Материалистическая диалектика и методология советской географии
Три поколения советских географов воспитывались в духе марксистской философии, фактически имевшей статус официального мировоззрения и служившей идеологическим оружием в борьбе с капитализмом. Со стороны географов-натуралистов старшего поколения, знакомых с естественно-историческим методом В. В.Докучаева, близким к диалектике природы Ф. Энгельса, диалектический материализм не должен был вызывать серьезных возражений или неприятия и служить поводом для методологических дискуссий. Иное дело — представители гуманитарных наук, имеющие более близкое соприкосновение с различными формами общественной идеологии: рано или поздно противоположные методологические принципы вступают в конфликт между собой. В советской экономической географии такой конфликт назрел к концу 20-х гг. прошлого века. В 1929 г. разгорелась борьба между сторонниками так называемых отраслево-статистического и районного направлений в экономической географии. Победили вторые во главе с Н. Н. Баранским. Однако попытка Баранского представить эту победу как торжество марксистской идеологии представляется несколько надуманной. Корни различий между обоими направлениями вряд ли нужно искать в философии или идеологии — они имеют внутри-научный характер. Сейчас нам представляется парадоксальным, что глава «прогрессивного» направления Н.Н.Баранский выступал с позиций геттнерианского хорологизма и обвинял своего противника В.Э.Дена в отсутствии «хорологического момента». Однако уже в 1931 г. группа молодых ленинградских экономи-ко-географов, присвоивших себе право решать, что есть марксистское, а что буржуазное в географии, спровоцировала новую дискуссию под флагом борьбы с геттнерианством, которое объявлялось концентрацией буржуазных идей в географии. Л.С.Берг, Н. Н. Баранский, С. В. Бернштейн-Коган, А. А. Григорьев, В. П. Се-менов-Тян-Шанский обвинялись в протаскивании буржуазной методологии. Им приписывали преувеличение роли физико-гео-
67 графических факторов в хозяйстве и в экономическом районировании, попытки объединения физической и экономической географии в одну науку, что якобы противоречит марксизму. Районная школа Н. Н. Баранского также объявлялась антимарксистской. Наиболее убедительную отповедь «левакам» дал Л. С. Берг, которого обвиняли в идеализме, агностицизме и фидеизме. К сожалению, его яркое выступление не опубликовано. Это была по существу единственная идеологическая дискуссия в советской географии. Левацкие наскоки продолжались недолго, но оставили глубокий след в экономической географии: «природобоязнь», отрыв от физической географии ощущаются в ней до сих пор. Последующие методологические дискуссии в географии затрагивали многие острые вопросы, но имели в основном профессиональный характер, не содержащий под собой явного идеологического подтекста, хотя привычка «наклеивать ярлыки» («идеализм», «буржуазная идеология» и т.п.) прослеживается у отдельных участников дискуссии 40 — 50-х гг. XX в. Принципы марксистской диалектики не противоречили материалистической традиции русской географии. Объективность материального мира, всеобщая связь и взаимодействие, историко-генетический подход — все это не было пустыми фразами для географов старшего поколения. Географы нового поколения находили в реальной действительности, в собственном исследовательском опыте многочисленные подтверждения справедливости диалектических законов; в то же время эти законы помогали отыскать относительно простые и непротиворечивые ответы на сложные вопросы. Географам-природоведам особенно близкими оказались идеи «Диалектики природы» Ф. Энгельса. Они помогли связать воедино разрозненные факты и отрывочные теоретические разработки, приблизиться к пониманию синтеза в географии, определить место географии среди наук, осмыслить ее мировоззренческое значение, выходящее далеко за рамки одной, отдельно взятой науки.
Диалектический материализм не есть некая выдумка Маркса и Энгельса, он явился результатом обобщения предшествовавших достижений философской мысли, причем диалектика как универсальный метод познания заимствована классиками марксизма у идеалиста Гегеля. Основные законы материалистической диалектики отнюдь не потеряли своего всеобщего значения. Для географа сохраняют актуальность важнейшие требования диалектического метода: чтобы действительно понять объект изучения, необходимо охватить все его связи и опосредования, рассматривать в движении и развитии, в пространстве и во времени. Вряд ли нужно доказывать значение для методологии географии диалектической теории развития, включая законы единства и борьбы противоположностей, скачкообразного перехода количественных 68 изменений в качественные, развитие по спирали. На основе представлений о диалектическом единстве противоположностей, части и целого, формы и содержания решались и еще предстоит решить многие фундаментальные теоретические и методологические проблемы географии, например о соотношениях ланшафтовед-ческого и землеведческого подходов в физической географии, отраслевого и районного направлений в экономической, о целостности всего географического знания. Но ученый не вправе рассчитывать на готовый ответ со стороны философа по любому методологическому вопросу и не должен относиться к философским истинам догматически. История советской географии знает немало примеров опасности догматизма в трактовке положений диалектического материализма. Советские философы, а вслед за ними и некоторые географы сами нагнали на себя страх перед преувеличением роли природной среды в развитии общества и географическим детерминизмом. Стало принятым именно с этих позиций оценивать «идеологическую прочность» географов-классиков и современников. Если первых легко журили за уступки географическому детерминизму (как это было по поводу мыслей В.В.Докучаева о зональности человека), то с современниками обходились суровее. Среди последних оказался и Л. С. Берг, но он на публичной дискуссии в 1931 г. смело и убедительно (с многочисленными ссылками на труды Маркса, Энгельса, Плеханова, Ленина) доказал, что его взгляды по этому вопросу не противоречат марксизму.
К сожалению, в последующие годы сложилась традиция в методологических дискуссиях подменять профессиональную аргументацию цитатничеством. Сторонники противоположных точек зрения использовали для большей убедительности по-разному подобранные цитаты из трудов классиков марксизма, нередко выдернутые из контекста. В огромном научном и философском наследии Маркса и Энгельса каждый из спорящих имел шансы найти удобные для себя изолированные, взятые вне контекста высказывания. Не удивительно, что бесконечные дискуссии часто приобретали схоластический характер и заканчивались ничейными результатами. Маркс и Энгельс не могут нести ответственности за действия их многочисленных интерпретаторов. Они неизменно подчеркивали, что диалектико-материалистическая философия не должна стоять на месте и не терпит догматического отношения к себе. Между тем многие советские философы, по-видимому, считали своей обязанностью не столько развитие марксизма, сколько его апологетику в заданном идеологическом ракурсе. Очевидно, пока еще преждевременно считать, что диалектический материализм устарел. Для такого мнения необходимо иметь по меньшей мере два основания: 1) доказательные опровержения 69 основных положений этой философии; 2) альтернативную мировоззренческую систему, адекватную современному состоянию мировой науки. Насколько известно, серьезных заявок как в том, так и в другом плане не поступало. К сказанному следует добавить существенную оговорку относительно исторического материализма — марксистского учения об основных законах развития общества, которое в советское время играло роль методологического фундамента общественных наук, в том числе в социально-экономической географии. Географ-естественник не вправе компетентно судить о современном состоянии и методологической значимости этого учения. Более чем за столетие после Маркса история общества несомненно предоставила богатейший материал для обогащения и переосмысления ряда положений исторического материализма. Надо, однако, полагать, что не все в нем устарело и должно быть безоговорочно отброшено. Так или иначе, но торопиться «хоронить» исторический материализм вряд ли следует.
Между тем в конце прошлого столетия в географической литературе обилие цитат из трудов классиков марксизма резко сменилось стыдливым умалчиванием даже их имен. В этом проявилась определенная растерянность ученых, которые с излишней поспешностью отказались от прежних методологических ориентиров, но еще не успели обрести взамен сколько-нибудь надежные новые. Крутые повороты в жизни общества сильнее затрагивают методологию общественных наук, чем естественных. Так называемая перестройка с середины 80-х гг. не вызвала принципиальной перемены ориентации в естественно-географических науках, но для общественной географии она имела критическое значение. В 1988 г. пять авторитетнейших советских экономико-географов констатировали, что «сегодня экономическая и социальная география находятся в состоянии длительного и глубокого кризиса»1. Главную причину этого кризиса они видели в том, что уже с 30-х гг. географический подход к решению социально-экономических задач вступил в противоречие со складывавшейся административно-командной системой управления, которой не было нужды в знании объективных факторов и закономерностей территориальной организации различных составляющих общественного развития. Авторы пришли к заключению, что причины застоя экономической географии лежат в ее несоответствии интересам чрезмерной централизации управления развитием общества. Подобное объяснение кризиса социально-экономической географии представляется не вполне убедительным и имеющим налет конъюнктурное™. Если этот кризис имеет столь длительный
1 О современном состоянии и перспективных возможностях экономической и социальной географии / Н. Т.Агафонов, Э.Б.Алаев, С.Б.Лавров и др. — Известия ВГО, 1988. - Т. 120. - Вып. 5. - С. 393.
(добрых полвека) характер, то почему его никто не заметил раньше? В приведенном объяснении происхождение кризиса в науке полностью связывается с отсутствием социального заказа, т.е. с внешним фактором. Возможно, невостребованность экономической географии несколько преувеличена. Но если даже это так, то ее фундаментальные принципы не могут зависеть от конъюнктурных изменений социального заказа. Если наука ставит своей главной и долговременной целью познание объективных законов, она накапливает определенный теоретический и методологический запас прочности, позволяющей ей устоять перед социально-экономической и политической конъюнктурой. Но, так или иначе, методологический кризис в отечественной социально-экономической географии — реальный факт.
Прошло более 15 лет после того, как авторы цитированной выше статьи выразили надежду на то, что перестройка и децентрализация управления страной дадут толчок совершенствованию территориальной организации общества и соответственно сделают экономическую географию широко востребованной наукой. За это время было высказано немало предложений по интерпретации традиционньгх подходов экономической географии к условиям рыночной экономики в расчете на то, что уж теперь-то они будут востребованы. Однако надежды, мягко говоря, не оправдались. Опыт последних десятилетий дает основания заключить, что выход науки из кризиса следует искать не в попытках использовать обманчивую политическую конъюнктуру или в расчетах на проблематичный социальный заказ, а в укреплении ее (науки) фундаментальных теоретических и методологических основ. Сущность кризиса социально-экономической географии состоит, по-видимому, в наличии у нее определенного методологического вакуума, связанного с резкой сменой социального строя. Но для заполнения этого вакуума необходимо прежде всего преодолеть нигилистические настроения в отношении недавнего прошлого. Вряд ли можно двигаться дальше без освоения методологического наследия советской географии. Так, увлечение социально-культурными вопросами не обязательно должно предполагать пренебрежение к экономическому базису общества (что, к сожалению, стало входить в традицию). Наконец, методологические проблемы науки не следует смешивать с идеологией и политикой.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|