Методология научного познания в географии, ее истоки и основные зарубежные направления
Методология, в самом кратком определении, — это учение о методе. Применительно к науке методология обычно определяется как совокупность исследовательских методов, или способов получения научного знания. Однако такая формулировка не раскрывает всей сущности методологии научного познания. Чтобы полнее раскрыть ее, необходимо прежде всего обратиться к понятию о методе научного исследования. Это понятие отличается весьма широким содержанием: оно охватывает и мировоззренческие принципы познания (например, диалектический метод), и специфические научные подходы (например, экологический), и конкретные способы, технические приемы исследования (полевые, лабораторные, статистические и т.д.). Многообразие методов диктует необходимость их классификации по разным признакам. За основу классификации методов научного познания можно принять их деление на главные иерархические уровни. К высшему уровню относятся мировоззренческие методы (принципы, подходы) познания, разрабатываемые философией, например натурфилософский, диалектико-материалистический, метафизический, позитивистский и т.д. Теория познания (гносеология) как раздел философии исследует взаимоотношения субъекта и объекта познания, связь между чувственным опытом и теоретическим мышлением, между эмпиризмом и рационализмом, изучает роль общественной практики в процессе познания, а также занимается логическим обоснованием системы знания. От философских методов следует отличать собственно научные, которые, в свою очередь, могут быть разделены на два уровня — общенаучный и специализированный. К общенаучным относятся методы, часто называемые подходами, которые нашли широкое, нередко подлинно универсальное применение в различных науках: системный, генетический, экологический, математический и ряд других. Специализированные научные методы
имеют преимущественное применение в отдельных системах наук или их отраслях. Свою специфику методология имеет в естественных и общественных науках, что создает существенные трудности при разработке общей методологии географической науки. Физико-географические дисциплины в значительной степени опираются на методологию, разработанную другими естественными науками, особо важное специфическое значение имеют полевые методы исследования. Общественная география опирается на методологию, присущую гуманитарным наукам. Полевые методы играют в ней подчиненную роль. Но для всех географических наук характерны и некоторые типичные общие исследовательские методы, среди которых главный — картографический. Между общенаучными и специальными научными методами не существует резкой грани. Метод, первоначально разработанный в какой-либо отраслевой науке, со временем может приобрести общенаучное и даже философское значение. Большинство методов, широко известных в качестве общенаучных, имеют именно такое происхождение. В ходе эволюции наук происходит обмен методами, их взаимопроникновение, возникновение междисциплинарных методов и, в конечном счете, обогащение методологического арсенала каждой науки. География в этом отношении не представляет исключения. В ней широко используются методы физики, химии, геологии и др. На развитие ее методологии большое влияние оказало эволюционное учение Ч.Дарвина. В свою очередь, география содержит большой потенциал для обогащения общенаучной методологии. Наряду с рассмотренной классификацией методов научного познания следует отличать методы, относящиеся к теоретическому уровню, от методов эмпирического исследования. Первые можно было бы называть методологическими принципами или подходами. В них часто научное начало неразделимо связано с философским. Философский метод (подход) не всегда присутствует в явной форме в методологии конкретной науки и, как правило, опосредуется и конкретизируется в ней. Так, в биологии всеобщий диалектический принцип историзма преломляется в виде эволюционного учения, в геологии и географии — в форме палеогеографического и историко-географического подходов. Универсальный философский метод, например диалектический, определяет принципы подхода к объекту изучения, мировоззренческую оценку полученных результатов, помогает избрать способ построения теории, выработать логический аппарат познавательной деятельности. Но между философией и методологией конкретных наук существует обратная связь: развитие философской теории познания опирается на прогресс методологии в отдельных науках. Философский «статус» приобретают такие общенаучные понятия, как система, структура, функционирование, информация и др. И надо
56 признать, что философия не всегда успевает их гносеологически интерпретировать и «ассимилировать», явно отставая в этом отношении от достижений научно-технической революции. Под методами эмпирического уровня исследований подразумеваются конкретные способы или приемы опытного изучения объекта, начиная от получения первичной информации и включая ее обработку и установление эмпирических зависимостей. Набор современных средств эмпирического исследования необычайно широк и, пожалуй, в географии особенно, поскольку ей приходится пользоваться как собственными методами непосредственного наблюдения и эксперимента в натуре, так и всевозможными методами, заимствованными из смежных наук, в том числе лабораторными, статистическими и др. Обычно всю совокупность исследовательских способов и приемов этого уровня принято называть методикой научного исследования. В понятии методология на первый план выдвигаются теоретический уровень познания, направленность на построение научной теории, хотя при этом нельзя избежать проблемы соотношения теории и эмпирии.
Таким образом, методология научного познания — это не просто набор исследовательских методов, она охватывает мировоззренческую позицию ученого или коллектива, подход к объекту исследования, систему принципов и методов, направленных на создание научной теории, логический аппарат научной деятельности. В географии известны различные, подчас противоположные подходы к сущности самой науки и ее методологии, в том числе, например, естественно-исторический, хорологический, антропоцентрический. Истоки каждого из них коренятся в мировоззренческих принципах, независимо от того, осознают ли это сами ученые, принадлежащие к соответствующим школам и направлениям. Цели и методы научного познания, т. е. достижение объективной истины, изменяются вместе с общим ходом общественной истории. Развитию любой науки присущи своя внутренняя логика, закономерные переходы от низших стадий познания к высшим. Непрерывно обогащается и совершенствуется методический арсенал научного познания. Однако развитие науки подвержено воздействию множества внешних факторов, она не может абстрагироваться от многообразных потребностей общества. Подход к изучаемым объектам в огромной степени зависит от социального заказа, вплоть до того, что может приобрести чисто утилитарный характер. Ученые втягиваются в идеологическую борьбу между различными политическими партиями, классами и даже социальными системами; противоборствующие политические силы стараются привлечь ученых каждая на свою сторону с целью придать научное обоснование своим идеологическим концепциям и политическим притязаниям. Это обстоятельство наиболее суще- ственно деформирует методологию общественных наук, но косвенно сказывается и в естественных науках. После Второй мировой войны видный американский географ И.Боумен (состоявший советником президента США Вильсона на Версальской конференции 1919 г.), заботясь о сохранении и процветании западной цивилизации, призывал американских географов к борьбе за умы, за идеологическое влияние. Он говорил, в частности, что географы должны продемонстрировать зависимым странам преимущества капитализма перед социализмом, а в конечном счете помочь капитализму выстоять перед силами коммунизма. Несколько позднее другой авторитетный географ США Э.Аккерман недвусмысленно призывал своих коллег помочь выиграть холодную войну, уточняя, что эта война не за территорию, а за отношение наций и социальных групп к образу жизни, к будущему устройству общества; он доказывал, что географ должен занять важное место в руководстве национальными делами, т. е. внутренней и внешней политикой.
Из этих выборочных высказываний можно сделать вывод: 1) мнение о том, что идеологизированность была присуща только советской науке, не соответствует действительности; 2) призывы к «деидеологизации» науки в лучшем случае наивны, в худшем — целенаправленно рассчитаны на простаков; 3) альтернативой коммунистической идеологии является антикоммунистическая. В развитии географии наблюдается определенная преемственность смены принципов, подходов и методов научного познания. Но, как правило, для каждой эпохи характерны некоторые типичные подходы и методы, особенности системы понятий, научного языка. В последние десятилетия появилась тенденция трактовать процесс развития науки как последовательную смену так называемых парадигм. Под этим термином понимается совокупность неявно задаваемых регулятивных принципов, используемых в качестве своего рода шаблона при постановке задач и их решении. Парадигма таким образом держит исследователя в некоторых рамках, в известной степени сковывает его, задает одностороннюю ориентацию. Говорят, например, о парадигмах системной, экологической, хорологической, но ни одна из них не может рассматриваться как единственно актуальная и претендовать на исключительность. На всех этапах развития географии наблюдалось отсутствие полного единомыслия относительно ее научных задач и методов познания. Во все времена сосуществовали разные, нередко противоборствующие научные направления и школы, стоящие на противоположных мировоззренческих позициях. На протяжении многих столетий методы географии были адекватны ее основной справочно-информационной, социальной функции: они сводились к визуальному наблюдению и вербальному описанию, которое со временем стало дополняться картой. Эле- менты теории, т. е. научного объяснения, основывались на умозрительных натурфилософских построениях. Перелом в мировоззрении и науке связан с Великими географическими открытиями. История науки вступает в эпоху экспериментального естествознания. В первой половине XVII в. Ф. Бэкон, которого К. Маркс называл родоначальником английского материализма и всей современной экспериментальной науки, резко критиковал средневековую схоластику, доказывал, что философия и наука должны основываться на данных чувственного опыта, обосновал индуктивный метод познания. Современник Ф. Бэкона французский мыслитель Р.Декарт считается родоначальником рационализма; в теории познания он отводил исключительную роль дедукции и в связи с этим придавал большое значение математическим методам, однако в своей физике он опирался на опытное познание. Можно сказать, что Декарт заложил основы методологии как философской основы процесса познания.
Влияние этих философов несомненно сказалось на идеях крупнейшего географа начала Нового времени Б.Варениуса. Он подчеркивал значение эмпирических фактов и считал, что источником географических знаний служит чувственный опыт, а истолкование, установление законов должно основываться на применении математики. Но время для превращения географии в экспериментальную теоретическую науку еще не наступило. В «Географии генеральной» Б.Варениуса (1650) еще встречаются элементы старого натурфилософского подхода к объяснению природных явлений. Лишь в первой половине XIX в. А. Гумбольдт заложил основы подлинно научной методологии географии. На его мировоззрение большое влияние оказали взгляды французских материалистов и просветителей XVIII в., но он пошел во многом дальше их. Ф. Энгельс относил А. Гумбольдта к числу немногих ученых, которые в условиях господства метафизического мышления «сохраняли способность к обозрению целого». В основе его мировоззрения лежит представление о целостности материального мира. Другая важная черта этой методологии, хотя и не вполне раскрытая в конкретных географических работах Гумбольдта, — историзм, в чем он также опередил большинство естествоиспытателей и философов своего времени. Ученый говорил, что в физической географии нельзя объяснить настоящее, не зная прошлого. Опираясь на твердые факты, Гумбольдт в то же время подчеркивал необходимость сочетать эмпирический метод с рационалистическим. Во время своей экспедиции в Южную и Центральную Америку (1799— 1804) он использовал все новейшие достижения в области техники полевых наблюдений и измерений, приняв на вооружение десятки различных приборов и инструментов. Гумбольдт ввел в практику географических исследований сравнитель- 59 ный метод, с помощью которого привел в систему множество разрозненных фактов, установил географические взаимосвязи и закономерности, важнейшая из которых — фито-климатическая зональность. Энгельс считал, что сравнительный географический метод Гумбольдта сыграл важную роль в расшатывании метафизического мировоззрения. Таким образом, не примыкая к какому-либо направлению философской мысли своего времени, Гумбольдт сам был не только крупнейшим естествоиспытателем, но и мыслителем-материалистом. В географии он положил начало разработке собственной научной методологии, основанной на сочетании опытного изучения явлений и дедуктивного подхода к их объяснению. Современником Гумбольдта был выдающийся немецкий философ Г. В. Ф. Гегель, разработавший, хотя и на идеалистической основе, диалектику как всеобщий метод познания. Гегелевская диалектика послужила одним из источников марксистско-мате-риалистической философии. Однако диалектический метод Гегеля не оказал столь существенного влияния на методологию географии XIX — начала XX в., как некоторые элементы философии его предшественника И. Канта. Философские воззрения Канта, в том числе его взгляды на географию, отличались противоречивостью. В его сочинениях есть важная мысль о том, что география должна обращаться к прошлому для объяснения настоящего. Но это высказывание противоречит его классификации наук, оказавшей наибольшее влияние на географию. География, говорит Кант, дает идею целого в отношении к пространству (см. разд. 1.1). Представление Канта о географии как науке «пространственной», или хорологической, оказалось весьма живучим. В первой половине XIX в. его придерживался К. Риттер, а в начале XX в. оно легло в основу хорологической концепции, которая неизменно ассоциируется с именем А. Геттнера. О взглядах этого ученого мы уже говорили (см. разд. 1.2). Добавим, что он опирался, по-видимому, на идеи не только Канта, но и некоторых близких к нему позднейших философов XIX в. — неокантианцев, отрицавших реальность общего и признававших действительным только индивидуальное, а также позитивистов, считавших, что наука должна не объяснять явления, а лишь описывать их, т. е. отвечать на вопрос не почему, а как. Из хорологической концепции А. Геттнера следовало, что самостоятельность географии определяется не наличием у нее своего предмета исследования, а особым, хорологическим, подходом к изучению различных объектов, т. е. методом, и что предметное поле географии ничем не ограничено. Поскольку же местоположения отдельных объектов или их пространственных сочетаний всегда уникальны (неповторимы), география не может претендовать на научные обобщения и на установление законов и, следовательно, является наукой идиографической (по- 60 следнее выражение в переводе с древнегреческого означает буквально «описывающий своеобразие»). Хорологическая концепция А. Геттнера наложила заметный отпечаток на всю географию XX в. Влияние философии и географии Канта можно усмотреть также в развитии антропоцентрического подхода к географии. Его мысль о том, что физическая география служит основой политической географии и истории, перешла через представления К. Риттера о Земле как жилище и «воспитательном доме» человечества в ант-ропогеографию Ф.Ратцеля с ее последующими модификациями вплоть до инвайронментализма начала XX в. (см. разд. 1.2). В странах Запада многие географы испытывали в большей или меньшей степени влияние модных философских течений — прагматизма, неопозитивизма и др. Во второй половине XX в. неудовлетворенность состоянием географической науки нередко приводила к лихорадочным поискам новых парадигм и их частой смене. В США разгорелась борьба между ортодоксами хорологической концепции, главным апологетом которой был Р. Хартшорн, и географами нового поколения (первых иногда называли сторонниками эмпирико-индуктивного направления, а вторых — теоретико-дедуктивного). В 1953 г. Ф. Шефер выступил с резкой критикой ортодоксального направления, которое он характеризовал как кантианско-геттнерианско-хартшорновский иксепшенализм. Последнее выражение (от англ, exceptional — исключительный) подразумевает исключительность или неповторимость географических объектов и идиографический характер географии. В этом, как мы видели, состоит важная, но далеко не единственная особенность хорологической концепции, однако американские авангардисты направили свои усилия в основном именно против иксепшена-лизма. Они вполне обоснованно считали, что география должна превратиться из идиографической науки в номотетическую, т.е. устанавливающую законы, но основной путь к этому видели в ее квантификации, т.е. в математизации и разработке изоморфных моделей пространственных структур. Такой односторонний подход не оправдал надежд и быстро исчерпал себя. Новые идеи не затрагивали основ хорологического подхода и притом в определенной степени усилили антропоцентрическую ориентацию американской географии. Надо заметить, что кризис инвайронментализма в первой половине XX в. не привел американских географов к отказу от антропоцентризма, но послужил поводом для перевода его на принципиально иные методологические рельсы. Отбросив географический детерминизм, ортодоксы географии в США вместе с тем отказались от всякого детерминизма и от признания каких-либо законов общественного развития, т.е. пришли к философскому и научному индетерминизму и абсолютизации свободной воли. Р. Хартшорн принял риттеровскую формулировку «Земля как жилище 61 человека», но парадоксальным образом фактически отвергал необходимость изучения самого «жилища». По его мнению, культурным элементам в географии должен принадлежать приоритет перед естественными, и он утверждал, что география антропо-центрична. В работах авангардистов эти тезисы не оспаривались, а их конкретные исследования практически касались лишь социально-географических проблем. В европейских странах методологическая борьба в географии второй половины XX в., как правило, не достигала такого накала, как в США; устойчивость ее типичных методологических черт — хорологизма, антропоцентризма, эмпиризма — прослеживается достаточно явственно. В зарубежной географической литературе заметным явлением была изданная в 1969 г. в Лондоне монография британского географа Д. Харвея «Научное объяснение в географии» (у нас в стране она издана в 1974 г.), где предпринята попытка разобраться в методологии географического знания и доказать необходимость разработки его общей теории. Автор справедливо подчеркивает, что применение всех эмпирических методов научного исследования неэффективно при отсутствии общей теории. Д. Харвей в значительной мере опирается на представления неопозитивистов, но использует их разработки, касающиеся языка науки, формализации, математизации знаний и др., отвергая общефилософские принципы позитивистов, стоящих на основе эмпиризма. К сожалению, автор не знаком с методологическим опытом русской и советской географии, что ограничивает уровень его методологических обобщений и придает им односторонний характер.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|