Памяти Зигмунда фрейда
ПАМЯТИ ЗИГМУНДА ФРЕЙДА (умер в сентябре 1939 г. ) [177]
Когда нам стольких нужно хоронить, когда скорбим публично, на виду, когда эпохи целой пересуды пытают хрупкость совести и мук,
о ком нам говорить? Ведь ежедневно от нас уходят те, кто был к нам добр, кто ведая, что труд их — капля в море, надеялись жизнь улучшать по капле.
Таким был доктор. В восемьдесят лет желал он знать о бытие, чье непокорство угрозой с лестью звали к послушанью так много юных вероятных перспектив.
В желании отказано, и он закрыл глаза в последней, столь привычной всем нам сцене: в кругу проблем, стоящих, как родня, ревниво озадаченная смертью.
С ним остававшиеся до конца объекты его исследований: фауна ночей и тени, ждавшие черед войти в светящийся чертог его вниманья,
разочарованы, рассеялись вокруг, как только был оторван он от дела, чтоб в Лондоне вернуться вновь на землю евреем важным, умершим в изгнанье.
Была лишь ненависть довольна, расширяя былую практику средь темной клиентуры, что верит в исцеление убийством и в пепел обращенными садами. Они всё живы,
но уже в том мире, который изменил он, глядя в прошлое без ложных сожалений, используя всего лишь память старца и искренность наивного ребенка.
Умен он вовсе не был, убеждая несчастное Сегодня наизусть читать Вчера, как заданный стишок, пока вдруг не запнется на строке,
где Прошлого таятся обвиненья, и не узнает вдруг, кто вынес приговор, как полноценна жизнь была и как глупа, как умиротворенно безмятежна, способная быть с Будущим на " ты" без гардероба лишних оправданий и без набора масок прямоты
или смущения от фамильярных жестов.
Не удивительно, что дряхлые культуры тщеславия предвидели в ученье о нестабильности и низверженье принцев, и выгодных им комплексов расстройства.
И коль он прав, то почему не стали все жить похоже? Почему, как прежде, монолитно государство, и не могут противники его объединиться?
Конечно же, они взывали к Богу, он — продолжал свой путь к зловонным рвам, к Пропавшим вместе с Данте, вниз к влачащим жизнь отверженных калекам.
Он показал, что зло, как нам казалось, не наказуемый поступок, а безверье, бесчестное стремленье к отрицанью, и вожделенье угнетателя. И если
все атрибуты позы деспотизма, отцов запреты, коим он не верил, сквозят в его словах и поведеньи, то это мимикрия лишь того,
кто долго жил среди врагов, и часто, будучи неправ, порой абсурден, казался нам уже не человеком, но целым климатом разнообразных мнений,
в котором мы растим все наши жизни: он только за и против, как погода; гордыне возгордиться чуть сложнее, но все ж возможно. Желание тирана
расквитаться растает в равнодушье. Он окружает нас в привычках роста, он достигает немощных в забытых богом дальних княжествах, калек
ликующих, почуяв рост костей. Дитя несчастное в игрушечной вселенной, очаг, покинутый свободой, улей, сочащий мед из страха и тревог,
теперь спокойнее в надежде уцелеть. Сокрытые от нас травой забвенья, давно забытые названья и объекты, в сиянии его воодушевленья
вернулись к нам в их драгоценном блеске: все игры, что бросаем мы, взрослея, смешившая нас непристойность звуков, в уединеньи корчимые рожи.
Он хочет большего от нас: свобода — суть одиночество; он бы сложил чужие половинки, на что нас разбивает в благих намерениях наша справедливость,
развил бы остроумие и волю — имущество прилаженное нами лишь для бесплодных диспутов, сынам же вернул бы гамму чувств их матерей. Но более всего ему хотелось в нас вызвать жажду к тайнам темноты, не только из-за игр воображенья, что с легкостью дарует ночь; ей наша
нужна любовь: с печальными глазами ее гонимые прелестные исчадья в немой тоске нас ждут и умоляют их в будущее повести с собой,
что в нашей власти. Им была бы радость, как он, служить на ниве просвещенья, превозмогая крик толпы: " Иуды! ", как он терпел, и терпят все, кто служит.
Умолк глас разума. Над дорогой могилой одето в траур Импульса семейство: скорбит о нем градостроитель Эрос, рыдает анархистка Афродита.
Ноябрь 1939
МЫ ВЫРОСЛИ СЕГОДНЯ [178]
Сегодня выше мы; напомнил этот вечер Прогулки по безветренному саду, Где в гравии вдали от ледника бежит ручей.
Приносят ночи снег, и воют мертвецы Под мысами, в их ветренных жилищах, Затем, что слишком легкие вопросы Задал Противник пустоте дорог.
Мы счастливы теперь, хоть и не рядом, Зажглась долина огоньками ферм; На мельнице замолкли молотки, И по домам расходятся мужчины.
Рассветный шум кому-то даст свободу, но не Этот мир, что не оспорить птицам: преходящий, Но в данный миг в согласии с тем, что Свершилось в этот час, в любви иль поневоле.
КАНОНИЧЕСКИЕ ЧАСЫ [179] HORAE CANONICAE [180] IMMOLATUS VICERIT [181]
PRIME
Одновременно и почти беззвучно, Внезапно, произвольно, на рассвете, Во время хвастовства зари, ворота В сокрытый мир распахивает тело: Характера и разума ворота, Слоновой кости и простого рога. [182] Они, вращаясь, хлопая, сметают В одно мгновенье хлам ночной мятежных Провинций тела, злобных, безобразных, Негодных, второсортных и бесправных, Осиротевших, овдовевших из-за Какой-то исторической ошибки: И, вызванный стать видимым из тени, Небытия, явиться на витрину, Без имени, судьбы, я просыпаюсь Меж этим телом и грядущим днем.
Свят этот миг, всецело и по праву, В своем беспрекословном послушаньи Короткому, как вспышка, крику света, Вблизи, как простыня, вокруг, как стены, Как камень равновесие обретший
В одежде гор, мир рядом существует, Я знаю, что я есть, не одинокий, Но с миром здесь и радуюсь тому, что, Нераздраженной повинуясь воле, Могу назвать своею руку рядом. Могу призвать и память, чтоб назваться, Могу восстановить ее маршруты Хулы и похвалы, мне улыбнется Мгновенье это, день еще не тронут, И я Адам безгрешный у истоков, Адам, еще до всех его деяний.
Мой вдох, конечно, — это есть желанье Чего бы то ни стоило, быть мудрым, Быть непохожим, умереть, цена же, — Неважно почему, — потеря Рая, Конечно, и сам я, задолжавший смерть: Стремленье гор, недвижимое море У плоских крыш рыбацкого поселка, Что безмятежно спит покуда в лоне, Как дружбы нет меж солнцем и прохладой, Лишь сосуществованье, так и плоть Не ровня мне, мой нынешний сообщник — Убийца мой, и имя мое значит Заботы историческую долю О городе — лжеце, себя взрастившем, Напуганном задачей нашей, смертью, Что, верно, спросит наступивший день.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|