Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Изучение эффективности комплексной программы физической реабилитации с использованием иппотерапии для детей 6-16 лет c соматическими заболеваниями

 

Анализ данных педагогического эксперимента проводился по нескольким блокам:

- анализ антропометрических данных,

- анализ адаптационного потенциала,

- анализ деятельности сердечно-сосудистой системы,

- анализ деятельности дыхательной системы,

- анализ деятельности ЖКТ и нервной системы по результатам анкетирования.

Анализ антропометрических данных (приложение А, Д1)

1. Длина тела – среднее значение по всем детям до исследования составило 147,5±4,47 см.

Выше среднего значения для своего возраста выявлено у 5 человек, что составляет 29,4%. Наибольший результат у Вики-16лет и Виктории-16лет – по 174 см. Эти данные соответствуют высокому результату.

Ниже среднего значения для своего возраста выявлено у 1 человека, что составляет 5,9%. Наименьший результат у Анны-16лет – 158 см. Эти данные соответствуют показателю ниже среднего.

После исследования среднее значение по всем детям, независимо от возраста составило 148,1±4,4см. Прибавка в росте в среднем составила 0,5% (от 0,3 до 2,1%). Наибольший процент прироста у Игоря-7лет – на 2,1%. У 6 человек этот показатель не изменился.

Разница между средними показателями до и после исследования, оцениваемая по критерию Стьюдента для малых зависимых выборок, является статистически достоверной (tнабл.=3,44>tкрит.=2,92) с вероятностью более 0,99.

2. Масса тела – до исследования среднее значение по всем детям составило 40,7±3,37 кг.

Выше среднего значения для своего возраста выявлено у 6 человек, что составляет 35,2%. Наибольший результат для своего возраста у Ильи-12лет.

Ниже среднего значения для своего возраста выявлено у 1 человек, что составляет 5,9% – у Анны-16лет. Ее показатель соответствует уровню ниже среднего.

После исследования среднее значение по всем детям, независимо от возраста, составило 41,5±3,27 кг. Прибавка составила в среднем 2,5% (от 0,6 до 9,3%).

У 2 человек наблюдается снижение массы тела в среднем на 3%. Но учитывая, что у этих детей (Илья-12лет и Виктория-16лет) до исследования был выявлен избыток массы тела, то снижение данного показателя также является положительным результатом.

Детей с показателем массы тела ниже среднего не выявлено.

Разница между средними показателями до и после исследования, оцениваемая по критерию Стьюдента для малых зависимых выборок, является статистически достоверной (tнабл.=2,83>tкрит.=2,58) с вероятностью более 0,98.

3. Индекс Кетле – среднее значение для всех детей до исследования составило 18,1±0,58.

Дефицит индекса для своего возраста выявлен у 5 человек, что составляет 29,4%.

Избыток индекса для своего возраста выявлено у 5 человек, что составляет 29,4%. Таким образом, за пределами среднестатистического значения оказались показатели 10 детей, что составляет 58,8%.

После исследования были выявлены следующие результаты: дефицит индекса для своего возраста выявлен у 3 человек, что составляет 17,6% от общего числа детей; избыток индекса – у 3 детей, что так же составляет 17,6% от общего числа детей. За пределами среднестатистического значения оказались показатели 6 детей, что составляет 35,3%. Улучшение показателя на 23,5%.

Среднее значение для всех детей после исследования составило 18,4±0,51.

4. Окружность грудной клетки – среднее значение для всех детей до исследования составило 69,5±2,26 см.

Ниже среднего показателя для своего возраста выявлено у 6 человек, что составляет 35,3%. Наиболее низкий результат показали Артем-11лет, Катя-12лет и Вика-16лет. Их значения соответствуют низкому показателю.

После исследования были выявлены следующие результаты: ниже среднего значения показатель был у 5 детей, что составляет 29,4%, выше среднего у 4 детей – 23,5%.

Среднее значение для всех детей после исследования составило 70,1±2,24 см, произошло увеличение показателя в среднем на 1,9% (от 1,13 до 6,06%). Наибольший прирост (на 6,06%) отмечен у Кати-12лет. У 5 детей показатель до и после эксперимента не изменился, что составило 29,4% от общего числа детей. У 2 детей отмечается снижение показателя. В случае Виктории-16лет (на 2,27% – 2 см) это произошло вследствие снижения массы тела; в случае Влада-6лет (на 1,75% – 1 см) – можно объяснить неточностью первого исследования (ребенок не стоял ровно).

Разница между средними показателями до и после исследования, оцениваемая по критерию Стьюдента для малых зависимых выборок,является статистически достоверной (tнабл.=1,98>tкрит.=1,94) с вероятностью более 0,93.

Адаптационный потенциал (приложение А, Д1)

Это показатель, отражающий функциональные резервы организма. Средний показатель по всем детям до исследования составил – 1,8±0,05 балла. Это, в целом, хороший результат.

- нормальный (удовлетворительный) уровень адаптации выявлен у 11 человек, что составляет 64,7% от общего числа детей;

- напряжение механизмов адаптации выявлено у 3 человек, что составляет 17,6% от общего числа детей;

- неудовлетворительная адаптация – у 3 человек, что составляет 17,6% от общего числа детей.

После исследования были получены следующие результаты:

- нормальный (удовлетворительный) уровень адаптации выявлен у 13 человек, что составляет 76,5% от общего числа детей;

- напряжение механизмов адаптации выявлено у 3 человек, что составляет 17,6% от общего числа детей;

- неудовлетворительная адаптация у 1 человека, что составляет 5,9% от общего числа детей.

Среднее значение для всех детей после исследования составило 1,8±0,04 балла. Таким образом, отмечается улучшение показателя на 13,8% (за счет снижения неудовлетворительной адаптации).

Разница между усредненными показателями до и после исследования, оцениваемая по критерию Стьюдента для малых зависимых выборок является статистически достоверной (tнабл.=2,99>tкрит.=2,92) с вероятностью более 0,93.

Таблица 16 – Результаты средних показателей антропометрического исследования и адаптационного потенциала у детей, занимающихся иппотерапией

Время обследования Длина тела, см Масса тела, кг Окружность грудной клетки, см Индекс Кетле Адаптационный потенциал, баллы
До эксперимента 147,5±4,47 40,7±3,37 69,5±2,26 18,1±0,58 1,8±0,05
После эксперимента 148,1±4,4 41,5±3,27 70,1±2,24 18,4±0,51 1,8±0,04
Р< 0,01 0,02  – 0,01  –
∆(%) 0,05 2,5 0,88 2,03 0,22

 

Анализ деятельности сердечно-сосудистой системы

1. Артериальное давление (приложение Б, Д2). В ходе первого измерения выявлено, что полученные результаты в целом соответствуют среднему показателю нормы. Среднее значение показателя по всем детям: АДс – 101,5±2,87 мм рт.ст, АДд – 62,6±2,19 мм рт.ст., ПД – 38,8±1,63 мм рт.ст.

Однако были выявлены следующие отклонения от нормы:

- незначительное уменьшение максимального давления выявлено у 9 человек, что составило 52,9% группы;

- незначительное уменьшение минимального давления выявлено у 4 человек, что составило 23,5% группы;

- уменьшение ПД выявлено у 2 человек, что составило 11,8%. В обоих случаях этот показатель меньше из-за пониженного минимального давления;

- увеличение ПД выявлено у 1 человека, что составило 5,9% от общего числа испытуемых.

Наиболее низкое давление выявлено у Ильи-12лет – 85/65 мм рт.ст., при норме для данного возраста 110/65 мм рт.ст.

После эксперимента выявлены следующие показатели АД:

- Среднее значение показателя по всем детям составило: АДс – 105,6±2,46 мм рт.ст. (увеличилось в среднем на 4,4% – от 4,8 до 17,6%), АДд – 63,2±2,31 мм рт.ст. (увеличилось в среднем на 2,5% – от -5 до 5%), ПД – 42,4±1,29 мм рт.ст. (увеличилось в среднем на 8,6% – от 5 до 15%).

- Незначительное уменьшение максимального давления выявлено у 2 человек, что составляет 11,7% группы.

- Незначительное уменьшение минимального давления выявлено у 4 человек, что составляет 23,5% группы.

- Незначительное увеличение ПД – у 5 человек, что составляет 29,4% (увеличение произошло главным образом за счет снижения минимального давления).

Неизменным оказалось АДс у 9 детей (52,9% от общего количества человек), АДд – у 13 детей (76,4% от общего количества человек), ПД – у 10 детей (58,8% от общего количества человек).

Нормализация показателя выявлена у 70,5% детей.

Разница между средними показателями до и после исследования, оцениваемая по критерию Стьюдента для малых зависимых выборок, является статистически достоверной:

- по показателю АДс tнабл.=3,34>tкрит.=2,92 с вероятностью более 0,99;

- по показателю ПД tнабл.=2,41>tкрит.=2,11 с вероятностью более 0,95.

Улучшение АДд оказалось статистически недостоверным (tнабл.=0,99>tкрит.=2,11) с вероятностью более 0,95.

2. Частота сердечных сокращений (приложение Б, Д2). В ходе первого измерения установлено, что несоответствие среднему показателю (по возрастам) было выявлено у 8 человек. Из них:

- незначительная брадикардия выявлена у 1 человека, что составило 5,9% от общего числа;

- тахикардия – у 7 человек, что составляет 41,2%.

Наибольший пульс в покое выявлен у Натальи-13лет – 104 уд/мин, при норме для данного возраста 77-82 уд/мин. Среднее значение показателя до эксперимента по всем детям составило 87,05±2,49 уд/мин.

После эксперимента результаты были следующими: снижение ЧСС отмечено у 11 детей (от 2,3 до 23,1%), неизменным остался у 5, увеличение – у 1 ребенка Егор-13лет (на 11,8%) и показатель стал в пределах нормы для данного возраста.

Незначительная брадикардия отмечена – у 2 человек (11,7% от общего числа детей); незначительная тахикардия – у 1 ребенка (5,9% от общего числа детей). Среднее значение показателя по всем детям, независимо от возраста, составило 81,06±1,54 уд/мин (снижение в среднем на 6,2%). Таким образом, нормализация частоты сердечных сокращений в покое отмечена у 82,3%.

Разница между средними показателями до и после исследования, оцениваемая по критерию Стьюдента для малых зависимых выборок, является статистически достоверной (tнабл.=3,21>tкрит.=2,92) с вероятностью более 0,99.

3. Ортостатическая проба (приложение Б, Д4). В ходе проведения ортостатической пробы до эксперимента были получены следующие результаты:

- удовлетворительный результат – у 4 человек (23,5% от общего числа испытуемых);

- неудовлетворительный результат – у 5 человек (29,4% от общего числа испытуемых);

- отрицательный результат – у 1 человека (5,9% от общего числа испытуемых). Это говорит о преобладании у испытуемого функции парасимпатической нервной системы. Следовательно, у 16 человек преобладает симпатический отдел ВНС, у одного – парасимпатический отдел.

Наихудший результат у Ильи-12лет, разница ЧСС в ходе ортостатической пробы составила 28 уд/мин.

Средний показатель по всем детям составил 14,2±2,18 уд/мин.

После эксперимента выявлены:

- удовлетворительный результат – у 4 детей (23,5% от общего числа испытуемых);

- неудовлетворительный результат – у 4 детей (23,5% от общего числа испытуемых).

После эксперимента у всех детей отмечается преобладание функции симпатического отдела со снижением его тонуса.

Средний показатель по всем детям составил 13,1±1,26 уд/мин. Снижение результата составило в среднем 7,8%.

Разница между средними показателями до и после исследования, оцениваемая по критерию Стьюдента для малых зависимых выборок, является статистически недостоверной (tнабл.=0,71<tкрит.=2,11) с вероятностью более 0,95. Это объясняется большой разбежкой изменения показателей до и после эксперимента – от -200 до 400%. Однако нормализация пробы отмечена у 52,9% детей.

4. Двойное произведение (индекс Робинсона; приложение Б, Д3).

До эксперимента были выявлены следующие результаты:

- средний показатель у 4 ребят, что составило 23,5%;

- выше среднего у 3 ребят, что составило 17,6%;

- высокий у 10 ребят, что составило 58,8%. Однако у 6-х из них высокий результат получился вследствие повышенного пульса. Таким образом, можно сказать, что у 6 человек (35,3%) неудовлетворительный результат.

В среднем по всем детям индекс Робинсона составил 87,9±2,75.

После эксперимента в среднем по всем детям индекс Робинсона составил 85,1±1,16 (что ниже исходного в среднем на 1,99%). Так как снижение индекса Робинсона наблюдается в следствие снижения ЧСС, то этот результат можно считать положительным.

Отмечается:

- средний показатель у 1 ребенка, что составило 5,9% от общего числа;

- высокий у 5 ребят, что составило 29,4%. Однако у одного из них высокий результат получился вследствие повышенного пульса, т.е. можно сказать, что у 1 человека (5,9%) неудовлетворительный результат;

- выше среднего у 10 ребят, что составило 58,8% от общего числа (главным образом, за счет снижения среднего и неудовлетворительного результата).

Разница между средними показателями до и после исследования, оцениваемая по критерию Стьюдента для малых зависимых выборок, является статистически недостоверной (tнабл.=0,18<tкрит.=2,11) с вероятностью более 0,95.

5. Систолический ообъем (приложение Б, Д3).

До эксперимента у 100% детей этот показатель в пределах нормы. Наибольшим он оказался у Влада-6лет – 62,4 мл, наименьшим у Виктрии-16лет – 37,9 мл, средним по всем детям, независимо от возраста, – 51,8±1,78 мл.

После эксперимента показатель так же в 100% случаев в пределах нормы. При этом увеличился у 1 ребенка, остался неизменным у 8 детей, снизился у 8 человек (от 0,9% до 6,4%). Главным образом снижение систолического объема произошло вследствие нормализации артериального давления. Среднее значение составило – 51,0±1,81 мл, что в среднем на 1,4% ниже исходного.

Разница между средними показателями до и после исследования, оцениваемая по критерию Стьюдента для малых зависимых выборок является статистически достоверной (tнабл.=2,01>tкрит.=1,94) с вероятностью более 0,93.

6. Минутный объем крови (приложение Б, Д3).

До эксперимента у 100% детей этот показатель в пределах и выше нормы. Наибольшим он оказался у Влада-6лет – 6,2 л, наименьшим у Виктрии-16лет – 2,9 л. Однако у 7 человек (41,1% от общего числа испытуемых) показатель выше нормы оказался из-за высокой частоты сердечных сокращений в покое. Это говорит о неэкономной работе сердца. Средний показатель по всем детям составил 4,5±0,23 л.

После эксперимента показатель так же у 100% детей в пределах и выше нормы. При этом показатель не изменился у 1 ребенка, увеличился так же у 1 ребенка. У остальных произошло снижение показателя от 2,3 до 23,5%. Изменения показателя объясняются снижением (нормализацией) ЧСС.

Средний показатель по всем детям составил 4,2±0,20 л, что в среднем на 7,4% ниже исходного.

Разница между средними показателями до и после исследования, оцениваемая по критерию Стьюдента для малых зависимых выборок, является статистически достоверной (tнабл.=4,00>tкрит.=2,92) с вероятностью более 0,99.

 


Таблица 17 – Результаты средних показателей функционального исследования детей, занимающихся иппотерапией  

Время обследования

Артериальное давление, мм рт.ст.

ЧСС,

уд/мин

СО,

мл

МОК,

л/мин

Орто- проба,

уд/мин

Индекс

Робинсона

АДс

АДд

ПД
До эксперимента

101,5±2,87

62,6± 2,19

38,8±1,63

87,5±2,49 51,8±1,78 4,5±0,23 14,2±2,18 87,9±2,25
После эксперимента

105,6±2,46

63,2± 2,31

42,4±1,29

81,06± 1,54 51,0±1,81 4,2±0,20 13,1±1,26 85,1±1,16
P<

0,01

 –

0,05

0,01 0,07 0,01  –  –
∆(%)

4,4

-2,5

8,6

-6,2 -1,4 -7,4 -7,8 -1,99
                     

 

Анализ деятельности дыхательной системы

1. Частота дыхательных движений (приложение В, Д3). Среднее значение по этому показателю до эксперимента составило 26,29±1,42 дв/мин. Тахипное в покое было выявлено у 14 человек, что составляет 82,4% от общего числа испытуемых.

После эксперимента тахипное в покое выявлено у 10 человек, что составляет 58,8% от общего числа испытуемых. При этом снижение ЧДД произошло у 100% детей в среднем на 20,4% (от 4,8 до 38,9%). Среднее значение по этому показателю составило 20,5±0,90 дв/мин, что на 20,4% ниже исходного.

Разница между средними показателями до и после исследования, оцениваемая по критерию Стьюдента для малых зависимых выборок, является статистически достоверной (tнабл.=5,63>tкрит.=2,92) с вероятностью более 0,99.

2. Экскурсия грудной клетки (приложение В, Д5). До эксперимента данный показатель соответствует норме у всех детей. Размах составил от 4 до 8 см. Среднее значение по всем детям – 5,82±0,33 см. Наилучший результат показали Света-10лет, Анна-16лет и Стас-16 лет – 8 см. Наименьший результат у Игоря-7лет, Виталия-8лет и Сергея-10лет – 4 см.

По окончанию эксперимента показатель так же соответствует норме. Размах составил от 5 до 11 см. Наибольший прирост отмечен у Кати-12лет – на 6 см (на 120%). У 1 ребенка показатель не изменился, у 1 снизился на 1 см, что можно объяснить неточностью измерения. У остальных детей отмечается увеличение размаха на 14,3-83,3%. Среднее значение по этому показателю, независимо от возраста, составило 8,24±0,56 см, что на 43,8% выше исходного.

Разница между средними показателями до и после исследования, оцениваемая по критерию Стьюдента для малых зависимых выборок, является статистически достоверной (tнабл.=5,05>tкрити.=2,92) с вероятностью более 0,99.

3. Проба Штанге (приложение В, Д4). Среднее значение до эксперимента по всем детям составляет 33,5±3,08сек.

В 100% случаев показатель ниже нормы.

После эксперимента показатель ниже нормы выявлен у 12 человек, однако улучшение результата пробы отмечается в 100% случаев. Наибольший прирост отмечен у Светы-10лет – на 74,2%. У остальных детей – от 16,2 до 72,5%. Среднее значение по всем детям составляет 46,2±3,78сек, что в среднем на 40,5% выше исходного.

Разница между средними показателями до и после исследования, оцениваемая по критерию Стьюдента для малых зависимых выборок, является статистически достоверной (tнабл.=7,69>tкрит.=2,92) с вероятностью более 0,99.

4. Проба Генчи (приложение В, Д5). Среднее значение до эксперимента по всем детям составляет 13,76±1,41 сек.

Результат ниже нормы выявлен в 100% случаев.

После эксперимента показатель ниже нормы выявлен у 7 человек (нормализация результата в 70,5% случаев). Однако улучшение результата пробы отмечается в 100% случаев. Наибольший прирост отмечен у Виталия-8лет – на 166,7%. У остальных детей – от 14,3 до 155,6%. Среднее значение по всем детям, не зависимо от возраста, составляет 21,8±1,9сек, что на 68,6% выше исходного.

Разница между средними показателями до и после исследования, оцениваемая по критерию Стьюдента для малых зависимых выборок является статистически достоверной (tнабл.=6,85>tкрит.=2,92) с вероятностью более 0,99.

 

Таблица 18 – Результаты средних показателей функционального исследования детей, занимающихся иппотерапией  

Время обследования ЧДД, дв/мин Экскурсия грудной клетки, см Проба Штанге, сек Проба Генчи, сек
До эксперимента 26,3±1,42 5,8±0,33 33,5±3,08 13,8±1,41
После эксперимента 20,5±0,90 8,24±0,56 46,2±3,78 21,8±1,9
P< 0,01 0,01 0,01 0,01
∆(%) -20,4 43,8 40,5 68,6

 

Анализ деятельности ЖКТ и нервной системы по результатам анкетирования (приложение Г, Д6)  

Проанализировав данные анкетирования до эксперимента, мыполучили следующие результаты: у исследуемых детей (по субъективным данным) так же отмечаются нарушения со стороны ЖКТ, выражающиеся частыми болями в области живота у 41,1%, частыми запорами у 23,5%, частыми поносами у 17,6%, плохим аппетитом у 35,2%. Со стороны нервной системы выявлено нарушение сна у 70,5%, частые головные боли у 64,7%, частое головокружение у 17,6%. Частое плохое настроение выявлено у 23,5%, малообщительность – у 64,7%.

После эксперимента:

- частые боли в области живота, частые поносы, частые запоры снижены на 100%;

- улучшение аппетита на 66,7%;

- улучшение сна на 160%, снижение частой бессонницы на 100%;

- снижение частых головных болей на 90,4%;

- снижение частых головокружений на 100%;

- улучшение настроения на 100%;

- увеличение общительности на 116,7%.

Таким образом, иппотерапия оказывает положительное влияние на организм занимающихся, которое выражается в улучшении деятельности пищеварительного аппарата, сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем.


Заключение

 

На основании анализа научно-методической литературы были изучены механизмы воздействия иппотерапии как вида физической реабилитации на организм человека. Иппотерапия имеет следующие взаимодополняемые сферы воздействия: биомеханическую, физиологическую и психосоциальную. В основе эффективности терапии лежит активная работа пациента на лошади, то есть выполнение комплекса упражнений на шагающей лошади.

Сравнение результатов функционального исследования сердечно-сосудистой, дыхательной систем, ВНС, ЖКТ у детей 6-16 лет со среднестатистическими данными показало, что основной диагноз не раскрывает всей картины соматического состояния. Отклонения от нормы в работе физиологических систем и органов были учтены при разработке программы иппотерапии.

Разработанная комплексная программа физической реабилитации для детей 6-16 лет с соматическими заболеваниями с использованием иппотерапии предусматривает два этапа – адаптационный и основной, и включает занятия на лошади 2 раза в неделю по 20-25 мин на адаптационном этапе и по 35-45 мин на основном этапе. Так же включены обучение аллюрам, коррекционные подвижные игры, самостоятельные занятия дома.

Эффективность разработанной комплексной программы иппотерапии для детей 6-16 лет с различными соматическими заболеваниями изучалась по динамике показателей функционального исследования органов и систем. Сравнение данных до и после курса иппотерапии выявило положительную динамику по всем изучаемым показателям. Статистически достоверный прирост по сравнению с исходным состоянием отмечен по следующим результатам: рост стоя, масса тела, индекс Кетле, АДс, ПД, ЧСС, СО, МОК, ЧДД, экскурсия грудной клетки, пробы Штанге и Генчи.

Кроме того, отмечается снижение жалоб на нарушение деятельности ЖКТ.

Вместе с тем, наблюдается увеличение адаптационного потенциала, что говорит о повышении функциональных возможностей организма, повышении сопротивляемости к патогенным факторам, адаптации к повышающимся физическим нагрузкам.

Подводя итоги, можем сказать, что иппотерапия благотворно влияет на пищеварительную, сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы, а также на настроение, поведение, общительность, познавательные процессы.

Уникальность иппотерапии как вида физической реабилитации состоит в комплексности воздействия: каждое занятие лечебной верховой ездой повышает объем двигательной активности ребенка, решает лечебные задачи, обеспечивает потрясающий эмоциональный стимул, а также привносит в жизнь ребенка чудесный момент контакта с лошадью и другим человеком. Очень важно, чтобы каждое занятие включало в себя не только катание: ребенок непременно должен посильно участвовать в уходе за животным, в оседлывании-расседлывании, в угощении лошади, в ее восстановительной прогулке. Эмоциональный подъем, сопровождающий эти занятия, позволяет самым разным детям двигаться вперед в своем развитии – преодолевать страхи, получать удовольствие от общения. Занятия помогают в развитии психических процессов, дают возможность принять в свою жизнь что-то новое.

Таким образом, иппотерапия, на наш взгляд, является эффективным видом физической реабилитации и может быть широко использована для коррекции и профилактики различных заболеваний.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...