Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методика диагностики интеллектуально творческого потенциала.

Рассмотрим систему психических характеристик,сложная сумма которых составляет основу личностного потенциала ребенка, для его выявления необходимо оценить уровень развития каждой характеристики, приведенной ниже и сопоставить эти уровни развития между собой и с эталоном. Для оценки используется метод полярных баллов, каждую характеристику нужно оценить по пятибалльной шкале.

5- оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто в различных видах деятельности и поведения;

4- свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно, при этом и противоположное ему проявляется очень редко;

3- оцениваемое и противоположное свойства личности выражены не четко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;

2- более четко выражено и чаще проявляется свойство личности противоположное оцениваемому;

1- четко выражено и часто проявляется свойство личности противоположное оцениваемому, оно фиксируется в поведении и во всех видах деятельности;

0- сведений для оценки данного качества нет (не имею).

Интегративные личностные характеристики:

· Любопытство. Проявляется в поиске новой информации, постоянном стремлении задавать много вопросов, неугасающей исследовательской и творческой активности.

· Сверхчувствительность к проблемам. Проявляется в способности выявлять и ставить проблемы.

· Способность к прогнозированию. Выявляется не только при решении учебных задач, но и распространяется на самые разные явления реальной жизни: от прогнозирования элементарных событий, до возможностей прогноза социальных явлений.

· Словарный запас. Проявляется не только в большом количестве слов, но и стремлении строить сложные синтаксические конструкции, придумывании новых слов для обозначения придуманных понятий и явлений.

· Способность к оценке. Проявляется в способности объективно характеризовать поступки людей, события и явления, собственную деятельность.

Характеристики сферы умственного развития.

· Оригинальность мышления. Проявляется во всех видах деятельности (конструировании, рисовании, сочинении историй), в поведении, в общении со взрослыми и сверстниками.

· Гибкость мышления. Проявляется в умении находить альтернативные стратегии решения проблем, оперативно менять направление поиска решения проблемы.

· Продуктивность. Оценивается по количеству идей и продуктов деятельности: чем больше идей, тем больше возможности выбрать наиболее оригинальные.

· Способность к анализу и синтезу. Ярко проявляется в решении логических задач, видно в любом виде деятельности.

· Классификация и категоризация. Проявляется во всех видах деятельности, при решении задач, в стремлении к коллекционированию, систематизации добываемых материалов.

· Высокая концентрация внимания. Проявляется в склонности к сложным и сравнительно долговременным занятиям.

· Память. Способность ребенка запоминать факты, события; но преимущество имеет тот, кто способен оперативно извлечь из памяти нужную информацию, а не тот, у кого больше объем памяти.

Характеристики сферы личностного развития.

· Увлеченность содержанием задачи.

· Перфекционизм. Выражается в стремлении делать и переделывать до соответствия самым высоким личным стандартам.

· Нонконформизм. Готовность отстаивать свою точку зрения, даже наперекор большинству, стремление действовать и поступать не традиционно, оригинально.

· Лидерство. Проявляется в совместных играх детей, проявляет инициативу, берет на себя ответственность.

· Соревновательность. Нежелание участвовать в конкурентных видах взаимодействия.

· Широта интересов. Разнообразные и устойчивые интересы ребенка, желание попробовать свои силы во всех видах деятельности.

· Юмор. Способность обнаруживать смешное, несуразное в разных ситуациях.

 

Для того чтобы результаты диагностической работы были более наглядны, можно воспользоваться несложным графическим вариантом их представления. Для каждой группы характеристика используется заготовка, представленная на рис.1. Одаренный ребенок по всем характеристикам получит высшие баллы и будет иметь на каждом рисунке правильный многоугольник. Отличие от эталона и покажет уровень интеллектуально-творческого развития ребенка.

 

Тест «Незаконченный рисунок».

Коломенский Я.Л. и Панько Е.А. предлагают в качестве исходного шаблона использовать 10 окружностей, расположенных в два ряда друг под другом на листе А4.

 

Материалы: лист А4 со следующим шаблоном:

            

                 Карандаши цветные и простой, ластик.

 

 Инструкция: «Незнайка начал рисовать и забыл закончить рисунок.

                  Давайте поможем ему дорисовать, когда закончите,      

                  придумаете cвоему рисунку название, я его подпишу.»

 

Оценивание: задание оценивается по следующим показателям:

                 Беглость – количество задействованных элементов.

                 Разработанность – количество значимых деталей.

                 Название – см. приложение № 4.

                 Оригинальность:

0 б. – ребенок не дорисовывает шаблон, а рисует рядом что-то свое.

1 б. - Ребенок дорисовывает фигуру так, что получается изображение            

     отдельного предмета, но изображение контурное, лишено деталей.

2 б. – изображен объект, но с разнообразными деталями.

3 б. – изображен отдельный объект, но включен в воображаемый сюжет.

4 б. – изображается несколько объектов по воображаемому образцу.

5 б. – на основе шаблона рисуется картина и эта фигура, как один из     

     второстепенных элементов включается в воплощаемый ребенком образ.

 


                  Первое задание «Нарисуй картинку» методики П. Торренса.

 

Материалы: элемент, сделанный из цветной бумаги, в форме капли с  клейким слоем,

                 лист А4, карандаши цветные и простой, ластик.

 

Инструкция: «Ребята, вы получили клейкую фигурку и чистый лист. Сейчас хорошенько подумайте, какую картинку можно нарисовать с помощью этой капельки, которую вы приклеете в любую часть листа, а потом дорисуете ее цветными карандашами. Полученную  картинку обязательно назовите и я ее подпишу.»

 

Оценивание: выполненное задание оценивается по следующим показателям:

Оригинальность: 0 б. – абстрактный узор, капля, курица, яйцо, цветок.

1 б. – жук, человек, черепаха, лицо, шар.

2 б. – нос, остров.

3 б. – гном, девочка, заяц, камень, кошка, НЛО, облако, инопланетянин,

     ракета, метеор, животное, крыса, птица, рыба.

4 б. – глаз, динозавр, дракон, рот, робот, самолет, слон, озеро, планета.

5 б. – остальные рисунки.

Разработанность: один балл за каждую значимую деталь.

  Название:  0 – обычное название.

                  1 – простое описание.

                  2 – описательное название.

                  3 – релевантное название.                  


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...