к цветовым эпитетам, отличающимся приглушенностью, в эпитетах он част передает сложный цветовой тон («розовый и неопределенно серый»). Верлен склоне к нюансам и полутонам, благодаря уменьшительному суффиксу приглушается тональность – «сероватый», «розоватый» и т.п.

Импрессионистическая лирика Верлена с трудом поддается адекватному переводу на другое языки. Брюсов, к примеру, сокрушался, что в его переводе «Песни без слов» превращаются в «слова без песен». На русский язык их переводили также Б. Пастернак, А. Гелескул, А. Эфрон и др.; на белорусский - М. Богданович, О. Лойко, С. Лиходиевский, Ю. Гаврук.

«Песни без слов», являясь классическим образцом литературного импрессионизма, в то же время прокладывали дорогу символизму в его религиозной модификации.

В сборниках 80 - 90-х гг. («Мудрость», 1881; «Далекое и близкое», 1884; «Любовь», 1888; «Параллельно», 1889; «Счастье», 1891; «Интимные литургии», 1892) центральный план образа составляет не душа человека, а Бог, «невидимое и потустороннее». Стихотворения превращаются в «странные намеки и трудно понимаемые картины, внутреннее значение которых едва ли понятно и самому творцу» (Горький).

И все же исключительно велико значение Верлена для развития французской и мировой лирики, которые он обогатил многообразием поэтических форм, искренностью и задушевностью интонаций, раскованностью и музыкальностью стиха.

Верлен выступал как реформатор стиха, сочетая четный и нечетны стих, рифмовал все части речи. Он создал импрессионистический стиль, импрессионистический эпитет, импрессионистическую метафору. Сумел, открывая новые свойства, сказать свое человеческой душе, сложной, непознанной, эмоционально богатой, которая способна воспринять эстетическое и передать читающему.

 

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...