Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методы исследования дыхательной системы

1. Частота дыхательных движений (ЧДД). Подсчитывается число дыхательных движений, сделанных ребенком за минуту. Измеряется в движениях в минуту. Показатель зависит от возраста. В таблице 4 приведены средние значения данного показателя для детей разного пола и возраста.

 

Таблица 4 – Частота дыхательных движений у детей 6-16 лет

Пол/возраст 6 7 8 9 10 11 12 13 16
Мальчики До 25 12-19 12-20 14-20 13-19 13-19 13-19 12-18 12-18
Девочки До 25 13-21 13-19 15-19 14-20 14-20 15-19 14-18 14-18

 

2. Окружность грудной клетки. Измеряется с помощью сантиметровой ленты. Показатель зависит от возраста. В таблице 5 приведены средние значения данного показателя для детей разного пола и возраста.

 

Таблица 5 – Окружность грудной клетки у детей 6-16 лет

Пол/возраст 6 7 8 9 10 11 12 13 16
Мальчики 58,41-60,05 59,44-61,10 61,70-63,68 62,89-64,62 65,25-67,81 67,88-70,24 70,11-73,32 73,35-76,82 86,99-88,93
Девочки 56,33-57,93 58,08-60,17 59,36-61,19 60,45-62,86 63,44-66,07 66,99-69,99 71,08-74,76 73,51-76,61 80,79-82,60

 

3. Экскурсия грудной клетки. Измеряется с помощью сантиметровой ленты. Это разница между окружностью грудной клетки при максимальным вдохом и максимальном выдохе в сантиметрах. Средний показатель – 3-7 см.

4. Проба Штанге. Проводится в положении сидя. Ребенок делает три глубоких вдоха и на неполном четвертом вдохе задерживает дыхание, зажав нос пальцами. По секундомеру определяется время задержки дыхания. В таблице 6 приведены средние значения данного показателя для детей разного пола и возраста.

 

Таблица 6 – Проба Штанге для детей 6-16 лет

Возраст в годах Мальчики Девочки
6 30 26
7 36 30
8 40 36
9 44 40
10 50 50
11 51 44
12 60 48
13 61 50
14 64 54
15 68 60
16 71 64

 

5. Проба Генчи. Проводится в положении сидя. Испытуемый с зажатым носом делает свободный выдох через рот и сидит с закрытым ртом до появления неприятных ощущений. В таблице 7 приведены средние значения данного показателя для детей разного возраста и пола.

 

Таблица 7 – Проба Генчи для детей 6-16 лет

Возраст в годах Мальчики Девочки
6-7 14 14
8 18 17
9 19 18
10 22 21
11 24 20
12 22 22
13 24 19
14 25 24
15 27 26
16 29 28

 

Методы антропологических исследований

1. Рост стоя. Измеряется ростомером. Ребенок становится спиной к вертикальной стойке, касаясь ее пятками, ягодицами и межлопаточной областью. Планшетку опускают до соприкосновения с головой. Измеряется в сантиметрах. В таблице 8 приведены средние значения данного показателя для детей разного возраста и пола.

 

Таблица 8 – Средние показатели роста для детей 6 -16 лет

Возраст в годах Мальчики девочки
6 114,45-120,99 113,93-120,29
7 119,76-128,22 119,61-127,18
8 125,18-132,12 124,76-132,00
9 130,55-138,24 129,10-136,95
10 136,05-144,39 134,93-142,95
11 140,43-149,01 141,17-150,25
12 145,56-155,13 147,56-157,48
13 151,94-162,46 152,97-161,35
14 158,77-170,39 157,95-165,23
15 166,71-177,41 160,55-167,96
16 171,50-179,37 161,32-168,44

2. Масса тела. Определяется взвешиванием на электронных весах. Измеряется в килограммах. В таблице 9 приведены средние значения данного показателя для детей разного возраста и пола.

 

Таблица 9 – Средние показатели массы тела для детей 6 -16 лет

Возраст в годах Мальчики Девочки
6 21,11-22,91 20,37-22,15
7 22,88-24,73 23,12-24,90
8 25,88-28,39 24,60-27,14
9 28,13-30,80 26,54-29,47
10 31,21-34,62 29,51-33,07
11 34,44-37,82 33,18-37,44
12 37,66-42,13 39,03-44,27
13 42,81-47,98 41,89-46,66
14 48,78-54,99 47,30-51,48
15 55,75-62,19 51,23-54,54
16 61,41-66,02 52,74-56,83

 

3. Индекс массы тела – индекс Кетле. Определяется по соответствию массы и длины тела, позволяющий оценить массу тела ребенка как оптимальную, избыточную или недостаточную.

 

ИМТ=М/Р2,

 

где ИМТ – индекс массы тела, кг/м2;

М – масса тела, кг;

Р – длина тела, м.

Норма ИМТ, свидетельствующая о гармоничности физического развития, дифференцирована для различных возрастных групп и составляет для:

6-8-летних детей (обоего пола)                   16

9-10-летних детей (обоего пола)                 17

11- летних детей (обоего пола)                   18

12- летних детей (обоего пола)                   19

13-16-летних мальчиков                             20

13-14-летних девочек                                  20

15-16-летних девочек                                  21

Увеличение индекса на 2 единицы свидетельствует об избыточности массы тела, снижение на 2 единицы – о дефиците.

Метод оценки адаптационного потенциала

Адаптационный потенциал (АП) – показатель, интегрально отражающий степень адаптации, функциональные резервы организма, прогнозирует здоровье и степень напряжения механизмов регуляции.

АП=0,011*(ЧСС)+0,014*(СД)+0,008+(АДд)+0,014*(В)+

+0,009*(М)-0,009*(Р)-0,27,

где АП – адаптационный потенциал, баллы;

ЧСС – уд/мин;

АДс – систолическое давление, мм рт.ст.;

АДд– диастолическое давление, мм рт.ст.;

В – возраст, лет;

М – масса тела, кг;

Р – длина тела, см;

0,27 – независимый коэффициент.

Пороговые значения АП составляют:

ü при нормальной (удовлетворительной адаптации) – до 1,90 балла;

ü при напряжении механизмов адаптации – 1,91-2,09 балла;

ü при неудовлетворительной адаптации – 2,10-2,28 балла;

ü при срыве адаптации – 2,29 и более баллов.

Оценка АП позволяет выделить группу детей с разным уровнем здоровья и определить потенциальную способность организма адаптироваться к режиму дня и физическим нагрузкам. Помогает выявить величину и направленность изменения здоровья, физической тренированности при динамическом наблюдении, определить характер рекомендаций и необходимых мероприятий [52].

 

Анкетирование

Анкетирование использовалось для исследования работы желудочно-кишечного тракта и нервной системы.

Для оценки деятельности ЖКТ и нервной системы разработан лист-опросник, представленный в таблице 10.

 

Таблица 10 – Лист-опросник

жалуется на боли в области живота редко часто никогда
аппетит хороший плохой как когда
запор редко часто никогда
понос редко часто никогда
головные боли редко часто никогда
головокружение редко часто никогда
сон хороший беспокойный, часто просыпается частая бессонница
настроение чаще хорошее чаще плохое чаще нейтральное
общительность общителен малообщителен замкнут в себе

 

Анкету заполняют родители (детей до 14 лет) и сами дети 14-16 лет. При заполнении необходимо учитывать состояние за 6 месяцев до курса. При повторном обследовании – за время занятий иппотерапией.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...