Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Примечания переводчика




 

1. Kilesa (пали) - килеса: «омрачение загрязнение», умственное загрязнение, неблаготворное качество.

 

Visuddhi Mаggа. XXII, 49, 65: «Cуществуют 10 омраченений, названных так, потому что они омрачают, загрязняют умственные качества связанные с ними.

 

Это:

 

1) алчность (lobha);

 

2) отвращение (dosa);

 

3) заблуждение (moha);

 

4) тщеславие (mā na);

 

5) умозрительные взгляды, мнения (diţ ţ hi);

 

6) скептис и сомнения (vicikicchā );

 

7) вялость и заторможенность (thī na);

 

8) неугомонность и беспокойство (uddhacca);

 

9) бесстыдство (ahirika);

 

10) отсутствие нравственного стыда и страха или бессовестность (anottappa).

 

Для 1-3, см. mū la; 4, см. mā na; 5, см. diţ ţ hi; 6-8, см. nī varana; 9 и 10, см. ahirika-anottappa. Десятое объяснено в Dhammasangani с. 1229 и далее, перечислено также в Vibhanga XII.

 

В суттах не найдена классификация термина kilesa, хотя сам термин встречается множество раз. Родственный термин – upakkilesa (см. «загрязнения, омрачения»). Цит. по: Nyanatiloka. Manual of Buddhist Terms and Doctrines:

 

http: //www. buddhanet. net/pdf_file/palidict. pdf

 

http: //www. palikanon. com/english/wtb/g_m/kilesa. htm

 

upakkilesa: «загрязнения», омрачения, порочность, разлагающий фактор, несовершенство, изъян. В суттах наиболее часто употребляется термин upakkilesa, тогда как термин kilesa встречается всего лишь несколько раз.

 

Прим. пер.: Термин kilesa более позднего происхождения.

 

Основной перечень 16 нравственных «загрязнений ума» (cittassa upakkilesa) упоминается и объясняется в Маджджхима Никая 7, Ваттхупама сутте:

 

1) жажда и алчность (abhijjhā -visamalobha);

 

2) недоброжелательность (vyā pā da);

 

3) гнев (kodha);

 

4) враждебность (upanā ha);

 

5) злословие, клевета (makkha);

 

6) высокомерие (palā sa);

 

7) зависть (issā );

 

8) скупость (macchariya);

 

9) лицемерие (mā yā );

 

10) обман (sā theyya);

 

11) упрямство (thambha);

 

12) самонадеянность (sā rambha);

 

13) тщеславие (mā na);

 

14) надменность (atimā na);

 

15) заносчивость (mada);

 

16) леность, беспечность (pamā da).

 

http: //www. accesstoinsight. org/tipitaka/mn/mn. 007. nypo. html

 

Существуют три группы (а, б, в) upakkilesa, имеющих отношение к медитации:

 

a) 9, а именно: 3, 3 и 3 – умственных недостатков, присутствующих в «каждом, кто посвятил себя высшей умственной тренировке» (adhicitta):

 

3 грубых – злонамеренное поведение в действиях, словах и мыслях;

 

3 промежуточных – мысли о чувственном желании, недоброжелательстве и безжалостности;

 

3 тонких – мысли о родственниках, стране и репутации (Anguttara Nikā ya. III, 100).

 

б) 18 недостатков в практике осознавания дыхания (см. ā nā pā na-sati), упоминаемых в Patisambhidā Magga, Ā nā pā na-kathā (в переводе Ň ā namoli Thera Осознавание дыхания, (с. 60; Буддийск. изд. общ., Канди).

 

в) 10 «недостатков видения - как - есть» (медитации, vipassanū pakkilesa); см. visuddhi. Цит. по: Nyanatiloka. Manual of Buddhist Terms and Doctrines:

 

http: //www. buddhanet. net/pdf_file/palidict. pdf

 

http: //www. palikanon. com/english/wtb/u_v/upakkilesa. htm

 

2. Yoniso manasikā ra, йонисо манасикара: верное отношение, умонастроение, основательное внимание объясняется как внимание, являющееся верным средством (upā ya) на верном пути (patha). Далее оно объясняется как умственное внимание, рассмотрение, анализ или как умственная поглощенность, которая согласуется с Истиной, а именно: рассмотрение непостоянного (anicca) как непостоянного, неудовлетворительного как неудовлетворительного, безличного как безличного.

 

Неверное отношение (ayoniso manasikā ra) – это внимание, являющееся неверным средством на неверном пути (uppatha), оно противоположно Истине, а именно – это рассмотрение непостоянного как постоянного, болезненного (dukkha) как приятного, рассмотрение как личного того, что безлично (anattā ), и нечистого (asubha), как привлекательного. Неверное отношение, как сообщается в Мулапаннаса-аттхакатхе, является корнем колеса существования, причиной увеличения неведения и страстного желания; верное отношение – это корень освобождения от круговорота жизни (сансары), так как оно приводит к развитию Благородного восьмеричного пути. В Мулапаннаса-аттхакатхе, таким образом, подводится итог: прекращения влечений достигает тот, кто знает, как пробуждать верное отношение, и следит за тем, чтобы не возникало неверное отношение.

 

В Мулапаннаса-аттхакатхе особо подчеркивается, что нет неизменной определенности в самих вещах относительно того, пригодны они или нет для внимания. Различие заключается скорее в разновидности внимания. Необходимо воздерживаться от той разновидности внимания, которая является причинным основанием для неблагих состояний ума, тогда как та разновидность внимания, которая является причинным основанием для благих состояний ума – должна быть развита. Цит. по: Мулапаннаса-аттхакатха 1. 67.

 

См. также: Саббасава сутту http: //dhamma. ru/canon/mn02. htm,

 

Ахара сутту http: //dhamma. ru/canon/sn46-51. htm

 

и Титтхия сутту http: //www. accesstoinsight. org/tipitaka/an/an03/an03. 068. than. html

 

[1] Kilesa (пали) – килеса: «омрачение, загрязнение», умственное загрязнение, неблаготворное качество. Visuddhi Mаggа. XXII, 49, 65: «Cуществуют 10 омраченений, названных так, потому что они омрачают, загрязняют умственные качества связанные с ними.

Это: 1) алчность (lobha), 2) отвращение (dosa), 3) заблуждение (moha), 4) тщеславие (mā na), 5) умозрительные взгляды, мнения (diţ ţ hi), 6) скептис и сомнения (vicikicchā ), 7) вялость и заторможенность (thī na), 8) неугомонность и беспокойство (uddhacca); 9) бесстыдство (ahirika), 10) отсутствие нравственного стыда и страха или бессовестность (anottappa). (Более развернутое объяснение термина килеса смотрите в конце книги, в параграфе примечания переводчика).

[2] Развернутое объяснение термина yoniso manasikara смотрите в конце книги, в разделе ПРИМЕЧАНИЯ ПЕРЕВОДЧИКА.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...