"Перикл", акт II, сцена 1.
" Перикл", акт II, сцена 1.
Рыбаки добродетельны, потому что трудом добывают хлеб насущный и еще потому, что плоды их труда зримы. Особое место в этой галерее персонажей занимает Якимо. Его беда не в ущербной любви к ближнему, а в отсутствии определенности в отношениях с самим собой. Вспомните других мерзавцев у Шекспира, — того же Яго: они точно знают, чего хотят и с самого начала приступают к осуществлению злодейских замыслов. Якимо не стремится убивать, он хочет выглядеть щеголем. Он изъясняется настолько туманно, что никто его не понимает. Больше всего он похож на Армадо из " Бесплодных усилий любви". Пытаясь соблазнить Имогену, он выражается так неясно, что ей приходится спросить: " Но что / Так удивляет вас?.. Что с вами? / Вы не больны? " (" Цимбелин", I. 6). Якимо страдает глоссолалией — признак того, что он неспособен установить отношения ни с другими людьми, ни с самим собой. В финале пьесы, уже раскаявшись и намереваясь признать свою вину, он говорит так путано и сложно, что Цимбелин восклицает: " Скорее к делу! / Я словно на горячих углях… Ближе, ближе к делу" (" Цимбелин", V. 5). Когда Якимо, наконец, молит о прощении, мы чувствуем, что он изменился, потому что изменилась его речь. Постум говорит, что победил его в битве и " мог убить" (" Цимбелин", V. 5), и Якимо, опускаясь на колени, отвечает:
Я вновь у ног твоих. Теперь меня повергла наземь совесть> Как прежде мощь твоя. " Цимбелин" акт V, сцена 5.
Якимо предлагает Постуму пари только потому, что у него нет отношений с другими, нет личности. С другими его связывает случай и разве что дух соперничества. Он хочет выиграть пари и поэтому лжет, навлекая беду, хотя и не получает от этого удовлетворения, — он ничтожен и несчастлив.
Все в этих пьесах обращено к финальной сцене, в которой происходит примирение. События прошлого придают сцене примирения особую выразительность. Дурные отношения становятся хорошими, или, скажем по другому, благодаря перенесенным страданиям люди начинают больше дорожить отношениями. Любовь Перикла к Марине объемлет целый мир:
Перикл О блаженство! Но почему я так одет ужасно? Подать мне платье! — Дочь моя Марина, Пусть небеса тебя благословят. — Я слышу звуки дивные. — Марина! Все расскажи подробно Геликану. Мне кажется, еще в сомненье он, Что подлинно ты дочь моя. — Послушай: Откуда эта музыка опять? Геликан Я ничего не слышу, государь. Перикл Ты музыки небесных сфер не слышишь. — А ты, Марина, слышишь? Лизимах Говорите, Что слышите; нельзя ему перечить. Перикл О звуки дивные! Лизимаху. Ты слышишь их? Музыка. Лизимах Отлично слышу, государь. " Перикл", акт V, сцена 1.
В " Цимбелине" Постум говорит Якимо, своему врагу.
Не склоняй колен. Я властен лишь прощать и зло забыть. Вся месть моя — прощение. Живи И стань честней! " Цимбелин" акт V, сцена 5.
А Цимбелин заключает:
Достойные слова! Великодушию нас учит зять. Прощенье всем! " Цимбелин", акт V, сцена 5.
" Прощенье всем! " — вот лейтмотив поздних пьес Шекспира, струна, звучащая в каждой из них. Персонажи здесь — не обособленные личности, они не вызывают симпатии, как Беатриче и Розалинда, и не ужасают, как заключенные в темницу себялюбия герои трагедий. Но, подобно сказке, этот мир таков, каким мы хотели бы его видеть, и от этого слезы подступают к горлу.
Зимняя сказка
30 апреля 1947 года
" Зимняя сказка" — удачная переработка " Перикла". Темы остаются прежними: разлука и воссоединение, смерть и возрождение, буря и музыка.
В " Перикле" добро и зло сосредоточены на разных полюсах. Герой " Перикла" жалок, он просто страдает. Его не искушают, как Иова, проклясть Бога и умереть, он — хороший человек. " Зимняя сказка" — пьеса более сложная, она ближе к жизни и совершенней эстетически. Тема ревности сближает ее с " Отелло" и " Цимбелином". Обращение к пасторальной традиции в побочном сюжете напоминает " Как вам это понравится": так, встреча пастухов в Богемии соответствует обществу в Арденнском лесу. Начнем с пасторали. Какова тема " Зимней сказки", почему она эстетически интересна? Это исследование мифа об Эдеме. Человек изгнан из Эдемского сада и может вновь достичь земного рая только через раскаяние и очистительные страдания, как Леонт. В побочном сюжете присутствует комический Эдем, с комическим змием — Автоликом. Пьеса начинается с диалога, в котором слышны райские ноты, восторг и взаимная любовь. Архидам и Камилло обмениваются похвалами и игриво предаются самоосуждению, а также молятся о продолжении великой дружбы между Леонтом и Поликсеном:
Камилло Они вместе воспитывались в детстве, и тогда возникли корни их дружбы, которая с тех пор пускает все новые ветви. < … > И небо да продлит их любовь! Архидам Я полагаю, нет такой причины, нет такой беды, которая могла бы ее разрушить.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|