Во время дискуссий о Дхамме вы услышите, как учитель и переводчик употребляют некоторые ключевые палийские термины. Их обычно оставляют непереведенными, так как перевод может только приблизительно охватить их значение, а иногда даже ввести в заблуждение. Приведенных здесь истолкований терминов должно хватить для ваших целей, однако эти истолкования не являются исчерпывающими.
Для получения более детальных определений, обращайтесь, пожалуйста, к буддийским словарям и руководствам. Попытайтесь «прочувствовать» эти термины, когда вы их слышите, старайтесь понимать их в контексте.
abhidhamma, абхидхамма
одна из трех корзин (Типитаки) – Палийского канона, которая содержит буддийское описание процессов и характеристик ума
а) отсутствие самости; не «я»; безличность; то, что не является постоянным (эго, самостью или душой), что не существует самостоятельно;
б) ничто не может возникнуть само по себе или от одной причины, и ничто не может существовать или функционировать само по себе;
в) одна из трех основополагающих характеристик существования (см. dukkha и anicca), понимание anattā – это освобождающее прозрение (pañ ñ ā ).
anicca, аничча
а) непостоянство. Все обусловленные феномены непостоянны; все, что приходит в мир, подвержено изменениям и исчезновению;
б) одна из трех основополагающих характеристик существования (см. dukkha и anattā ). Понимание anicca – это освобождающее прозрение (pañ ñ ā ).
attā, атта
самость, эго, индивидуальность
avijjā, авиджа
неведение, незнание, заблуждение. Первое звено в 12-членной цепи взаимозависимого возникновения. Синоним для moha.
bhā vanā, бхавана
развитие ума, медитация
bhā vanā maya pañ ñ ā, бхаванамайя пання
мудрость или знание, приобретенное через прямой опыт, благодаря развитию ума
bhikkhu, бхиккху
монах, прошедший полный обряд монашеского посвящения, придерживающийся 227 дисциплинарных правил, член Сангхи – монашеской общины.
cetasika, четасика
умственный фактор, который относится к 52 факторам ума, перечисленным в Абхидхамме. Некоторые из них, каммически умелые, некоторые неумелые, некоторые каммически нейтральны.
chanda, чанда
добродетельные намерения, возвышенные стремления, умелое намерение, стремление, рвение, желание
cintā maya, pañ ñ ā, чинтамая, пання
мудрость или знание, приобретенное через обдумывание и умозаключение, посредством интеллектуального анализа
ненависть, гнев, все разновидности отвращения или неприязни (включая уныние, грусть, страх, сопротивление и т. д. )
dukkha, дукха
а) неудовлетворенность, боль, страдание;
б) страдание от перемен;
в) неудовлетворительная природа всего существования, всех обусловленных феноменов;
г) одна из трех основополагающих характеристик существования (см. anicca и anattā ). Понимание dukkha – это освобождающее прозрение (pañ ñ ā ).
indriya, индрия
пять духовных качеств: saddhā, viriya, sati, samā dhi, и pañ ñ ā
jhana, джхана
медитативная поглощенность
kamma, камма
намеренное действие (телом, речью и умом)
khandha, кхандха
пять кхандх, совокупностей или «групп привязанности», образующие живое существо, личность: rū pa, vedanā, sañ ñ ā, sankhā ra, viñ ñ ā na
kilesa, килеса
омрачения, неблагие, качества ума, все проявления алчности, гнева и заблуждения (см. lobha, dosa, и moha)