Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методы математической статистики

Результаты исследования обрабатывались с помощью методов математической статистики, широко применяемых в педагогике, физиологии, биологии и медицине для проверки и обоснования выдвинутых гипотез.

 

1. Среднее арифметическое значение:

 

n n

x = 1/n*∑ xi, где x = 1/n*∑ xi =x1+x2+x3+…хn,

i=1 i=1

 

где n – количество испытуемых.

2. Среднееквадратическое отклонение (стандартное отклонение), характеризует рассеивание, разбросанность рассматриваемой совокупности:

__ __________

σ = √σ2 == √ ∑(xi-x)2/n-1,

 

где σ – среднеквадратическое отклонение;

n – количество испытуемых.

3. Стандартная ошибка среднего арифметического [Sx], характеризует разброс средних арифметических значений выборок относительно среднего генерального совокупностей. Чем ниже Sx, тем выше точность:

 

Sx = σ/√n,                           

 

где Sx – стандартная ошибка среднего арифметического;

σ – среднеквадратическое отклонение;

n – количество испытуемых.

4. Проверка статистической достоверности осуществляется с помощью выдвижения статистической гипотезы. Так выдвигаются две гипотезы, противоречащих друг другу. Одна из низ называется нулевая гипотеза – Н0, другая альтернативная (конкурирующая) – Н1, противоречащая первой. Для проверки выдвинутых гипотез применяют статистические критерии (К). Значение критерия, вычисленное по данным выборки, называют наблюдаемым значением (tнабл.). Найденное значение критерия сравнивается с критическим (граничащим) значением критерия, взятым из таблиц (tкрит.). Результаты сравнивают и делают вывод в пользу одной из гипотез. Совокупность значений критерия, при которых отвергают нулевую гипотезу, называют критической областью. Совокупность значений критерия, при которых нулевую гипотезу принимают, называют областью принятия гипотезы.

 

Область принятия гипотезы Критическая область

 

К

Н0 Ккрит. Н1

Рисунок 4 – Область значений критерия

 

Таким образом, если наблюдаемое значение критерия принадлежит критической области, нулевую гипотезу отвергают и принимают конкурирующую; если еж оно принадлежит области принятия гипотезы – нулевую гипотезу принимают и отвергают конкурирующую.

Не маловажен здесь и уровень значимости (Р) – вероятность попадания критерия в критическую область, если принимается нулевая гипотеза. Она служит для определения по таблице критических значений критерия, образующих критическую область. Уровень значимости выбирается исследователем. Часто Р = 0,05, это значит, что вероятность ошибочно принять гипотезу Н1 при справедливости гипотезы Н0 равна 5%.

В нашем случае сравнение характеристик будет по критерию Стьюдента для малых зависимых выборок:


tнабл.=| di | /Sd, где d=∑di/n, di =xi-y I,

 

где di – разность между результатами первого и второго исследования

для каждого испытуемого;

xi – результат первого исследования;

yi – результат второго исследования;

Sd – среднееквадратическое отклонение;

n – количество выборки.

2,92 0,01

tкрит. = 2,58 при уровне значимости (Р) = 0,02

2,11 0,05

1,94 0,07

Таким образом,

 

Н0 – tнабл. ≥ tкрит

Н1 – tнабл. < tкрит.

 

5. Для оценки прироста результатов в процентном соотношении использовалась формула:

∆ (%) = полученный результат – исходный результат * 100% 

                              исходный результат                                       [12, 21].

Организация исследования

 

Исследование проводилось на базе Белорусского общественного объединения верховой езды и иппотерапии (БООВЕИ), расположенном в Калодищах. Руководителем и основателем центра является Валентина Александровна Виноградова.

Занятия проводились на одной из четырех лошадей: Мадлен, Мирт, Заветный Успех, Тагрим.

В исследовании приняло участие 17 детей от 6 до 16 лет (8 мальчиков и 9 девочек), которые занимались по разработанной программе иппотерапии.

 

Таблица 11 – Списочный состав детей с указанием основного диагноза

Имя Возраст Диагноз
1. Влад 6 Здоров
2. Игорь 7 Здоров
3. Наташа 8 Нарушение осанки
4. Виталий 8 Гастрит
5. Настя 9 Нарушение осанки
6. Даша 9 Нарушение осанки
7. Света 10 Здорова
8. Сергей 10 Бронхиальная астма
9. Артем 11 Нарушение осанки
10. Илья 12 Здоров
11. Катя 12 Здоров
12. Наталья 13 Нарушение осанки, частые простудные
13. Егор 13 Хронический бронхит
14. Анна 16 Здорова
15. Виктория 16 Хронический бронхит
16. Вика 16 НЦД по гипертоническому типу, нарушение осанки
17. Стас 16 Врожденный порок сердца (тетрада Фалло; оперирован в 7 лет)

 

Занятия проводились два раза в неделю в период с мая по сентябрь (в среднем 30 занятий). Длительность одного занятия от 20 минут (на адаптационном этапе) до 45-60 минут (на основном этапе).

Основу содержания занятий составили стандартные физические упражнения, которые были адаптированы к иппотерапии и задачам физической реабилитации конкретного ребенка. Использовались упражнения для коррекции осанки, на равновесие, внимание, координацию, упражнения сбивающего характера, упражнения с закрытыми глазами, на расслабление и восстановление, дыхательные упражнения, упражнения и игры с предметами.

По мере обучения возрастали требования к всаднику и лошади. Отрабатывались движения не только про прямой, но и поворот, езда по дуге, кругу или спирали, подъем и спуск с искусственных горок, перешагивание и обхождение искусственных препятствий. Кроме того, проводилось обучение различным аллюрам помимо шага: облегченная и прибавленная рысь, галоп.

После занятия (под наблюдением инструктора) предлагалось покормить лошадь, пройтись с ней несколько кругов, держа под уздцы (лошадь отдыхает, а ребенок учится контролировать большого друга).

До и после курса иппотерапии проводилось исследование детей.

 


Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение

Комплексная программа физической реабилитации для детей 6-16 лет с соматическими заболеваниями с использованием иппотерапии

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...