Основные направления религиозной философии 5 глава
тавляют среду, обстановку ее порождения, возникновения, существования, функционирования, связей вероятности, случайности. Наряду с различными видами связей можно выделить социумные, социокультурные, антропологические, психологические, гносео- логические детерминанты, их обычно метафорически называют "кор- нями религии". Они представляют собой комплекс факторов, создающих необходимость и возможность появления и существования религии. Социумные связаны с жизнедеятельностью общества как це- лого, находятся "на стороне" отношений вне сознания. Определя- ющими в конечном счете являются материальные отношения--это "перводетерминанты", но их влияние опосредовано. На религию ока- зывают "вторичное воздействие" различные области духовной сферы - политика, государство, мораль, искусство, философия, наука. Осно- ву религии составляет совокупность общественных отношений, про- дуцирующих объективное бессилие людей перед внешними обстоятельствами. На базе социумных действуют социокультурные, антропологические, психологические, гносеологические детерминанты. В области культуры это такие явления, как деформация системы цен- ностей, наступление бездуховности, сдвиг приоритетов в сторону сциентизма, техницизма, вещизма, коммерциализация, широкое рас- пространение шаблонной масс-культуры, тупики искусства и падение нравов, гипертрофирование гедонистических склонностей, порног- рафизшщя, Антропологические корни образуют те стороны жизни че- ловека как индивида и как "совокупного человека", в которых обнаруживается хрупкость бытия, ограниченность существования - болезни, эпидемии, алкоголизм, наркомания, генная мутация, урод-
ство, смерть, снижение до критического уровня генофонда этноса, ге- ноцид, угроза перерождения "Homo Sapiens" и исчезновения человечества и пр. Психологические предпосылки религии существуют в индивидуальной и общественной психологии, в тех психологических процессах, в которых переживается ограниченность и зависимость бытия людей. Наконец, религия имеет и гносеологическую почву - в познавательной деятельности человека.
§ 1. Социумные основы Объективность Социумные основы образует совокупность ма- социумных факторов териальных (экономических, техно- логических) и производных от них отношений в духовной сфере (политических, правовых, государственных, нрав- ственных и др.), тех объективных отношений, которые господствуют над людьми в повседневной жизни, чужды им, продуцируют несвободу и зависимость людей от внешних условий. Основными сторонами этих отношений являются: стихийность природных и общественных процес- сов; развитие отчужденных форм собственности, внеэкономическое и экономическое принуждение работника; неблагоприятные моменты ус- ловий существования в городе и деревне, разделение и отрыв интел- лектуального и физического труда, привязанность работника к тому или другому; скованность принадлежностью к классу, сословию, гильдии, цеху, касте, этносу, в рамках которых индивид выступает лишь как экземпляр множества (совокупности); частичность развития индивидов в условиях ограничивающего разделения труда; властно- авторитарные отношения, политический гнет государства; меж- этнические конфликты, угнетение одного этноса другим; эксплуатация колоний метрополиями; войны; зависимость от природных стихий и экокризисных процессов. Отношения, в основе которых лежит материальное производство, развертываются в двух аспектах - отношения людей к природе и друг
к другу. Детерминанты Характер отношении людей к природе, обще- в отношениях общества ства и природы зависит от уровня развития и природы производительных сил: от степени вооружен- ности средствами производства, прежде всего орудиями труда (инструментами, механизмами, машинами и пр.), а также от уровня развития людей - участников общественного производства. Чем ниже уровень развития производительных сил, тем в большей мере природные силы господствуют над людьми и соответственно тем властнее действует этот аспект социумной основы. В ходе истории на- блюдается рост производительных сил, особенно средств производства, возрастает уровень вооруженности орудиями труда, а потому расширяются возможности управления природными процессами, снижается степень зависимости повседневной жизни людей от природ- ных сил. Принципиальный скачок в развитии средств производства со- вершается с переходом к индустриальному обществу. Но последствия научно-технического прогресса противоречивы. Налицо факт, харак- терный для XX в., особенно его конца: с одной стороны, пробуждены к жизни такие промышленные и научные силы, о которых и не подоз-
ревали ни в одну из предшествовавших эпох, истории человечества и которые, казалось бы, открывают перспективу благоденствия челове- чества и отдельного человека; с другой - сам научно-технический прогресс как бы создает новые координаты зависимости, незащищен- ности и риска. И " наши дни уровень развития науки и техники не защищает повседневную жизнь людей от многих стихийных природных процес- сов, не исключает стихийных бедствий - смерчей, тайфунов, земле- трясений, наводнений, засух, эпидемий и пр. Даже самые совершенные технологические системы не гарантируют от неожиданных и катаст- рофических сбоев. Сбои особенно опасны в таких отраслях, как ядер- ная энергетика, освоение космоса, химическая промышленность, производство угля, нефти и газа, генная инженерия и др. Трагедии, связанные с техникой ядерно-космического века, с теми могучими силами, которые сами же люди вызвали к жизни, усиливают тревогу. Непросто противостоять опасности эпидемий. И если в прошлые века свирепствовали оспа, чума, холера, то ныне на человечество на-
ползает опасность СПИДа. Все большее беспокойство вызывает нарастающая опасность эко- логического кризиса. С одной стороны, НТР способствует развитию производительных сил, новых технологий, материалов, компьютерной ж робототехники, ее результаты повышают комфорт повседневной жизни, создают ранее неведомую культурную среду и т. д.; с другой - всякое производство имеет "отходы", побочные последствия, загряз- няющие окружающую среду, создающие ситуацию риска, несвободы и зависимости, чреватые опасностями для самого существования жизни на Земле. Степень управления экологическими процессами в мире пока что невысока. Пренебрежение к реально существующим законам пространственной организации природы и человеческого общества приводит к опасным последствиям. Уже не вызывает сомнения тот факт, что человечество нанесло природе непоправимый ущерб. Факторы в области отно- Социумные детерминанты действуют в сфере шений людей не только отношения людей к природе, но друг с другом и их отношений друг к другу. Противо- речивость общественного прогресса в этом ас- пекте связана с развитием отчужденных форм собственности, с эксплуатацией, с ограничивающим разделением труда, разделением на классы и иные группы (сословия, гильдии, касты и пр.), с властью государства и противостоянием государств, что вызывает социальные, политические, классовые, межсословные, межэтнические, межгруппо- вые, межличностные и прочие конфликты. Во всей прошедшей доныне истории отношения в обществе скла- дывались, функционировали и изменялись в основном стихийно, воз- можности управления ими, хотя и расширялись, все же оставались
ограниченными. Общественные отношения, вследствие того что сов- местная деятельность людей осуществляется стихийно., выступали не как их собственная объединенная сила, а как некая чуждая, вне их стоящая власть. Действие стихийных неконтролируемых и неуправ- ляемых сил, господствующих над людьми, идущих вразрез с их
ожиданиями, составляло существенную черту общественного процесса. Основой религии в первобытном обществе была низкая степень развития производительных сил и соответственная ограниченность отношений людей рамками материального производства, а значит, ограниченность всех их отношений к природе и друг к другу. Есте- ственно, родовая связанность подчиняла индивидов. При рабовла- дении, феодализме, капитализме, в "смешанных" обществах развитие подчинено законам движения отчужденных форм собственности. Ра- бовладельческий и феодальный строй предполагает внеэкономическое принуждение работника. Рабовладельческий основывался на непосред- ственных отношениях господства и подчинения. При феодализме личная зависимость обнаруживается как в отношениях материального производства, так и в других сферах жизни; зависимы все - крепо- стные и феодалы, вассалы и сюзерены, миряне и духовенство. Для социальных связей в эту эпоху характерны авторитарность и корпо- ративность. Капитализм воспроизводит отношения господства и подчинения в опосредованной форме. Юридически человек свободен, но подчинен экономическим регуляторам, законам движения капита- ла, который вносит свои "правила игры" в социальную, политическую и другие области. В "смешанных" обществах переплетаются родопле- менные, феодальные, капиталистические и иные отношения, внеэко- номическое принуждение соединено с экономическим, традиционные структуры существуют наряду с новационными, рост степеней свободы сдерживается авторитарной, нередко военизированной системой управ- ления и власти. По мере все большего разделения труда работник формируется как частичный индивид, прикованный к какому-то виду деятельности, к полученному статусу. Тем самым увеличивается ограниченность лю- дей, зависимость их от заданных обстоятельств жизнедеятельности, растет степень несвободы. С разделением труда на умственный и физический духовное производство и потребление в оптимальных фор- мах закрепляются за немногими ценой тяжелого физического труда большинства людей. Развиваются противоположность города и де- ревни, разделение промышленной и сельскохозяйственной деятель- ности. На всех этапах истории спутником человечества были войны. По некоторым подсчетам, за время существования нашей цивилизации произошло более 14 500 войн, в которых погибло более 3,5 млрд. че- ловек. Во время второй мировой войны, когда военные действия велись на территории 40 государств, ее жертвами стали 50 - 55 млн., число
раненых - 34 - 35 млн., 20 - 25 млн. человек стали инвалидами. В
период после 1945 г., который неверно называется "послевоенным", развязано более 100 войн. Сейчас не исчезла опасность ядерного апо- калипсиса, гибели цивилизации, всего человечества. В мире более 950 млн. людей не могут удовлетворить самые эле- ментарные потребности. Каждый год от голода в мире погибает около 50 млн. человек. Опасности современного мира оборачиваются более серьезными и прямыми последствиями для женщин, чем для мужчин. Порнография углубляет мировой кризис, разрастается кризис демог- рафический: снижение рождаемости (на Западе и Севере) и демог- рафический взрыв (на Востоке и Юге). § 2. Психологические факторы Психологические факторы религии - это состояния, процессы, ме- ханизмы общественной, групповой и индивидуальной психологии, ко- торые создают возможность, благоприятную психологическую почву для производства и усвоения религии. Эти факторы действуют на базе социумных в связи с гносеологическими. Различают общественно- психологические и индивидуально-психологические детерминанты. Различение это условно: хотя феномены общественной и групповой психологии сверхиндивидуальны, они не могут протекать иначе как в психологии индивидов. Общественно- Общественно - психологические предпосылки психологические факторы религии составляют феномены психологии общества и групп. К ним относятся:кризисные состояния общественно-психологической атмосферы, превратный характер общения, общественное и групповое мнение, механизмы внушения, подражания, психического заражения, традиции, обычаи и пр. Кризисные состояния общественно-психологической атмосферы мо- гут проявляться в настроениях разочарования в прошлом и настоящем, тревожного ожидания будущего, в отягощенности исторической памяти, расшатывании общественных и групповых идеалов, падении общественных нравов, массовых и групповых страхах и страданиях и т.д. Общение является персонифицированной формой общественных отношений, одной из существенных потребностей людей. В условиях отчуждения человека от человека происходит дисгармонизация общения, общение приобретает превратные формы, опосредуется вещ- ными отношениями. Создается психологическая предрасположенность к религиозному общению. Питательную почву религии образуют неосознанные явления обще- ственной и групповой психологии. Неосознанные аспекты имеются в
общественно-психологических механизмах сообщения, внушения, под- ражания, взаимозаражения, в общественном и групповом мнении, в традициях и обычаях. Общение в ходе совместных действий порождает групповые психо- логические явления. В психологии людей происходят изменения, появ- ляются коллективные представления и переживания, несвойственные индивидам, когда они действуют вне группы. Коллективное действие вызывает явления синергии (достижение более высоких результатов), фацилитации (облегчение работы), снижения психологической напря- женности, производит возбуждение жизненной энергии. Общественно-психологические феномены - коллективные пред- ставления и переживания, групповые мнения, нормы и ценности, традиции - императивны по отношению к индивидууму и принудительно навязываются ему помимо его воли и сознания, фак- торы их возникновения лежат вне индивидуальной психологии и дей- ствуют на личность извне. В этих феноменах образ слит с эмоционально-моторными элементами и потому не является продуктом специальной сознательно-интеллектуальной обработки. Общественно- психологические процессы выступают как нечто сверхиндивидуально- человеческое, как то, что дается индивиду "свыше", что выводит его за пределы обычной, повседневной жизни. Индивидуально- Индивидуально-психологические факторы психологические действуют в психологии индивида. Это предпосылки переживание всесторонней зависимости от других людей, заданность механизмов психики и личностных свойств, личное страдание и горе (от неизлечимой болезни, смерти близкого человека и т. д.), страх смерти, духовный распад личности, чувства одиночества и заброшенности, ощущение индивидом безысходности кризисной ситуации, в которой он оказался, склонность к поклонению авторитетам, к делегированию воли и решимости, закостенелые стереотипы мышления. Совместная жизнь людей обусловливает многостороннюю зависимость их друг от друга. В распоряжении других находятся пред- меты удовлетворения потребностей данного лица. Без поддержки не добиться желаемого социального статуса. Индивид нуждается в заботе окружающих, в помощи с их стороны в делах, которые в одиночку он выполнить не в состоянии. Потребность в утешении остро пережива- ется в страдании, в горе, в болезни, в уродстве, в неудачах и пора- жениях. Психологическую почву религии создает устойчивое, постоянное чув- ство страха перед разрушительными силами природы и общества. "Страх создал богов", - говорил древнеримский поэт Стаций (ок. 40 - ок. 96). Страх является естественной реакцией на реальную опасность, сигналом тревоги, но это тягостное, неприятное чувство, в сравнении
с другими эмоциями оно наиболее угнетает человека. Сильный, пос- тоянный, застойный страх обладает разрушительными силами: ослаб- ляет живую связь с действительностью, искажает ощущение и восприятие, возбуждает болезненную фантазию, сковывает мышление, рассеивает внимание. Отношения бессилия, зависимости, которые в данных условиях непреодолимы, неустранимы, порождают психологический комплекс, включающий страх, отчаяние, и в то же время ожидание лучшего, надежду на избавление от гнета чуждых сил. Невозможность действительного освобождения приводит к поискам освобождения духовного. Появляются видения, пророчества, в которых на смену апокалиптическим настроениям приходит торжественное восполнение. Большое место среди эмоций, питающих религиозность, занимает страх смерти. Человеку присуще стремление к самосохранению, желание продлить жизнь. Глубокое отвращение к небытию, боязнь умирания - процесса, который причиняет много физической боли и духовных страданий, тягостные чувства от смерти родных, близких, друзей оказывают сильное, гнетущее влияние на психику индивида. Естественно, что он стремится освободиться от этих настроений. Но индивид знает, что умрет, и в качестве средства коррекции страха. смерти может принять веру в бессмертие души. В индивидуальной психологии, как и в общественной и групповой, тоже имеются непроизвольные, неосознанные явления. Формирование человеческой личности начинается с первых дней жизни и проходит незаметно для человека. Когда человек становится самосознающей личностью, он находит в себе мышление, чувства, волю уже в готовом виде. Человек обнаруживает, что он не имеет в своей власти ни начала, ни конца своей жизни, что он сознателен, но бессознательно пришел к сознанию, что он имеет волю помимо своей воли, и т. д. Структура психологии индивида, механизмы ее движения складываются под влиянием общества. Будучи сформированными, эти механизмы приобретают относительную самостоятельность и могут действовать не только при отсутствии непосредственного общения с окружающими людьми, но и при неучастии воли и сознания индивида, осуществляться непроизвольно и бессознательно. Много неосознанного и непроизвольного в интуиции, озарениях, ясновидении. Неосознанный, непроизвольный процесс скрыт, его результат выступает как нечно заданное, готовое. §3. Гносеологические предпосылки Неограниченность Гносеологические детерминанты представля- и ограниченность познания ют собой те моменты познавательной деятель- ности, которые делают возможным возникновение религиозных представлений, понятий, идей, мифов.
Познавательные возможности превращаются в действительность при наличии социумных факторов под воздействием психологических. Познание человека есть процесс перехода от незнания к знанию, от менее полного знания к более полному, движения через относитель- ные истины и заблуждения к истине абсолютной, объективной. Однако на каждом данном этапе есть непознанные сферы действительности и соответственно отсутствуют знания об этих сферах (существует "тай- ное"). Сами добытые знания относительны. Отражение не может быть абсолютно точным и адекватным. Знания, полученные об объектах на определенном этапе их развития, со временем устаревают. Прогресс познания вытесняет неверные взгляды, увеличивает объем истинной информации, но в исторически развивающемся познании истинные знания соединены с заблуждениями. Существует противоречие между характером человеческого поз- нания, которое по своей природе, призванию, возможностям неог- раниченно, и фактическим осуществлением его в каждый данный момент. Познание представляет собой деятельность человечества, но существует только как индивидуальное познание миллиардов людей. Неограниченное познание мира человечеством осуществляется только через отдельных ограниченных и ограниченно познающих людей. По- этому знание всегда несет на себе печать ограниченности. Благоприятную гносеологическую почву религии создают отде- ление друг от друга чувственной и рациональной ступени познания и отрыв их от практики. Эта почва имеется как на ступени чувст- венного познания - ощущения, восприятия, представления, так и на уровне абстрактного мышления - понятия, суждения, умозаключения. Предпосылки Ощущение и восприятие обеспечивают непос- на чувственной ступени редственную связь сознания с внешним миром, контактность с вещью. В этой непос- редственной связи, контактности - сила данных форм познания, но в ней же заключена их известная ограниченность. Ощущение и восприятие сосредоточены на данном свойстве и вещи, чувственное со- зерцание "не слышит", "не осязает" иных свойств и вещей, кроме тех, которые воздействуют на органы чувств в данный момент. Оно схва- тывает единичное, конечное, ограниченное, преходящее, случайное, в состоянии заметить многообразие и упорядоченность, сосущество- вание и последовательность вещей и событий, но не может перейти от явления к сущности, от единичного к общему, от конечного к бес- конечному, от следствия к причине, отличить post hoc (после этого) от propter hoc (по причине этого). Особенностью субъективного чувственного образа является его предметная отнесенность к внешнему миру. Восприятие находит объект там, где он реально существует, - во внешнем мире, в объективном пространстве и времени. В акте восприятия субъект не
соотносит образа вещи с самой вещью, для субъекта образ как бы на- ложен на вещь1. В обычных условиях предмет и образ не расчленены. Образы ощущения и восприятия, неадекватно выражающие сущ- ность, представляют собой иллюзии. Как и адекватные образы, иллюзии имеют свойство отнесенности к внешнему миру, с ними свя- зано переживание "чувства реальности", "присутствия предмета". Примерами иллюзий чувственного созерцания, входивших в религиозную картину мира, являются "Движение Солнца вокруг Земли", "Плоская Земля", "Куполообразный свод неба" и др. Представление есть чувственный обобщенный образ предметов и явлений, сохраняемый и воспроизводимый в сознании без непосред- ственного воздействия самих предметов и явлений на органы чувств. Оно не приковано к данному свойству и вещи, связь его с ними опос- редована, возникает без непосредственного контакта сознания с пред- метами и их свойствами. Для его появления достаточно лишь слова, обозначающего предмет. Находясь на границе живого созерцания и абстрактного мышления, оно сохраняет предметную отнесенность к внешнему миру. Деятельность представления тесно переплетена с деятельностью во- ображения. Воображение - это преобразующее отражение действительности, в ходе которого создаются образы предметов и ситу- аций, не воспринимавшихся человеком. В продуктах деятельности во- ображения общее, мысль воплощаются в конкретно-чувственной форме. Исходный материал берется из чувственного опыта. На его основе воображение репродуцирует элементы будущего образа пред- мета и ситуации, но целостный образ появляется в результате про- дуктивной работы фантазии. В ходе продуцирования могут быть построены представления о таких связях, существах, превращениях, ситуациях, которых нет в объективной действительности. А в силу отнесенности чувственного образа к внешнему миру имеется тенденция полагания вне сознания указанных связей, существ, превращений, ситуаций. Предпосылки Мышление познает действительность глубже, на рациональной ступени чем ощущение, восприятие, представление. Становление, развитие и функционирование мышления осуществляются посредством языка, результаты мыслитель- ной деятельности выражаются в словесной форме. Языковые значения имеют содержание, свободное от непосредственных чувственных эле- ментов. Мышление движется от внешнего к внутреннему, от явления к сущности, от единичного к общему, от следствия к причине, от слу- чаййости к необходимости и т. д. По сравнению с формами чувствен- ного познания оно более опосредованно связано с внешним миром, имеет больше возможностей для отлета от реальности, может в боль- шей мере оторваться от действительности.
На ранних стадиях развития сознания мышление вплетено в ткань чувственных форм, логический аппарат развит слабо. Отсутствует спо- собность различения объективного и субъективного, образа и предмета. Сознание индивида спито с коллективным сознанием, нет четкого отличения человека от природы. Объем знаний об окружающем мире чрезвычайно ограничен. В этих условиях особенно важную роль в ка- честве гносеологических предпосылок религии играли такие приемы духовного освоения мира, как оборотничество ("все превращается во все"), олицетворение (перенос представлений о человеке и общинно- родовых отношениях на природу), партиципация ("часть вместо це- лого"), идентификация предмета с его изображением или именем и др. По мере развития практики, общественных отношений, разделения труда умственная деятельность отделяется от непосредственной ма- териальной, прогрессирует абстрактное мышление. Формируется спо- собность различения объективного и субъективного, образа и предмета. Совершается переход от состояния, когда индивид не выделяет себя из рода и природы, к ступени, на которой формируется индивиду- альное самосознание. В этих условиях гносеологические предпосылки религии видоизменяются, приобретают значение новые факторы. Однако и прежние факторы в преобразованном виде и ограниченных рамках воспроизводятся в определенных структурах обыденного соз- нания. Мышление обладает способностями абстрагирования, обобщения, образования понятий. Диалектическое мышление отражает объективную диалектику адекватно. Метафизический способ понимания, хотя и является исторически правомерным и даже необ- ходимым в некоторых областях познания, рано или поздно достигает того предела, за которым становится односторонним, ограниченным. Абстрагирование представляет собой отвлечение мысли от тех пред- метов, свойств, связей, которые в определенном отношении несуще- ственны. Абстракции ведут к познанию сути вещей, но они заключают в себе и известный отход от действительности, производят разрыв объективных связей: целостные предметы и отношения в мышлении предстают своими отдельными сторонами, фрагментами. Единое кон- кретное, составляющее исходный пункт созерцания и представления, расчленяется, отражается в виде различных абстрактных определений. Диалектическое мышление на этом не останавливается, оно затем идет от абстрактного к конкретному, воспроизводит конкретное как единство многообразного. Конкретное в мышлении выступает как процесс синтеза, как результат. Метафизическое же рассудочное мыш- ление отрывает абстрактное от конкретного и тем самым искажает действительность. Обобщающая способность мышления позволяет образовывать понятия. В объективном мире единичное, особенное и всеобщее на-
ходятся в единстве. Понятие же представляет собой мысль об общих и существенных признаках. В связи с другими понятиями оно получает возможность движения в рамках логического процесса, вне непосред- ственной связи с единичными вещами. Диалектическое мышление, вы- делив и отразив общие и существенные признаки предметов, постоянно
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|