1) исключительно регистрационная форма охраны селекционных достижений без выдачи какого-либо охранного документа (Австрия, Испания, Нидерланды, Швеция);
Дискуссия. В связи с обсуждением Женевского акта Гаагского соглашения о международной регистрации промышленных образцов, ратифицированного Российской Федерацией, выявлены две проблемы, не имеющие однозначного решения. Так, возможность подачи " прямой заявки" (т. е. заявки, подаваемой непосредственно в Международное бюро Всемирной организации интеллектуальной собственности) актуализировала вопрос обеспечения интересов национальной безопасности. Формально-юридически проблема обусловлена следующим. Статья 1395 ГК РФ, согласно п. 1 которой заявка на выдачу патента на изобретение или полезную модель, созданные в Российской Федерации, может быть подана в иностранном государстве или в международную организацию по истечении шести месяцев со дня подачи соответствующей заявки в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности, если в указанный срок заявитель не будет уведомлен о том, что в заявке содержатся сведения, составляющие государственную тайну, не включает указания на промышленные образцы. При этом вступающие в силу со 2 октября 2017 г. изменения Постановления Правительства РФ от 24 декабря 2007 г. N 928 " О порядке проведения проверки наличия в заявках на выдачу патента на изобретение, полезную модель или промышленный образец, созданные в Российской Федерации, сведений, составляющих государственную тайну" не могут устранить пробел, имеющий место на законодательном уровне < 1> (далее - Постановление N 928). -------------------------------- < 1> По состоянию на сентябрь 2017 г.
В соответствии с п. 2 Правил проведения проверки наличия в заявках на выдачу патента на изобретение, полезную модель или промышленный образец, созданные в Российской Федерации, сведений, составляющих государственную тайну, утвержденных Постановлением N 928, проверке подлежат все заявки на выдачу патента на изобретение, полезную модель или промышленный образец, созданные в Российской Федерации (далее - заявка), поданные в Федеральную службу по интеллектуальной собственности российскими юридическими лицами или гражданами Российской Федерации (далее - заявитель), в том числе международные заявки, поданные в указанную Службу в соответствии с Договором о патентной кооперации, и заявки, поданные через указанную Службу в соответствии с Евразийской патентной конвенцией или Женевским актом Гаагского соглашения о международной регистрации промышленных образцов, за исключением заявок, к которым при подаче приложено заключение созданной в установленном порядке соответствующей комиссии заявителя по защите государственной тайны об отсутствии в таких заявках сведений, составляющих государственную тайну.
Из буквального толкования данного положения Постановления N 928 следует, что речь идет о международных заявках, подаваемых через Роспатент, а не о " прямых" международных заявках. И если в отношении изобретений и полезных моделей вопрос решается путем применения п. 1 ст. 1395 ГК РФ, то в части промышленных образцов возникает пробел. Обращение к информации в разделе " Зарубежное патентование", размещенной на официальном сайте Роспатента, позволяет утверждать, что правило о проверке заявок на наличие сведений, составляющих государственную тайну, будет распространяться на все три объекта патентного права (изобретения, полезные модели, промышленные образцы), что разумно. Однако формально-юридическое решение вопроса должно быть приведено в соответствие с ответом, диктуемым здравым смыслом < 1>. --------------------------------
< 1> Учитывая, что соответствующее законодательство Российской Федерации сейчас находится в процессе совершенствования, не исключено устранение отмеченного пробела.
Вторая проблема также имеет формально-юридический и содержательный аспекты. Речь идет о необходимости и возможности единообразного регулирования отношений, связанных с изобретениями и полезными моделями, с одной стороны, и промышленными образцами - с другой. Так, согласно российскому законодательству все три объекта относятся к охраняемым патентным правом (гл. 72 ГК РФ). Вместе с тем и законодатель, и теория патентного права исходят из признания изобретений и полезных моделей техническими решениями (п. 1 ст. 1350 и ст. 1351 ГК РФ), в то время как промышленный образец относится к сфере дизайна и является решением внешнего вида изделия промышленного или кустарно-ремесленного производства (п. 1 ст. 1349 и абз. 1 п. 1 ст. 1352 ГК РФ). В теории распространен взгляд на полезные модели как на " малые изобретения", т. е. технические решения, " не дотягивающие" до уровня изобретения, но заслуживающие правовой охраны. Полезные модели охраняются далеко не во всех странах, несмотря на то что они названы в перечне охраняемых объектов, предусмотренном п. 2 ст. 1 Парижской конвенции. Правовое регулирование промышленных образцов объективно " пересекается" с авторско-правовой системой охраны, в силу чего это регулирование затруднительно привести к единообразию в международных правовых документах. Думается, что, решая эту проблему, необходимо сочетать два подхода: учитывать особенности двух групп объектов патентного права, при этом используя общие правила там, где специфика отсутствует. На состоявшемся в сентябре 2017 г. Восточном экономическом форуме в г. Владивостоке принято решение о проработке вопроса о механизме единого патента на промышленный образец для государств - членов Евразийской патентной организации. В частности, представителям указанных государств до 15 сентября 2018 г. необходимо представить позицию государств по данному вопросу, инициировать проведение внутригосударственных процедур и заручиться полномочиями для ее подписания. Евразийская конвенция об охране промышленных образцов будет рассмотрена на дипломатической конференции Евразийской патентной организации в 2018 г.
§ 7. Будапештский договор о международном признании депонирования микроорганизмов для целей патентной процедуры
Будапештский договор о международном признании депонирования микроорганизмов для целей патентной процедуры (далее - Будапештский договор) подписан 28 апреля 1977 г. Договаривающиеся государства, которые разрешают или требуют депонирования микроорганизмов для целей патентной процедуры, признают для таких целей депонирование микроорганизмов в любом международном органе по депонированию. Такое признание включает признание факта и даты депонирования, указанных международным органом по депонированию, а также признание того факта, что то, что выдается в качестве образца, является образцом депонированного микроорганизма (подп. " a" п. 1 ст. 3 Будапештского договора). Для приобретения статуса международного органа по депонированию любое учреждение по депонированию должно размещаться на территории договаривающегося государства и должно пользоваться преимуществами, содержащимися в заверениях, предоставляемых этим государством в отношении того, что это учреждение отвечает и будет продолжать отвечать следующим условиям: а) иметь непрерывное существование; б) располагать, как предусмотрено в Инструкции к Будапештскому договору (далее - Инструкция), необходимым персоналом и оборудованием для выполнения научных и административных задач в соответствии с Будапештским договором; в) быть беспристрастным и объективным; г) быть доступным в целях депонирования для любого депозитора на равных условиях; д) принимать для депонирования любые или определенные виды микроорганизмов, исследовать их жизнеспособность и хранить их, как предусмотрено в Инструкции; е) выдавать депозитору расписку и любое требуемое свидетельство о жизнеспособности, как предусмотрено в Инструкции; ж) подчиняться в отношении депонированных микроорганизмов требованиям секретности, как предусмотрено в Инструкции; з) выдавать образцы любого депонированного микроорганизма с соблюдением условий и в соответствии с процедурой, предусмотренной в Инструкции.
В Российской Федерации действуют двусторонние межгосударственные (межправительственные) Соглашения о сотрудничестве в области охраны промышленной собственности с Арменией (от 25 июня 1993 г. ), Азербайджаном (от 18 июля 1994 г. ), Республикой Беларусь (от 20 июля 1994 г. ), Грузией (от 11 февраля 2004 г. ), Киргизской Республикой (от 13 октября 1995 г. ), Республикой Казахстан (от 28 марта 1994 г. ), Украиной (от 30 июня 1993 г. ), Республикой Узбекистан (от 27 июля 1995 г. ). Развитие электронных сервисов в сфере патентного дела существенно упрощает доступ заявителей, в том числе потенциальных, к необходимой информации. Например, на официальном сайте Всемирной организации интеллектуальной собственности сообщается, что " с помощью базы данных " PATENTSCOPE" можно ознакомиться с полным текстом международных заявок, поданных в соответствии с Договором о патентной кооперации (РСТ), с момента их публикации, а также с патентными документами национальных и региональных патентных ведомств государств-участников. Поиск информации можно вести посредством ввода ключевых слов, имени и фамилии заявителей, международной патентной классификации и многих других критериев поиска на многих языках" < 1>. -------------------------------- < 1> http: //www. wipo. int/patentscope/ru/ (дата обращения: 21. 09. 2017).
Одновременно с расширением доступа к информации актуализируется вопрос ее качественного анализа, что обусловлено темпами научно-технического прогресса и вовлечением все большего числа субъектов в сферу международного патентования. Обращение к услугам патентных поверенных в случаях подачи международной заявки и при решении иных вопросов, связанных с международным патентованием, в современных условиях нередко становится необходимостью.
Вопросы по теме
1. Что понимается под международным патентованием? 2. Какие основания для возникновения права приоритета предусмотрены Парижской конвенцией? 3. Каковы основные положения Договора о патентной кооперации? 4. Что собой представляет евразийский патент? 5. Какое место занимает Соглашение ТРИПС в системе международных правовых актов в сфере патентования?
Рекомендуемая литература
Буднева Г. Н. Международно-правовая охрана изобретений. Актуальные правовые аспекты современной практики международного коммерческого оборота: Сб. статей / Под общ. ред. А. С. Комарова. М.: Статут, 2016 (СПС " КонсультантПлюс" ).
Еременко В. И. О едином патенте Европейского союза // Законодательство и экономика. 2013. N 9 (СПС " КонсультантПлюс" ). Негуляев Г. А. Гаагская система международной регистрации промышленных образцов - эффективный способ зарубежного патентования // ИС. Промышленная собственность. 2017. N 8. С. 49 - 58 (СПС " КонсультантПлюс" ). Шахназаров Б. А. Система международного патентного права. Общие проблемы охраны патентуемых объектов // Юридический мир. 2016. N 11. С. 59 - 63 (СПС " КонсультантПлюс" ). Шугуров М. В. Соглашение ТРИПС, международный трансфер технологий и последствия усиления защиты прав интеллектуальной собственности // Международное право и международные организации. 2015. N 4. С. 405 - 436 (СПС " КонсультантПлюс" ).
Глава 11. ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ СЕЛЕКЦИОННЫМ ДОСТИЖЕНИЯМ
§ 1. Условия охраноспособности селекционного достижения
Селекционные достижения представляют собой особую разновидность объектов интеллектуальных прав. Они относятся к нетрадиционным (иным) объектам интеллектуальных прав. Кроме того, селекционные достижения не включены в перечень охраняемых объектов, закрепленный в тексте Парижской конвенции по охране промышленной собственности 1883 г. Упоминание о селекционных достижениях также отсутствует в тексте Конвенции 1967 г., учреждающей Всемирную организацию интеллектуальной собственности < 1>. В СССР с точки зрения правовой охраны селекционные достижения приравнивались к изобретениям. -------------------------------- < 1> Конвенция, учреждающая Всемирную организацию интеллектуальной собственности, была подписана в г. Стокгольме 14 июля 1967 г. и впоследствии изменена 2 октября 1979 г. Текст Конвенции вступил в силу 1 июня 1984 г.
В настоящее время на международном уровне нормативно-правовую базу для охраны селекционных достижений составляют Международная конвенция по охране новых сортов растений (Париж, 2 декабря 1961 г. < 1> ) (далее - Конвенция 1961 г., Конвенция UPOV < 2> ), Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (Марракеш, 15 апреля 1994 г. ) (далее - Соглашение ТРИПС), Договор о Евразийском экономическом сообществе (Астана, 29 мая 2014 г. ). При этом в отношении Конвенции UPOV Российская Федерация ратифицировала как первоначальный текст Конвенции, так и Акт к Конвенции 1991 г. < 3>. -------------------------------- < 1> Конвенция была подписана в г. Париже в 1961 г. и вступила в силу в 1968 г. Впоследствии Конвенция пересматривалась в г. Женеве в 1972, 1978 и 1991 гг. Российская Федерация присоединилась к Конвенции UPOV 24 апреля 1998 г. В настоящее время в правоприменительной практике и в юридической литературе изменения к Конвенции именуются " актами": например, Акт 1978 г. к Конвенции UPOV, Акт 1991 г. к Конвенции UPOV. При этом изменения, внесенные в текст Конвенции в 1972 г., цитируются следующим образом: " Акт к Конвенции UPOV 1961 года с изменениями, внесенными в 1972 году". При ссылке на текст Конвенции UPOV всегда необходимо делать ссылку на конкретный акт, о котором идет речь, так как тексты актов различаются. < 2> Официальное название Конвенции на французском языке звучит следующим образом: Convention internationale pour la protection des obtentions . В соответствии со ст. 1 (1) Акта 1961 г. к Конвенции UPOV государства, ратифицировавшие Конвенцию, договорились о создании Международного союза по охране новых сортов растений. На французском языке данный Союз звучит как Union Internationale pour la protection des obtentions . Именно от наименования Международного союза на французском языке и происходит аббревиатура " UPOV". При этом в источниках на русском языке также встречается транслитерация сокращенного наименования Союза с французского языка, а именно " УПОВ". См., например, официальный сайт ФГБУ " Госсорткомиссия": https: //gossort. com. < 3> 24 апреля 1999 г. после того, как Болгария и Российская Федерация ратифицировали Акт к Конвенции 1991 г., указанный Акт вступил в силу на основании ст. 37 Акта к Конвенции UPOV 1991 г., в соответствии с которым Конвенция вступает в силу через один месяц после того, как пять государств ратифицируют текст Акта 1991 г. В связи с этим Акт к Конвенции 1978 г. был закрыт для дальнейшего подписания государствами. См.: Castle David. The Role of Intellectual Property Rights in Biotechnology Innovation. Edward Elgar Publishing, 2009. P. 411.
На уровне национального законодательства правовое регулирование отношений по предоставлению правовой охраны селекционным достижениям содержится в гл. 73 ГК РФ, Федеральных законах от 17 декабря 1997 г. N 149-ФЗ " О семеноводстве", от 3 августа 1995 г. N 123-ФЗ " О племенном животноводстве", от 5 июля 1996 г. N 86-ФЗ " О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности". Необходимо отметить, что в настоящее время в ГК РФ отсутствует законодательное определение термина " селекционное достижение". Исходя из буквального толкования п. 1 ст. 1412 ГК РФ на данный момент в Российской Федерации селекционными достижениями признаются охраняемые сорта растений и породы животных, зарегистрированные в Государственном реестре охраняемых селекционных достижений. При этом с точки зрения теории права определение селекционного достижения, по нашему мнению, может быть сформулировано следующим образом. Селекционное достижение - это результат интеллектуальной деятельности, отвечающий установленным в Российской Федерации условиям охраноспособности и зарегистрированный в Государственном реестре охраняемых селекционных достижений. Необходимо отметить, что на селекционные достижения точно так же, как и на изобретения, полезные модели и промышленные образцы, выдается патент, который удостоверяет исключительное право обладателя патента на селекционное достижение (п. 1 ст. 1415 ГК РФ). Однако применительно к селекционным достижениям " патент" - это прежде всего название охранного документа, который удостоверяет исключительные права его обладателя. При этом фактически в Российской Федерации в отношении селекционных достижений законодателем введен особый, sui generis режим охраны, который предоставляет обладателю патента на селекционное достижение права, отличные от прав обладателя патента на изобретение, полезную модель и промышленный образец. В этом смысле отечественный законодатель, закрепляя особый, sui generis режим охраны селекционных достижений, воспользовался предоставленной Соглашением ТРИПС возможностью выбрать наиболее подходящий режим охраны селекционных достижений. Так, в п. " b" ст. 27. 3 Соглашения ТРИПС предусмотрено правило, в соответствии с которым государства " предусматривают охрану сортов растений либо патентами, либо путем применения эффективной системы sui generis, либо любым их сочетанием". Необходимо отметить, что sui generis режим охраны селекционных достижений закреплен также в законодательстве Индии, Таиланда и Малайзии < 1>. -------------------------------- < 1> Correa Carlos M. Sui generis protection for farmers' varieties. Taylor & Francis. P. 155.
Зарубежный опыт. В отечественной юридической литературе выделяют следующие группы стран в зависимости от предоставляемого вида охраны < 1>: -------------------------------- < 1> Цит. по: Мерзликина Р. Часть четвертая ГК РФ: право на селекционное достижение // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. 2015. N 8. С. 44 - 45.
1) исключительно регистрационная форма охраны селекционных достижений без выдачи какого-либо охранного документа (Австрия, Испания, Нидерланды, Швеция);
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|