Русская классическая география, естественно-исторический метод и научная школа В.В.Докучаева
Начало научной географии в России следует отнести к Петровской эпохе, т.е. к первой четверти XVIII в. С того времени в течение почти двух столетий она выполняла преимущественно информационные функции — описание и картографирование территории огромного государства. В этот период русская география не обладала сколько-нибудь оформленной и целостной методологической основой и в ней не обнаруживается явного влияния каких-либо философских концепций. Тем не менее в трудах географов наряду с сильным прикладным акцентом и твердой приверженностью к надежным эмпирическим фактам можно проследить постоянный интерес к теоретическим вопросам и некоторые традиционные элементы методологии, прежде всего — внимание к взаимным связям явлений (комплексный подход), а нередко также историзм. Примечательно, что внимание Петра I привлекла «География генеральная» Б.Варениуса, и по его распоряжению уже в 1718 г. она была издана в переводе с латинского на русский язык. Влияние Варениуса определенно сказалось на представлениях первого русского географа В.Н.Татищева. М.В.Ломоносову принадлежит идея целостности географии, хотя и высказанная лишь в самой общей форме. Хорошо известен его исторический подход к изучению природы, в конкретных географических исследованиях он дал примеры применения сравнительного метода. Особо следует отметить, что в XVIII в. появляется весьма характерный для российской географии интерес к районированию, которое стало рассматриваться как одновременно научная и прикладная проблема и как важный специфический метод анализа и синтеза эмпирического материала. Именно в России в XIX в. районирование приобрело значение универсального метода комплексных географических исследований как природных, так и общественных явлений.
Уже в региональных обобщениях второй половины XVIII в. по Европейской России обнаруживаются первые наметки общих географических закономерностей в виде нескольких широтных полос — прообраза будущих докучаевских зон. Одновременно с районированием как процедурой чисто камеральной в процессе полевых исследований постепенно вырабатывался метод территориального физико-географического синтеза. Около середины XIX в. передовые русские естествоиспытатели — предшественники В.В.Докучаева — вплотную подошли к представлению о природном территориальном комплексе («род местности», по Н.А. Се-верцеву). Таким образом, можно говорить о зарождении комплексного географического метода как наивысшего методологического достижения преддокучаевского периода. К этому необходимо добавить, что русские географы начиная по крайней мере от А. Н. Радищева (1791) рассматривали природные и экономические районы, «роды местности» не в качестве субъективных мысленных конструкций, а как реально существующие, объективные образования. Впервые основы целостной методологии географического познания мы находим у В.В.Докучаева, хотя он не оформил ее в виде законченной публикации и даже не предназначал как руководство для географов. Однако именно географы оценили и восприняли эту методологию. Сам Докучаев называл ее естественно-историческим методом. К этому методу он пришел самостоятельно, не опираясь на какие-либо философские учения, а идя «снизу», начиная с опытного изучения форм рельефа и поверхностных отложений, переходя далее к более сложным природным системам — почвам и, наконец, к высшим уровням географического синтеза. Для характеристики научного мировоззрения В.В.Докучаева показательна его оценка состояния естествознания XIX в.: коренной недостаток последнего он видел в том, что, достигнув больших успехов в познании отдельных явлений, ученые упустили из виду их взаимосвязь (см. разд. 1.2). Эти суждения полностью совпадают с оценкой Ф.Энгельса, хотя Докучаев и не выражает их в краткой формуле — метафизическое воззрение на природу. Основной методологический принцип Докучаева (как и Гумбольдта) — единство и целостность материального мира. Еще в ранних работах 1875—1877 гг. он выступал против утилитарного отношения к природе, подчеркивая, что «и явления и тела существуют в природе совершенно независимо от нас». Докучаев доказывал необходимость строго объективного подхода к изучаемым явлениям независимо от практических целей исследования. Принцип целостности и связанная с ним категория взаимодействия проходят красной нитью через все его исследования. Он не уставал повторять, что мы научимся управлять силами и телами природы, лишь если будем «чтить и штудировать всю единую, цельную и нераздельную природу, а не отрывочные ее части».
Еще одна важная черта естественно-исторического метода Докучаева — историзм или точнее — эволюционно-генетический подход к изучаемым явлениям. Еще в 1877 г. он показал на примере озера сущность процесса саморазвития природного комплекса. В наиболее полной мере эволюционно-генетический подход применен им в учении о почве. Внедрение естественно-исторического метода в практику полевых исследований привело Докучаева к организации экспедиций нового типа — подлинно комплексных. Ученый впервые в мировой науке организовал многолетние стационарные наблюдения, что явилось настоящей революцией в методике полевых географических исследований. Непосредственной целью дркучаевских экспедиций было выполнение социального заказа — оценка почв. Но главные требования Докучаева состояли в том, чтобы почва оценивалась как естественное тело независимо от отношения к ней человека и в тесной связи с другими компонентами ландшафта, которые служат факторами почвообразования. Таким образом, можно утверждать, что косвенно объектом изучения оказывался ландшафт — он должен был постоянно, но незримо присутствовать в сознании исследователя.
С естественно-историческим методом неразрывно связано картографирование. Докучаев не только создал научные основы картографии почв, но и использовал картографический метод вместе со сравнительным географическим для широких теоретических обобщений, которые привели его к формулировке мирового закона зональности, явившегося началом современной географии (см. разд. 1.2). Естественно-историческому методу Докучаева присущ творческий, или конструктивный, характер. Его применение позволило этому великому ученому и его ближайшим последователям разработать научные основы прикладной географии. В дальнейшем до-кучаевский метод, но уже под названием ландшафтного, нашел широкое применение в сельском и лесном хозяйстве, мелиорации и в целом в природопользовании. Судьба идей великого ученого в большой степени зависит от его способности сплотить вокруг себя единомышленников-учеников и последователей и передать им свой опыт, свой метод научного познания. Известно, например, что у А. Гумбольдта не было достойных учеников и непосредственных последователей, и это надолго задержало освоение его идей географической наукой. Докучаев был ученым иного типа, не только теоретиком, но и практиком и организатором. Идеи Докучаева оказали определяющее влияние на последующее развитие отечественной географии. Его величайшая заслуга — создание географической школы общенационального масштаба, равной которой по целеустремленности, прогрессивному характеру методологических позиций и общему вкладу в науку не знала мировая география. Ядро научной школы В. В.Докучаева составили его ученики по Петербургскому университету, прошедшие практику в его экспедициях. Среди них ставшие еще при жизни Докучаева известными географами А.Н.Краснов, занявший в 1889 г. кафедру географии в Харьковском университете, и Г. И. Танфильев, возглавивший в 1905 г. такую же кафедру в Новороссийском университете (г. Одесса); виднейшие почвоведы-географы Н. М. Сибирцев и К. Д. Глинка, разносторонний ученый и мыслитель В. И. Вернадский. Выдающиеся географы-натуралисты Г. Ф. Морозов и Г. Н. Высоцкий не были студентами Докучаева, но начинали свою научную деятельность под его руководством в составе Особой экспедиции Лесного департамента в 90-х гг. XIX в. Среди докучаевцев первого поколения, которые, можно сказать, стали его учениками заочно, должны быть названы его главный преемник в сфере географии Л. С. Берг, почвоведы-географы Л.И.Прасолов, Б.Б.Полынов, С.С.Неуст-руев. К докучаевской школе близко примыкали известные биогеографы Р.И.Аболин, В.Н.Сукачев, Б.А.Федченко, В.А.Ду-оянский, И.М.Крашенинников, В.Л.Комаров, Н.И.Кузнецов и ряд других ученых, внесших существенный вклад в географическую науку еще в досоветский период.
В 1916 г. Г. Ф. Морозов имел полное основание утверждать, что докучаевская школа стала господствующей, заняла высокое положение, сильно разрослась вширь. Дальнейшее развитие докучаевской методологии географического синтеза в трудах его учеников и последователей наиболее Исаченко
полно выразилось уже в досоветский период в представлении о ландшафте. История ландшафтоведения достаточно подробно освещена в литературе. Здесь стоит отметить лишь одну, с методологической точки зрения весьма существенную особенность взглядов первых отечественных ландшафтоведов — Л. С. Берга, Г. Ф. Морозова и др.: убежденность в объективном существовании ландшафтов как генетически целостных естественных образований. Указанное обстоятельство важно подчеркнуть, поскольку в начале XX в. широко распространилось мнение А. Геттнера о субъективности и условности всяких территориальных единиц, изучаемых географами, а также представление З.Пассарге о ландшафте как о механической сумме (наложении) различных компонентов. Л. С. Берг неустанно боролся с обеими точками зрения. Нельзя однако не признать, что методологические взгляды Берга отличались непоследовательностью, в чем сказалось влияние хорологической концепции Геттнера. Так, полемизируя с Геттне-ром и противопоставляя искусственному территориальному делению ландшафты как природные комплексы, очерченные естественными границами, Берг соглашался с его взглядом на географию как науку хорологическую, что приводило и к другим противоречиям. Определенная ограниченность представлений сторонников ландшафтной концепции состояла в том, что они не распространяли принципы взаимодействия, географического и генетического единства на глобальный уровень исследований, практически замыкая географический синтез на ступени ландшафтных зон.
Для дальнейшего развития географии в нашей стране особое значение имели усилия ученых-докучаевцев по организации высшего географического образования в России. Именно их многолетняя настойчивая борьба привела к созданию в 1918 г. в Петрограде Географического института — первого и единственного в мировой практике географического учреждения, осуществлявшего подготовку географов-исследователей в сочетании с научной деятельностью. В этом институте сосредоточились основные научные силы отечественной географии, он стал центром формирования национальной географической школы, откуда ее идеи и методы распространились по всей стране. Географический институт в Петрограде, преобразованный в 1925 г. в географический факультет Ленинградского университета, подготовил научные и педагогические кадры для других географических факультетов, которые стали создаваться в 30-е гг., и для различных научных учреждений. Из него вышли руководящие сотрудники Института географии АН СССР, Почвенного института и Института озероведения АН СССР, Арктического и Антарктического научно-исследовательского института, Государственного гидрологического института, Главной геофизической обсерватории. Таким образом, петроградская—ленинградская географическая школа послужила 66 стволом, от которого отпочковывались многочисленные ветви, давшие начало новым, вторичным или дочерним научным школам. После Второй мировой войны роль главного генератора кадров для географической науки стала переходить к Московскому университету; в то же время начали формироваться региональные географические центры и местные научные школы. Крупными центрами науки и формирования новых научных школ явились академические институты географии в Москве и Иркутске.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|