Теоретические основы индивидуального подхода
к одаренным детям.
Выражение «Одаренный ребенок» употребляется весьма широко. Если ребенок обнаруживает необычные успехи в учебных или творческих занятиях, значительно превосходит сверстников, его могут назвать одаренным. Если у ребенка необыкновенно быстрый темп умственного развития, вполне правомерно назвать его незаурядным, но можно ли считать, что у ребенка уже имеются достаточные предпосылки для дальнейшего роста его особых возможностей? Из истории видно, что признаки одаренности, проявленной в детстве, могут оказаться чем-то временным и преходящим. В педагогике и психологии накапливается все больше данных о том, что некоторые индивидуально-психологические особенности, например, необычайная познавательная активность, впечатлительность, нужда в умственной нагрузке, связаны с быстрым созреванием, то есть со спецификой именно детских лет жизни. Основным признаком одаренности ребенка принято считать несоответствие проявляемого им уровня интеллекта его возрасту. Однако такое несоответствие уменьшается по мере ухода из детства. В этом отношении темп умственного развития напоминает быстроту физического развития в детские годы: как бы сильно ребенок не вытянулся в детстве, это не означает, что он будет и дальше так расти. Конечно, это только аналогия, но в обоих случаях не следует ожидать, что дальнейшее продвижение сохранит, продолжит его темп на последующих этапах. Для детей с опережением умственного развития характерны: повышенная умственная восприимчивость. Постоянная готовность прилагать усилия. Проявление инициативы, творческих попыток. Активность тесно связана с саморегуляцией.
Они больше видят, слышат, узнают и понимают. Неудивительно, что именно их называют одаренными. Но что же на самом деле является одаренностью?
Сущностная характеристика феномена одаренности 1.1.1 Понятие одаренности. Одаренность может рассматриваться с нескольких точек зрения. Одни рассматривают ее как совокупность способностей, внутренних задатков и предпосылок. Таким образом, одаренность от слова «дар». Приведем несколько таких определений: Одаренность – особо благоприятные внутренние предпосылки развития. Лейтес Н.С. (59. 3) Одаренность – свойство специфических корреляций способностей субъекта, которые обеспечивают успешность выполнения тех или иных действий, а сама суммация способностей, представляющих оригинальную модель, позволяет индивиду компенсировать негативность тех или иных качеств, за счет приоритетной эволюции других. Юрчук В.В. (86. 415) Одаренность – генетически обусловленный компонент способностей, которые в значительной мере определяют как конечный результат, так и темп развития. Савенков А. И. (66. 36) Одаренность – качественно своеобразное сочетание способностей, от которых зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или иной деятельности. Хуторской А.В. (80. 27) Одаренность – совокупность задатков, природных данных, характеристика степени выраженности и своеобразие природных предпосылок способностей. Петровский А.В. (57. 129)
Похожих определений можно называть очень много, такой подход наиболее распространен. Но есть и такие, кто считает одаренность явлением, развивающимся в течение жизни, т. е. наряду с совокупностью способностей, важную роль играют
обучение, окружающая среда, и где один фактор может либо компенсировать, либо нивелировать действие другого. К таким определениям относят: Одаренность – системное, развивающиеся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких необычных результатов в деятельности по сравнению с другими людьми. Савенков А.И. (67. 33) Одаренность – эффективное развитие человеком существующих качеств при сочетании нормального генотипа с благоприятными условиями его развития. Дубинин Н. П. (25. 46) Одаренность – синтез определенных потенциальных свойств личности, развивающихся в процессе деятельности, обеспечивающих достижение наивысших результатов. Теплов Б.М. (73. 16) Одаренность – синтез взаимоусиливающих друг друга свойств личности, ее активного и положительного отношения к деятельности, так называемой склонности к определенному виду деятельности и … настойчивого трудового усилия… Мясищев В.Н. (46. 154) Таким образом, взгляды на одаренность можно представить в виде следующей схемы: Одаренность Совокупность Совокупность генетических способностей. задатков и условий среды. Обобщая оба подхода, можно предположить, что одаренность – есть совокупность задатков, определяющих пределы развития, подверженная влияниям окружающей среды, а также изменяющаяся под воздействием воспитания и обучения. Мы придерживаемся именно данного определения. По такому же признаку можно подразделить и модели одаренности.
Модели одаренности.
!. Одаренность как особые способности. 1. Трехкольцевая модель одаренности Дж. Рензулли (См. рисунок 1а). Основные составляющие умственной одаренности: Познавательная потребность. Характеризуется активностью, ненасыщаемостью, безграничностью, удовлетворением от познания. Этапы развития познавательной потребности: 1. Потребность во впечатлениях (ориентировочный рефлекс). 2. Становление любознательности («Почему?», 2-3 г.). 3. Становление склонностей (Склонность – потребность в определенных занятиях и направленность самой личности. Дошкольный возраст и далее.). Потребностно-мотивационные моменты не просто влияют на интеллектуальную деятельность, но и являются непосредственно побуждающими, исходными стимулами познавательных процессов. Интеллект. Это познавательная деятельность, понятие, характеризующее сферу умственных способностей человека. Способность индивида к продуктивно-гностическим актам, решению проблем, задач, которые определяют успешную реализацию любой деятельности. Характеристика познавательной сферы, центр, ядро умственных возможностей человека. Креативность. Это творческий потенциал и способность индивида, которые проявляются в ментальных актах, чувственно-эмотивных актопроцессах, в его коммуникации с другими индивидами, а также в различных видах деятельности, активно связанных с созданием тех или иных предметов или продуктов деятельности. Таким образом, видно, что необходима суммация не просто способностей, а способностей интеллектуальных, творческих и наличие потребности реализовывать эти способности. 2. Триада П. Торренса. творческие способности творческие умения творческая мотивация П.Торренс в одаренность включает творческие способности, которые заключаются не только в предпосылках, мотивации, но и в умениях, связанных с реализацией способностей. Таким образом, мы видим, что Торренс делает акцент на творчестве, показывая тем самым, что творчество – есть главная составляющая любой одаренности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|