Система методов географии. Методологические принципы и общенаучные подходы
Специфическое положение географии в системе наук, множественность и сложность объектов изучения определяют исключительное многообразие используемых методов научного исследо- 71 вания. Чтобы привести все эти методы в единую стройную систему, необходимо учитывать ряд критериев, в том числе иерархию методов, связанную с уровнями научного познания (см. разд. 2.1). Рациональная система методов должна отражать положение каждого метода в исследовательском процессе, его связь с другими методами, т.е. отвечать логике и последовательности ступеней процесса познания. Можно предположить, что этому последнему условию в той или иной степени соответствует последовательность исторических этапов развития науки. История географического познания может быть разделена на три больших этапа: 1) эмпирическое накопление отдельных фактов с их фиксацией в описательной и картографической формах; 2) первоначальное, также эмпирическое, изучение связей между отдельными фактами; 3) изучение целостных географических систем, или комплексов, и построение теории. Таким образом, географическая наука последовательно поднималась на более высокие уровни познания, и каждому этапу соответствовали свои методы исследования, которые постепенно обогащались и совершенствовались. Примечательно, что первые классификации методов географических исследований практически совпадают с этой простой схемой. Так, в 1969 г. В.С.Преображенский предложил трехступенчатую систему методов общей физической географии: 1) наблюдения и их протоколирование; 2) методы выявления эмпирических зависимостей; 3) методы развертывания теории. Надо заметить, что реальная последовательность вовлечения методов эмпирического и теоретического познания в исследовательский процесс не всегда соответствует приведенной схеме. Эта схема отражает индуктивный подход к научному познанию. Между тем диалектический принцип требует сочетания индуктивного подхода с дедуктивным. По мере развития науки в ней накапливаются обобщения, формулируются постулаты, которые могут служить отправным пунктом для дальнейшей разработки теории. Развитие теории, в свою очередь, служит мощным импульсом для совершенствования методов эмпирического исследования. В связи со сказанным следует обратить внимание на отсутствие в рассматриваемой трехчленной схеме высших уровней научной методологии — мировоззренческого (философского) и общенаучного.
Диалектический метод содержит в себе универсальные принципы познания, общие для отдельных наук и находящие в них содержательную конкретизацию. Категории и законы материалистической диалектики выступают как методологические принципы научно-теоретической деятельности. Единство индуктивного и дедуктивного подходов в познавательном процессе, о чем говорилось выше, — один из примеров всеобщности принципа единства противоположностей, который занимает центральное положение в диалектике Гегеля. В геогра- фии при решении методологических и теоретических проблем мы на каждом шагу сталкиваемся с противоречиями, которые на первый взгляд могут показаться неразрешимыми, например с соотношениями между эмпирией и теорией, анализом и синтезом, причиной и следствием, формой и содержанием, внутренним и внешним, единичным и всеобщим, объектом и его средой, частью и целым. Диалектический подход к решению подобных проблем состоит в том, чтобы рассматривать взаимоисключающие противоположности одновременно как взаимопредполагающие друг друга. В этом, в частности, состоит важнейшая методологическая основа подхода к такой фундаментальной географической проблеме, как противоречивые взаимодействия между природой и обществом. Можно было бы назвать здесь множество других примеров диалектического единства противоположностей в пределах сферы интересов географии: территориальная дифференциация и территориальная интеграция, районирование как деление и как объединение, континуальность и дискретность географического пространства, устойчивость и изменчивость геосистем и др.
В последующих главах нам предстоит рассматривать подобные противоречивые пары подробнее. Здесь же лишь добавим, что диалектический принцип помогает географии глубже понять не только предмет ее исследований, но и самое себя. Как уже было отмечено (см. разд. 2.1), география, согласно хорологической концепции, должна рассматриваться как наука идиографическая, имеющая дело лишь с единичными (индивидуальными, уникальными) объектами и не способная к научным обобщениям, к выведению законов. Каждый отдельный географический объект действительно уникален и неповторим. Л. С. Берг постоянно подчеркивал, что всякий ландшафт неповторим ни в пространстве, ни во времени, и называл ландшафты географическими индивидами. Действительно, в мире нет второго Байкала, второго Мадагаскара или второго Сингапура. Но значит ли это, что исключается всякая возможность устанавливать качественное сходство между отдельными географическими объектами и находить общие законы их происхождения, строения, функционирования и развития? Согласно принципам диалектики, объективный мир состоит из единичных явлений. Но эти явления не изолированы, а существуют в тесной связи между собой. Единичное немыслимо вне связи с общим и в конечном счете со всей природой. Но и всеобщее немыслимо без единичного. Таким образом, единичное, или отдельное, и всеобщее находятся в противоречивом единстве. Науку должно интересовать прежде всего общее, закономерное, но к нему она идет через познание единичного. Всякая наука, следовательно, — номотетическая (от греч. номос — закон). Это относится и к географии, что она уже доказала разработкой генетических
классификаций форм рельефа, озер, ландшафтов и других объектов, систем их районирования и способностью находить присущие им общие закономерности. Но было бы неверным впадать в другую крайность и абсолютизировать номотетический аспект научного познания, пренебрегая изучением единичного. Это в особенности относится к географии, имеющей дело со сложными объектами, у которых нередко индивидуальные черты резко выступают на передний план. Недаром ни в одной науке собственные названия объектов не играют такой существенной роли, как в географии. Идиографический аспект географии проявляется, в частности, в районировании, значение которого нельзя недооценивать. Итак, география — наука одновременно номотетическая и ид иографическая. Всестороннее познание любой материальной системы предполагает ее рассмотрение в движении, во времени и в пространстве. Движение — одна из важнейших категорий диалектики, неразрывно связанная с понятием материи. Движение есть способ существования материи, подразумевающий всякое взаимодействие, изменение и развитие. Движение происходит в пространстве и во времени, которые являются всеобщими формами существования материи. Эти общеизвестные положения составляют фундамент единого диалектического принципа познания, но в то же время позволяют наметить в его рамках три взаимосвязанных подхода, помогающих конкретизировать применение универсального диалектического принципа в отдельных науках. Так, для географии специфическое, хотя и не исключительное, значение имеет хорологический подход, связанный с пространством как одной из форм существования материи. Соответственно с категорией времени связан хронологический (временной) подход. Сложнее говорить о каком-либо особом едином подходе, адекватном категории движения. Разнообразие форм движения материи определяет множественность и специфичность научных методов их познания (физических, биологических, социальных и т.д.), но трудно найти термин для обозначения обобщающего научного подхода к изучению движения материи. Условно назовем его сущ-ностнъм. Можно, по-видимому, говорить о различных частных аспектах этого подхода — генетическом, структурном, функциональном, динамическом, а в качестве приближения к их наиболее интегральному охвату рассматривать системный подход.
Особо следует остановиться на историческом подходе. Как известно, категории движения и развития тесно взаимосвязаны. Познать предмет (явление, систему) в движении — это значит изучить его не только во взаимодействии, но и в развитии. Категория развития в отличие от времени относится не к форме существования материи, а к способу существования. Для изучения развития предметов и явлений наука выработала исторический подход, 74 который имеет такое же всеобщее методологическое значение, как и системный. Между тем исторический подход смешивают с хронологическим (временным), хотя это далеко не одно и то же. Хронологический подход необходим при изучении всякой последовательной смены событий во времени. Но не всякая последовательность событий есть исторический процесс, понимаемый как процесс развития. Было бы неуместным говорить об истории и историческом подходе при изучении смены времен года или соответствующих технологических циклов в сельском и лесном хозяйстве. Но без хронологического подхода в подобных случаях не обойтись. Хронологический подход имеет универсальное значение и может применяться безотносительно к историческому; с последним он неразрывно связан, но при историческом исследовании переходит как бы в подчиненное положение. Оба подхода находят широкое применение в географии, где каждому из них соответствует особый круг исследовательских задач и рабочих методов (см. разд. 2.7). В различных отраслях знания соотношение общенаучных подходов может быть неодинаковым, но, как правило, все они находят всеобщее применение. Не является исключением и хорологический подход. Заметим, что всякий исторический процесс развертывается как во времени, так и в пространстве. Фактор пространства определяет существенное разнообразие форм развития в природе и обществе. Это дает основание считать, что хорологический подход не является некоей уникальной принадлежностью географии и может претендовать на универсальность. В то же время в научном познании ни один из «универсальных» подходов не может быть абсолютизирован, и разные подходы должны быть тесно взаимосвязаны в своем применении. Кроме рассмотренных общенаучных методологических подходов, имеющих универсальное значение, существуют подходы, которые можно назвать факультативными. Они применяются избирательно — в зависимости от точки зрения отдельных ученых или научных школ на предмет и цели познания, от специфики эпизодически возникающих научных проблем (в том числе междисциплинарных и прикладных), иногда под влиянием социального заказа. Одним из примеров может служить антропоцентрический подход в географии, придающий ей крайне одностороннюю направленность (см. разд. 2.1). В сущности аналогичный характер приобретает хорологический подход, который в интерпретации А. Геттнера и его последователей становится для географии избирательно-приоритетным, самодовлеющим, диалектически не связанным с другими подходами. Пример иного рода — экологический подход, который за последние десятилетия получил широкое распространение, по существу, в качестве общенаучного. Внедрение экологического подхода в географию свелось к изуче-
нию геосистем как среды обитания жизни, и в первую очередь людей, с особым вниманием к неблагоприятным экологическим последствиям антропогенных воздействий на географическую среду. Этот подход не противоречит современным представлениям о сущности географии, но дает толчок формированию в ее рамках особого научного направления — эколого-географического, или геоэкологического. Приведем еще один пример, а именно поведенческий (бихевиористский) подход, имеющий целью изучение особенностей восприятия окружающей среды разными группами населения (социальными, профессиональными, этническими и др.) и их предпочтений в выборе мест проживания и отдыха. Это имеет значение для выявления мотивов перемещения населения и прогнозирования миграции. Рассмотренные познавательные методы «верхнего уровня» — методологические принципы и общенаучные подходы — создают определенную основу для дедуктивного пути построения научных теорий и в то же время способствуют развитию методики эмпирических исследований. Каждому общенаучному подходу соответствует типичный набор научных методов и технических приемов эмпирического исследования. Так, идеальным инструментом хорологического подхода с древнейших времен служит карта; в новейшее время методический арсенал хорологического подхода обогатился дистанционными и математическими методами, математи-ко-картографическим моделированием. Внедрение исторического подхода в географию сопровождалось как заимствованием некоторых методов смежных наук, так и разработкой собственной методики, например полевых исследований реликтовых образований и «следов» процессов прошлого, методики анализа разновозрастных карт. Системному подходу присущ наиболее сложный набор исследовательских методов — полевых и камеральных, специфических для географии и заимствованных из физики, химии и других наук. Более подробное рассмотрение путей применения различных научных подходов и методов в географическом исследовании служит предметом последующего содержания данной главы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|