Методы исследования дыхательной системы
1. Частота дыхательных движений (ЧДД). Подсчитывается число дыхательных движений, сделанных ребенком за минуту. Измеряется в движениях в минуту. Показатель зависит от возраста. В таблице 4 приведены средние значения данного показателя для детей разного пола и возраста.
Таблица 4 – Частота дыхательных движений у детей 6-16 лет
2. Окружность грудной клетки. Измеряется с помощью сантиметровой ленты. Показатель зависит от возраста. В таблице 5 приведены средние значения данного показателя для детей разного пола и возраста.
Таблица 5 – Окружность грудной клетки у детей 6-16 лет
3. Экскурсия грудной клетки. Измеряется с помощью сантиметровой ленты. Это разница между окружностью грудной клетки при максимальным вдохом и максимальном выдохе в сантиметрах. Средний показатель – 3-7 см. 4. Проба Штанге. Проводится в положении сидя. Ребенок делает три глубоких вдоха и на неполном четвертом вдохе задерживает дыхание, зажав нос пальцами. По секундомеру определяется время задержки дыхания. В таблице 6 приведены средние значения данного показателя для детей разного пола и возраста.
Таблица 6 – Проба Штанге для детей 6-16 лет
5. Проба Генчи. Проводится в положении сидя. Испытуемый с зажатым носом делает свободный выдох через рот и сидит с закрытым ртом до появления неприятных ощущений. В таблице 7 приведены средние значения данного показателя для детей разного возраста и пола.
Таблица 7 – Проба Генчи для детей 6-16 лет
Методы антропологических исследований 1. Рост стоя. Измеряется ростомером. Ребенок становится спиной к вертикальной стойке, касаясь ее пятками, ягодицами и межлопаточной областью. Планшетку опускают до соприкосновения с головой. Измеряется в сантиметрах. В таблице 8 приведены средние значения данного показателя для детей разного возраста и пола.
Таблица 8 – Средние показатели роста для детей 6 -16 лет
2. Масса тела. Определяется взвешиванием на электронных весах. Измеряется в килограммах. В таблице 9 приведены средние значения данного показателя для детей разного возраста и пола.
Таблица 9 – Средние показатели массы тела для детей 6 -16 лет
3. Индекс массы тела – индекс Кетле. Определяется по соответствию массы и длины тела, позволяющий оценить массу тела ребенка как оптимальную, избыточную или недостаточную.
ИМТ=М/Р2,
где ИМТ – индекс массы тела, кг/м2; М – масса тела, кг;
Р – длина тела, м. Норма ИМТ, свидетельствующая о гармоничности физического развития, дифференцирована для различных возрастных групп и составляет для: 6-8-летних детей (обоего пола) 16 9-10-летних детей (обоего пола) 17 11- летних детей (обоего пола) 18 12- летних детей (обоего пола) 19 13-16-летних мальчиков 20 13-14-летних девочек 20 15-16-летних девочек 21 Увеличение индекса на 2 единицы свидетельствует об избыточности массы тела, снижение на 2 единицы – о дефиците. Метод оценки адаптационного потенциала Адаптационный потенциал (АП) – показатель, интегрально отражающий степень адаптации, функциональные резервы организма, прогнозирует здоровье и степень напряжения механизмов регуляции. АП=0,011*(ЧСС)+0,014*(СД)+0,008+(АДд)+0,014*(В)+ +0,009*(М)-0,009*(Р)-0,27, где АП – адаптационный потенциал, баллы; ЧСС – уд/мин; АДс – систолическое давление, мм рт.ст.; АДд– диастолическое давление, мм рт.ст.; В – возраст, лет; М – масса тела, кг; Р – длина тела, см; 0,27 – независимый коэффициент. Пороговые значения АП составляют: ü при нормальной (удовлетворительной адаптации) – до 1,90 балла; ü при напряжении механизмов адаптации – 1,91-2,09 балла; ü при неудовлетворительной адаптации – 2,10-2,28 балла; ü при срыве адаптации – 2,29 и более баллов. Оценка АП позволяет выделить группу детей с разным уровнем здоровья и определить потенциальную способность организма адаптироваться к режиму дня и физическим нагрузкам. Помогает выявить величину и направленность изменения здоровья, физической тренированности при динамическом наблюдении, определить характер рекомендаций и необходимых мероприятий [52].
Анкетирование Анкетирование использовалось для исследования работы желудочно-кишечного тракта и нервной системы. Для оценки деятельности ЖКТ и нервной системы разработан лист-опросник, представленный в таблице 10.
Таблица 10 – Лист-опросник
Анкету заполняют родители (детей до 14 лет) и сами дети 14-16 лет. При заполнении необходимо учитывать состояние за 6 месяцев до курса. При повторном обследовании – за время занятий иппотерапией.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|