Основные направления религиозной философии 4 глава
считает иллюзией, поскольку к ее мотивировке примешано исполнение желания; по своей психологической природе и религиозные учения оказываются иллюзиями. Под влиянием рационального начала человек со временем расстанется с религией, обретет "чувство реальности". В аналитической психологии К. Г. Юнга (1875-1961), швей- царского психолога и культуролога, религиозные представления выступают как продукты "коллективного бессознательного", а пос- леднее - как "базовый религиозный феномен". Он считает, что вытесненные содержания личного опыта индивида составляют лишь поверхностный слой бессознательного; более глубокий и более значимый слой является врожденным и имеет не индивидуальную, а всеобщую природу. "Коллективное бессознательное идентично у всех людей и образует тем самым всеобщее основание душевной жизни каждого, будучи по природе сверхличным" 30. Содержание коллективного бессознательного составляют архетипы: "...говоря о содержаниях коллективного бессознательного, мы имеем дело с древнейшими, лучше сказать, изначальными типами, т. е. испокон веку наличными всеобщими образами" 31. Они могут открываться сознанию во сне, в медиумическом трансе или в мистическом
откровении. Другим выражением архетипов являются мифы, сказки, религиозные учения. Во всех этих случаях сознание имеет дело с более или менее "переработанными" архетипами, предстающими в виде систем символов. Религию К. Г. Юнг определяет как "тщательное наблюдение" за тем, что Р. Отто назвал "нуминозным". "Религия, - пишет К. Г. Юнг, - является особой установкой человеческого ума... внимательное рас- смотрение, наблюдение за некими динамическими факторами, поня-
тыми как "силы", духи,.,демоны, боги, законы, идеи, идеалы-и все прочие названия, данные человеком подобным факторам, обнаружен- ным им в своем мире в качестве могущественных, опасных; либо спо- собных оказать такую помощь, что с ними нужно считаться; либо достаточно величественных, прекрасных, осмысленных, чтобы благо- говейно любить их и преклоняться перед ними... Можно сказать, что "религия" - это понятие, обозначающее особую установку сознания, измененного опытом нуминозного"32. Полученные в результате переработки изначальных априорных ар- хетипов "вечные образы", содержащиеся в символических системах, должны привлекать, убеждать, очаровывать, потрясать. "Они, - пола- гает К. Г. Юнг, - созданы из материала откровения и отображают первоначальный опыт божества. Они открывают человеку путь к пониманию божественного и одновременно предохраняют от непосред- ственного с ним соприкосновения. Благодаря тысячелетним усилиям человеческого духа эти образы уложены во всеохватывающую систему мироупорядочивающих мыслей. Они предстают в то же самое время в виде могущественного, обширного, издревле почитаемого института, каковым является церковь"33. Психологию не занимает вопрос об истинности или ложности идеи, она интересуется исключительно фак- том наличия идеи, например непорочного зачатия. С точки зрения психологии эта идея истинна ровно настолько, насколько она суще- ствует. К. Г. Юнг видит в религии коллективно вырабатываемую фор- му защиты от невроза и делает вывод о психологической необходимости религии и обращения к ней человека в его стремлении к душевному здоровью. "Гуманистический психоанализ" немецко-американского филосо- фа, социолога и психолога Э. Фромма (1900- 1980) переосмысливает символику бессознательного, акцентируя внимание на противоречиях
человеческого существования, конфликтных ситуациях, вызванных социокультурными факторами в обществе тотального отчуждения. Понятие религии получает широкое толкование. Неправомерно сводить религию только к тем системам, в центре которых находятся Бог и сверхъестественные силы; кроме монотеистических существо- вало и существует множество иных религий. И светские системы, такие, как современный авторитаризм, психологически необходимо отнести к религиозным, "...под "религией", - пишет Э. Фромм, - я понимаю любую систему взглядов и действий, которой придержива-
ется какая-то группа людей и которая дает индивиду систему ориентации и объект поклонения" 34. Религиозность усматривается в любом служении идеалам, независимо от того, поклоняется человек идолам, богам и святым, или вождям, классу, нации и партии, или успеху, богатству и силе. Любой человек является религиозным, а религия - неизбежно присущей всем историческим эпохам. Одной из разновидностей религии Э. Фромм считает невроз. Он перево- рачивает формулу 3. Фрейда, который считал религию коллективным неврозом, и трактует "невроз как личную форму религии или, точнее, как регрессию к примитивным формам религии, находящимся в конфликте с официально признанными формами религиозной мысли" 35. Э.Фромм различает авторитарную и гуманистическую религии. Авторитарной религию делает идея, согласно которой человек должен повиноваться внешней силе, господствующей над ним. Главная добро- детель такой религии - послушание, а главный грех - неповино- вение. По мнению Э. Фромма, "повиновение могущественной власти представляет собой один из способов, при помощи которого человек избавляется от чувства одиночества и собственной ограниченности. Этим актом подчинения он утрачивает свою независимость и цельность как индивид, но обретает чувство безопасности и защищенности бла- годаря внушающей страх и благоговение силе, частью которой он как бы становится"36. Гуманистическая религия, напротив, сосредоточена на человеке и его способностях, ориентируя индивида на самостоя- тельность и веру в собственные силы, на реализацию своего
потенциала; она утверждает ценность человеческой личности, право человека на счастье и свободу. Религиозное переживание в такого рода религии есть переживание единства со всём сущим, основанное на род- ственном отношении к миру, осознанном при помощи мысли и любви. Гуманистическая религия развивает способности любви к ближнему и к самому себе и чувство солидарности со всеми живыми существами. Целью человека в такой религии является достижение величайшей силы, а не величайшего бессилия, добродетелью - самореализация, а не покорность. Э. Фромм считает, что религиозный опыт не обязательно связан с теизмом, и идею Бога рассматривает как символическую. Однако безбожие, с его точки зрения, не означает безрелигиозности, и соб- ственную концепцию психоанализа Э. Фромм провозглашает "новой теологией". Этнологический Этнологические теории строятся на основе подход использования этнографического материала, а для объяснения религии чаще всего исполь- зуют идеи культурной (социальной) антропологии. Источник религии усматривается в некоей "человеческой природе", присущей индивиду
я образуемой комбинацией материальных и духовных потребностей, или же в определенном культурно-антропологическом комплексе. Английский этнограф Б. Малиновский известен и как "полевой" исследователь, и как. систематизатор теоретических подходов к религии, развитых с точки зрения этнологии. Разрабатывая в функциональном аспекте идем социальной антропологии, он берет в качестве исходного понятие культуры. Она представляет собой слож- ную органическую совокупность институтов, "инструментальный ап- парат", посредством которого человек осваивает окружающий мир и удовлетворяет свои потребности - первичные (самосохранения и сох- ранения вида) и вторичные (формируемые и развиваемые самой куль- турой). На поведение человека оказывают влияние врожденные факторы, а культура поднимает его над биологической де- - термннированносгыо. Внутри целого элементы находятся в состоянии
взаимозависимости, каждый элемент оказывается функцией другого элемента, изменения одного влекут за собой изменения других эле- ментов. Религия рассматривается в качестве всеобщего феномена культуры. Б.Малиновский анализирует религию в ее соотношении с наукой и магией на материалах бесписьменной культуры, главным образом жителей Тробриандовых островов. Наука является рациональным осво- ением действительности. Рациональное отношение к миру существо- вало на всех ступенях культуры" На основе знаний изготовлялись орудия охоты, конструировалось оружие, образовывались объединения дай совместной деятельности, организовывались сельскохозяйственные работы и т. д. Наука представляет собой "рациональное обращение" с окружающим миром в соответствии с имеющимися знанием и техникой, она конституирует повседневный, "профанный" мир. Наряду с этой областью имеется, сфера "сакрального", к которой относятся Магия определяется как "вера в возмож- ность достижения успеха с помощью волшебных формул и.ритуалов". Она применяется, в таких фазах деятельности, в которых недостаточны рациональные средства достижения цели. Ситуация, в которой не хва- тает рациональных способов достижения цели или они перестают дей- ствовать", порождает в психологии человека остроаффективные состояния (и в примитивных обществах, и в цивилизованных). По- скольку рациональное, направленное на достижение цели действие не- возможно, человек, прибегает к квази-действию, В результате таких магических акций происходит снижение эмоционального напряжения, достигается известное равновесие, до некоторой степени преодолева- ются фрустрации. Хотя эти акции не приводят к. достижению внешних целей, они результативны в аспекте восстановления внутреннего рав- новесия. Если в магии цели каждого действия точно определены и ограниче- ны и в религии ритуал организован иначе. Религия имеет дело не
с конкретными фрустрациями повседневной жизни, а с фундаменталь- ными проблемами человеческого бытия. "По своей догматической культуре, - говорит Б. Малиновский, - религия постоянно предлага- ет себя в качестве системы вероучительных положений, которая опре- деляет место человека в универсуме, объясняет его происхождение и полагает цель. Обычному индивиду религия прагматически необ- ходима, для того чтобы преодолеть ошеломляющее, парализующее предчувствие смерти, несчастье и судьбу"37. Религия никогда не станет излишней, поскольку указанные проблемы принципиально не уст- ранимы.
Б. Малиновский предлагает "гармонистическую модель" культуры. По его мнению, различные культурные феномены взаимодополняют друг друга в гармоническом целом. Наука, магия и религия выполняют различную, но взаимодополняющую работу в решении общих куль- турных задач. § 2. Сущностные характеристики религии Исторически существовали и существуют конкретные религии, "религии вообще" не было и нет. Но для объяснения различных религиозных явлений в науке разрабатывалось соответствующее понятие. По отношению к религии формально-логическая дефиниция через указание рода и видового отличия неплодотворна. Выберем путь, на котором достигается единство, обеспечивается синтез характеристик ее сущности в разных аспектах. В самой общей форме можно сказать: религия есть сфера духовной жизни общества, группы, индивида, спо- соб практически-духовного освоения мира и область духовного производства. В качестве таковой она представляет собой: 1) прояв- ление сущности общества; 2) необходимо возникающий в процессе ста- новления человека и общества аспект их жизнедеятельности; 3) способ существования и преодоления человеческого самоотчуждения; 4) отра- жение действительности; 5) общественную подсистему; 6) феномен культуры. Раскроем эти характеристики (о религии как феномене культуры см. гл. IV). Выражение В религии обнаруживается сущность опреде- глубинных связей ленного типа общественных систем, она вы- общества от внутренние, глубинные, скрытые от непосредственного наблюдения уровни обще- ственной реальности, следовательно, в религии есть нечто адекватное сущности общества. Но, просвечиваясь в религии как явлении, внут- ренние связи общества все же могут представать в ней в превращенном виде, а значит, маскируются. Превращенность не есть результат чье- го-либо произвола, злого умысла, сознательного обмана или заведомой интеллектуальной примитивности: это момент развертывания и обна-
2 Зак. 536 33
ружения движения общества. Стало быть, религия многое "рассказы- вает" "о нем, важно только правильно расшифровать закодированную в ней информацию. Для этого недостаточно свести религиозный мир к каким-то действительным отношениям - ведь полная редукция не- достижима. Важно из данных отношений реальной жизни вывести со- ответствующие им религиозные формы. необходимо возникающий ас- Религия -не случайное образование, пект жизнедеятельности чело- навязанное людям философами,жрецами, века и общества обманщиками, тиранами, как полагали многие мыслители прошлого (это мнение иногда высказывается и теперь). Она является необходимым продуктом общества на определенных этапах развития. Не подтверждается фак- тами и тезис о ней как о самодовлеющем начале - метаобщественном, надмирном и сверхисторическом. Она необходимо возникает и суще- ствует в обществе, включена в контекст всемирной истории и под- вержена изменениям в соответствии с общественными переменами. Как и любая другая сфера духовной жизни, религия зависима от материального производства. Для того чтобы размышлять по религиозным вопросам, заниматься религиозной деятельностью, чтобы могли функционировать религиозные учреждения, необходимы соот- ветствующие материальные предпосылки. Именно материальное производство создает прибавочный продукт, который используется в духовной области, в том числе и религии. Но материальные отношения лишь в конечном счете, лишь опосредованно детерминируют возникно- вение, существование и воспроизводство религии. Непосредственное воздействие на нее оказывают различные области духовной сферы - политика, государство, мораль, искусство, философия, наука. В то же время она не является пассивным, "страдательным" продуктом обще- ства: она живет "своей" жизнью, обладает способностью самовосп- роизводства, продуцирует идеи, понятия, нормы, ценности, а также разнообразные материальные предметы. В творческой деятельности че- ловека духовный процесс первичен по отношению и к его идеальным результатам, и к материальным воплощениям. Религия оказывает обратное влияние как на экономику, так и на различные области ду- ховной сферы. В мировом религиоведении наиболее широко представлена точка зрения, согласно которой появление и существование религии связы- вается прежде всего с отношениями несвободы, зависимости, ограниченности, господства - подчинения, иначе говоря, с той обла- стью человеческого существования, которая недоступна управлению, распоряжению, целенаправленному регулированию. Высказывается и другая позиция: религия коренится в свободе человека, в его стрем- лении к высшему, к Абсолюту. Первая точка зрения представляется более предпочтительной. Заметим при этом, что имеются в виду отно-
шения несвободы, зависимости, обусловившие генезис религии, а так- же те, которые в дальнейшей истории детерминируют ее существо- вание и развитие. В уже ставшей религиозной системе, "внутри" нее человек, конечно, может переживать и переживает защищенность, освобождение от сковывающих обстоятельств, выход за пределы ограниченности. Религия может давать ощущение свободы и прилива сил. Но состояние защищенности, переживание выхода за пределы ограниченности, ощущение свободы и прилива сил возникают как не- что "другое", производное от действительно существующих отношений зависимости, несвободы, а стремление к высшему, Абсолюту потому и появляется, что.наличное бытие человека временно, ограничено, относительно, эфемерно. Приведем суждение К. Войтылы (р. 1920), главы Римско-Католической церкви папы Иоанна Павла II, который в христианской форме выразил обусловленность религии, в частности представления о характере связи "человек - Бог", отношениями зависимости "в самой структуре действительности". Он пишет: "Че- ловек от Него (Бога - И. Я.) зависит, но зависимость эта глубоко скрыта в самой структуре действительности, и надо приложить какие- то усилия, чтобы ее открыть и установить"38. Способ существования Отчуждение - это превращение человеческой и преодоления деятельности и ее продуктов, отношений и человеческого институтов в силы, господствующие над самоотчуждения людьми. Главными моментами действительно- го отчуждения являются: а) отчуждение продукта труда от производителя; б) отчуждение труда; в) отчуждение государства, пред- ставляющего общий интерес, от отдельных и групповых интересов, бю- рократизация; г) отчуждение человека от природы, экокризис; д) опосредование отношений людей отношениями вещей, деперсо- нализация связей; е) аномия, отчуждение от ценностей, норм, ролей, социальная дезорганизация, конфликты; ж) отчуждение человека от человека, изоляция и атомизация; з) внутреннее самоотчуждение личности - утрата "Я", апатия, неосмысленность. В религии находят выражение указанные моменты отчуждения действительной жизни. Не она "ответственна" за развертывание отно- шений отчуждения в различных областях общественной жизни, а, на- оборот, эти отношения обусловливают различные виды духовного освоения мира в отчужденных формах, в том числе и религию. Са- моразорванность, самопротиворечивость мира соответствующим обра- зом представлены в религии. В ней воспроизводится превращение собственных сил человека в чуждые ему силы, совершается обо- рачивание, перестановка, перемещение действительных отношений, "принятие одного за другое", происходит удвоение мира. "Другой", отличный от действительного, мир населяется самостоятельными су- ществами, одаренными собственной жизнью. 2* 35
Религиозные персонажи и представления об их взаимосвязях, реп- резентируя действительное отчуждение человека в экономической, политической, государственной, правовой, нравственной и других областях, сами объективируются, проявляются в действительных взаимоотношениях между людьми. Но освоение мира в религии не сводится только к воспроизведению отношений отчуждения. Воспроизводя их, она в тоже время выступает в качестве способа их преодоления. Потребность в освобождении от власти чуждых сил ищет удовлетворения в идеях и ритуалах очищения, покаяния, оправдания, спасения, преодоления отчуждения от Бога, обретения потерянного рая, утешения и пр. Религия смягчает последствия действительного отчуждения посредством перераспреде- ления общественного продукта в пользу наименее защищенных слоев общества, благотворительности и милосердия, объединения разобщен- ных индивидов в общине, развития межличностного общения в религиозной группе и т. д. Отражение Отражение является свойством и общества в действительности целом, и его различных сфер, реализуется как в процессе актуальной общественной деятель- ности, так и в застывших ее результатах. Религия запечатлевает и воспроизводит в самой себе свойства природы, общества, человека. Если религия есть отражение, если в ней происходит отражение действительности, то она содержит соответствующую информацию об отражаемом. Получая информацию извне, она активно ее перераба- тывает и пользуется ею для самоорганизации и ориентации в мире. Информационно-сигнальное отражение предполагает использование воздействий в качестве орудия обратного влияния. С другой стороны, это отражение избирательно, осуществляется с учетом собственных принципов религии, она "предвосхищает", предваряет результаты взаимодействия с другими областями жизнедеятельности людей. В религии отражаются многообразные явления действительности. Прежде всего она отражает те ее стороны, которые обусловливают не- свободу и зависимость людей. Но это отражение не исчерпывает всего содержания отражательного процесса в религии. Она принимает и перерабатывает информацию о разнообразных природных и общест- венных связях, о человеке, в ней находят отражение как господст- вующие над людьми внешние силы, так и те отношения, в которых выражаются свобода человека и возможности управления природными и общественными процессами. Она отражает всю действительность че- рез призму отражения несвободы и зависимости. Результаты отра- жения запечатлеваются в сознании, в средствах действия и самих действиях, нормах и структурных схемах, организационных "матрицах".
Религия как подсистема По отношению к обществу в целом религия предстает как общественная подсистема. Каж- дая сфера духовной жизни представляет собой сложное образование, в котором осуществляется деятельность, имеются элементы, склады- вается структура. Любая система и ее подсистемы не могут быть све- дены к какому-либо одному элементу и не могут рассматриваться вне взаимосвязи этих элементов, а их взаимосвязь осуществляется прежде всего в процессе функционирования. В религии выделяют сознание, деятельность, отношения, институты, организации. В свою очередь, каждая из указанных сторон характеризуется рядом признаков. Являясь подсистемой общества, религия занимает в нем различное, меняющееся в ходе истории место и выполняет, сообразно с конкрет- но-исторической ситуацией, определенные функции. История показы- вает, что религия занимала в обществе следующие положения. 1. Религиозное сознание доминирует, пронизывает общественное, групповое и индивидуальное сознание. Религиозные общности совпа- дают с этническими. Религиозная деятельность составляет непремен- ное звено общей социальной деятельности. Религиозные отношения "налагаются" на другие социальные связи. Институты соединяют в себе власть религиозную и светскую. 2. Светское сознание существует наряду с религиозным. Может испытывать влияние религии, но может быть и свободным от него. Религиозная деятельность хотя и вменяется в обязанность, но посте- пенно выделяется из общей цепи деятельности и привязывается к опре- деленным условиям места и времени. Проявляется тенденция снятия с социальных связей печати религиозных отношений. Религиозная общность продолжает претендовать на совпадение с этнической общно- стью, однако идет процесс их дифференциации. Нередко провозгла- шается тождество религиозной и государственной принадлежности. 3. Религиозное сознание занимает второстепенное место в обще- ственном сознании. Доминируют системы других идей. Религиозная деятельность и отношения являются частным видом деятельности и отношений. Религиозные группы отличны от этнических общностей и не совпадают с государственными. Духовная и светская власть принадлежит разным институтам. В разных типах общества, на разных этапах истории, в разных странах и регионах позиции религии, функции и поле их действия меняются. Индивид и личность В ранних формах религии отдельный человек в религии не выделял себя из религиозной группы, вы- ступал как индивид, как единичный пред- ставитель рода или племени, которые являлись носителями этнорелигиозных комплексов. Отдельный человек смог стать лично- стью в религии (как и в других сферах бытия) лишь на определенном
этапе исторического процесса обособления и отличения себя от общности. В развитых религиозных системах личность может пред- ставать в различных типах - "святой", "юродивый", "оглашенный", "аскет", "отшельник" и т. д., а в обыденной жизни - "верующий", "фанатик", "колеблющийся", "личность с превалирующей религиозной ориентацией" или "подчиненной" и др. Без религиозной личности не может существовать и развитая религиозная система. Религиозная личность - это человек в совокупности его индивидуальных качеств, в которой определенное место занимают и религиозные свойства, спо- собный стать субъектом религиозной деятельности. Такой личности присуще качество "религиозность", которое образуют в сознании со- ответствующие представления, идеи, вера, потребности, чувства, а в поведении - посещение храма, молитва, участие в богослужении, со- вершение религиозных обрядов, празднование религиозных праздников, пост и т. д. Религиозность центрируется в отношениях "Бог - человек", "человек - Бог" или, в зависимости от типа религий, в чем-то ином. Религиозные качества интериоризуются (лат. interior - внутренний), "овнутрвляются" в процессе социализации, присвоения индивидом социального опыта в условиях религиозной сре- ды, в результате чего складывается религиозная духовность личности. Духовность характеризует личность с точки зрения меры освоения ею духовной культуры, в том числе и религиозной. Духовность представ- ляет собой постижение и приобщение к ценностям, самосознание и самопознание, возвышение интеллекта и чувствований, поиск смысла и цели существования, нахождение идеала, слушание и слышание го- лоса совести, творчество. Эти процессы могут быть связаны с религиозной верой или же с иными мировоззренческими ориентирами. Религиозная вера, совокупность религиозных представлений, переживаний, надежд, ожиданий, приобщение к религиозной культу- ре, религиозно-психологические процессы, в ходе которых совершается катарсис, образуют религиозную духовность личности, а содержание этой духовности зависит от религиозной принадлежности. Глава II ДЕТЕРМИНАЦИЯ РЕЛИГИИ Система детерминант При объяснении религии важно ответить на вопрос, под влиянием каких факторов она возникает, существует и воспроизводится. Рассмотрим систему де- терминант в разных аспектах, прежде всего выделим виды связей в этой системе. Причинные отношения порождают религию, различные религиозные явления и процессы в качестве следствий, каузальные связи являются главным генетическим фактором. Существенны и
исторические связи: религия - не только следствие причин, действо- вавших в прошлом и действующих в данный момент времени, но и результат развития общества в целом, его различных сфер, результат саморазвития. В числе детерминирующих религию факторов имеются и структурные связи - строения, внутренней организации общества, его подсистем, сфер, самой религии, "склонные" к устойчивости, пос- тоянству, инвариантности. Большое влияние на религию оказывают функциональные отношения. В обществах определенных типов рад функций выполняет религия, потребность в выполнении этих функций способствует ее воспроизводству. Можно говорить о наличии в ком- плексе детерминант религии и связей обусловливания, которые сос-
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|