Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Непрерывность осознанности. Почему? . Сущность практики. Развивайте правильное понимание практики. Практикуйте непрерывно. Это крайне необходимо для развития 
вашей практики.




НЕПРЕРЫВНОСТЬ ОСОЗНАННОСТИ

 

Следует осознавать непрерывно, в какой бы позе вы бы ни находились, с момента пробуждения и до отхода ко сну. Не позволяйте своему уму становиться праздным и свободно странствовать. Важно, чтобы ум продолжал работать, то есть продолжал осознавать. Что бы вы ни делали, важна именно осознанность.

 

Непрерывность осознанности требует правильного усилия. В нашем контексте правильное усилие означает постоянное памятование об осознанности.

 

Правильное усилие – это постоянное усилие. Это не значит, что нужно слишком сильно сосредотачиваться на чем-то. Это усилие, не требующее много энергии, которое просто направлено на то, чтобы оставаться осознанным.

 

Вам не нужно знать каждую деталь своего опыта. Просто будьте осознанны и знайте об этом. Часто спрашивайте себя: «Что именно я сейчас осознаю? », «Полностью ли я осознан или только поверхностно? »

 

Это будет поддерживать непрерывность осознанности. Помните: не трудно быть осознанным, трудно быть осознанным непрерывно!

 

Непрерывность (momentum) – это то, что усилит вашу практику, и она может быть достигнута только с помощью неослабной осознанности. Вместе с непрерывным правильным усилием осознанность будет постепенно приобретать непрерывность, становясь все сильнее. Когда осознанность обладает непрерывностью, тогда и ум становится сильным. Сильный ум имеет правильную осознанность, правильное сосредоточение и мудрость.

 

Практикуйте непрерывное усилие. Постоянно напоминайте себе о необходимости быть осознанным, и ваша осознанность будет становиться все более и более непрерывной.

 

Прим. пер.: momentum – движущая сила, инерция, импульс, непрерывность движения.

 

 

ПОЧЕМУ?

 

Возможно, вы сейчас растерялись от количества всей той информации, которую необходимо помнить во время медитации. Почему необходимо так много знать перед тем, как начать практиковать? Вся эта информация, указания и советы, в основном, служат одной цели: формированию у вас правильной точки зрения и правильного понимания, которые помогут практиковать с верным отношением.

 

Когда вы обладаете правильным пониманием, вы естественным образом будете применять правильное усилие и развивать правильную осознанность и мудрость. Накопленная и осмысленная информация формирует основу ваших взглядов, а они, в свою очередь, будут влиять на то, как работает ваш ум, в какой бы ситуации вы ни находились.

 

 

СУЩНОСТЬ ПРАКТИКИ

 

Развивайте правильное понимание практики.

 

Практикуйте непрерывно. Это крайне необходимо для развития 
 вашей практики.

 

Расслабляйтесь!

 

Поддерживайте верное отношение. Принимайте ваш опыт просто таким, 
 как он есть.

 

Осознавайте разумно (применяя свой интеллект).

 

Распознавайте омрачения.

 

 

БЕСЕДЫ О ДХАММЕ

 

Беседы о Дхамме, или интервью с учителем, дают вам возможность рассказать о своем опыте медитации учителю и получить от него необходимый совет.

 

Учителю хотелось бы знать, как проходит ваша практика, можете ли вы быть расслабленными и осознанными, непрерывна ли ваша осознанность, можете ли вы распознавать свое верное или неверное отношение, можете ли вы отслеживать и наблюдать свои реакции, то, как вы себя чувствуете, что вы поняли и т. д.

 

Такая информация формирует основу бесед о Дхамме. Учитель только тогда сможет осуществить правильное руководство, когда ему будут известны сильные и слабые стороны вашей практики.

 

Вы можете говорить о том, на какой стадии практики вы находитесь, и на какой стадии вам хотелось бы быть. Будьте честны сами с собой. Если вы рассказываете только о приятных или неприятных переживаниях, то учителю будет трудно дать совет, в котором вы нуждаетесь.

 

 

КОГДА ОСОЗНАННОСТЬ ПРИОБРЕТАЕТ НЕПРЕРЫВНОСТЬ

 

Начинающим практикам нужно часто напоминать себе об осознанности. Вначале будет довольно сложно замечать, что вы утратили осознанность, и будет казаться, что осознанность имеет некоторую степень непрерывности. Но как только ваша осознанность станет острее, вы станете замечать, что в действительности вы теряете ее довольно часто.

 

У вас даже может сложиться впечатление, что ваша осознанность ухудшилась, тогда как на самом деле вы просто стали чаще осознавать ее утрату. Это движение в правильном направлении. Это признак того, что ваша осознанность улучшается, поэтому не будьте к себе слишком строги, просто примите свой уровень и продолжайте напоминать себе о необходимости быть осознанным.

 

Недостаточно, однако, просто напоминать себе об осознанности. Чтобы осознанность стала сильнее, вам необходимо иметь верное отношение и свободный от омрачений, наблюдающий ум.

 

Наблюдение становится труднее, если, например, вы беспокоитесь о своем прогрессе. В первую очередь, вам необходимо осознать, что это беспокойство является омрачением, а затем сделать его объектом своего наблюдения. Всякий раз, когда вы ощущаете сомнение, беспокойство, неудовлетворенность, напряжение, чувство разочарования или приподнятое настроение – наблюдайте это. Исследуйте, задавая себе вопросы, например: «Какие мысли присутствует в моем уме? », «Какое у меня отношение? ».

 

Это поможет вам понять, как омрачения влияют на вас, но для этого необходимы терпение, интерес и любопытство. По мере того, как ваше умение наблюдать с верным отношением будет расти, ваша осознанность будет крепнуть и становиться более непрерывной. Это поможет достичь большей уверенности в практике.

 

На этой стадии вы начнете видеть пользу практики осознанности, и она станет не в тягость, а в радость. Вы обнаружите, что стало проще напоминать себе об осознанности и опознавать омрачения. В результате осознанность станет еще более непрерывной, и со временем, когда практика станет более зрелой, осознанность приобретет непрерывность.

 

Когда ваша практика приобретет непрерывность, вы будете пребывать осознанными естественным образом. Эта естественная осознанность ощущается как нечто почти осязаемое, и дает вам чувство свободы, которое вы прежде никогда не переживали.

 

Вы просто всегда знаете, когда осознанность присутствует, и испытываете ее большую часть времени. Другими словами, вы осознаете осознанность, а объектом осознанности становится сам ум. Когда вы обладаете такой непрерывностью, ум становится более невозмутимым.

 

Теперь осознанность станет сильнее, и вам потребуется совсем небольшое усилие для поддержания ее непрерывности. В любое время вы будете осознавать несколько разных объектов без сознательного усилия. Например, при мытье рук вы, возможно, обратите внимание на движение, прикосновение и запах мыла, на телесные ощущения и звук бегущей воды. Осознавая все это, вы можете начать осознавать ощущение того, как ступни ног прикасаются к полу, или осознавать слышание монастырских громкоговорителей, пронзительный звук которых доносится с другой стороны поля, или видение пятен на стене, и ощущение желания их стереть.

 

Пока все это происходит, вы можете также быть осознанны ко всему, что вам нравится или не нравится. Каждый раз, когда вы моете руки, вы будете, вероятно, осознавать различные объекты. Естественная осознанность – это непрерывное переключение с большим панорамным охватом, позволяющая отпускать одни объекты и осознавать другие, переключаясь с одной группы объектов на другую.

 

Когда у вас присутствует естественная осознанность, она может ощущаться так, как если бы все происходящее замедлило бы свой ход, потому что сейчас вы можете осознавать множество различных объектов, в то время как в начале практики вы напряженно боролись за то, чтобы осознавать всего один или два. Тем не менее, вы все еще можете внезапно утратить баланс, если неожиданно испытаете сильные формы алчности или гнева. Разница состоит в том, что теперь ум, как правило, определяет довольно быстро грубые омрачения или проявления неверного отношения, и они или будут немедленно исчезать, или, по меньшей мере, начнут терять свою силу.

 

Вы все еще можете утрачивать осознанность, ум все еще может блуждать, и осознанность будет не такой острой, однако, теперь вы довольно скоро будете это осознавать, то есть естественная осознанность будет восстанавливаться.

 

Я должен вас предостеречь: слишком не обнадеживайтесь. Не так-то просто достичь подобной непрерывности. Вы не сможете насильно заставить ее возникнуть. Необходимо терпение. Есть возможность пережить непрерывность осознанности после периода ежедневной практики медитации в течение нескольких недель, но она не будет продолжительной. Поддержание непрерывной осознанности требует умения и практики.

 

Когда вы впервые ее достигнете, вероятно, в последующие часы или даже минуты вы утратите ее вновь. Никогда не пытайтесь ее вернуть, это может произойти только естественно, просто благодаря постоянной практике. Большинству людей требуется много месяцев и даже лет для приобретения необходимых умений, навыков и понимания, чтобы поддерживать естественную осознанность на протяжении всего дня.

 

Когда ваша практика обладает непрерывностью осознанности, сосредоточение естественным образом улучшается, то есть, ум становится более стабильным. Ум делается острее, становится более собранным, удовлетворенным, простым и честным, более гибким и чувствительным. Теперь он может легко распознавать тонкие омрачения и при этом осознавать другие объекты.

 

Естественная осознанность не только дает возможность быть осознанным к множеству различных объектов, но и позволяет понимать причину и следствие, наблюдать детали и эффективно обходиться с большим количеством тонких омрачений.

 

Например, вы можете чувствовать себя вполне расслабленно и умиротворенно на пути в зал для медитации, а затем заметить тонкое беспокойство во время медитации сидя. Тогда ум осознает это омрачение, принимает переживание, как оно есть, и начинает проявлять заинтересованность. Возможно, здесь подойдет вопрос: «Почему у меня беспокойство? ».

 

Далее ум просто остается с этим вопросом. Одновременно вы исследуете мысли, ощущения и физическое напряжение, которые, как вы знаете, определенным образом связаны с беспокойством. Затем вы можете неожиданно осознать, что за беспокойством и физическим напряжением кроются накопленные ситуации, связанные со стрессом, недовольством или эйфорией.

 

Другими словами, мудрость начинает ставить все на свои места. Так как ум теперь понимает причины беспокойства, оно незамедлительно начинает ослабевать, и физическое напряжение смягчается.

 

Если вы продолжите свое наблюдение, то сможете обнаружить, что некоторая степень беспокойства и напряжения все еще присутствует. Вы можете себя спросить: «Почему это происходит? », и этот вопрос продвинет вас на шаг дальше. Возможно, вы сможете увидеть незамеченные желания, сопротивления, взгляды, надежды или ожидания, которые привели к переживаниям стресса, разочарования или эйфории. Поскольку теперь вы видите «подлинные» причины беспокойства, ваш ум может отпустить их полностью.

 

После того, как ум осознал причины беспокойства и напряжения, он будет бдителен по отношению к этим проявлениям, приводящим к стрессу, чувству разочарования или эйфории. Когда эти переживания вновь возникнут, мудрость определит за ними омрачения. Таким образом, осознанность становится все более непрерывной, а ум – более сильным. Теперь вера, усилие, осознанность, сосредоточение и мудрость работают вместе в тесном союзе. Другими словами, Дхамма выполняет свою работу.

 

Тем не менее, даже естественная осознанность не всегда может распознавать омрачения. У нас у всех есть свои «слепые пятна» – прочно укоренившиеся привычки, которые мы не осознаем. Естественная осознанность не сможет увидеть эти «слепые пятна». Они глубоко спрятаны в уме и поэтому недоступны для прямого наблюдения.

 

То, что можно увидеть с помощью осознанности – это эмоциональные реакции других людей. Поэтому всякий раз, когда замечаете, что люди вокруг вас становятся в оборонительную позицию, размышляйте над своим поведением и отношением.

 

В большинстве случаев нам не ясно, каким образом мы обидели другого человека. Если у вас доверительные отношения с человеком, которого вы обидели, спросите у него, что не так. В противном случае, лучше описать сложившуюся ситуацию хорошему другу, чтобы он помог вам выявить ваш недостаток. Как только вы поймете в чем проблема, вы сможете вынести ее на обсуждение во время беседы о Дхамме.

 

Важно открывать и анализировать такие скрытые привычки. Только если вы осознаете проявления неверного отношения, являющиеся причинами этих «слепых» привычек, только тогда мудрость станет способна их видеть.

 

В начале практики вам потребуется приложить усилие, чтобы привести мудрость в действие. Для того чтобы практиковать эффективно, вам следует использовать свою осознанность разумно. Вам необходимо размышлять о том, как справиться с данной ситуацией, особенно, когда вы считаете ее проблемной.

 

Со временем осознанность станет более непрерывной, и мудрость начнет проявляться гораздо быстрее, чтобы выполнить свою работу. Мудрость знает разницу между верным и неверным отношением, растворяя омрачения. Когда ваша практика приобретает непрерывность, мудрость и осознанность начинают работать вместе. Если осознанность станет естественной, приобретенная вами мудрость всегда будет в вашем распоряжении.

 

Не так важно, как часто вы теряете осознанность, – всегда мягко и терпеливо возвращайте себя в настоящий момент. Постоянно напоминайте себе об осознанности, но никогда не гонитесь за продвижением в практике.

 

Не беспокойтесь, если другие, как вам кажется, прогрессируют намного быстрее, чем вы; у вас свой путь и свой темп. Все что вам нужно – это стойко продолжать, и рано или поздно осознанность естественным образом приобретет непрерывность.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...