Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Кодекс профессиональной этики аудиторов - свод правил поведения, обязательных для соблюдения аудиторскими организациями, аудиторами при осуществлении ими аудиторской деятельности. 5 страница




--------------------------------

< 1> Действует также Постановление Правительства от 30 марта 2004 г. N 105/2004/NР-СР " О независимом аудите", которое определяет основные понятия аудита, область работы аудитора, аудиторских организаций, порядок и критерии проведения обязательного аудита, устанавливает права и обязанности проверяемых и проверяющих организаций. В настоящее время во Вьетнаме проводится работа по созданию и принятию Закона о независимом аудите, что представляет собой важный шаг в процессе совершенствования правового статуса данного вида деятельности. Кроме того, это будет способствовать интеграции в мировую практику, что значительно повысит престиж аудита внутри страны. (Подробнее см.: Юшкова С. Д. Аудиторская деятельность во Вьетнаме // Аудиторские ведомости. 2010. N 4.

 

Законы об аудиторской деятельности приняты в странах, обретших независимость после распада СССР. В качестве примера приведем:

- Закон Украины от 14 сентября 2006 г. N 140-V " Об аудиторской деятельности" < 1>;

--------------------------------

< 1> Данный Закон представляет собой новую редакцию Закона Украины " Об аудиторской деятельности" 1993 года // Ведомости Верховной Рады Украины. 1993. N 23. Ст. 243.

 

- Закон Республики Беларусь от 8 ноября 1994 г. N 3373-XII " Об аудиторской деятельности" < 1>;

--------------------------------

< 1> Действует с изменениями от 18 декабря 2002 г., 29 июня 2006 г., 25 июня 2007 г., 8 июля 2008 г., 4 января 2010 г.

 

- Закон Республики Армения от 31 января 2003 г. N ЗР-512 " Об аудиторской деятельности" < 1>;

--------------------------------

< 1> Действует с изменениями от 8 июня 2004 г., 16 декабря 2005 г., 26 мая 2008 г.

 

- Закон Эстонии " Об аудиторской деятельности", вступивший в силу 8 марта 2010 года;

- Закон Республики Таджикистан от 3 марта 2006 г. N 170 " Об аудиторской деятельности" < 1>;

--------------------------------

< 1> Действует также Закон Республики Таджикистан от 21 июля 2010 г. N 631 " О внутреннем аудите в государственном секторе".

 

- Закон Республики Казахстан от 20 ноября 1998 г. N 304-I " Об аудиторской деятельности" < 1>.

--------------------------------

< 1> Действует с изменениями и дополнениями по состоянию на 19 марта 2010 г. Данный акт заменил собой Закон Республики Казахстан от 18 октября 1993 г. N 2446-XII " Об аудиторской деятельности в Республике Казахстан".

 

Сравнительно-правовой анализ перечисленных законов и российского законодательства об аудите позволяет говорить о большой степени общности как в вопросах концептуальных подходов к регулированию аудиторской деятельности, так и в закреплении отдельных положений. Такое сходство закономерно, поскольку в республиках бывшего СССР законодательство об аудиторской деятельности принималось в тот же период, что и в России (а порой при разработке законов за основу принимались российские акты). Нельзя не учитывать также сформировавшуюся за годы Советской власти общность правовой культуры.

Классификация нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность, может быть проведена по различным основаниям. При этом за основу построения системы нормативного правового регулирования данной сферы общественных отношений взята классификация актов по юридической силе, что не исключает обращения к иным классификационным основаниям.

Система нормативного правового регулирования аудиторской деятельности России в настоящее время состоит из нормативных правовых актов нескольких уровней.

Первый уровень нормативного правового регулирования аудиторской деятельности представлен законодательными актами.

Возглавляет законодательство в данной сфере общественных отношений Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ " Об аудиторской деятельности" < 1>. В соответствии с ч. 1 ст. 1 Закона об аудите 2008 года, данный акт определяет правовые основы регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации.

--------------------------------

< 1> СЗ РФ. 2009. N 1. Ст. 15. Действует с изменениями от 1 июля, 13, 28 декабря 2010 года.

 

Закон об аудите 2008 года вступал в силу поэтапно < 1>, следовательно, в переходный период продолжали действовать нормы Закона об аудите 2001 года. В целом принятие Закона об аудите 2008 года повлекло существенные изменения в правовом регулировании аудита и в правовом статусе субъектов аудиторской деятельности. По мнению специалистов, принятие Закона об аудите 2008 года " положило начало формированию новой модели рынка аудиторских услуг" < 2>, что отражено в данном исследовании.

--------------------------------

< 1> В соответствии со ст. 26 Закона об аудите 2008 года настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2009 года, за исключением частей 1 - 9 статьи 11, статей 12 и 16 настоящего Федерального закона. Части 1 - 8 статьи 11 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2011 года. Часть 9 статьи 11, статьи 12 и 16 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2010 года.

< 2> Массарыгина В. Ф. Закон об аудиторской деятельности: новая модель регулирования // Аудиторские ведомости. 2009. N 4.

 

Согласно ст. 2 Закона об аудите 2008 года аудиторская деятельность осуществляется также в соответствии с Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ " О саморегулируемых организациях" < 1> (далее - Закон о саморегулируемых организациях ) < 2>.

--------------------------------

< 1> СЗ РФ. 2007. N 49. Ст. 6076. С изменениями от 22, 23 июля 2008 г., 28 апреля, 27 декабря 2009 г., 27 июля 2010 г.

< 2> Указанный акт регулирует отношения, возникающие в связи с приобретением и прекращением статуса саморегулируемых организаций, деятельностью саморегулируемых организаций, объединяющих субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности, осуществлением взаимодействия саморегулируемых организаций и их членов, потребителей произведенных ими товаров (работ, услуг), федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

 

В силу ч. 2 ст. 1 Закона о саморегулируемых организациях особенности приобретения, прекращения статуса саморегулируемых организаций, правового положения саморегулируемых организаций, деятельности саморегулируемых организаций, порядка приема в члены саморегулируемой организации и прекращения членства в саморегулируемой организации, порядка осуществления саморегулируемыми организациями контроля за деятельностью своих членов и применения саморегулируемыми организациями мер дисциплинарного воздействия в отношении своих членов, а также порядка осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением саморегулируемыми организациями, объединяющими субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности определенных видов, требований законодательства Российской Федерации, регулирующего деятельность указанных субъектов, и законодательства Российской Федерации о саморегулируемых организациях могут устанавливаться федеральными законами.

Нормы о саморегулировании в сфере аудиторской деятельности, содержащиеся в Законе об аудите 2008 года, носят специальный характер и имеют приоритет перед общими положениями Закона о саморегулируемых организациях.

Находившееся в ст. 2 Закона об аудите 2001 года положение о том, что нормы законодательства Российской Федерации об аудиторской деятельности, содержащиеся в других федеральных законах, должны соответствовать данному Закону, не включено в Закон об аудите 2008 года. В литературе совершенно справедливо отмечается, что, несмотря на некоторую правовую некорректность данного положения (Закон об аудите не является федеральным конституционным законом), сама идея единого нормативного правового акта, являющегося системообразующим в этой сфере регулирования, была позитивной и отвечающей задаче упорядочения предпринимательского законодательства в целом < 1>. Поддерживая данное мнение, полагаем желательным восстановление указанного правила в основном законе об аудиторской деятельности. Основным направлением законотворчества в сфере аудита должно стать сохранение и поддержание центральной, основополагающей роли Закона об аудите 2008 года. Это делает целесообразным наличие в данном акте правила о том, что все нормы отдельных законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих аудит, должны соответствовать положениям Закона об аудите 2008 года, которые в силу этого подлежат применению при наличии противоречия между отдельными законами и Законом об аудите 2008 года или между самими этими законами.

--------------------------------

< 1> Андреев В. К. Государственное регулирование аудиторской деятельности // Предпринимательское право. 2006. N 1; Шишкин С. Н. Государственное регулирование аудиторской деятельности // Гражданин и право. 2009. N 7.

 

Закон об аудите 2008 года, как и его предшественник, представляет собой концептуальный документ, в котором сосредоточены фундаментальные положения, регулирующие аудиторскую деятельность в Российской Федерации. Этот акт носит специальный характер и поэтому должен рассматриваться в контексте с другими важнейшими правовыми актами, регулирующими аудиторскую деятельность: Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ " О бухгалтерском учете" < 1> (далее - Закон о бухгалтерском учете ), другими федеральными законами.

--------------------------------

< 1> СЗ РФ. 1996. N 48. Ст. 5369. С изменениями от 23 июля 1998 г., 28 марта, 31 декабря 2002 г., 10 января, 28 мая, 30 июня 2003 г., 3 ноября 2006 г., 23 ноября 2009 г., 8 мая, 27 июля, 28 сентября 2010 г.

 

В частности, п. 2 ст. 779 ГК РФ закреплено, что правила главы 39 " Возмездное оказание услуг" применяются в том числе к аудиторским услугам. Учитывая, что аудиторская деятельность Законом об аудите 2008 года квалифицируется в качестве предпринимательской, для определения правового статуса индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций применяются те нормы ГК РФ, которые регулируют соответствующие предпринимательские отношения. Речь идет о самом понятии предпринимательской деятельности; правовом статусе индивидуального предпринимателя применительно к индивидуальным аудиторам; организационно-правовых формах коммерческих организаций, в которых могут создаваться аудиторские организации; государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности и др.

Далее следует отметить, что указанные положения ГК РФ развиты и детализированы в специальных законодательных актах, регулирующих предпринимательскую деятельность. Назовем для примера законы, определяющие правовое положение коммерческих организаций (Федеральные законы от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ " Об акционерных обществах" < 1>, от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ " Об обществах с ограниченной ответственностью" < 2> ), устанавливающие порядок государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности (Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ " О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" < 3> ).

--------------------------------

< 1> СЗ РФ. 1996. N 1. Ст. 1. Действует с изменениями от 13 июня 1996 г., 24 мая 1999 г., 7 августа 2001 г., 21 марта, 31 октября 2002 г., 27 февраля 2003 г., 24 февраля, 6 апреля, 2, 29 декабря 2004 г., 27, 31 декабря 2005 г., 5 января, 27 июля, 18 декабря 2006 г., 5 февраля, 24 июля, 1 декабря 2007 г., 29 апреля, 30 декабря 2008 г., 7 мая, 3 июня, 19 июля, 27 декабря 2009 г., 4 октября, 3 ноября, 28 декабря 2010 г.

< 2> СЗ РФ. 1998. N 7. Ст. 785. Действует с изменениями от 11 июля, 31 декабря 1998 г., 21 марта 2002 г., 29 декабря 2004 г., 27 июля, 18 декабря 2006 г., 29 апреля, 22, 30 декабря 2008 г., 19 июля, 2 августа, 27 декабря 2009 г., 27 июля, 28 декабря 2010 г.

< 3> СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. I). Ст. 3431. Действует с изменениями от 23 июня, 8, 23 декабря 2003 г., 2 ноября 2004 г., 2 июля 2005 г., 5 февраля, 19 июля, 1 декабря 2007 г., 30 апреля, 23 июля, 30 декабря 2008 г., 19 июля, 27 декабря 2009 г., 19 мая, 27 июля, 29 ноября, 23 декабря 2010 г.

 

Поскольку индивидуальные аудиторы и аудиторские организации отнесены к числу субъектов предпринимательской деятельности, на них распространяются и иные законодательные акты, данную деятельность регулирующие.

Таким образом, мы можем утверждать, что первый, законодательный, уровень нормативно-правового регулирования аудиторской деятельности включает в себя акты двух видов:

- специального законодательства, регулирующего аудиторскую деятельность;

- общего законодательства о предпринимательской деятельности, поскольку аудиторская деятельность является одним из видов предпринимательской деятельности, а индивидуальные аудиторы и аудиторские организации должны иметь статус соответственно индивидуального предпринимателя либо коммерческой организации.

Следовательно, законодательное регулирование аудиторской деятельности можно рассматривать:

- в узком смысле, включая сюда лишь акты об аудиторской деятельности как деятельности специально-профессиональной;

- в широком смысле, имея в виду регулирование аудиторской деятельности как предпринимательской.

При этом некоторые законодательные акты могут быть отнесены как к первой, так и ко второй группе источников. Рассмотрим данный тезис на примере Закона о бухгалтерском учете. С одной стороны, в Законе об аудите 2008 года аудит определяется как независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности. При этом отмечено, что " для целей настоящего Федерального закона под бухгалтерской (финансовой) отчетностью аудируемого лица понимается отчетность, предусмотренная Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ " О бухгалтерском учете", или изданными в соответствии с ним нормативными правовыми актами, а также аналогичная по составу отчетность, предусмотренная иными федеральными законами < 1> или изданными в соответствии с ними нормативными правовыми актами" (ч. 3 ст. 1). Кроме того, в соответствии с подп. " г" п. 2 ст. 13 Закона о бухгалтерском учете в состав бухгалтерской отчетности включается аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту. Изложенное позволяет отнести Закон о бухгалтерском учете к числу специальных законодательных актов, регулирующих аудиторскую деятельность.

--------------------------------

< 1> См., например: Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 208-ФЗ " О консолидированной финансовой отчетности" // СЗ РФ. 2010. N 31. Ст. 4177.

 

С другой стороны, на сами аудиторские организации как на коммерческие организации распространяется требование ведения бухгалтерского учета и формирования бухгалтерской отчетности.

В систему источников законодательного регулирования аудиторской деятельности должны быть отнесены акты, определяющие порядок привлечения аудитора к ответственности за совершенные правонарушения. Это Гражданский кодекс РФ (гражданско-правовая ответственность), Кодекс РФ об административных правонарушениях (административная ответственность), Уголовный кодекс РФ (уголовная ответственность). Данные нормы не носят отсылочного характера, а содержат конкретные правила, определяющие правовое положение аудиторов и аудиторских организаций.

Наряду с этим к индивидуальным аудиторам и аудиторским организациям как субъектам предпринимательской деятельности могут применяться и иные нормы указанных кодифицированных актов. Например, индивидуальные аудиторы и аудиторские организации могут быть привлечены к ответственности по статье 14. 3 КоАП РФ " Нарушение законодательства о рекламе", статье 14. 11 " Незаконное получение кредита", статье 14. 12 " Фиктивное или преднамеренное банкротство" и др.

Необходимо отметить, что требование о проведении ежегодной обязательной аудиторской проверки предусмотрено как самим Законом об аудите 2008 года, так и иными федеральными законами (п. 6 ст. 6 Федерального закона от 30 декабря 2006 г. N 275-ФЗ " О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций" < 1>, ст. 28 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ " Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" < 2>, ст. 5 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 208-ФЗ " О консолидированной финансовой отчетности" и др. ). Так, в силу п. 6 ст. 6 Федерального закона " О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций" годовая бухгалтерская отчетность некоммерческой организации, связанная с формированием целевого капитала, использованием, распределением дохода от целевого капитала, подлежит ежегодному обязательному аудиту, если балансовая стоимость имущества, составляющего целевой капитал, превышает на конец отчетного года 20 миллионов рублей. В силу ст. 28 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ " Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" финансовая деятельность профессионального объединения страховщиков подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке. Независимая аудиторская организация и условия договора, который обязано с ней заключить профессиональное объединение страховщиков, утверждаются общим собранием членов профессионального объединения.

--------------------------------

< 1> СЗ РФ. 2007. N 1 (ч. 1). Ст. 38. Действует с изменениями от 25 ноября 2009 г.

< 2> СЗ РФ. 2002. N 18. Ст. 1720. Действует с изменениями от 24 декабря 2002 г., 23 июня 2003 г., 29 декабря 2004 г., 21 июля 2005 г., 25 ноября, 30 декабря 2006 г., 1 декабря 2007 г. 16 мая, 24 июня, 23 июля, 25, 30 декабря 2008 г., 28 февраля, 27 декабря 2009 г., 1 февраля, 22 апреля, 28 декабря 2010 г., 7 февраля 2011 г.

 

Вместе с тем, как представляется, указанные и иные законодательные акты не регулируют, по существу, аудиторскую деятельность, а лишь устанавливают требование проведения обязательной аудиторской проверки. Сам порядок проведения проверки определяется Законом об аудите 2008 года. Следует ли в таком случае законодательные акты, содержащие норму об обязательной аудиторской проверке, но не регулирующие по существу порядок ее проведения, включать в систему источников правового регулирования аудиторской деятельности < 1>? Представляется, что на этот вопрос следует дать отрицательный ответ.

--------------------------------

< 1> См., например: Правовые основы бухгалтерского учета: Учебник / Отв. ред. Е. Ю. Грачева, Е. И. Арефкина. М.: Проспект, 2010. С. 265.

 

Исследователи системы нормативно-правового регулирования аудиторской деятельности, как правило, не относят к числу источников Конституцию РФ. Такой подход представляется оправданным, если говорить лишь об узком, специальном регулировании аудита.

Однако при характеристике правового регулирования аудиторской деятельности как предпринимательской Конституция РФ должна занять свое место во главе всей системы источников.

К документам второго уровня нормативно-правового регулирования аудиторской деятельности относятся подзаконные нормативные правовые акты. Их число в настоящее время не столь значительно. Среди основных нормативных правовых актов рассматриваемого уровня можно выделить следующие:

- Указ Президента РФ от 6 марта 1997 г. N 188 " Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера" < 1>, в соответствии с которым к подобным сведениям отнесена, в частности, информация, связанная с профессиональной деятельностью, доступ к которой ограничен в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. Применительно к рассматриваемым общественным отношениям это аудиторская тайна. Вместе с тем и иные сведения, представленные в данном Перечне и возникающие в ходе деятельности индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций (например, персональные данные работников, коммерческая тайна и др. ), квалифицируются в качестве конфиденциальных;

--------------------------------

< 1> СЗ РФ. 1997. N 10. Ст. 1127. Действует с изменениями от 23 сентября 2005 г.

 

- Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 329 " О Министерстве финансов Российской Федерации", которым утверждено Положение о Министерстве финансов Российской Федерации.

Являясь федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере аудиторской деятельности, Министерство финансов РФ в пределах своей компетенции принимает нормативные правовые акты в сфере аудита. В качестве примера назовем:

- Приказ Минфина России от 6 декабря 2010 г. N 161н " Об утверждении Порядка выдачи квалификационного аттестата аудитора и формы квалификационного аттестата аудитора" < 1>;

--------------------------------

< 1> РГ. 2011. N 17.

 

- Приказ Минфина России от 17 ноября 2010 г. N 153н " Об утверждении Положения о порядке проведения квалификационного экзамена на получение квалификационного аттестата аудитора" < 1>;

--------------------------------

< 1> РГ. 2011. N 23.

 

- Приказ Минфина России от 27 мая 2010 г. N 51н " Об утверждении Порядка создания единой аттестационной комиссии" < 1>;

--------------------------------

< 1> БНА. 2010. N 42.

 

- Приказ Минфина России от 29 декабря 2009 г. N 146н " О создании Совета по аудиторской деятельности и его рабочего органа";

- Приказ Минфина России от 12 сентября 2002 г. N 93н " Об утверждении Временного положения о системе аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов в Российской Федерации";

- Приказ Минфина России от 29 декабря 2006 г. N 187н " Об утверждении программ повышения квалификации аудиторов" < 1>;

--------------------------------

< 1> ФГ. 2007. N 8. Действует с изменениями от 13 июня 2007 г., 16 апреля 2008 г., 10 марта 2009 г.

 

- Приказ Минфина России от 28 июня 2002 г. N 64н " Об утверждении Временного положения о ведении государственных реестров в области организации аудиторской деятельности" < 1>.

--------------------------------

< 1> БНА. 2002. N 34.

 

Кроме того, Минфин России приступил к работе по утверждению новых федеральных стандартов аудиторской деятельности, что предусмотрено ч. 2 ст. 15 Закона об аудите 2008 года.

Нужно иметь в виду, что в соответствии с п. 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации < 1> " нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается". Поэтому письмами Министерства финансов РФ до аудиторов, аудиторских организаций доводятся правила, имеющие по своей правовой природе рекомендательный, диспозитивный характер. Это, в частности, Методические рекомендации по сбору аудиторских доказательств достоверности показателей материально-производственных запасов в бухгалтерской отчетности (утв. Минфином России 23 апреля 2004 г. ), Методические рекомендации по проверке налога на прибыль и обязательств перед бюджетом при проведении аудита и оказании сопутствующих услуг (утв. Минфином России 23 апреля 2004 г. ) и ряд других. Указанные Методические рекомендации подготовлены в соответствии с Законом об аудите 2001 года, Федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, Международными стандартами аудита и могут быть рекомендованы для использования аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами при проведении аудита.

--------------------------------

< 1> Утверждены Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1009 " Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации" // СЗ РФ. 1997. N 33. Ст. 3895. Действует с изменениями от 11 декабря 1997 г., 6 ноября 1998 г., 11 февраля 1999 г., 30 сентября 2002 г., 7 июля 2006 г., 29 декабря 2008 г., 17 марта 2009 г., 20 февраля, 15 мая 2010 г.

 

Не носят нормативно-правового характера также информационные сообщения Минфина России. Их цель - информировать профессиональных субъектов аудиторской деятельности о новых правилах в сфере аудита. В качестве примера приведем информационное сообщение Минфина России от 22 января 2009 г. в связи со вступлением в силу Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ " Об аудиторской деятельности" < 1>.

--------------------------------

< 1> ФГ. 2009. N 4.

 

Рассматривая источники второго уровня нормативно-правового регулирования аудиторской деятельности, также следует отметить, что помимо специальных актов регулирования аудита на аудиторские организации и индивидуальных аудиторов распространяются подзаконные нормативные правовые акты, создающие правовую основу деятельности данных субъектов предпринимательства. Развивая сделанный по результатам анализа законодательства об аудите вывод, применительно к источникам второго уровня мы также можем говорить о наличии подзаконных нормативных правовых актов специального и общего характера и, следовательно, о подзаконном нормативно-правовом регулировании аудиторской деятельности в узком и широком смысле.

Третий, специальный уровень регулирования аудита составляют Правила (стандарты) аудиторской деятельности.

Приступая к рассмотрению системы российских правил (стандартов) аудиторской деятельности, отметим, что каждая профессия имеет свои стандарты (инструкции, модели поведения, правила и т. п. ), которые служат руководством для лиц данной профессии при выполнении ими своих обязанностей. Слово " стандарт" переводится как " образец", т. е. набор общепринятых требований к работе. Профессиональные стандарты устанавливают минимальный уровень исполнения и качества, которого ожидают от профессионала (предпринимателя) клиенты.

В отличие от процедур аудита, которые выполняются шаг за шагом и изменяются в зависимости от масштабов производства клиента, специализации, системы бухгалтерского учета и других обстоятельств, стандарты являются мерой качества исполнения работы. Аудиторские стандарты формируют единые базовые нормативные требования к качеству и надежности аудита, которые обеспечивают определенный уровень гарантии результатов проверки < 1>. Утверждая стандарты как обязательные правила осуществления деятельности, государство определяет тот минимальный необходимый норматив качества, который будет им в дальнейшем контролироваться и подтверждаться. В случае выявления отступления от заявленной в стандарте модели поведения, у контролирующих органов возникает право привлечения субъекта к ответственности.

--------------------------------

< 1> Подробнее см.: Бычкова С. М., Итыгилова Е. Ю. Международные стандарты аудита. М., 2008. С. 12.

 

Значение стандартов состоит в том, что они:

- обеспечивают приемлемое качество аудиторской проверки;

- способствуют внедрению в аудиторскую практику новых научных достижений;

- помогают пользователям понять процесс проведения аудиторской проверки;

- повышают престиж профессии;

- облегчают аудиторам ведение переговоров с клиентами;

- обеспечивают взаимосвязь отдельных элементов аудиторского процесса.

Основное значение стандартов заключается в том, что если в судебном разбирательстве будет доказано последовательное использование аудитором стандартов, то с аудитора может быть снята значительная часть ответственности < 1>.

--------------------------------

< 1> Этот факт впервые нашел отражение в практике английских и американских судов, которые, как правило, отклоняли иски клиентов к аудиторам, если последним удавалось доказать, что в своей работе они четко следовали общепринятым стандартам (см.: Бычкова С. М., Итыгилова Е. Ю. Международные стандарты аудита. М., 2008. С. 12).

 

Статья 7 Закона об аудите 2008 года выделяет:

- федеральные стандарты аудиторской деятельности;

- стандарты саморегулируемой организации аудиторов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...