Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Программа индивидуального подхода к художественно одаренным детям старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности.

 Частично-поисковый этап эксперимента.

Цель: Осуществление индивидуального подхода в работе с художественно одаренными                             

       детьми старшего дошкольного возраста.

Задачи:

· Развитие фантазии, инициативности, творческой активности.

· Развитие мышления, восприятия, расширения кругозора

·  Развивать навыки коллективного общения. Развивать эмпатию, сплоченность группы. Умение работать в группе, подчинять свои действия и желания общим правилам ради достижения лучшего результата, умение договариваться.

· Совершенствование умений и навыков изображения предметов, передачи формы, строения, пропорциональных отношений частей в целом, развивать чувство цвета, формы, ритма, композиции.

· Научить использовать в работе различные средства, материалы, техники, а также подбирать их согласно замысленному сюжету.

 

Принципы:

· Систематичность и последовательность

· Доступность

· Индивидуальный подход к детям

· Игровая подача материала

· Учет уровня развития детей, индивидуальных характеристик

· Развивающего обучения

·  Наглядности 

 

Условия:

· Создание развивающей среды, стимулирующей и обеспечивающей самостоятельную художественную деятельность детей

· Ознакомление детей с окружающим миром и формирование ярких впечатлений, обеспечение эмоционально-интеллектуального опыта.

· Предоставление максимальной свободы для проявления творчества и инициативы. Широкий подход к решению проблемы.

· Общение с искусством.

· Наличие необходимых и разнообразных материалов (цветные карандаши, краски, разнофактурная бумага и др.)

· Сочетание программного содержания и требований с проявлением творческой инициативы самого ребенка.

· Использование в работе большого количества нетрадиционных материалов, средств, технологий их использования.

· Бережное отношение к процессу и результату деятельности ребенка.

 

Средства:

· Произведения искусства(картины, репродукции)

· Художественное слово

· Природа          

 

Направления:

· Развитие творческой активности

· Развитие технических умений в изобразительной деятельности

· Развитие познавательных процессов

· Совершенствование навыков коллективного общения 

 

Этапы:

· Подготовительный

· Обучающе-тренинговый

· Обучающее-творческий

 

Методы:

· Наглядные (наблюдение, рассматривание репродукций, объектов и явлений природы, образец)

· Словесные (беседа, чтение художественной литературы, объяснение)

· Практические (упражнение, обследование, игровые (дидактические, подвижные, словесные игры)

 

 

Приемы:

· Вопросы, совет, пояснение, напоминание

· обыгрывание

Формы:

· регламентированная деятельность

· совместная деятельность

· самостоятельная деятельность детей

 

Программа состоит из занятий, включающих в себя: словесные, дидактические, подвижные игры, пантомимы, наблюдения, беседы, чтение художественной литературы и собственно занятия по изобразительной деятельности. Общегрупповые занятия  были разработаны на основе пособий, которые указаны в сносках к занятиям, при отсутствии таковых занятия авторские. Конспекты занятий, словесные игры и упражнения, подборка художественного слова для занятий, наблюдений, бесед представлены в приложении данной работы. При проведении занятий учитывались рекомендации по осуществлению индивидуального подхода к каждому ребенку, разработанные в ходе анализа констатирующего этапа эксперимента.

       Как было отмечено ранее, для развития художественной одаренности необходимо проведение не только специальных занятий, поэтому для этой конкретной группы детей мы определили несколько дополнительных направлений работы в соответствии с данными в анализе констатирующего эксперимента рекомендациями.

1. Специальные занятия индивидуальные или подгрупповые на совершенствование и закрепление умений изображать те или иные предметы в зависимости от индивидуальных рекомендаций.

2. Развитие словесного творчества, словарного запаса и умения отстаивать собственную точку зрения, аргументируя ее. Используя следующие задания: рассказы по картинке, сочинение сказок, коллективные игры «буриме», словесные упражнения:

3. В формировании аккуратности может помочь пособие «Учимся писать и рисовать. Для детей 6-7 лет. Сост. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Ярославль, Академия развития, Академия Холдинг, 2002.».

    Цель данного пособия: Развитие внимания, зрительного восприятия, мелкой моторики, подготовка к овладению навыками письма.

    Последовательные задания:  

1. Обвести узор по пунктирам

2. Раскрасить рисунок

             3. Нарисовать по клеточкам такую же фигуру как на образце.

             4.   Прописать элементы по пунктиру и самостоятельно

4. Снятие телесных зажимов, развитие эмпатии, сплоченности группы, усидчивости, формирование концентрации внимания. Решать данные задачи помогут игры – подвижные, сюжетно-ролевые, с правилами, дидактические. Примерные задания:

· Угадать по выражению лица (картинки, другой ребенок, взрослый) настроение, предполагаемые фразы, причины.

· Игры-инсценировки сказок, импровизации, драматизации.

· Мимикой, пантомимикой показывать различные состояния погоды, воды; настроения людей; различных животных.

Программа расчитана на три месяца и состоит из трех этапов: подготовительного, обучающего и творческого.


Подготовительный этап.

  Направления   Задачи   Содержание работы
  Развитие творческой активности, воображения Определение уровня творческой активности, продуктивности воображения, нестандартности мышления.

Занятия, игры преимущественно в совместной деятельности для определения особенностей детей. Закрепление ранее изученного, акцентирование внимания на необычных сторонах привычных вещей через наблюдения природы, рисование на основе шаблонных заготовок. Развитие наблюдательности, образной памяти, умения передавать образы через рисование.

  Развитие изобразительных способностей Определение уровня технических умений и навыков в художественной деятельности. Знакомство с новыми материалами, технологиями.
  Развитие познавательных процессов (мышления, восприятия) Определение уровня развития восприятия, различных видов памяти(зрительной, механической), мышления (наглядного, образного, логического).
  Развитие эмпатии, формирование сплоченного коллектива Определение сплоченности группы, взаимоотношений детей друг с другом, со взрослыми, развитие эмоциональной сферы каждого ребенка и коллектива в целом.

  Разработано 5 занятий, которые представлены в приложении № 6.

 

Обучающий этап.

  Направления   Задачи   Содержание работы
  Развитие творческой активности, воображения Знакомство с новыми способами проявления воображения. Активное развитие фантазии.

Занятия, игры преимущественно в регламентированной деятельности. Знакомство детей с нетрадиционными техниками (граттаж, манкография, монотипия, обрыва, размыва, набрызгом, рисование по сырому, др.). развитие ассоциативного мышления, обогащение впечатлениями через образы природы. Формирование сплоченного коллектива и развитие эмпатии в подвижных и сюжетных играх.

  Развитие изобразительных способностей Обучение новым умениям, совершенствование ранее изученных.
  Развитие познавательных процессов (мышления, восприятия) Обогащение новыми знаниями, совместное целенаправленное наблюдение в повседневной жизни, развитие познавательных процессов в различных видах деят –ти.
  Развитие эмпатии, формирование сплоченного коллектива Совместные игры, выполнение коллективных заданий, проведение соревнований. Развитие эмоциональной сферы, создание благоприятного микроклимата в группе

      Разработано 10 занятий, которые представлены в приложении № 7.

 


Творческий.

            Направления   Задачи   Содержание работы
  Развитие творческой активности, воображения Самостоятельное применение полученных знаний детьми, придумывание ими новых форм получения нестандартных решений.

Занятия, игры преимущественно в самостоятельной деятельности. Задания на творческое применение полученных умений и знаний через предложение темы или шаблона, самостоятельный выбор детьми средств и способов рисования, игр, умение договариваться между собой. Развитие продуктивности и скорости мышления через прием соревнований, умения отстаивать свою позицию.

  Развитие изобразительных способностей Закрепление полученных умений и навыков. Направленность на самостоятельный подбор и реализацию замысла из различных материалов.
  Развитие познавательных процессов (мышления, восприятия) Направленность на самостоятельное добывание знаний, анализ полученной информации.
  Развитие эмпатии, формирование сплоченного коллектива Самостоятельные игры

    Разработано 6 занятий, которые представлены в приложении № 8.

 

        Данная программа была апробирована на базе Еленинского ДОУ «Березка» с декабря 2003 г. по март 2004 г.; в эксперименте принимали участие 10 детей подготовительной группы.

 Конечно, для полной реализации поставленных задач необходимо более длительное время. Но и за три месяца видны значительные результаты, особенно в ходе реализации таких направлений, как развитие творческой активности, заинтересованности и обучение некоторым нетрадиционным техникам, развитие эмпатии. Для детей наиболее интересным оказалась возможность знакомства использования различных материалов в работе и возможность творить, самостоятельно применять полученные знания, умения и придумывать нечто свое, новое. Как наиболее удивившими следует назвать технику граттажа и монотипии; самыми понравившимися и наиболее удавшимися техника манкографии и работа с солью, наиболее сложными техника набрызга и размыва.

В ходе реализации программы был проведен небольшой опрос как педагогов, так и детей на выявление уровня заинтересованности нетрадиционными занятиями. Педагогам были предложены следующие вопросы и получены ответы:

1. Какие из предложенных методов не используются вами в работе и почему?

· Граттаж, из-за отсутствия материалов и сложности проведения.

· Техника размыва, набрызга, из-за отсутствия достаточных умений и пособий по данной работе.

· Манкографии и работы с солью из-за сложности экспонирования и хранения.

· Пальчикового рисования из-за недостатков материально-технического оснащения (нет водопровода, канализации)

От детей получены следующие данные:

1. Какие занятия вам понравились больше всего и почему?

· Понравилась техника работы с разными материалами (манкой, комочками ваты, салфеток, рисование пальцами) потому, что можно делать то, что, как и чем хочется.

· Подвижные игры, упражнения на развитие эмпатии, сплоченности, потому что это интересно, смешно и можно дурачиться, а тебя никто не ругает за это.

· Игры на словесное творчество, потому что там нет неправильных ответов и можно говорить то, что ты думаешь, главное объяснить почему это так.

· Разные коллективные задания, соревнования, потому что вместе веселее и легче выполнять разные упражнения и так находишь много друзей.

     

Не совсем удалось реализовать принципы доступности и учета развития детей и индивидуальных характеристик, возможно из-за довольно короткого промежутка времени проведения программы. Для реализации программы по осуществления индивидуального подхода, конечно, необходимы более близкие отношения с педагогом, такую программу должен проводить постоянный воспитатель, знающий все индивидуальные особенности детей группы. Хотя плюс работы исследователя, стороннего наблюдателя в том, что он освобожден он предвзятого отношения к детям, от некоторых предрассудков, что позволяет ему более объективно оценивать как работы ребенка, так и его личность в целом. 

Особенность дошкольника в том, что он стеснителен и несколько скован перед незнакомыми людьми. Возможно, этот фактор затрудненного общения и не позволил полностью раскрыть свой творческий потенциал некоторым детям, даже несмотря на старания нас как исследователей, и активную помощь постоянных педагогов группы.

Наиболее мощным средством воздействия на детей с целью обогащения их впечатлений явилась окружающая природа: красота зимнего пейзажа, безмолвие спящего леса, живое весеннее пробуждение … Расширение кругозора, развитие памяти, мышления, восприятия происходит эффективнее когда ребенок удивляется, обнаруживает новое в привычных вещах, когда ему радостно и дается простор для проявления собственной активности. Именно на самостоятельное, но подводимое педагогом, исследование, наблюдение, сенсорное обследование природных явлений и предметов, объектов окружающей действительности, рисование, передачу образов, отвечающих интересам и способностям каждого ребенка в отдельности, и была сделана главная ставка в реализации программы. Начало реализации ведущей цели программы - научить ребенка действовать сообразно своей натуре, а педагогу учитывать индивидуальные особенности малышей в любых видах деятельности, было положено, но для ее полного раскрытия необходимо дальнейшее ее внедрение в широкую практику.

 

            2.3 Содержание контрольного эксперимента.

Контрольный эксперимент проводился в апреле 2004 года и дублировал методы сбора и анализа информации констатирующего эксперимента.

         Цель: выявить уровень развития художественных способностей и сравнить результатами констатирующего эксперимента.

          В ходе контрольного эксперимента были получены результаты, которые можно проследить в описании индивидуальных характеристик каждого ребенка, а также в сводной таблице результатов и лепестковой диаграмме.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...