Дискуссионные проблемы взаимодействия природных и общественных систем
Познание взаимоотношений между обществом и природой — задача философская и общенаучная. Кроме географии к ней имеют прямое отношение все гуманитарные и многие естественные науки. Резко разграничить функции между географией и другими науками, а также философией, вряд ли возможно. География, разумеется, не может претендовать на исключительное право заниматься такими философскими проблемами, как единство и противоположность природы и общества, сущность их отношений, роль природы в развитии общества и др. Но благодаря наиболее широкому и комплексному охвату конкретных вопросов, непосредственно затрагивающих эти проблемы, ее подход наиболее близок к философскому. Чтобы четче определить исходные позиции географии, необходимо опираться на некоторые фундаментальные понятия, имеющие общенаучное и философское значение. Прежде всего нельзя пройти мимо представлений о единстве природы и общества, о системе «природа — общество*. Не имея возможности входить в детали и дискуссионные стороны этих понятий, остановимся на некоторых моментах, имеющих непосредственное отношение к географии. Противоречивый характер единства человека (общества) и природы состоит в том, что, с одной стороны, человек — часть природы в широком смысле слова как единого материального мира, принадлежит ей; с другой стороны, человек противопоставляет себя природе как материя, осознающая свое бытие, как мыслящая и творческая часть природы. Следовательно, говоря о природе, необходимо различать два значения этого слова: в самом широком понимании — это весь материальный мир вместе с человеком, в более узком — это все то, что окружает человека, образуя его внешнюю среду. Дальнейшие рассуждения приводят к необходимости вычленять из этой «остальной» природы ту часть, которая непосредственно окружает человека, являясь его средой обитания, с которой он взаимодействует и которую преобразует. Таким образом, мы приходим к понятию об «очеловеченной» природе, или географической среде — одному из основополагающих понятий географии.
Изучение отношений между человеком и природой породило обильную, но неупорядоченную терминологию. Говорят и пишут о взаимоотношениях, взаимосвязях, взаимодействии, взаимообусловленности, однако оттенки в содержании этих терминов, как правило, не учитываются и не ясно, какой из них точнее отражает сущность отношений между интересующими нас объектами. Нуждается в обоснованиях употребление применительно к отно- шениям человека с природой таких терминов, как гармония, конфликтность, компромиссностъ, коэволюция, сотворчество, приспособление, преобразование, покорение, регулирование, управление. Отношения человека к природе имеют в своей основе потребительский характер, и это вполне естественно, поскольку окружающая природная среда является единственным источником существования человека. Однако отношение человека как мыслящего существа к окружающей среде не ограничивается необходимостью удовлетворять чисто биологические потребности в средствах существования, ему присущи, кроме того, потребности духовного характера — эстетические, культурные, познавательные, которые в значительной степени также призвана удовлетворять природа. Отсюда можно говорить о двух принципиально различных типах человеческого отношения к природе. Один из них, связанный с духовными потребностями, можно назвать бескорыстным. Человек воспринимает природу своими органами чувств, и это восприятие отражается в виде различных образов реальной действительности — эмоциональных, художественных, религиозно-мифологических, научно-философских (в последнем случае можно говорить о научных картинах мира, а по существу, о его моделях). Вся человеческая деятельность по созданию образов и моделей окружающего мира осуществляется без ущерба для самой природы, без затраты ее ресурсов (если не считать расходования природных материалов для производства средств научных исследований), а также изъятия природных образцов для последующего лабораторного изучения.
Таким образом, в описанном случае речь может идти не о взаимодействии и даже не о взаимоотношениях, а об одностороннем отношении человека к природе, ибо последней принадлежит здесь чисто пассивная роль: природа воздействует на человека лишь самим своим присутствием и никак не реагирует на его отношение к ней, т.е. не оказывает ответного действия. Исследования связи духовного мира человека с его восприятием окружающей природной действительности — одна из важных задач философии, психологии, социологии и других гуманитарных наук. Для географии более непосредственный интерес представляют отношения между человеком и природой другого типа, которые в основе своей имеют материально-биологические потребности. Уже первичные биологические потребности человека (их можно считать экологическими) в пище, а также одежде, жилище, удовлетворяемые исключительно за счет окружающей природной среды, содержали в себе предпосылки нарастания противоречий в отношениях человека к природе. По мере развития общества увеличивалась роль «вторичных», внебиологических материальных потребностей — от чисто бытовых до милитаристских. Даже удовлетворение духовных потребностей превращается в нагрузку на природную среду, искусство и культура все более отдаляются от непосредственного восприятия природы и превращаются в индустрию, основанную на потреблении тех же природных ресурсов. Рост населения и его материальных потребностей, развитие производства и научно-технический прогресс вступают в противоречия с ограниченными возможностями природной среды, ресурсы которой, а также устойчивость к антропогенным нагрузкам имеют пределы. Отношения приобретают конфликтный характер.
Таким образом, в отношениях этого типа участвуют обе стороны: одна осознанно, другая стихийно. Действия человека целеустремленны, в отличие от природы, у которой нет цели. Но целеустремленность далеко не всегда согласуется с целесообразностью, и действия человека нередко приобретают также характер стихийной силы, не согласуясь с законами природы, со сложившимся в ней равновесием. Природа со своей стороны не остается пассивной к подобным действиям, она, по выражению Дж. П. Марша и Ф. Энгельса, мстит человеку неожиданными и нежелательными для него последствиями. Очевидно, было бы неуместно характеризовать подобные отношения между человеком и природой как гармонию; напротив, имеются все основания говорить о конфликтной ситуации. Некоторые авторы не считают возможным применять к таким отношениям даже термин взаимодействие, подчеркивая, что речь идет об эксплуатации природной среды, о борьбе с природой, насилии над ней. По-видимому, правильнее все же считать этот термин адекватным существу рассматриваемых отношений, однако необходимо подчеркивать противоречивый характер этого взаимодействия. Что касается понятия взаимообусловленность, то оно вряд ли приложимо к взаимоотношениям между человеком и природой. Это понятие предполагает не только наличие тесных взаимных связей между самостоятельными материальными телами или системами, но и их взаимную обязательность, невозможность самостоятельного существования одного без другого. В действительности в данном случае мы имеем дело с односторонней обусловленностью, а именно человека природной средой. Человек полностью зависит от наличия природной среды и не может существовать без нее, существование же последней отнюдь не предполагает обязательного присутствия человека, человек способен лишь изменять ее, но не создавать. Природа (географическая среда) создает предпосылки для различных видов хозяйственной деятельности, ею обусловлено, например, размещение пастбищного скотоводства и орошаемого земледелия, лесного промысла и горнодобывающей промышленности. Человек же, расточая природные ресурсы, не создает новых, он не в состоянии восстановить черноземы или нефтяные месторождения, увеличить поступление солнечной энергии или атмосферных осадков.
В литературе часто встречается упоминание о системе «человек—природа», или «природа—общество». По-видимому, при изучении взаимоотношений общества и природной среды правомерно рассматривать их и как две самостоятельные материальные системы, и как два блока единой системы. Не касаясь философской сущности последней, обратимся к ее возможной географической интерпретации. С этой точки зрения указанное понятие можно конкретизировать как систему человек (общество, человечество) — географическая среда. Существуют разные определения географической среды как сферы жизни и хозяйственной деятельности общества, но в любом случае она не выходит за пределы эпигеосферы (географической оболочки). Практически пространственные рубежи последней можно считать предельными для географической среды. Поэтому, по-видимому, можно говорить о глобальной системе природа—общество в рамках эпигеосферы как целого. Однако специфика географического подхода требует не останавливаться на уровне глобальной системы, а идти дальше, что предполагает иерархичность систем данного класса, т. е. наличие соподчиненных блоков разного порядка с отчетливыми пространственными (территориальными) характеристиками. Попытки некоторых географов последовательно применить системный подход к изучению взаимоотношений общества и географической среды в территориальном аспекте привели к представлению об интегральных геосистемах, но здесь мы сталкиваемся с определенными методологическими трудностями. Первая из них состоит в территориальной несовместимости двух блоков предполагаемой системы, т. е. в несовпадении границ природных и социально-экономических территориальных систем. Одни специалисты выходят из положения, принимая некие условные («компромиссные») рубежи, другие пытаются рассматривать систему в границах социально-экономических, а практически политико-административных территориальных подразделений (см. разд. 3.15). И то и другое нельзя считать корректным. Вторая методологическая проблема заключается в определении системообразующих связей. Чаще всего декларируется примат социально-экономического начала: системообразующие связи обусловлены общественными потребностями и законами. Центром системы является общество, а природная среда образует ее периферию, т. е. оказывается во второстепенном, подчиненном положении. Таким образом, «интегральная» геосистема приобретает односторонний характер, она уподобляется экосистеме, но если последняя биоцентрична и ее «хозяином» является биота или ее отдельные представители, то системы, квалифицируемые как интегральные, по существу своему антропоцентричны. Подобный односторонний подход не обеспечивает «равноправия» двух блоков и учета многосторонних прямых и обратных связей между ними.
Вопрос о системообразующих связях тесно сопряжен с проблемой специфических закономерностей взаимодействия природы и общества. Проблема эта уже в течение длительного времени привлекает к себе внимание как географов, так и философов, но до сих пор не имеет сколько-нибудь приемлемого решения. Многие географы высказывали убеждение в том, что такие законы существуют или должны существовать, но еще никому не удалось убедительно сформулировать хотя бы один из таких законов. Некоторые попытки приводят к тому же антропоцентризму, а точнее сказать, к антропоморфизму или социоморфизму, т.е. переносу общественных закономерностей на природу, о чем уже упоминалось ранее. В природно-общественн^гх системах переплетаются самые разнообразные связи и закономерности, но в каждом конкретном процессе всегда можно различить действия природных и общественных закономерностей. При этом нельзя смешивать понятия причинности и закономерности, факторы процесса с его механизмом, что, к сожалению, часто наблюдается. В реальной действительности мы постоянно встречаемся с такими природными процессами, причиной которых, или толчком к их возникновению, служат социально-экономические факторы; но, раз возникнув, такой процесс протекает по природным законам. Овраг может возникнуть как в силу естественных причин, так и в результате человеческой деятельности, но оврагообразование — типично природный процесс, и во втором случае вряд ли было бы уместно говорить о действии общественных или неких «смешанных» закономерностей: общественные закономерности играют здесь лишь косвенную роль. Социально-экономические причины побуждают человека как по существу внешнего фактора высаживать леса, удобрять почву, но рост посаженного леса и изменение удобренной почвы происходят по природным законам. Мы говорим об антропогенных оврагах, почвах и т. д., но в этом термине заложена лишь причинность возникновения, а не закономерность функционирования и развития. Географу постоянно приходится иметь дело с процессами, причинность которых двояка, но механизм один и тот же. Выяснение причин и факторов, конечно, необходимо, но это меньше, чем полдела, главная же задача состоит в том, чтобы разобраться в сущности (механизме) процесса, а для этого следует анализировать все его составляющие и те закономерности, которые их обусловливают. С этой точки зрения идея о ведущей роли общественных закономерностей, как и поиски неких «смешанных» закономерностей, представляются малоконструктивными. Многообразие связей между природными и социально-экономическими явлениями предопределяет множественность природ-но-общественных территориальных систем, специализированных по функциональным признакам (природно-рекреационных, при-родно-хозяйственных разных типов и др.), перекрывающихся в пространстве. Подобные системы следует рассматривать не как интегральные, а как частные, или парциальные, поскольку они не охватывают весь комплекс взаимоотношений природы и общества на данной территории, а пространственные границы двух составляющих (подсистем), как правило, не совпадают. К этому классу систем можно отнести, в частности, так называемые геотехнические системы, состоящие из технологических объектов и занятых ими, а также прилегающими природными геосистемами. Нельзя сказать, что геотехнические системы имеют достаточно четкое определение. В качестве их примеров называют водохранилище с прилегающим бассейном, поле, территорию городской застройки. Идея А. Ю. Ретеюма о нуклеарных системах, рассмотренная в гл. 2, очевидно, также не решает проблемы интегральных территориальных систем. Как и в геотехнических системах, здесь мы имеем дело с нарушением целостности природных геосистем и неопределенностью общих границ системы. Таким образом, все предлагаемые варианты природно-обще-ственных систем следует рассматривать как парциальные системы, лишь в той или иной степени охватывающие взаимосвязи между природными и общественными территориальными системами. В исследовательских и прикладн^гх целях допустимо различать два типа моделей природно-общественн^гх территориальных систем. 1. Модели, в которых системообразующая роль отводится об щественной подсистеме и общественным связям; ими определя ются более или менее условные рубежи всей системы. Сюда мож но отнести антропогенные нуклеарные системы А. Ю. Ретиюма и, по-видимому, если не все, то подавляющее большинство геотех нических систем. 2. Модели, в которых системообразующую роль играют при родные геосистемы; к последним «привязываются» все природно-общественные связи и их границами определяются пределы всей системы. По существу, природно-общественные системы этого типа совпадают с антропогенезированными (обычно неточно называе мыми антропогенными) ландшафтами и геосистемами (природ-но-территориальными комплексами) других рангов, в той или иной степени затронутыми и преобразованными хозяйственной деятельностью человека (см. разд. 4.11). Системы этого класса пред ставляют собой наиболее адекватный объект для комплексного исследования антропогенных воздействий на природную среду,
1 Природа, техника, геотехнические системы / Отв. ред. В.С.Преображенский. — М., 1978. 272 но как показывает опыт, они весьма перспективны и для изучения многообразных связей, направленных от природной среды к человеку. Можно предположить (в качестве гипотезы), что понятие интегральная природно-общественная система в полном смысле этого слова реализуется лишь на двух крайних ступенях иерархического ряда геосистем — верхнем, т.е. на уровне глобальной геосистемы (эпигеосферы), о чем уже упоминалось ранее, и нижнем, т.е. на уровне фации как предельной ступени территориальной географической дифференциации. Географическая однородность фации обеспечивает однозначный эффект антропогенного воздействия и однозначный «ответ» геосистемы на это воздействие. С переходом геосистем на региональный уровень ареалы природных геосистем и форм человеческой деятельности все более расходятся, и реальность вычленения единых (интегральных) природно-об-щественных систем становится проблематичной.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|