Основные направления религиозной философии 2 глава
систематизирующую достижения естествознания, картину общества, результирующую данные обществознания, картину человека, обоб- щающую содержание человековедения. Главное измерение решения мировоззренческих проблем проходит по линии "человек - природа", "человек - общество и история", "человек - человек". Следующий принцип - изложение вопросов на языке толерант- ности, терпимости, диалога религиозных и нерелигиозных мировозз- рений о человеке, обществе, мире. Мировоззрения - религиозные и нерелигиозные - имеют ряд слоев: 1) совокупность исходных интегрирующих представлений, понятий, идей, образующих "фунда- мент" и "каркас" мироосознания, мирообъяснения, отношения к миру; 2) объяснение основ бытия отдельных областей природы, общества, человека - космоса, биосферы, экосистемы, экономики, политики,
права, морали, искусства, психики, сознания и пр.; 3) представления и идеи, описывающие те или иные события, явления в природе, обществе, человеке; 4) общечеловеческие элементы (объективно- истинные знания, нравственные представления, выражающие необ- ходимые условия всякого человеческого совместного существования, общезначимые художественные ценности и пр.) и особенные, свойственные только некоторым культурам компоненты. Исходные базисы религиозных и нерелигиозных мировоззрений различны. Различны в этих мировоззрениях и принципы объяснения процессов и событий в природе, обществе, человеке. Но экономические, социально-политические, экологические, нравственные, эстетические и другие идеи, ценности могут совпадать, а общечеловеческие - совпадают. Наконец, обозначим следующую принципиальную позицию: свобода
совести интерпретируется с учетом истории становления данного понятия, мирового опыта (в том числе и в нашей стране) обеспечения прав человека в этой области. Осмысление свободы совести велось и ведется на разных уровнях и в разных аспектах - общефилософском и теологическом, этическом и эстетическом, политологическом и правоведческом, логико-познавательном и пр. В государственно-право- вых документах - конституциях, законах, постановлениях - использу- ется юридическое понимание свободы совести, формулируются положения, обеспечивающие право на такую свободу. И это вполне естественно. Но правовое понимание и правовые нормы не должны быть оторваны от историко-культурного контекста, должны принимать во внимание более широкое осмысление феномена свободы совести. В противном случае государственно-правовые документы не будут служить надежным основанием обеспечения равного права на такую свободу граждан с разными мировоззрениями, убеждениями и образом мыслей. Содержание, дидактика и методика изложения сообразованы с положениями о свободе мысли, совести, религии и убеждений в международных правовых документах, таких, как: "Всеобщая декла- рация прав человека" ООН от 10 декабря 1948 г., "Международный пакт о гражданских и политических правах" от 16 декабря 1966 г., "Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе" от 1 августа 1975 г., "Парижская хартия для новой Европы" от 21 ноября 1990 г., а также с соответствующими положениями Конституции России и Закона России "О свободе вероисповеданий" от 25 октября 1990 г. Цели и задачи курса Преподавание и освоение религиоведения вносят свой вклад в гуманитаризацию обра- зования, овладение достижениями мировой и отечественной культуры, свободное самоопределение студенческой молодежи в мировоззрен-
ческих позициях, духовных интересах и ценностях. Курс принимает непосредственное участие в профессиональной подготовке студентов, готовящихся к научной деятельности в области фундаментальных
исследований, к работе в педагогической, правовой области, в сфере обслуживания, здравоохранения, культуры, искусства, журналистики. Опосредованно он оказывает помощь в профессиональной подготовке студентов других специальностей. В высших учебных заведениях преподается немало обществовед- ческих дисциплин - история, философия, культурология, экономика, политология, социология, правоведение, психология, искусствоведение и др. Религиоведение конкретизирует гуманитарные знания студентов применительно к анализу религии. В этом курсе не только раскрываются некоторые теоретические положения, но и дается информация о совокупности интересных фактов, без знания которых трудно понять многие события в прошлом и настоящем - в экономической, политической истории, в истории науки, искусства, литературы, морали, в современной общественно- политической жизни и т. д. Тем самым вносится вклад в восстанов- ление и развитие исторической памяти. Чтобы человек имел возможность делать свой мировоззренческий выбор, перед ним должны предстать различные варианты решений. Религиоведение обращается к рассмотрению мировоззренческих вопросов в специфическом аспекте и предлагает соответствующие варианты ответов. Осваивая эту дисциплину, студент приобретает навыки ведения мировоззренческого диалога, овладевает искусством понимания других людей, чей образ мысли является иным. Это поможет ему избежать догматизма и авторитаризма, с одной стороны, релятивизма и нигилизма - с другой. Религиоведение своими средствами способствует реализации свободы совести. Формируя понятие свободы совести, давая инфор- мацию о правовых нормах по этому вопросу, оно способствует становлению гражданских качеств личности, дает ориентацию и в определенных социально-политических процессах, выявляет общее и особенное в политике различных партий и общественных движений в религиозном вопросе. Знание программных документов и практиче- ской деятельности этих партий и движений в аспекте отношения к
религии и свободе совести способствует росту политической культуры. Велика значимость курса для утверждения гуманистических цен- ностей современного мира, обеспечения гражданского согласия, гар- монизации межчеловеческих отношении, в том числе представителей различных религиозных и нерелигиозных мировоззрений. Усвоение теоретических положений и фактов подсказывает направления поиска путей сохранения цивилизации и выживания человечества в ядерный век, выработки нового отношения к природе в условиях нарастающей угрозы экологического кризиса. Излагаемые в курсе идеи зовут к участию в благотворительной деятельности и милосердию, к противо- стоянию бессовестности и вседозволенности, жестокости и насилию, попранию прав личности, к совместным действиям в социальном оздоровлении общества, в его нравственном возрождении.
Раздел первый "ОСНОВЫ ТЕОРИИ РЕЛИГИИ" Глава I ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕЛИГИИ § 1. Типы определений В религиоведении разработан ряд концепций религии: тео- логические (конфессиональные), философские, социологические, биологические, психологические, этнологические и др., различа- ющиеся по главному объяснительному принципу. Они взаимосвязаны, влияют друг на друга, заимствуют друг у друга определенные идеи, корректируя их в соответствии с собственными исходными посылками, и часто оказываются едиными в выделении конкретных свойств объек- та. Теологические Теологические (конфессиональные) интерпре- (конфессиональные) тации стремятся понять религию "изнутри", объяснения на основе соответствующего религиозного опыта. Объяснения варьируются, но общим в них является представ- ление о религии как связи человека с Богом, с Абсолютом, с какой-то Силой, с Нуминозным, с Трансценденцией и т. д. Рассмотрим, как объясняют религию Христианские исследователи. Хотя их идеи несут на себе печать принадлежности к конфессии - католицизму, протестантизму, православию, в главном они согласны
друг с другом: религия есть "величина sui generis (особого рода)", появ- ляется как результат взаимосвязи между Богом и человеком. Однако уже в период становления религиоведения как науки обнаружились два подхода к определению религии: с точки зрения крайнего суп- ранатурализма и с позиций исторической школы в теологии. Под влиянием супранатурализма разрабатывавшееся в христианской тео- логии понятие "сверхъестественное" было применено к определению религии. Термин "религия" применяется для обозначения воззрения,
основанного на вере в то, что сверхъестественные силы существуют и что отношения с ними возможны. Супранатурализм исходил из "сверхъестественной откровенности" христианства и возможности его постижения лишь через Откровение. Но сложившееся на этой основе представление о религии как "не- производимом первичном феномене" приходило в противоречие с фак- том зависимости эволюции христианства от развития общества. Связь христианства с различными общественными отношениями была под- вергнута обстоятельному анализу представителями исторической шко- лы в теологии. Протестантский теолог, историк и социолог религии Э. Трёльч (1865 - 1923), выступивший как систематизатор идей этой школы, применил к анализу религии (христианства) "исторический способ рассмотрения". Он считает религиозное состояние человека априорным переживанием и в то же время ставит вопрос, как соот- носится идея самостоятельности и необусловленности религиозной ве- ры с фактом влияния на духовные силы человека различных общественных обстоятельств - экономических, государственых, се- мейных и других отношений. Э. Трёльч приходит к выводу, что религия представляет собой одновременно и субъективное отношение к Богу, и объективную историческую реальность. Становление направ- ленности человека на абсолютные цели происходит в контексте достижения целей частных и релятивных, но приобщение индивидуума и коллектива к мировому Божественному Разуму служит основой са- мостоятельности и необусловленности христианской веры. В дальнейшем в конфессиональном религиоведении развивалась две тенденции в понимании религии и ее соотношения с обществом- разделяющая и соединяющая. Представители первой исходят из различения религии и общества как "самостоятельных величин", как качественно отличных друг от друга сфер, признают трансцен- дентность (лат. transcendens - выходящий за пределы) сущности и содержания религии. Сущность религии, выражающаяся в дог- матическом учении, в богослужении и т. д., несоциальна, "не-
отмирна" и "надмирна". Это - "вечные истины", "вневременные принципы", "надысторическое зерно" и пр. Социальной стороной обладают лишь явления религии, видимые структуры - организации, учреждения и т. д. Протестантский теолог и философ Р. Отто (1869 - 1937) полагал, что религия - это "переживание святого", ее предметом является нуминозное (лат. numen - божественная воля, власть, сила божества) сила, исходящая от Божества. Святое, нуминозное вызывает двой- ственное чувство. С одной стороны, оно есть mysterium tremendum (лат. - тайное страшащее)-то, что вызывает благочестивый страх и трепет, нечто "совершенно другое" по отношению к человеку. Че- ловек чувствует присутствие существа, которое принципиально противопоставляется ему, и эта чуждость возбуждает чувства испуга,
боязни, трепета, "совершенной зависимости", "чувство твари" и т. д. С другой стороны, святое, нуминозное предстает как mysterium fascinans (лат. - тайное ослепляющее, увлекающее, восхищающее), оно захватывает, очаровывает, одушевляет человека, не отпускает его, держит его в своем обаянии. Переживание святого, нуминозного задано человеку априорно (до опыта), он до некоторой степени предраспо- ложен к тому, чтобы испытать это переживание. Понятие святого служит для Р. Отто основой создания всеобщей категориальной систе- мы, с помощью которой может быть объяснена всякая религия. Православный богослов и философ П. А. Флоренский "(1882 - 1937) следующим образом определяет религию: "...если онтологически религия есть жизнь нас в Боге и Бога в нас, то феноменалистически религия есть система таких действий и переживании, которые обеспечивают душе спасение.Другими словами, спасение в том наиболее широком, психологическом смысле слова есть равновесие душевной жизни". Хотя и внешний мир не оставлен религией, однако настоящее место ее - душа. Она спасает нас от нас, спасает наш внутренний мир от таящегося в нем хаоса. Она "поражает гадов" великого и пространного моря подсоз- нательной жизни, улаживает душу. А водворяя мир в душе, умиротворяет и целое общество, и всю природу. Сторонники соединения религии и общества полагают, что ныне христианские принципы реализуются "в мире", происходит "перене- сение" верований и символов в мирскую сферу, а потому она не явля- ется безрелигиозной. Противоположность "религиозное - светское" теряет свой смысл, "светское насквозь религиозное". Идея трансцен- дентности сохраняется, но в переосмысленном виде: религия по сущ- ности и содержанию трансцендентна, но" это такая трансцендентность, которая в то же время имманентна (лат. immanens - пребывающий внутри) "миру", "обществу". П. Л. Бергер (р. 1929), американский социолог и евангелический теолог, совместно с немецким исследователем Т. Лукманом (р. 1927) анализирует религию с позиции феноменологической социологии знания и феноменологической социологии религии. Их внимание сос- редоточено на изучении дотеоретического "обыденного знания", с ко- торым люди имеют дело в повседневной жизни, Интерсубъективное человеческое сознание производит "общественную конструкцию действительности", в результате чего создается "жизненный мир" индивидов. Культура, или иначе Номос (греч. nomos - обычай, порядок), жизненно необходима человеку, поскольку она конституирует смыслы и тем самым обеспечивает ему возможность ориентации в мире. Пот- ребность в смыслополагании особенно остро ощущается в пробле- матических ситуациях, складывающихся на грани культурной защищенности. Наблюдения смерти другого и связанные с этим переживания в воображении собственной смерти, опыт полусознатель-
ного, грезы, экстаз, неудовлетворенность миром, как он дается в пов- седневном восприятии, и т. д. вызывают дестабилизацию, ощущение хаоса, страдание и страх. Стабилизация Космоса (греч. kosmos - все- ленная, мир как упорядоченное целое) не может основываться на пере- менчивых случайностях повседневной жизни. Действительную стабильность обеспечивает религия. "Религия, - пишет П. Бергер, - есть смелое предприятие человека создать священный Космос. Иначе говоря, религия есть космизация священным способом. Священным мы считаем нуминозную, возбуждающую страх могущественность, кото- рую человек переживает иначе, чем самого себя, и все же - как с ним связанную, и верит, что она господствует в определенных объек- тах опыта"2. Священное отлично от повседневной жизни. В создании "жизненного мира человека" религия играет осново- полагающую роль, поскольку ей как смыслополагающей инстанции подчинены все другие способы придания смысла. Являясь основопо- лагающим измерением "конструкции действительности", она выпол- няет легитимирующую (лат. legitimus - законный, узаконенный) функцию по отношению ко всем областям этой действительности, обос- новывает и объясняет мир в его упорядоченности. Ориентирующая сила религии особенно важна в пограничных ситуациях, которые ста- вят под вопрос повседневный мир. Она структурирует их, устанавлива- ет связь их с "нормальной" ситуацией, противостоит хаосу и конструирует наполненный смыслом Номос. Религия осуществляется в постоянном религиозном действии, которое совершается в контексте социальной связи, тем самым священный религиозный Космос непре- рывно приближается к повседневному миру, обеспечивая ему проч- ность. В условиях секуляризованного общества необходимо сделать "пов- торное открытие трансценденции", и искать ее надо прежде всего в тех областях человеческой жизни, где преодолевается случайность, обеспечиваются порядок и стабильность. Для иллюстрации действия трансценденции П. Бергер рисует следующую картину. Ребенок про- сыпается ночью, он дезориентирован и плачет, зовет мать; приходит мать и успокаивает дитя: "Все в порядке". Это событие.повседневно, обычно, его толкование не нуждается в религиозном измерении. "Но как раз то, - пишет П. Бергер, - что это так обычно, ставит отнюдь не обычный вопрос - вопрос, который непосредственно вводит в религиозное измерение: не обманывает ли мать ребенка? Если религиозное понимание наличного бытия содержит в себе истину, то чистосердечный ответ может быть "нет". Если, напротив, "естествен- ное" есть единственная действительность, то мать лжет. Она, правда, лжет из любви и постольку опять же, возможно, и не лжет. Если все же радикально проанализировать ее в любви в момент произне- сения слов, выясняется, что то, что она говорит, - это ложь. Почему? Потому что утешение, которое она дает, проходит через нее и ее
ребенка, через случайность персон и ситуаций, а содержит утверж- дение о действительности как таковой"3. Родители выступают для своих детей как "строители мира" и как "охранители мира", они дол- жны сформировать мир, находящийся в состоянии порядка, а этот мир должен обеспечить ребенку защиту. Они питают "изначальное до- верие", без которого ребенок не может развиваться. Таким образом, полагает П. Бергер, в повседневном бытии имеется "измерение религиозного", обнаруживается приватная религиозность, жизненно необходимая для человека. Эта поселенная в приватном про- странстве религиозность может даже и не считаться таковой, но она образует "индивидуальный религиозный опыт повседневности", на основе которого формируется "индуктивная вера". Соавтор П. Бергера по ряду произведений Т. Лукман исследует структуры "жизненного мира" и социальную реальность как феномен этого мира. Центральное понятие его концепции религии - "транс- цендирование", трактуемое как выход за пределы биологической природы человека, как процесс конструирования "смыслового универ- сума". Трансцендирование представляет собой аспект всякой жизне- деятельности человека,,но наиболее отчетливо проявляется в религиозности. Т. Лукман констатирует упадок в современном обществе "церковно ориентированной религии" и утверждает, что в то же время сохраняется и растет внецерковная религиозность. Он различает "специфическую" и "неспецифическую" формы религии, "видимую" и "невидимую" религию, к первой относит церковные формы религиозности, вторую считает всеобщей социальной формой. Религия придает смысл - всеобщий и индивидуальный - объективным образцам, задаваемым обществом. Она представляет собой способ, которым "закрепляются вышестоящие и трансценден- тные смысловые связи". Она есть продуктивная сила человеческой способности к трансцендированию, посредством которой исторически сложившееся и символически заданное мировоззрение принимается индивидом и перерабатывается во внутреннюю субъективную форму. Религия является необходимым компонентом становления человека, ее значение состоит в придании смысла и полагании ценности его существования. Ныне религиозность перестала быть свойственной только церкви, "рассыпалась" по всему обществу. В семьях, коммунах, политических группах, группах общения и т. д. склады- ваются приватизированные механизмы придания смысла. Как раз в этом и находит выражение "невидимая религия". Философские Философские и социологические трактовки и социологические религии многообразны, рознятся в интерпретации зависимости от исходных принципов и мето- дов. Философия на протяжении своей многовековой истории делала предметом осмысления и религию. Социология, выделившись в отрасль знания, также уделяет пристальное внимание этому феномену.
Немецкие мыслители К. Маркс (1818 - 1883) и Ф. Энгельс (1820 - 1895) базировали характеристику религии на диалектико-ма- териалистическом понимании природы, общества, человека. Они пола- гали, что у религии нет "собственной" (вне всеобщей) истории, "особой не от мира сего" сущности и "особого" содержания. Религия развива- ется в контексте истории общества; в зависимости от движения ма- териального производства, системы общественных отношений происходит и эволюция религии: "...религия как таковая не имеет ни сущности, ни царства. В религии люди превращают свой эмпирический мир в некую лишь мыслимую, представляемую сущ- ность, противостоящую им как нечто чуждое"5. Под углом зрения про- блемы "базис - надстройка" К. Маркс различает четыре относительно самостоятельные части системы общества: производительные силы, производственные отношения (экономическая структура, базис), обще- ственные институты, учреждения (юридическая, политическая над- стройка), формы общественного сознания (юридические, политические, религиозные, художественные). Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и ду- ховный процессы. С другой стороны, К. Маркс объясняет религию под углом зрения концепции идеального, которая разрабатывалась в контексте анализа товара, стоимости, цены, капитала и т. д. Идеальное является про- дуктом и формой духовного процесса, представляет собой не индивиду- ально-психологическое образование, а имеет общественно-историческое содержание. Воспроизводя материальные отношения, идеальное в то же время вплетено в ткань любой человеческой деятельности и общения. Оно "живет" в исторически сложившихся формах духовной культуры, благодаря множеству "чувственно-сверхчувственных" предметов, "ве- щей", в теле которых представлено нечто другое, нежели они сами. Действительный мир выражен в исторически сложившемся и исторически меняющемся общественном (коллективном) сознании людей. В нем за- креплены "общественно значимые, следовательно, объективные мыслительные формы", значения, появившиеся в результате обществен- ного развития, символы, в которых "функциональное бытие" вещи (реп- резентация чего-то другого, отличного от нее) поглощает ее "материальное бытие"6. Идеальное отлично от осязаемо-телесных предметов, в которых оно представлено; это объективная действительность особого рода, невидимая, неосязаемая, чувственно невоспринимаемая. Анализируя товар, К. Маркс раскрывает механизм образования фетишизма. Про- дуктам труда, когда они производятся как товары, присущ фетишизм: как только продукт делается товаром, он превращается в "чувствен- но-сверхчувственную вещь". Общественные свойства вещей, товарная форма продуктов труда кажутся присущими этим вещам от природы,
между тем они не имеют ничего общего с физической природой данных материальных предметов" По мнению К. Маркса, "...религия есть самосознание и самочув- ствование человека, который или еще не обрел себя, или уже снова себя потерял. Но человек - не абстрактное, где-то вне мира ютящееся существо. Человек - это мир человека, государство, общество. Это государство, это общество порождают религию, превратное мировоз- зрение, ибо сами они - превратный мир. Религия есть общая теория этого мира, его энциклопедический компендиум, его логика в популярной форме, его спиритуалистический point d'honneur*, его энтузиазм, его моральная санкция, его торжественное восполнение, его всеобщее основание для утешения и оправдания". Религия представляет собой общественный феномен, возникно- вение и существование которого обусловлено определенными склады- вающимися в обществе отношениями - ограниченностью способа материальной жизнедеятельности людей и вытекающими отсюда ограниченными общественными отношениями. Ф. Энгельс писал: "...всякая религия является не чем иным, как фантастическим отра- жением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, - отражением, в котором земные силы принимают форму неземных"8. В ходе истории объекты отра- жения меняются. Вначале ими были прежде всего силы природы, впос- ледствии, наряду с силами природы, вступают в действие также и общественные силы, которые противостоят людям столь же чуждо и первоначально так же необъяснимо, господствуют над ними с такой же, кажущейся природной, необходимостью, как и силы природы. Фан- тастические образы, в которых первоначально отражались только таинственные силы природы, приобретают теперь также и обществен- ные атрибуты и становятся представителями общественных сил. По- степенно вся совокупность природных и общественных атрибутов множества богов переносится на одного всемогущего Бога, который является лишь отражением абстрактного человека. Возникает моно- теизм - ко всему приспособляющаяся форма религии. Ф. Энгельс не принимает однолинейный экономический де- терминизм. По его мнению, как только историческое явление вызвано к жизни, оно тоже воздействует на другие общественные явления. Хотя политическое, правовое, философское, религиозное, художественное развитие основано на экономическом, все они также оказывают влияние друг на друга и на экономический базис. Немецкий философ и социолог, один из основателей социологии религии М. Вебер (1864 - 1920), обращая внимание на сложность про- цедуры определения религии, писал: "Дефиниция того, что "есть" *Вопрос чести.
религия, не может находиться в начале рассмотрения, в крайнем слу- чае она может стоять в конце как следующая из него" 9. М.Вебер принимает разделение наук на науки о природе (есте- ственные) и науки о культуре (социальные). Естественные науки используют генерализирующий (обобщающий) метод, формулируют общие законы и на их основе каузально объясняют природные явления. В социальных науках применяется индивидуализирующий метод, поскольку интерес исследователя направлен на индивидуальное в социальной жизни и он имеет дело с изучением духовных процессов. Науки о культуре стремятся понять социальные явления в их куль- турном значении; это значение не может быть выведено и объяснено с помощью общих законов, а предполагает соотнесение явлений куль- туры с идеями ценности. М. Вебер признает право анализа культурной действительности под углом зрения ее экономической обусловленности и даже опасается не- дооценки значимости экономической интерпретации. Но, по его
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|