Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Жанр новеллы на рубеже столетий: пути становления и новаторский характер. Поэтика новеллистической прозы Г. де Мопассана. Ирония и сатира рассказов М.Твена.




Первый сборник рассказов Марка Твена «Знаменитая прыгающая лягушка из Калавераса и другие рассказы» (1867) был выдержан в духе небылиц фронтира. Великолепный знаток устного рассказа, Марк Твен выявляет его технику в очерке «Об искусстве рассказ»: «Нанизывание несуразиц и нелепостей в беспорядке и зачастую без всякого смысла и цели, простодушное неведение того, что это бессмыслица, - на этом, сколько я могу судить, основано американское искусство рассказа». Здесь рассказчик – Саймон Уиллер – загоняет слушателя в угол и доводит его до отчаяния своими бесконечными рассказами о нелепых проделках некоего Джима Смайли – азартного игрока, спорщика, любителя держать пари по всякому поводу и без повода. Замечательны бытовые юморески Марка Твена. Своими бытовыми юморесками Твен заставил смеяться всю Америку, и буржуазная критика США стремилась закрепить за ним славу безобидного юмориста, шутника. Однако уже в ранних рассказах Твена проглядывало критическое начало. Так в целой серии ранних рассказов даются сатирические зарисовки «государственных деятелей» - тупиц, взяточников, авантюристов, - облеченных званиями сенаторов и конгрессменов. Рассказы «Журналиста в Теннеси» и «Разнузданность печати» разоблачают нравы капиталистической прессы, сеющей ради сенсации ложь и клевету, дезинформирующие публику. В некоторых рассказах Твен выразил возмущение расовой дискриминацией и показал Америку как страну зверского угнетения цветных народов. Даже такой изумительный по своему комизму рассказ «Как я редактировал сельскохозяйственную газету» о невежде-редакторе, советующем фермерам стрижку коров производить в мае, а репу срывать с деревьев в апреле, Твен сумел превратить в злую пародию на безответственную прессу, распространяющую невежество и нездоровую сенсационность. Рассказ о злоключениях горе-редактора тонко переводится в более широкий план. Защищая себя, редактор говорит, что именно невежды лучше всего отвечают целям буржуазной прессы – делать деньги. В рассказе «Как меня выбирали в губернаторы», используя традиции небылиц, Твен остро разоблачает политические нравы Америки, испытанные буржуазные методы проведения предвыборных кампаний, когда в ход пускаются ложь, клевета и другие средства компрометации политических противников. В историю литературы Мопассан вошел прежде всего как новеллист. Он написал 16 сборников новелл – «Заведение Телье», «Мадемуазель Фифи», «Рассказы Вальдшнепа», «Лунный свет». Ликующее здоровье и полнота жизни первых книг Мопассан уже несли где-то в глубине спрятанную тоску. Серьезной, важной для творчества Мопассана стала проблема войны и весь круг связанных с ней вопросов – ответственность за войны правительства, стремление городских и сельских толстосумов нажиться на бедствиях родины, трагедия втянутого в бойню простого человека и присущее ему чувство патриотизма. В отношении к войне у Мопассана утвердилась устойчивая, народная точка зрения: надо бы заставить правительства отвечать за развязанные войны, за пролитую кровь, тогда и войны бы прекратились. Характерно, что первая вполне зрелая новелла Мопассана «Пышка» несет именно эту мысль. Особенно впечатляющи у Мопассана картины крестьянского сопротивления. В новеллах «Папаша Милон», «Старуха Соваж», «Пленные» он рассказывает о тех, кого он называл в новелле «Пышка» бесстрашными, способными к тайной дикой и законной мести, безвестному героизму. Одно из главных мест в новеллистике Мопассана занимает любовная тема («Заведенье Телье», «Признание», «Наследство»). Интерес к физиологии, к любви в ее самой грубой плотской форме неизменно пробуждается во все кризисные эпохи. Тема падшей женщины вошла и в новеллистику Мопассана, создавшего целую галерею образов – жалких, трогательных и комичных. Тема стяжательства существует и вне связи с любовной темой. Очень много его новелл рассказывают о высоких чувствах, о неудачной и все же прекрасной человеческой жизни. Новеллы эти часто проникнуты печалью, грустной усмешкой над нескладным и несчастливым существованием людей, заслуживающих лучшей доли. («Прогулка», «Ожерелье», «Дядя Жюль»). Существенное место в новеллистике Мопассана занимает описание крестьянской жизни, крестьянского быта Верхней Нормандии («История одной батрачки», «Сочельник». «В полях»). Отношение Мопассана к крестьянам двойственно. У него нет чувства духовной близости к земле и человеку, работающему на земле. Крестьянин у Мопассана – чаще всего собственник в плане социальном и животное существо в плане биологическом. И все же крестьяне у Мопассана гораздо более человечны, чем буржуа, им доступны и чувства чести и привязанности и непоказного благородства. Идейное содержание новелл Мопассана далеко не всегда вытекает из сюжета. К подобным новеллам относятся лишь новеллы, восходящие к типу устного анекдота, в котором сюжет действительно совпадает с содержанием. («Зонтик»). Чаще автор усложняет стилистическую структуру новеллы, открывая большие глубины.чем этого может достичь один сюжет. Идейную и стилистическую сложность новеллы «Пышка» создает наличие в ней двух полюсов – презрительно-насмешливого отношения автора к трусливым и продажным буржуа и сочувственно-восхищенного – к французским патриотам, что и отражено в незавуалированной авторской речи с рядом оценочных выражений. Сюжет уже содержания новеллы. Часто встречается у Мопассана разновидность такой усложненной структуры – рассказ-рассуждение («Ожерелье»).

 

 

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...