(Ст. 3 Закона о саморегулируемых организациях.)
Это обязывает государство, по смыслу статьи 45 (часть 1) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 2, 17 и 18, создавать наиболее благоприятные условия для рыночной экономики как путем непосредственно регулирующего государственного воздействия, так и через стимулирование свободной экономической деятельности, основанной на принципах самоорганизации, баланса частных и публичных интересов, корпоративного взаимодействия и сотрудничества, в целях выработки отвечающей интересам и потребностям общества государственной экономической политики... Федеральный законодатель, в соответствии со статьей 71 (пункты " а", " в", " ж" ) Конституции Российской Федерации, устанавливая правовые основы единого рынка и осуществляя при этом регулирование и защиту прав и свобод, прежде всего экономических, для защиты общих (общественных) интересов вправе применить публично-правовой тип регулирования рыночных отношений, которое - в силу взаимодействия частноправовых и публично-правовых интересов - предполагает в то же время сочетание частноправовых и публично-правовых элементов. При этом он, располагая широкой свободой усмотрения в выборе правовых средств, вместе с тем связан конституционно-правовыми пределами использования публично-правовых начал (статьи 7 и 8, части 2 и 3 статья 55 Конституции Российской Федерации). Таким образом, конституционный принцип демократического правового государства и гарантируемая Конституцией Российской Федерации свобода экономической деятельности предполагают развитие необходимых для становления гражданского общества начал самоуправления и автономии в экономической сфере, проявлением чего является создание саморегулируемых организаций, и, соответственно, государственную поддержку и стимулирование гражданской активности в данной сфере.
Это, однако, не означает, что государство отказывается как от своего конституционного полномочия по установлению правовых основ единого рынка, особенно в тех случаях, когда представители той или иной профессии наделяются публично-правовыми функциями, а образуемые ими саморегулируемые организации - правом разрабатывать и устанавливать обязательные для своих членов правила профессиональной деятельности, так и от конституционного полномочия влиять на содержание правовых норм, принимаемых саморегулируемыми организациями, посредством судебного нормоконтроля, а также иным образом (статья 46 часть 1; статья 120 часть 2; статья 129 часть 5 Конституции Российской Федерации). В силу того что на саморегулируемые организации арбитражных управляющих возложены публично-правовые функции, в их деятельности не приемлем вытекающий из статьи 30 Конституции Российской Федерации принцип добровольности, характерный для объединений, которые создаются гражданами исключительно на основе общности интересов ". Ранее в Постановлении от 19 мая 1998 г. N 15-П < 1> по делу о проверке конституционности отдельных положений статей 2, 12, 17, 24 и 34 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате Конституционный Суд РФ пришел к выводу о том, что: -------------------------------- < 1> Постановление Конституционного Суда РФ от 19 мая 1998 г. N 15-П " По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 2, 12, 17, 24 и 34 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате" // СЗ РФ. 1998. N 22. Ст. 2491.
" норма, устанавливающая обязательное членство занимающихся частной практикой нотариусов в нотариальной палате в качестве условия занятия этой профессией, не затрагивает ни конституционный принцип равенства, ни конституционные права на свободу объединения и свободный выбор рода деятельности и профессии (статьи 19, 30 и 37 Конституции Российской Федерации), поскольку государство вправе устанавливать для всех граждан, желающих осуществлять публичную деятельность, обязательные условия назначения на должность и пребывания в должности ".
Правовое положение саморегулируемых организаций аудиторов определяется Законом об аудите 2008 года и Законом о саморегулируемых организациях. В соответствии со ст. 17 Закона об аудите 2008 года саморегулируемой организацией аудиторов признается некоммерческая организация, созданная на условиях членства в целях обеспечения условий осуществления аудиторской деятельности. Саморегулируемыми организациями признаются некоммерческие организации, созданные в целях, предусмотренных указанным Законом о саморегулируемых организациях и другими федеральными законами, основанные на членстве, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединяющие субъектов профессиональной деятельности определенного вида. (Ст. 3 Закона о саморегулируемых организациях. )
Основное содержание саморегулирования определено ст. 2 Закона о саморегулируемых организациях - это разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил. Анализ приведенных законодательных норм позволяет сделать вывод о том, что основными целями деятельности саморегулируемых организаций аудиторов являются: - обеспечение условий осуществления аудиторской деятельности; - разработка и установление стандартов и правил аудиторской деятельности (стандартизация); - контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил. Вместе с тем наряду с формальным толкованием законодательных норм следует учитывать мнение специалистов в сфере государственного регулирования аудиторской деятельности. Л. З. Шнейдман обнародовал следующую точку зрения на основные цели саморегулирования в сфере аудита: " По закону о саморегулируемых организациях предметом саморегулирования является стандартизация в той или иной сфере деятельности. Однако в области аудита давно пришли к выводу, что стандартизация в рамках отдельного профессионального объединения не отвечает интересам общества да и самой профессии. В интересах пользователей аудиторских услуг должны действовать единые аудиторские стандарты. Они существуют, причем не только на национальном, но и на международном уровне. Многие страны активно переходят на международные стандарты аудита, разрабатываемые и внедряемые Международной федерацией бухгалтеров. На это, кстати, нацеливает и Декларация, принятая лидерами стран " Большой двадцатки", включая Президента РФ. Поэтому деятельность по стандартизации аудиторских услуг в рамках одной СРО вряд ли окажется главной для таких организаций. Это вовсе не означает, что они не должны заниматься стандартизацией аудиторской деятельности. Именно саморегулируемые организации аудиторов на основании нового закона разрабатывают проекты федеральных стандартов аудита. Более того, они вправе вводить собственные стандарты для тех видов деятельности своих участников, которые не относятся к аудиторской. А в рамках аудиторской деятельности данные организации могут разрабатывать и принимать стандарты, устанавливающие дополнительные требования при наличии особенностей в ходе проведения аудита. В саморегулируемых организациях аудиторов на первый план выдвигаются контроль за деятельностью своих участников, создание и поддержание их профессионального имиджа. В этом, по нашему мнению, специфика саморегулирования аудиторской деятельности. Иными словами, контроль качества работы аудиторских организаций и аудиторов - основная задача СРО" < 1>.
-------------------------------- < 1> Интервью с Л. З. Шнейдманом, директором Департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности Минфина России: " Общество вправе контролировать, как аудиторы выполняют свою миссию" // Российский налоговый курьер. 2009. N 4.
Таким образом, по мнению Л. З. Шнейдмана, основная задача саморегулируемых организаций - контроль качества работы аудиторских организаций и аудиторов. Данная позиция положена Минфином России в основу при проверке документов организаций, претендующих на получение статуса саморегулируемых. Анализ действующего законодательства и практики саморегулирования в других сферах профессиональной и предпринимательской деятельности позволяет говорить о том, что саморегулируемые организации создаются в организационно-правовой форме некоммерческого партнерства. Некоторыми авторами доказывается, что приемлемыми организационно-правовыми формами для реализации идей саморегулирования являются некоммерческое партнерство или ассоциация (союз) < 1>. -------------------------------- < 1> Басова А. В. Саморегулируемые организации как субъекты предпринимательского права: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008. С. 17.
Вместе с тем в современной научной литературе высказываются предложения об изменении действующего законодательства по данному вопросу. Так, И. Г. Журина " на основе критериев, предъявляемых законодателем к организационно-правовой форме саморегулирования, приходит к выводу, что саморегулируемые организации являются самостоятельной организационно-правовой формой некоммерческих юридических лиц" < 1>. Новизна данного суждения требует его глубокого осмысления. Уже сегодня очевидна специфика правовой природы саморегулируемых организаций, в деятельности которых прослеживается сочетание частных и публичных правовых начал. -------------------------------- < 1> Журина И. Г. Гражданско-правовой статус саморегулируемых организаций в Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009. С. 18.
Как указал Конституционный Суд РФ применительно к саморегулируемым организациям арбитражных управляющих, " саморегулируемые организации... обладают двойственной правовой природой: с одной стороны, это некоммерческие организации, и регистрируются они в порядке, предусмотренном статьей 3 Федерального закона " О некоммерческих организациях", с другой стороны - с даты включения в Единый государственный реестр саморегулируемых организаций... они приобретают особый публично-правовой статус саморегулируемой организации " < 1>. -------------------------------- < 1> Постановление Конституционного Суда РФ от 19 декабря 2005 г. N 12-П " По делу о проверке конституционности абзаца восьмого пункта 1 статьи 20 Федерального закона " О несостоятельности (банкротстве)" в связи с жалобой гражданина А. Г. Меженцева".
Нужно сказать, что для экономически развитых стран существование юридических лиц публичного права характерно уже давно. Например, немецкому, английскому, американскому законодательству известны публичные акционерные общества. Для России это явление сравнительно новое. Ярчайшим примером здесь являются государственные корпорации, представляющие собой юридические лица, некоммерческие организации, которых государство наделило властными полномочиями. О публичном характере саморегулируемых организаций говорится в Концепции развития законодательства о юридических лицах, подготовленной Советом при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства < 1>. Отмечая, что статус некоторых видов юридических лиц урегулирован весьма отрывочно и маловразумительно, разработчики Концепции с этой точки зрения оценивают статус саморегулируемых организаций: " необходимо исходить из того, что они не являются особой организационно-правовой формой юридических лиц и (или) самостоятельной разновидностью некоммерческих организаций. Термин " саморегулируемая организация" характеризует не гражданско-правовой, а публично-правовой статус юридического лица, который оно приобретает, отвечая установленным законом требованиям, с момента включения сведений о нем в специальный государственный реестр". -------------------------------- < 1> Проект рекомендован Советом к опубликованию в целях обсуждения (протокол N 68 от 16 марта 2009 г. ).
В теории права выделяют три модели саморегулирования: 1) добровольное; 2) делегированное; 3) смешанное < 1>. -------------------------------- < 1> Журина И. Г. Гражданско-правовой статус саморегулируемых организаций в Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009. С. 15, 16; Крючкова П. В. Саморегулирование как дискретная институциональная альтернатива регулирования рынков: Автореф. дис. ... д-ра экон. наук. М., 2005; Михайлова Т. А. Регулирование и саморегулирование предпринимательской деятельности: Автореф. дис. ... канд. экон. наук. М., 2006; Максимович О. Н. Саморегулирование в сфере предпринимательской деятельности как проявление гражданско-правового метода регулирования общественных отношений: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Казань, 2007.
Добровольное саморегулирование подразумевает, что предприниматели какой-либо отрасли (профессии) по собственной инициативе объединяются в саморегулируемые организации, статус которых подробно регламентирован законодательством. Данная модель саморегулирования предполагает установление и поддержание правил участниками системы без какого-либо одобрения или специальной защиты со стороны государства. Вторая модель саморегулирования предусматривает делегирование властных полномочий государства по контролю и надзору за определенным видом деятельности, которые государство может осуществлять самостоятельно, саморегулируемым организациям. При этом само государство утрачивает право действовать в областях, полномочия по которым оно делегировало. В литературе описываются жесткие и мягкие формы делегированного саморегулирования < 1>. -------------------------------- < 1> Лабынцев Н. Т., Сычев Р. А. Деятельность саморегулируемых аудиторских организаций // Аудиторские ведомости. 2007. N 9.
При смешанном саморегулировании саморегулируемым организациям передается только часть функций, в то время как за государством остается часть полномочий, главным образом принудительного характера. Аналогичные модели саморегулирования - делегированная, добровольная, смешанная - представлены в документе " Содействие Министерству экономического развития и торговли - саморегулирование" < 1>. -------------------------------- < 1> Издан в рамках проекта ТАСИС (www. medt. strategypartner. ru).
П. В. Крючкова выделяет только две формы саморегулирования - делегированную и добровольную < 1>. -------------------------------- < 1> Крючкова П. В. Саморегулирование как дискретная институциональная альтернатива регулирования рынков: Автореф. дис. ... д-ра экон. наук. М., 2005; Крючкова П. В. Саморегулирование хозяйственной деятельности: институциональный анализ. М.: ТЕИС, 2005.
По мнению И. Г. Журиной, сформировавшаяся в России модель представляет собой новую форму саморегулирования, в основе которой, несмотря на закрепленную в законодательстве добровольность участия, лежит делегированное саморегулирование < 1>. -------------------------------- < 1> Журина И. Г. Гражданско-правовой статус саморегулируемых организаций в Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009. С. 16.
Применительно к саморегулированию аудиторской деятельности с данным выводом сложно согласиться. Во-первых, в приведенных видах моделей саморегулирования отсутствует единый классификационный критерий. Точнее было бы подразделить модели саморегулирования на добровольную и обязательную (в зависимости от императивности (обязательности) либо диспозитивности (добровольности) членства в саморегулируемых организациях), а последнюю, в свою очередь, - на смешанную и делегированную. Во-вторых, анализ действующего законодательства позволяет относить саморегулирование в сфере аудита не к делегированной, а к смешанной модели. Передавая часть функций по регулированию аудиторской деятельности саморегулируемым организациям аудиторов, государство оставляет за собой часть полномочий. Они были частично рассмотрены в предыдущих параграфах монографии и будут анализироваться далее в работе. Представляется, что в настоящее время в России применительно к сфере аудита сложилась смешанная модель саморегулирования, построенная на императивных, обязательных началах. При этом не исключаются и диспозитивные элементы построения такой модели, например, проявляющиеся в праве выбора аудитором (аудиторской организацией) саморегулируемой организации для членства. Будучи некоммерческой организацией, саморегулируемая организация наделяется специальной правоспособностью с момента ее государственной регистрации в качестве юридического лица. Статус саморегулируемой такая организация приобретает с даты ее включения в государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов. Возникает вопрос о правоспособности саморегулируемой организации аудиторов с момента приобретения ею указанного статуса. По этому поводу высказаны разные мнения специалистов. Так, И. Г. Журина полагает, что " С момента регистрации в реестре саморегулируемых организаций юридические лица наделяются субъективным правом на осуществление основного вида деятельности в рамках специальной правоспособности" < 1>. Р. Н. Аганина придерживается иной позиции: " с момента государственной регистрации СРО как некоммерческой организации возникает ее правосубъектность, а с момента внесения сведений о некоммерческой организации в государственный реестр саморегулируемых организаций правосубъектность приобретает исключительный характер" < 2>. -------------------------------- < 1> Журина И. Г. Гражданско-правовой статус саморегулируемых организаций в Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009. С. 19. < 2> Аганина Р. Н. Правовое регулирование аудиторской деятельности в РФ: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009. С. 20.
Вторая точка зрения представляется в большей степени соответствующей правовой природе саморегулирования. Действительно, сущность исключительной правоспособности означает право субъекта на ведение указанного в законе вида деятельности и исключение возможности, запрет на осуществление иных видов деятельности. Исключительной правоспособностью могут обладать и обладают не только некоммерческие, но и некоторые коммерческие организации (в качестве примера можно привести акционерные инвестиционные фонды). Вместе с тем формальное толкование Закона об аудите 2008 года и Закона о саморегулируемых организациях не позволяет сделать однозначного вывода об исключительной правоспособности саморегулируемых организаций аудиторов. Так, ч. 1 ст. 6 Закона о саморегулируемых организациях определяет основные функции саморегулируемых организаций. В силу данной нормы саморегулируемая организация осуществляет следующие основные функции: - разрабатывает и устанавливает условия членства субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемой организации; - применяет меры дисциплинарного воздействия, предусмотренные настоящим Федеральным законом и внутренними документами саморегулируемой организации, в отношении своих членов; - образует третейские суды для разрешения споров, возникающих между членами саморегулируемой организации, а также между ними и потребителями произведенных членами саморегулируемой организации товаров (работ, услуг), иными лицами, в соответствии с законодательством о третейских судах; - осуществляет анализ деятельности своих членов на основании информации, представляемой ими в саморегулируемую организацию в форме отчетов в порядке, определенном уставом некоммерческой организации или иным документом, утвержденным решением общего собрания членов саморегулируемой организации; - представляет интересы членов саморегулируемой организации в их отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления; - организует профессиональное обучение, аттестацию работников членов саморегулируемой организации или сертификацию произведенных членами саморегулируемой организации товаров (работ, услуг), если иное не установлено федеральными законами; - обеспечивает информационную открытость деятельности своих членов, опубликовывает информацию об этой деятельности в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и внутренними документами саморегулируемой организации; - осуществляет контроль за предпринимательской или профессиональной деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований стандартов и правил саморегулируемой организации, условий членства в саморегулируемой организации; - рассматривает жалобы на действия членов саморегулируемой организации и дела о нарушении ее членами требований стандартов и правил саморегулируемой организации, условий членства в саморегулируемой организации. Однако в силу ч. 2 той же статьи саморегулируемая организация наряду с установленными ч. 1 основными функциями вправе осуществлять иные предусмотренные федеральными законами и уставом некоммерческой организации функции. Определенный ч. 3 ст. 6 Закона о саморегулируемых организациях перечень прав саморегулируемой организации также не является исчерпывающим. Саморегулируемая организация имеет право: - от своего имени оспаривать в установленном законодательством Российской Федерации порядке любые акты, решения и (или) действия (бездействие) органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, нарушающие права и законные интересы саморегулируемой организации, ее члена или членов либо создающие угрозу такого нарушения; - участвовать в обсуждении проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, государственных программ по вопросам, связанным с предметом саморегулирования, а также направлять в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления заключения о результатах проводимых ею независимых экспертиз проектов нормативных правовых актов; - вносить на рассмотрение органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления предложения по вопросам формирования и реализации соответственно государственной политики и осуществляемой органами местного самоуправления политики в отношении предмета саморегулирования; - запрашивать в органах государственной власти Российской Федерации, органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления информацию и получать от этих органов информацию, необходимую для выполнения саморегулируемой организацией возложенных на нее федеральными законами функций, в установленном федеральными законами порядке. Указано, что саморегулируемая организация наряду с определенными ч. 3 ст. 6 правами имеет иные права, если ограничение ее прав не предусмотрено федеральным законом и (или) ее учредительными документами. Что касается Закона об аудите 2008 года, то он определяет дополнительные к указанным в Законе о саморегулируемых организациях функции и права саморегулируемых организаций аудиторов, не устанавливая запрета на ведение иных видов деятельности и не давая возможности говорить об исключительной правоспособности таких субъектов. Так, в силу положений ч. 5 ст. 17 Закона об аудите 2008 года саморегулируемая организация аудиторов наряду с функциями, установленными Законом о саморегулируемых организациях: - разрабатывает и утверждает стандарты саморегулируемой организации аудиторов; - принимает правила независимости аудиторов и аудиторских организаций; - принимает Кодекс профессиональной этики аудиторов; - разрабатывает проекты федеральных стандартов аудиторской деятельности; - участвует в разработке проектов стандартов в области бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности; - организует прохождение аудиторами обучения по программам повышения квалификации < 1>. -------------------------------- < 1> Рекомендации по организации саморегулируемыми организациями аудиторов прохождения аудиторами обучения по программам повышения квалификации одобрены Советом по аудиторской деятельности при Минфине России 29 октября 2009 г., протокол N 79, с изменениями, одобренными 29 апреля 2010 г., протокол N 84 // Сайт Министерства финансов РФ в Internet (http: //www. minfin. ru).
При этом еще раз хотелось бы обратить внимание на контрольную функцию саморегулируемых организаций аудиторов. Ее важность объясняется общественной значимостью аудиторской профессии. Общество имеет право контролировать, действительно ли аудитор защищает его интересы и насколько хорошо он выполняет данную работу. В этом и состоит смысл надзора и контроля в аудиторской деятельности, здесь кроется причина того, что аудиторские стандарты устанавливают требования к процедурам аудита, к системе внутреннего контроля в аудиторской организации. Именно в этом заключена суть требования, чтобы все аудиторские организации и индивидуальные аудиторы являлись членами саморегулируемых организаций аудиторов. Они станут подконтрольными своему профессиональному сообществу, людям, которые понимают, что такое аудит, и могут оценить, действительно ли аудитор оказывает качественные услуги и тем самым защищает интересы общества и пользователей финансовой отчетности < 1>. -------------------------------- < 1> См.: Интервью с Л. З. Шнейдманом, директором Департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности Минфина России: " Общество вправе контролировать, как аудиторы выполняют свою миссию" // Российский налоговый курьер. 2009. N 4.
В целом, обобщая нормы Закона о саморегулируемых организациях и Закона об аудите 2008 года, можно выделить регулирующую, контрольную и обеспечительную функции саморегулируемых организаций аудиторов. В соответствии с ч. 6 ст. 17 Закона об аудите 2008 года саморегулируемая организация аудиторов наряду с правами, установленными Законом о саморегулируемых организациях, имеет право: - устанавливать в отношении аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, которые являются ее членами, дополнительные к требованиям, предусмотренным Законом об аудите 2008 года, требования, обеспечивающие их ответственность при осуществлении аудиторской деятельности; - разрабатывать и устанавливать дополнительные к мерам, предусмотренным Законом об аудите 2008 года, меры дисциплинарного воздействия на ее членов за нарушение ими требований Закона об аудите 2008 года, стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, Кодекса профессиональной этики аудиторов; - организовывать профессиональное обучение лиц, желающих заниматься аудиторской деятельностью. Нужно также отметить, что ч. 7 ст. 17 Закона об аудите 2008 года определен перечень обязанностей аудиторских организаций, дополнительных к предусмотренным Законом о саморегулируемых организациях. Саморегулируемая организация аудиторов наряду с исполнением обязанностей, установленных Законом о саморегулируемых организациях: 1) участвует в установленном порядке в создании, включая финансирование, и деятельности единой аттестационной комиссии, предусмотренной Законом об аудите 2008 года; 2) сообщает в уполномоченный федеральный орган об изменениях в сведениях о саморегулируемой организации аудиторов для внесения в государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов, а также о возникшем несоответствии саморегулируемой организации аудиторов установленным требованиям, не позднее семи рабочих дней со дня, следующего за днем возникновения соответственно указанных изменений в сведениях или несоответствия; 3) сообщает в уполномоченный федеральный орган о дополнительных к требованиям, установленным федеральными стандартами аудиторской деятельности, требованиях, предусмотренных саморегулируемой организацией аудиторов в своих стандартах аудиторской деятельности, а также о дополнительных требованиях, включенных в принятые ею правила независимости аудиторов и аудиторских организаций, и дополнительных нормах профессиональной этики, включенных в принятый ею Кодекс профессиональной этики аудиторов, в порядке, сроки и по форме, которые определяются уполномоченным федеральным органом; 4) представляет в уполномоченный федеральный орган отчет об исполнении саморегулируемой организацией аудиторов, ее членом или членами требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность, в порядке, сроки и по форме, которые определяются уполномоченным федеральным органом; 5) подтверждает соблюдение аудиторами, являющимися членами этой саморегулируемой организации аудиторов, требования об обучении по программам повышения квалификации; 6) не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за днем получения письменного запроса, представляет в уполномоченный федеральный орган по контролю и надзору и совет по аудиторской деятельности по их запросам копии решений органов управления и специализированных органов саморегулируемой организации аудиторов; 7) оказывает содействие представителям Совета по аудиторской деятельности в ознакомлении с деятельностью саморегулируемой организации аудиторов. Большая часть этих обязанностей корреспондирует правам уполномоченного федерального органа (Минфина России) и Совета по аудиторской деятельности. Таким образом, анализ законодательства не дает оснований говорить об исключительной правоспособности саморегулируемых организаций аудиторов. При этом очевиден тот факт, что исключительной правоспособностью обладают сами аудиторские организации. В силу ч. 6 ст. 1 Закона об аудите 2008 года аудиторские организации, осуществляющие аудиторскую деятельность, не вправе заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме проведения аудита и оказания услуг, предусмотренных данным Законом. Согласно ч. 3 ст. 17 Закона об аудите 2008 года некоммерческая организация включается в государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов при условии ее соответствия следующим требованиям: 1) объединение в составе саморегулируемой организации в качестве ее членов не менее 700 физических лиц или не менее 500 коммерческих организаций, соответствующих установленным Законом об аудите 2008 года требованиям к членству в такой организации; 2) наличие утвержденных правил осуществления внешнего контроля качества работы членов саморегулируемой организации аудиторов, принятых правил независимости аудиторов и аудиторских организаций и принятого Кодекса профессиональной этики аудиторов; 3) обеспечение саморегулируемой организацией аудиторов дополнительной имущественной ответственности каждого ее члена перед потребителями аудиторских услуг и иными лицами посредством формирования компенсационного фонда (компенсационных фондов) саморегулируемой организации аудиторов. Некоторые из установленных Законом об аудите 2008 года требований сформулированы таким образом, что их соблюдение на практике затруднительно либо может привести к негативным последствиям для состояния рынка аудита. В частности, представляется, что соблюдение требования об объединении в составе саморегулируемой организации столь значительного количества субъектов может привести к ограничению конкуренции на рынке аудиторских услуг России. Ведь саморегулируемая организация наряду с контрольной функцией (контроль за предпринимательской или профессиональной деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований стандартов и правил саморегулируемой организации, условий членства в саморегулируемой организации) осуществляет функцию регулятивную (разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности). Не приведет ли такая массовая стандартизация к отсутствию стимула повышения конкурентоспособности у субъектов аудиторской деятельности? Как это скажется на стоимости оказываемых аудиторами услуг? Кроме того, неясно, каким должно быть минимально допустимое количество таких субъектов в смешанных саморегулируемых организациях, объединяющих как аудиторские организации, так и индивидуальных аудиторов. Законом об аудите 2008 года эта ситуация не раскрывается. Данные о количестве аудиторов и аудиторских организаций, ставших членами зарегистрированных Минфином России саморегулируемых организаций, представлены в таблице 4.
Таблица 4
Количество аудиторов и аудиторских организаций - членов саморегулируемых организаций
Для сравнения отметим, что в тех сферах предпринимательской или профессиональной деятельности, где предусмотрено обязательное членство в саморегулируемых организациях, установлены более низкие количественные требования для приобретения статуса саморегулируемой организации. Например, в соответствии со ст. 55. 4 Градостроительного кодекса РФ < 1> статус саморегулируемой организации в сфере инженерных изысканий, подготовки проектной документации предусматривает объединение не менее чем 50 индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц, в сфере строительства - не менее чем 100 индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц. Минимальное количество членов саморегулируемой организации арбитражных управляющих в соответствии с ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ " О несостоятельности (банкротстве)" < 2> (далее - Закон о банкротстве ) составляет не менее 100. Не менее 300 физических лиц должно быть объединено в саморегулируемую организацию оценщиков в соответствии со ст. 22 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ " Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности ) < 3>. -------------------------------- < 1> СЗ РФ. 2005. N 1 (Ч. I). Ст. 16. Действует с изменениями от 22 июля, 31 декабря 2005 г., 3 июня, 27 июля, 4, 18, 29 декабря 2006 г., 10 мая, 24 июля, 30 октября, 8 ноября, 4 декабря 2007 г., 13, 16 мая, 14, 22, 23 июля, 25, 30 декабря 2008 г., 17 июля, 23 ноября, 27 декабря 2009 г., 27 июля, 22, 29 ноября 2010 г. < 2> СЗ РФ. 2002. N 43. Ст. 4190. Действует с изменениями от 22 августа, 29, 31 декабря 2004 г., 24 октября 2005 г., 18 июля, 18 декабря 2006 г., 5 февраля, 26 апреля, 19 июля, 2 октября, 1 декабря 2007 г., 23 июля, 3, 30 декабря 2008 г., 28 апреля, 19 июля, 17, 27 декабря 2009 г., 22 апреля, 27 июля, 28 декабря 2010 г., 7 февраля 2011 г. < 3> С
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|