Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сущность художественной одаренности.

  Художественные способности раньше других обнаруживают себя. Дети одарены ко всем видам искусства, но самое прочное признание они получили в изотворчестве, и не удивительно, ведь продукт их деятельности – рисунки можно хранить, экспонировать, изучать, как свидетельство талантливости маленького автора.

  У детей существуют богатейшие предпосылки к развитию не только художественного, но и творчества вообще. Ребенок еще не выстроил непроницаемую стену между «Я» и «не Я». Он готов отнестись ко всему, как к живому, увидеть в любом предмете и явлении душу, характер, стремление – все, что присуще ему самому. У ребенка формируется свое отношение, собственное понимание предмета, не случайно даже цвет для малыша является средством выражения отношения к предмету: темные, небрежные тона и линии – «плохой, злой, страшный»; и наоборот, яркие, светлые тона для красивых, любимых, добрых рисунков. Цвет у детей бывает и «ехидным», и «боевым», и даже «чуть-чуть жалетельным».

  Воображение для юного художника не изобретательность, не оригинальность, а способность создать чувственный образ, выразительно раскрывающий неповторимое внутреннее содержание. Одаренные дети часто делают «банальные изображения», но первые отличаются не тем, «что» изображают, а тем «как» и «ради чего» они это делают.

    Одним из отличительных признаков одаренности в изобразительной деятельности будет выразительность цветовых решений, неподчинение шаблонам, «говорящий» цвет; большая динамичность рисунков. Еще одна особенность одаренных детей – вертикальное расположение листа для рисования.

    Но для изобразительной одаренности, больше чем для других, присуща некая «возрастная талантливость», которая накатывает на всех детей, и потом, практически со всех, сходит на нет. Это может быть объяснено рядом причин:

1. В детской изодеятельности реализуются важные стороны возрастного развития, потом эти возможности оказываются исчерпанными и развитие находит другой путь.

2. Малыш рисует как попало, «неправильно» – и в этом вся прелесть. Старшие дети хотят изображать все реалистически, но неумение этого, отталкивает детей от занятий изобразительным искусством.

    Рассмотрим более подробно возрастную динамику развития изодеятельности дошкольника, которая возникает у детей на втором году жизни:

1 – 1.2 года – ИЗО деятельность носит характер манипуляций.

1.5 года – детям доставляет интерес движение карандаша, часто даже, минуя лист бумаги.

1.6 – 2 года – дети замечают следы на бумаге, пытаются дать название первым изображениям. Но это еще доизобразительный период.

2 – 2.6 – малыши с интересом рисуют, не все еще могут находить сходство в линиях, штрихах с предметами окружающего. Это период каракуль.

2.6 – 3 – увереннее держат карандаш, пытаются сами что-то изобразить. Дают названия рисункам, но наблюдается неустойчивость ассоциаций.

3– 4 г. – рисуют изогнутые, прямые линии, кругляшки, головоногов, геометрические фигуры, каракули. Цветные карандаши применяют без учета назначения.

4- 5 г. – изобразительная деятельность, техника рисования улучшается, богаче становиться тематика, рисунок более понятен.

5- 6 г. – ребенок располагает предметы в соответствии с задуманной композицией.

6- 7 г. – переход от схематического к реалистическому изображению человека, животных. К технике можно предъявлять уже довольно высокие требования.

     Изобразительная деятельность дошкольников имеет свои специфические особенности:

1. Функционализм. Ребенок рисует не только то, что видит, но и то, что уже знает об этих вещах.

2. Изменение размеров. До 4-х лет ребенок может просто увеличивать предметы, после 5-ти увеличенный предмет – самый значимый для ребенка.

3. Прозрачность рисунка. Ребенок рисует прозрачные предметы, т.е. сквозь предметы ближнего плана видны изображения, находящиеся за первыми.

4. Смешанные проекции. Дошкольник может рисовать, переворачивая лист так, как ему удобно, из-за чего изображения вида «сверху», «снизу», «сбоку», «спереди» оказывают на одном рисунке.

           Итак, обобщим все вышесказанное об изобразительной одаренности. Художественные способности раньше других обнаруживают себя. У детей существуют богатейшие предпосылки к развитию не только художественного, но и творчества вообще: ограниченность знаний об окружающем мире приводит к тому, что ребенок легко может объединять несовместимое. Но для изобразительной одаренности, больше чем для других, присуща «возрастная талантливость».

 

                          1.2 Диагностика и обучение одаренных детей.

    1.2.1 Критерии и диагностика одаренности.

             Итак, по каким же признакам отличить обычного ребенка от гения? Выделяют три особенности одаренного ребенка:

1. Опережающее познавательное развитие.

2. Психо-социальная чувствительность. Одаренные дети, впрочем как и взрослые, обладают повышенным чувством справедливости, чувствительностью, зависимостью от радостей или переживаний окружающей действительности. Их психическое состояние и здоровье очень зыбко. Кто-то сказал, что грань между гением и сумашедшим настолько тонка, что отличить одно от другого практически невозможно. Специалисты подсчитали, что более трети гениев имели острые душевные заболевания, 83% были психопатами, 10% - психопаты легкой степени, и лишь 7% оказались нормальными людьми. Для людей с психическими расстройствами характерно особое, более острое восприятие мира. Их нельзя назвать больными, ведь грани между нормой и патологией реально до сих пор не существует. Они оригинальны, и, как правило, самые нестандартные решения исходят именно от них. «Сверхценные идеи формируются в рамках психопатий, при шизофрении и аффективных психозах.» (Большая Медицинская Энциклопедия). Но это отнюдь не значит, что все, страдающие психическими расстройствами, уже гении.

3. Физические особенности. Существует несколько мнений на физические особенности одаренных людей.

· Одаренные дети по физическому развитию ничем не отличаются от своих сверстников.  

· Одаренные дети сильнее, энергичнее, крепче, выносливее своих сверстников.

· Одаренные дети имеют патологии в развитии, что объясняется энергетическим метаболизмом: анализаторы, специфичный, для данного вида одаренности, рецептивный слой коры головного мозга должны получать очень большую энергию, именно поэтому происходит перераспределение энергетических ресурсов: на развитые участки много, на остальные гораздо меньше, может чему-то не достаться вовсе.

А. да Хааном и Г.Каффом была разработана методика диагностики степени выраженности у ребенка различных видов одаренности (67. 223). Утверждения, по которым оценивается ребенок, можно рассматривать и как программу его дальнейшего развития. Остановимся подробнее лишь на художественных способностях. «Ваш ребенок имеет высокий уровень художественно-изобразительных способностей или одарен, если он:

· Не находя слов или захлебываясь, прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства или настроения.

· В своих рисунках или картинах отражает все разнообразие предметов, людей, животных, ситуаций, а не «зацикливается» на изображении чего-то вполне удавшегося.

· Серьезно относится к произведениям искусства, становится вдумчивым и очень серьезным, когда его внимание привлекает какое-либо произведение искусства или пейзаж.

· Когда имеет свободное время, охотно лепит, рисует, чертит, комбинирует материалы и краски.

· Стремится создать какое-либо произведение, имеющее очевидное прикладное значение – украшение для дома, одежды или что-нибудь подобное.

· Не робеет высказать собственное мнение о классических произведениях, причем может даже попробовать критиковать их, приводя вполне разумные доводы.

 

        В настоящее время используются две основные формы диагностики одаренности. Первая группа методик – это разовые исследования. Вторая группа методик основана на долговременных наблюдениях за детьми.

                    Экспресс - диагностика.

1. Ребенок считается одаренным, если он набрал 135 баллов по шкале Станфорд – Бине.

2. «Резервуарная модель Дж. Гауэка». Оценивается интеллект, креативность, уровень развития. На основе результатов группового тестирования, рекомендаций педагогов очерчивается круг кандидатов. Потом ребенок должен показать высокие оценки в любых трех из четырех видах оценки или набрать определенную сумму баллов по шкале Станфорд – Бине.

                       Долговременные модели.

1. Принцип турникета (Дж. Рензулли, С. Рейс). Суть – процесс идентификации одаренного ребенка не разовый, а долговременный, это процесс длительного наблюдения за ребенком. Детей включают в работу по специализированным программам. Авторы используют традиционные методы оценки, методы, основанные на использовании трех параметров деятельности детей: способностей, интересов, стимулов обучения. Собирается информация о достоинствах, т.е. досье «портфель данных о малыше». Эта информация используется при принятии решений о возможностях развития способностей на занятиях, в группах обогащения, при работе по специальным программам.

2. “RAPYHT” (М. Карне, А. Шведел). Первичная оценка общей и специальной одаренности проводится с помощью специальных опросных листов для педагогов и родителей. Если оценка выше среднего по одному из листов, то ребенок зачисляется в кандидаты. Проверка на специальных занятиях в небольших группах в соответствии с видом одаренности. Если они обнаруживают адекватный уровень, то включаются в дополнительные программы. Дети с серьезными сенсорными и физическими недостатками тестируются дополнительно.

3. “ Иллинойская модель”. Набирается группа из 22-х детей в возрасте 3-5 лет, опережающих сверстников по уровню развития. Процесс выявления разбит на три этапа:

Поиск. За месяц до обследования оповещаются родители, что потенциально одаренные дети имеют возможность посещать специальные группы.

Оценка. Пока педагоги и родители заполняют специальные опросники, психологи тестируют ребенка.

Отбор. Подбирают детей, подходящих для обучения по данной программе. Дети, не включенные в группы, зачисляются в резервный состав, они имеют право быть зачисленными в следующий раз.

Вообще же в психологии используются два основных подхода к проблеме диагностики:

· Методы единой оценки. Например, шкала Станфорд –Бине.

· Методы комплексной оценки, которые включают в себя опросники для взрослых, окружающих ребенка, тесты и задания для самого ребенка, это могут быть: оценка конкретных продуктов деятельности, результаты участия его в различных конкурсах и др. то есть методов очень много. И к ним нужно относиться очень осторожно, т.к. даже комплексная методика не исключает возможность ошибки, а цена ошибки может быть велика. Многие психологи и педагоги справедливо отмечают, что ярлыки типа “талант” и “ординарный” весьма негативно могут сказаться на личностном развитии ребенка. Необходимо знать, что талант имеет свойство долгое время никак не проявлять себя. Поэтому, чтобы отследить динамику развития ребенка, диагностику следует повторять неоднократно.

    Выявление детей, обладающих незаурядными способностями, представляет собой сложную и многоаспектную проблему. Как известно, существуют две точки зрения на одаренность, отсюда и диагностика: сторонники биологизаторского подхода считают, что одаренность – весьма редкое явление, и выявление такого ребенка подобно поиску крупиц

 

золота; сторонники же социологизаторского подхода считают, что одаренным является каждый нормальный ребенок, и нужно только вовремя заметить его способности и развить их.

         Проблеме диагностики одаренности уделяется повышенное внимание, но на деле оказывается, что выявление –это лишь первый шаг и важнейшая проблема заключается в другом, а именно в развитии способностей. И далее пойдет речь о том, в чем же заключается проблема обучения и воспитания маленьких гениев.

 

Обучение одаренных детей.

         Повышенный интерес к явлению одаренности, одаренным детям стал приметой нашего времени. Много написано о природе этого феномена, разработано много диагностических методик, позволяющих выявить уровень развития тех или иных способностей практически на всех возрастных этапах, проведены многочисленные исследования, и, как следствие, появились программы развития одаренных детей.      

  По мнению Е. Беловой все дети обладают интеллектуальным и творческим потенциалом, но в разной степени (1. 6). Ею были проведены исследования группы одаренных дошкольников 6 – 7 лет, результаты которых следующие:

61,5 % - интеллектуальный потенциал в пределах среднего или немного выше среднего уровня.

14,6 % - высокий интеллектуальный потенциал.

9,2 % - интеллектуально одаренные дети.

24,6 % - высокий творческий потенциал.

13 % - дети творчески одаренные.

         Как видно, детей, обладающих высоким уровнем развития способностей, не мало, следовательно, помимо диагностики, встает еще одна глобальная проблема – обучение одаренных детей. При всем возможном и реальном многообразии способов организации обучения одаренных детей, все они могут быть объединены в три основные группы:

· «раздельное обучение» – специальные образовательные учреждения для одаренных детей.

· «совместно-раздельное обучение» – специальные группы для одаренных в традиционном учебном заведении.

· «совместное обучение» – организационный подход, при котором одаренные обучаются в «естественной микросреде», т.е. когда они не удаляются из круга «нормальных» сверстников.

Каждая из описанных стратегий имеет свои преимущества и недостатки; два первых варианта более популярны в современной отечественной образовательной практике в силу логической простоты и ясности, но последний имеет большую значимость. При этом в нашей стране большая часть одаренных детей традиционно обучалась и будет обучаться в обычных учебных заведениях.

           

   Существовало лишь два подхода к модернизации содержания образования. Первый предполагал прохождение одаренным ребенком традиционных учебных программ в более быстром темпе – «стратегия ускорения»; второй – ориентировал педагога на увеличение объема изучаемого материала (как увеличение числа изучаемых предметов, так и углубленное изучение существующих) – «стратегия интенсификации».

        В настоящее время большинство исследователей утвердились в понимании того, что содержание учебной деятельности одаренных детей должно иметь не просто иные количественные параметры, а качественно отличаться от содержания образования их «ординарных» сверстников. Разработаны идеи качественной перестройки – «обогащения содержания образования», под этим термином в дидактике понимается широкий спектр мер по качественной перестройке содержания образования таким образом, чтобы оно наиболее полно отвечало задаче развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка. Наибольшую известность получила модель Дж. Рензулли – «три вида обогащения учебных программ».

· Первый вид предполагает знакомство с самыми разными областями и предметами изучения, которые могут заинтересовать детей. В результате у ребенка расширяется круг интересов и формируется представление о том, что бы он хотел изучать более углубленно.

· Второй вид предполагает ориентацию на развитие мышления ребенка: тренировку наблюдательности, способности к анализу, синтезу, сравнению.

· Третий вид – проведение самостоятельных исследований и решение творческих задач.

Как видно, один вид обогащения постепенно перерастает в другой, сменяет его, каждая предыдущая ступень является фундаментом для освоения следующей, более сложной.

         Савенков А.И. создал модель обогащения содержания образования, которая имеет два уровня рассмотрения (66. 70). Первый условно назван уровнем «горизонтального обогащения», второй – «вертикального обогащения».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...