Раздел II. Физиология дыхания, пищеварения, обмена веществ и энергии
Раздел II. ФИЗИОЛОГИЯ ДЫХАНИЯ, ПИЩЕВАРЕНИЯ, ОБМЕНА ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ Работа 5 Исследование механизма легочного дыхания Цель работы: Изучить причины движения воздуха через легкие при вдохе и выдохе, исследовать разницу концентрации СО2 во вдыхаемом и выдыхаемом воздухе. Для работы необходимы: Баритовая вода, резиновая перчатка, стеклянная банка на 0, 5 л с отверстием в дне, две пробки с двумя трубками и одна пробка с тремя трубками, самодельный манометр, тройник, пластилин, резиновые и стеклянные трубки, зажим, штатив с 2-мя лапками, спирт. Объект исследования – студенты. Ход работы: 1. Модель дыхательных движений (Модель Дондерса). Соберите модель грудной полости. Для этого поверните банку вверх дном и закройте снаружи отверстие в её дне пробкой с двумя трубками. Через внутреннюю полость банки вставьте свободный конец канюли с легкими в одну из трубок. Поверните банку вниз дном. Наружный конец второй трубки соедините с водным манометром для регистрации давления внутри банки. Натяните на отверстие банки резиновою перчатку, которая будет выполнять роль диафрагмы. Заметьте уровень воды в обоих коленах манометра. Осторожным движением слегка вводите перчатку в полость банки и отметьте изменения объема легких и уровня воды в обоих коленах манометра, Опустите перчатку вниз и вновь пронаблюдайте за изменением объема легких и показаниями манометра. Повторите несколько раз движения перчаткой, объясните причину колебания уровня воды в манометре и изменения объема легких при этом. 2. Модель " дыхательных клапанов Мюллера" Соберите модель, демонстрирующую разное содержание углекислого газа во вдыхаемом и выдыхаемом воздухе следующим образом. Укрепите две пробирки в штативе на одном уровне. Налейте в каждую из них на 1/3 баритовой воды. Закройте обе пробирки пробками, в которые вставлены по две стеклянные трубочки разной длины. С помощью двух кусочков резиновой трубки соедините длинную стеклянную трубку одной пробирки и короткую стеклянную трубку другой с тройником. Третий конец тройника соедините резиновой трубкой с маленькой воронкой, которая будет выполнять роль мундштука. Протрите воронку-мундштук спиртом и осторожно через неё сделайте вдох и выдох. Обратите внимание на движение пузырьков воздуха через баритовую воду то в одной, то в другой пробирке. Поставьте черный экран за клапанами Мюллера и проведите наблюдения. Отметьте, через какой из клапанов осуществляется вдох, через какой выдох и в какой пробирке баритовая вода интенсивнее помутнеет в результате нескольких дыхательных движений. Объясните наблюдаемые различия.
Оформление результата работы: Зарисуйте модель Дондерса и клапаны Мюллера.
Работа 6 Спирометрическое исследование функций внешнего дыхания. Цель работы. Изучить основные лёгочные объёмы в покое и при форсированном дыхании. При спокойном дыхании во время каждого дыхательного движения обменивается небольшая часть находящегося в лёгких воздуха: 300 - 500 мл - это дыхательный объём (ДО). Дыхательный объём – количество воздуха, которое человек вдыхает и выдыхает при спокойном дыхании. После выдоха при спокойном дыхании в лёгких ещё остаётся некоторое количество воздуха, которое можно дополнительно выдохнуть при усиленном выдохе. Этот объём составляет 1000-1500 мл воздуха и называется резервным объёмом выдоха. Резервный объём выдоха – это максимальный объём воздуха, который человек может выдохнуть после спокойного выдоха (РОвыд). Кроме того, при спокойном дыхании после вдоха можно ещё дополнительно ввести в лёгкие 1500-2000 мл воздуха, это резервный объём вдоха. Резервный объём вдоха - это максимальный объём воздуха, который человек может вдохнуть после спокойного вдоха (РОвд ).
Сумма резервного объёма вдоха и выдоха, и дыхательного объема получающаяся при максимальном выдохе после максимального вдоха называется – жизненной ёмкостью лёгких (ЖЕЛ). ЖЕЛ = РОвыд + РОвд + ДО Все лёгочные объёмы имеют определённое физиологическое значение. Дыхательный объём, или глубина дыхания, является важным фактором поддержания парциального давления кислорода и углекислоты в альвеолярном воздухе на необходимом уровне. Резервный объём вдоха определяет способность лёгких к добавочному расширению. Резервный объем выдоха определяет степень постоянного растяжения лёгких. У здоровых людей величина ЖЕЛ колеблется в очень широких пределах: от 1800 до 7200 мл. У женщин ЖЕЛ составляет в среднем 2500 4000мл, у мужчин 3500-5000 мл, У некоторых лиц высокого роста (например: у баскетболистов) ЖЕЛ достигает 9000 мл. Величина ЖЕЛ зависит от пола, роста, веса, возраста, рода занятий, а также общего состояния организма. Существуют нормативные значения ЖЕЛ, которые получают при статистической обработке результатов обследования большого количества здоровых лиц. Эти нормативные значения ещё называют должными величинами. Должную величину жизненной ёмкости лёгких (ДЖЕЛ) можно получить расчётным путём, используя различные способы. Один из наиболее простых вариантов расчета – формула Веста: ДЖЕЛ = Рост 25 (у мужчин), ДЖЕЛ = Рост 20 (у женщин), где рост выражен в см, ДЖЕЛ в мл. Для расчёта ДЖЕЛ у детей используется формула Людвига: ДЖЕЛ = Возраст 200 в мл. Допустимыми отклонениями от должной величины считается разница показателя ЖЕЛ не более, чем ±15%. Кроме того, важным показателем является относительная величин ЖЕЛ, так называемый жизненный показатель, его величина выражается отношением ЖЕЛ (мл) к весу тела (кг); в норме этот показатель должен составлять 50-60 для здоровых и не спортсменов (для спортсменов ЖЕЛотн = 70-90).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|