Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Факторы формирования одаренности.

         Как показывает теория, одного генотипа для создания развитой личности мало, на развитие ребенка постоянно влияют внешние воздействия, как в утробе матери, так и после рождения. Остановимся подробнее на биологических основах одаренности. (58. 115)

 1. Генотип. В пользу утверждения о том, что способности передаются по наследству, можно отнести сведения о семьях великих композиторов (Так в семье Бахов было 26 музыкантов, а Моцарт уже в 3 года играл собственные сочинения.), факт о том, что А.С. Пушкин и Л.Н. Толстой были родственниками по материнской линии, и этот ряд можно продолжать еще долго. Но дело в том, что способности могут передаваться по наследству, а могут и нет. Ведь династии гениев очень редки, а в основном это таланты-одиночки. И даже если способности передались, кто может сказать наверняка, что эти задатки проявят себя в полной мере?

 

 2. Мутаций. Многие ученые (Дубинин Н.П., Виноградов Е.С., Лейтес Н.С. и др.) задаются вопросом – какие же факторы способны повлиять на генотип таким образом, чтобы его программа была изменена? Одаренность, в особенности ярко выраженная, может быть результатом «ошибки природы» при делении клетки и репликации генетического материала. «Именно ошибкам … обязан прогресс организмов, видов, родов… - считает Н.Д. Тарасенко – некоторые отклонения от нормы как бы сообщают данному организму дополнительные возможности, а значит некоторые преимущества перед другими организмами…». Внезапные, скачкообразные и при этом стойкие изменения в структуре генотипа, специалисты в области генетики, называют мутациями. Факторы, вызывающие мутации, называются мутагенами. Выделяют мутагены трех категорий:

· физические

· химические

· биологические

 

                              а) физические факторы.

 Интересные факты, свидетельствующие о влиянии солнечной радиации, атмосферного давления и других физических явлений на рождение выдающихся людей, обнаружил выдающийся русский ученый Е.С. Виноградов (58. 131). Вот некоторые из них:

· радиостимуляция задатков. О вреде радиации написано очень много, но всегда ли она враг? Оказывается, что в особые, переломные моменты развития организма повышение радиационного фона оказывает весьма положительное воздействие. Слишком малая или слишком большая интенсивность отрицательно влияют на развитие живого организма; при умеренно превышающих фоновый уровень ионизирующей радиации живые существа развиваются ускоренно и их жизнестойкость повышается.

· Кислородный эффект. В ходе наблюдений было замечено, что у женщин, получавших во время беременности кислород, рождались дети, заметно опережающие сверстников по уровню и темпам умственного развития. И наоборот, проявление гипоксии в этот период у женщин приводило к прямо противоположному результату.

· Одиннадцатилетний солнечный цикл. Е.С. Виноградовым проведено исследование зависимости рождения гениев от всплесков космической радиации, порождаемой солнечными вспышками широкими атмосферными ливнями частиц. В годы «умеренного солнца» одаренных людей рождается на 10% больше, чем в годы «пассивного» и «активного» солнца.

· Особенность дня рождения. Известно, что нейронные микросети появляются в самом конце его внутриутробного развития. Поэтому наиболее сильное влияние на задатки умственных способностей человека солнечная активность окажет в день его рождения. Существует также зависимость склонностей человека от характера солнечной активности в день его рождения.

· Сезонность. Среди людей, рождающихся зимой, процент одаренности больше, чем у людей, рожденных летом. То есть максимум в январе – марте, минимум в июне – августе. Причем этой зависимости подчинено еще два явления: колебания и рост веса новорожденных, а также смертность одаренных людей.

· Широтный эффект. Иначе – соотношение числа одаренных, рожденных зимой, для территорий более удаленных от экватора, выше, чем для менее удаленных.

· 58-летний солнечный цикл. Максимумы рождаемости талантов приходятся на минимумы солнечной активности, и наоборот.

                               б) химические факторы.

   Широкую известность приобрели эксперименты американского ученого С. Замменгоффа, который вводил беременным крысам гормон роста. Новорожденные крысята ничем не отличались от обыкновенных. Правда обнаружилось, что их мозг оказывался на 20% богаче нервными клетками, в дальнейшем оказалось, что они гораздо умнее своих сородичей – быстрее научаются проходить лабиринт и выполнять другие тесты. Известный психолог В. Леви еще в конце 60-х годов сделал предположение о том, что движение к повышению эффективности функционированию мозга может пойти по тому же пути. Специальная разработка этих идей продолжается, но их внедрение в массовую практику пока не находит поддержки.

                                 в) биологические факторы.

· возраст родителей. Чем старше мать, тем чаще встречаются аномалии. Так, если у женщин 15-19 лет частота встречаемости детей с синдромом Дауна крайне мала (на 1000 детей не более 1 случая), то у женщин старше 40 лет таких детей рождается 24,5%, то есть каждый четвертый. Но наряду с синдромом Дауна, повышается вероятность появления и одаренности. В пользу этого говорят факты рождения «пожилыми» матерями Наполеона, Д.И. Менделеева и др. Несколько иные данные о возрасте отца. Существует теория, по которой индивидуальный опыт, накапливаясь, фиксируется в генотипе и передается потомству через мужчин. Более 90% гениев, как следует из их биографий, были рождены пожилыми отцами (40 лет и старше). Но такая закономерность вполне может быть объяснена и средовыми факторами, так как дети, в этом случае, попадают, как правило, в наиболее благоприятную, обогащенную для развития микросреду.

· Раннее стимулирование развития мозга. Суть метода дородовой стимуляции Масару Ибука заключается в том, что на протяжении определенного времени проигрываются заданные музыкальные ноты в непосредственной близости живота будущей мамы, при этом активизируются не только музыкальные, но и общие интеллектуальные способности.

 

3. Индивидуально-природные основы.

· индивидуализированность мозга. Как известно, рисунок борозд и извилин на поверхности больших полушарий головного мозга у людей столь же различен, как и лица. Исследования демонстрируют связь между спецификой одаренности и морфологическими особенностями мозга, в первую очередь, размерами нейронов в рецептивном слое коры. Например, у художников, музыкантов четвертый рецептивный слой коры оказывается чуть не в два раза толще, чем у обычных людей. Это утолщение происходит за счет большего ветвления нейронов, в результате увеличения их размеров, удлинения отростков нервных клеток, принимающих информацию.

· Межполушарные отношения. Общепризнано, что аналитическая знаково-опосредованная стратегия познания характерна для работы левого полушария, а синтетическая образно опосредованная для работы правого. Предполагается, что чем лучше человек с доминированием левого полушария (праворукий) использует особенности своего правого полушария, тем больше его возможности

· Левшество. Около 5% взрослого населения леворукие, из них 15% те, у кого центры речи и ведущей руки находятся в правом полушарии. Количество леворуких одаренных превышает это популяционное соотношение, особенно в вербальной сфере (18 – 25 %).

· Скоростной фактор. Определенная часть индивидуальных различий в успешности выполнения тестов интеллекта объясняется тем, насколько быстро индивид может обрабатывать полученную информацию. Чем быстрее и точнее индивид перерабатывает информацию, тем выше его достижения в этой сфере.

 

     Современные исследователи (Ландау Э., Запорожец А.В., Венгер Л.А.) выделяют влияние среды на развитие одаренности как фактор практически соизмеримый по значению с генотипической предрасположенностью (38. 51). В последнее время понятие среды значительно дифференцируется, выделяют:

1) Макросреда.

· Особенности национальной культуры

· Специфика социально-политического устройства общества.

· Географическая среда (климат, рельеф местности и др.)

2) Микросреда.

· Семья

· Образовательное учреждение

· Сверстники

Факторы микросреды относятся к числу наиболее мощных средств воздействия на процесс формирования личности.

1. Внутрисемейная среда. Решающим средовым фактором признается психологическая стимуляция, происходящая при общении взрослого и ребенка.

      В.Н. Дружинин выделяет три группы моделей:

1. Решающее влияние на развитие интеллекта ребенка оказывает его общение с родителями. Важность фактора времени: чем больше родители общаются с ребенком, тем больше его интеллектуальное развитие.

2. Идентификационная модель предполагает, что ребенок развивается благодаря освоению новых ролей, при идентификации с одним из родителей он овладевает способами поведения, характерными для родителей.

3. Модель Р. Зайонца. Зависимость интеллекта от числа детей в семье. От числа детей зависит интеллектуальный климат, которые складывается из суммы уровней каждого члена семьи: каждый член влияет на других, семья влияет на каждого. Преимущество получают первенцы – они больше взаимодействуют с родителями. Последующие дети конкурируют за родительское внимание и между собой, чем сокращают возможность «интеллектуальное стимуляции». Чем дальше младшие от первенца и чем больше детей в семье, тем IQ младших ниже. Но на уровне креативности эта модель не работает. Исследования показывают – лучшие результаты по дивергентному мышлению имеют единственные дети, затем первенцы и младшие дети, худшие результаты у средних. Дети в многодетной семье показывают лучшие результаты, чем дети, имеющие одного брата или сестру.

 

2. Образовательное учреждение. На развитие ребенка оказывают влияние следующие показатели:

создание условий для развития (материально-техническое оснащение как школы, так и процесса обучения; личность педагога – компетентность, творческий потенциал, личностно-ориентированная модель взаимодействия; и др.).

программы обучения и воспитания (развивающее, обогащенное и т.п.), в том числе   раннее обучение. Замечено, что одаренные дети часто без посторонней помощи овладевают чтением в 2-3 года. В настоящее время созданы образовательные технологии, позволяющие овладевать в 1,5 года этой операцией любому здоровому ребенку (Доман Г., Тюленев В.П.). Г. Доман утверждает, что малыш - лингвистический гений, и в 1,5-2 года он способен освоить не один, а десятки разных языков (опыт Карла Витте). Выдающиеся достижения это еще не одаренность. В настоящее время существует множество программ, позволяющих развивать ребенка с самого раннего детства. Это ТРИЗ для дошкольников, образовательные программы Л.А. Венгера «Развитие», «Одаренный ребенок», программа развития средствами искусства Савенкова А.И. и др.

 

3. Сверстники. Одна из наиболее часто встречающихся проблем одаренного ребенка – это непонимание со стороны окружающих. Детям, существенно опережающих сверстников в развитии, бывает трудно общаться с одноклассниками. Именно поэтому важно, что бы в пределах класса наблюдался приблизительно один уровень развития, тогда в группе будет единство целей и ценностей, что не только благоприятно скажется на микроклимате, но и на интеллектуальном и личностном развитии каждого воспитанника. Ведь с человеком, обладающем примерно равным интеллектуальным потенциалом, общаться не только полезно, но и приятно. Поэтому сверстники могут оказывать как стимулирующее, так и тормозящее воздействие на развитие незаурядных способностей.

       Человек развивается под воздействием биологических и социальных факторов. Говоря о детской одаренности необходимо иметь в виду сложный сплав генетических особенностей и влияний внешней среды. Границы между генотипом и средой теоретически существуют, но реально сказать, где кончается действие генотипа и начинается действие среды практически невозможно. Организм наследует не признак как таковой, а только лишь способность формировать этот признак в определенных условиях среды. У гена, определяющего признак, есть характеристика, которую называют «норма реакции», т.е. диапозон, в котором генотип допускает возможность колебания под воздействием окружающей среды. Степень проявления признаков из-за объективно отличающихся условий для развития неизбежно отличается. Наследственность создает лишь пределы для развития способностей, но пределы широки и неисчерпаемы, а реализация способностей зависит от образовательных факторов. Факторы среды обладают весом соизмеримым с фактором наследственности, могут полностью компенсировать, или наоборот, нивелировать действие последнего. Таким образом, на развитие одаренности, как и на развитие в целом, влияют природные предпосылки во взаимосвязи с условиями окружающей среды.         

 

Виды одаренности.

 Одаренность не отдельный процесс, а система. Поэтому и характеристик у этого явления много. Как нельзя охарактеризовать одним словом человека, для определения которого есть некоторые параметры, такие как вес, рост, черты характера и др. так и для одаренности существуют свои определения. Богоявленская Д.Б выделяет 5 критериев одаренности, своего рода основ для классификации:

 

1. Форма проявления.

Явная – одаренность, проявляющаяся в деятельности ребенка ярко и отчетливо.

Скрытая – проявляется в скрытой, завуалированной форме.

 

2. Степень сформированности.

Потенциальная – одаренность, которая представляет собой лишь определенные возможности, потенциал для высоких достижений, но не реализованная в данный момент в деятельности в силу их функциональной недостаточности.

Актуальная – проявленная, очевидная одаренность, т.е. замеченная психологами, родителями. Детей, которые демонстрируют данный вид одаренности, обычно называют талантливыми.

 

 3. Широта проявлений в различных видах деятельности.

Данный критерий предполагает подразделение по способностям. Рассмотрим же подробнее способности, что бы понять данный вид одаренности.

Способности – индивидуально-типологические особенности человека, определяющие успешность выполнения им деятельности и легкость ее освоения.

                                                Способности

                      Общие                                            Специальные

       Познавательные                 Практические               Художественные

              -память                           - организатор.                   – ИЗО

              - мышление                    - конструктор.                   – театр.

              - восприятие                   - технические                    - музыка

             - сенсорные и др.                  и др.                           - литературные и др.

 

Одаренность бывает:

Общая – общие способности, которые универсальны и не связаны со специальной деятельностью.

 

Специальная – конкретные способности, проявляющиеся в определенном виде деятельности.

Детям более присуща общая, которая с возрастом приобретает специфические черты и определенную предметную направленность.

 

5. Особенности возрастного развития.

Ранняя / Поздняя: одаренность может проявляться как в детстве, так и в зрелом возрасте. Так Моцарт А.В. уже в дошкольном возрасте писал оперы, а Эйнштейн А. Был исключен из гимназии за неуспеваемость. И не секрет, что не все одаренные дети становятся одаренными взрослыми.

 

5. Вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики.

Общая интеллектуальная. Дети с одаренностью этого вида овладевают основополагающими понятиями, легко запоминают и сохраняют информацию. Высокоразвитые способности переработки информации позволяют им преуспевать во многих областях.

Академическая, проявляется в успешном овладении отдельным учебным предметом и считается более частной избирательной. Академическая, в свою очередь, подразделяется на подвиды: математическая, лингвистическая, одаренность в области физики, химии, биологии и др.

Творческая. Прежде необходимо отметить, что имеет место спор о том, стоит ли вообще выделять ее как самостоятельный вид. Одни полагают, что креативность является неотъемлемой частью любой одаренности. Так А.М Матюшкин считает, что всякая одаренность – творческая: нет творчества – нет одаренности. Другие отстаивают правомерность существования творческой одаренности как отдельного, самостоятельного вида. Творческая одаренность – это способность продуцировать, изобретать, выдвигать новые идеи и гипотезы.

Лидерская – это исключительная способность устанавливать зрелые, конструктивные взаимоотношения с другими людьми. социальная одаренность выступает как предпосылка высокой успешности в нескольких областях. Понятие социальной одаренности охватывает широкую область проявлений, связанных с легкостью установления и высоким качеством межличностных отношений.

Практическая. Ключевой ее особенностью Р. Стенберг называет знание своих сильных и слабых сторон и способность использовать эти знания.

Художественная одаренность развивается и поддерживается в специальных кружках, студиях, гимназиях. Она подразумевает высокие достижения в области художественного творчества и исполнительского мастерства в музыке, живописи, скульптуре, в актерской деятельности. Художественная подразделяется на несколько подвидов – изобразительную, литературную, музыкальную, театральную и др.

        Все подходы можно обобщить в следующей схеме:

                                                                  Одаренность

                                Явная                                                   Скрытая

                              Актуальная                                       Потенциальная

                                Ранняя                                                 Поздняя

                                Общая                                               Специальная

                             

                                                              Одаренность

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...