Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Международное патентование - это официальная регистрация исключительных прав на территории какого-либо иностранного государства.




Так, Е. В. Хромушина < 1>, исследуя нормы разд. VI. 1 Патентного закона, которыми впервые была введена патентная охрана секретных изобретений, отмечает, что в общественном сознании уже сложилось и укрепилось представление о том, что патент - это инструмент рыночной экономики, что патент свидетельствует о наличии у патентообладателя исключительного права на изобретение. Однако, получая патент на секретное изобретение и пытаясь реализовать вытекающие из него права в русле рыночной экономики, патентообладатель дополнительно попадает в специфическое поле действия законодательства о государственной тайне, характеризующееся вертикальными связями субъектов правоотношений.

--------------------------------

< 1> См.: Хромушина Е. В. Правовая охрана секретных изобретений, полезных моделей и промышленных образцов: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004.

 

В целях гармонизации действия патентного законодательства и законодательства о государственной тайне Е. В. Хромушина предлагает приостанавливать действие патента на секретное изобретение с даты выдачи патента на секретное изобретение до даты рассекречивания изобретения, а срок действия патента на рассекреченное изобретение продлевать на срок, равный сроку приостановления действия патента на секретное изобретение.

Идея приостановления действия патента на изобретение на период его засекречивания не нова, она реализована в ряде государств, где законодательство предусматривает выдачу секретных патентов. В других странах патенты на секретные изобретения не предоставляются, их выдача откладывается до момента рассекречивания сведений, входящих в состав соответствующего технического решения.

Путь введения " рынка" секретных изобретений представляется сомнительным и В. И. Еременко < 1>, который полагает, что действующий в России правовой режим охраны секретных изобретений, по сути, выхолащивает содержание традиционного исключительного права и переводит исключительное право на секретное изобретение из сферы частного в сферу публичного права с неизбежной при этом трансформацией его содержания.

--------------------------------

< 1> См.: Еременко В. И. О патентной монополии на секретное изобретение и регистрации секретных изобретений в соответствии с частью четвертой Гражданского кодекса РФ // Законодательство и экономика. 2008. N 9.

 

В. С. Азовцев < 1> предлагает отказаться от патентной формы охраны секретного изобретения и тем самым устранить противоречия между необходимостью его использования каким-либо компетентным государственным органом и монопольным правом обладателя патента, допускающим запрещение такого использования. Названному исследователю видится целесообразным выдавать автору секретного изобретения вместо патента авторское свидетельство, которое лишь удостоверяет факт авторства и приоритет изобретения. При этом исключительное право на секретное изобретение предлагается закреплять за государством, которое в связи с засекречиванием изобретения должно выплачивать автору вознаграждение за сам факт создания изобретения, а вознаграждение за использование выплачивается конкретным предприятием, которому государство предоставило в установленном порядке право использования секретного изобретения.

--------------------------------

< 1> См.: Азовцев В. С. Правовая охрана секретных изобретений в РФ: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2012.

 

Вместе с тем сам факт того, что при принятии части четвертой ГК РФ законодателем без каких-либо серьезных корректировок были восприняты подходы к правовому режиму охраны секретных изобретений, закрепленные в Патентном законе, свидетельствует о долговременной тенденции патентной формы охраны этих объектов.

 

§ 2. Подача и рассмотрение заявки на выдачу патента

на секретное изобретение

 

Содержащаяся в п. 1 ст. 1401 ГК РФ норма о необходимости соблюдения законодательства о государственной тайне при подаче, рассмотрении заявки на выдачу патента на секретное изобретение и обращении с ней накладывает на эти процессы существенные особенности.

Классификация секретных изобретений по степени секретности имеет важное значение для определения субъекта, уполномоченного рассматривать заявки на выдачу патентов и выдавать такие патенты.

В соответствии со ст. 8 Закона о государственной тайне устанавливаются три степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей указанных сведений: " особой важности", " совершенно секретно" и " секретно". При этом установление определенной степени секретности обусловлено тяжестью ущерба, который может быть нанесен безопасности Российской Федерации вследствие распространения сведений, составляющих государственную тайну.

Правила отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности утверждены Постановлением Правительства РФ от 4 сентября 1995 г. N 870 (последние изменения внесены 18 марта 2016 г. ) < 1>. Согласно этим Правилам количественные и качественные показатели ущерба безопасности Российской Федерации определяются в соответствии с нормативно-методическими документами, утверждаемыми руководителями уполномоченных органов, которые наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, и согласованными с Межведомственной комиссией по защите государственной тайны (далее - Межведомственная комиссия).

--------------------------------

< 1> СЗ РФ. 1995. N 37. Ст. 3619.

 

В силу п. 3 названных Правил к сведениям особой важности следует относить сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб интересам Российской Федерации в одной или нескольких из перечисленных областей.

К совершенно секретным сведениям следует относить сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб интересам министерства (ведомства) или отрасли экономики Российской Федерации в одной или нескольких из перечисленных областей.

К секретным сведениям следует относить все иные сведения из числа сведений, составляющих государственную тайну. Ущербом безопасности Российской Федерации в этом случае считается ущерб, нанесенный интересам предприятия, учреждения или организации в военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной или оперативно-розыскной области деятельности.

Межведомственная комиссия создана Указом Президента РФ от 6 октября 2004 г. N 1286 (последние изменения внесены 11 августа 2014 г. ) < 1>. В соответствии с утвержденным тем же Указом Положением Межведомственная комиссия является коллегиальным органом, координирующим деятельность федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации по защите государственной тайны в интересах разработки и выполнения государственных программ, нормативных правовых актов и методических документов, обеспечивающих реализацию федерального законодательства о государственной тайне.

--------------------------------

< 1> СЗ РФ. 2004. N 41. Ст. 4024.

 

К полномочиям Межведомственной комиссии в том числе относятся: формирование перечня должностных лиц органов государственной власти, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне; формирование перечня сведений, отнесенных к государственной тайне; определение порядка рассекречивания носителей сведений, составляющих государственную тайну, в случае ликвидации организации-фондообразователя и отсутствия ее правопреемника; рассмотрение запросов органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и граждан о рассекречивании сведений, отнесенных к государственной тайне; рассмотрение вопросов о возможности передачи сведений, составляющих государственную тайну, другим государствам и международным организациям; принятие решения о передаче органом государственной власти, органом местного самоуправления, организацией сведений, составляющих государственную тайну, в случаях изменения их функций, форм собственности, ликвидации или прекращения работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, другому органу государственной власти, органу местного самоуправления, организации; решение вопроса о продлении 30-летнего срока засекречивания сведений, составляющих государственную тайну.

Решения Межведомственной комиссии, принятые в соответствии с ее полномочиями, обязательны для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, должностными лицами и гражданами.

Заявки на секретные изобретения, для которых установлена степень секретности " особой важности" или " совершенно секретно", а также на секретные изобретения, которые относятся к средствам вооружения и военной техники и к методам и средствам в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности и для которых установлена степень секретности " секретно", подаются в зависимости от их тематической принадлежности в уполномоченные Правительством РФ федеральные органы исполнительной власти, Государственную корпорацию по атомной энергии " Росатом", Государственную корпорацию по космической деятельности " Роскосмос" (уполномоченные органы). Заявки на иные секретные изобретения подаются в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности.

Таким образом, заявки на изобретения, в отношении которых установлена степень секретности " особой важности" или " совершенно секретно", а также на секретные изобретения, которые относятся к средствам вооружения и военной техники и к методам и средствам в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности и для которых установлена степень секретности " секретно", подаются в зависимости от их тематической принадлежности в уполномоченные органы. Заявки же на иные секретные изобретения подаются в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности (Роспатент).

Множественность субъектов, уполномоченных рассматривать заявки на выдачу патентов на секретные изобретения, является особенностью правового регулирования этих отношений, отличной от обычных (несекретных) изобретений, заявки на выдачу патентов на которые уполномочен рассматривать лишь федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности.

Постановлением Правительства РФ от 2 октября 2004 г. N 514 (последние изменения внесены 4 сентября 2012 г. ) < 1> установлен перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных рассматривать заявки на выдачу патента на изобретения, содержащие сведения, составляющие государственную тайну. К таким органам относятся: Министерство обороны РФ, Министерство внутренних дел РФ, Министерство здравоохранения РФ, Министерство промышленности и торговли РФ, Федеральная служба безопасности РФ.

--------------------------------

< 1> СЗ РФ. 2004. N 41. Ст. 4046.

 

К числу уполномоченных органов в настоящее время также относятся Государственная корпорация по атомной энергии " Росатом" и Государственная корпорация по космической деятельности " Роскосмос".

В зависимости от тематической принадлежности заявки на секретные изобретения, которые относятся к средствам вооружения и военной техники, подаются в Министерство обороны РФ, Министерство здравоохранения РФ, Министерство промышленности и торговли РФ или в Государственную корпорацию по атомной энергии " Росатом" и Государственную корпорацию по космической деятельности " Роскосмос", заявки на секретные изобретения, которые относятся к методам и средствам в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-разыскной деятельности, - в Министерство внутренних дел РФ или в Федеральную службу безопасности РФ.

Общие требования к составу заявки на выдачу патента на изобретение, установленные п. 2 ст. 1375 ГК РФ, должны быть соблюдены и при подаче заявки на секретное изобретение. На заявки на выдачу патента на секретные изобретения также распространяются положения ст. ст. 1384, 1386 - 1389 ГК РФ, которые содержат общие правила рассмотрения заявок на изобретения.

Конкретизированные требования к процедурам подачи заявок, в том числе на выдачу патента на секретное изобретение, устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими нормативно-правовое регулирование в сфере интеллектуальной собственности.

В частности, Приказом Министерства образования и науки РФ от 29 октября 2008 г. N 327 утвержден Административный регламент исполнения Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам государственной функции по организации приема заявок на изобретение и их рассмотрения, экспертизы и выдачи в установленном порядке патентов Российской Федерации на изобретение < 1> (далее - Административный регламент).

--------------------------------

< 1> БНА ФОИВ. 2009. N 21.

 

Вместе с тем в п. 2 указанного Административного регламента определено, что он не распространяется на организацию приема, рассмотрения и экспертизы заявок на выдачу патента на секретные изобретения, которые в зависимости от их тематической принадлежности подаются в уполномоченные Правительством РФ федеральные органы исполнительной власти, и выдачу в установленном порядке патентов Российской Федерации на такие секретные изобретения.

Если при рассмотрении федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности заявки на изобретение будет установлено, что содержащиеся в ней сведения составляют государственную тайну, такая заявка засекречивается в порядке, установленном законодательством о государственной тайне, и считается заявкой на секретное изобретение.

Порядок засекречивания сведений предусмотрен ст. 11 Закона о государственной тайне. Согласно этому порядку основанием для засекречивания сведений, полученных (разработанных) в результате управленческой, производственной, научной и иных видов деятельности органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций, является их соответствие действующим в данных органах, на данных предприятиях, в данных учреждениях и организациях перечням сведений, подлежащих засекречиванию. При засекречивании этих сведений их носителям присваивается соответствующий гриф секретности.

Учитывая, что федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности уполномочен рассматривать не все заявки на выдачу патента на секретные изобретения, а только те, которые не отнесены к компетенции уполномоченных органов, поступившие в этот орган заявки повышенной степени секретности (" особой важности" и " совершенно секретно" ), а также установленной законом тематической принадлежности должны передаваться в уполномоченные органы с использованием специальных средств связи и с одновременным уведомлением заявителей.

Порядок проведения проверки наличия в заявках на выдачу патента на изобретение или полезную модель, созданные в Российской Федерации, сведений, составляющих государственную тайну, определен Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2007 г. N 928 (последние изменения внесены 27 февраля 2015 г. ) < 1>.

--------------------------------

< 1> СЗ РФ. 2007. N 53. Ст. 6624.

 

В соответствии с названным Порядком проверке подлежат все заявки на выдачу патента на изобретение, полезную модель или промышленный образец, созданные в Российской Федерации, поданные в Федеральную службу по интеллектуальной собственности российскими юридическими лицами или гражданами Российской Федерации, в том числе международные заявки, поданные в соответствии с Договором о патентной кооперации, и заявки, поданные в соответствии с Евразийской патентной конвенцией, за исключением заявок, к которым при подаче приложено заключение созданной в установленном порядке соответствующей комиссии заявителя по защите государственной тайны об отсутствии в таких заявках сведений, составляющих государственную тайну.

Необходимость проведения проверки международных заявок обусловлена правилом, содержащимся в п. 1 ст. 1395 ГК РФ, согласно которому заявка на выдачу патента на изобретение или полезную модель, созданные в Российской Федерации, может быть подана в иностранном государстве или в международную организацию по истечении шести месяцев со дня подачи соответствующей заявки в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности, если в указанный срок заявитель не будет уведомлен о том, что в заявке содержатся сведения, составляющие государственную тайну.

В случае выявления представителем компетентного органа обстоятельств, требующих проверки содержания заявки, заявка направляется Федеральной службой по интеллектуальной собственности с использованием специальной связи в соответствующий компетентный орган, о чем уведомляется заявитель. Рассмотрение Федеральной службой по интеллектуальной собственности заявки приостанавливается на срок проведения проверки заявки в компетентном органе.

В случае если по результатам проверки заявки установлено наличие в ней сведений, составляющих государственную тайну, руководитель компетентного органа или уполномоченное им должностное лицо на основании заключения комиссии принимает решение о засекречивании заявки и присвоении ей соответствующего грифа секретности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о государственной тайне.

При этом компетентный орган, принявший решение о засекречивании заявки, уведомляет об этом Федеральную службу по интеллектуальной собственности и заявителя, который предупреждается о нераспространении сведений, составляющих государственную тайну, и ответственности за их несанкционированное распространение. Если решение о засекречивании заявки принимается в отношении заявки, поданной в соответствии с Договором о патентной кооперации или Евразийской патентной конвенцией, заявитель также уведомляется о невозможности зарубежного патентования изобретения или полезной модели.

В случае засекречивания заявки на изобретение компетентный орган рассматривает заявку либо направляет ее в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный рассматривать заявки на выдачу патента на изобретение, сведения которого составляют государственную тайну.

Засекречивание информации означает ограничение прав собственности на эту информацию. Согласно ст. 10 Закона о государственной тайне материальный ущерб, наносимый собственнику информации в связи с ее засекречиванием, должен возмещаться государством в размерах, определяемых в договоре между органом государственной власти, в распоряжение которого переходит эта информация, и ее собственником. В договоре также предусматриваются обязательства собственника информации по ее нераспространению.

При этом собственник информации вправе обжаловать в суде действия должностных лиц, ущемляющие, по мнению собственника информации, его права. В случае признания судом действий должностных лиц незаконными порядок возмещения ущерба, нанесенного собственнику информации, определяется решением суда в соответствии с действующим законодательством.

Содержащаяся в п. 3 ст. 1401 ГК РФ норма о том, что засекречивание заявок, поданных иностранными гражданами или иностранными юридическими лицами, не допускается, корреспондирует с нормой, изложенной в ст. 10 Закона о государственной тайне, согласно которой не может быть ограничено право собственности на информацию иностранных организаций и иностранных граждан, если эта информация получена (разработана) ими без нарушения законодательства Российской Федерации.

Административный регламент помимо общих положений, регламентирующих процедуры подачи заявки на выдачу патента на изобретение, рассмотрения этих заявок и выдачи патентов, содержит также правила, отражающие особенности подачи заявок на секретные изобретения, порядка ознакомления с документами, содержащими сведения о секретных изобретениях, проведения экспертизы по этим заявкам.

Общие требования к лицам, подающим заявку на изобретение, изложены в п. п. 1 и 2 ст. 1357, п. 3 ст. 1370, п. 1 ст. 1371, ст. 1373 и п. 1 ст. 1375 ГК РФ. К таким лицам относятся: автор изобретения; работодатель, если изобретение создано работником в связи с выполнением им своих служебных обязанностей или получением от работодателя конкретного задания; правопреемник автора или работодателя.

В соответствии с подп. 5 п. 14 Административного регламента заявка на секретное изобретение, поступившая от иностранного гражданина или иностранного юридического лица, возвращается заявителю без рассмотрения.

В целях подачи заявки на секретное изобретение, ведения по ней переписки с Роспатентом и осуществления иных действий при рассмотрении заявки автор (работодатель, правопреемник автора или работодателя) может назначить своего представителя с выдачей ему доверенности. При назначении представителя сообщаются также сведения о форме и номере его допуска к работе с секретными документами.

К документам, входящим в состав заявки на секретное изобретение, и действиям, осуществляемым в отношении этой заявки, предъявляется ряд специфических требований, обусловленных прежде всего необходимостью соблюдения законодательства о государственной тайне.

В частности: документы заявки на секретное изобретение представляются только на русском языке и в одном экземпляре (подп. 1 и 2 п. 10. 11 Административного регламента); заявка на секретное изобретение подается с использованием специальной связи (подп. 4 п. 14 Административного регламента); использование факса для передачи документов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, не допускается (п. 13. 3 Административного регламента); по заявке на выдачу патента на секретное изобретение представитель заявителя помимо доверенности должен иметь соответствующий допуск к сведениям, составляющим государственную тайну (п. 12. 2 Административного регламента); Роспатент в случае необходимости может запросить у лица, адрес которого указан в качестве адреса для секретной переписки, копию лицензии на проведение работ со сведениями, составляющими государственную тайну (п. 12. 3 Административного регламента); ознакомление с заявкой на секретное изобретение и материалами переписки по ней осуществляется при наличии у заявителя (его представителя) документа, удостоверяющего личность, предписания на выполнение задания установленной формы и справки о допуске к сведениям, составляющим государственную тайну (п. 17 Административного регламента); с документами заявки, сведения о которой не опубликованы, а также с документами, содержащими сведения о секретных изобретениях, запатентованных в Российской Федерации, и секретных изобретениях, на которые выданы авторские свидетельства СССР, в той их части, на которую имеется указание в запросе, решении или отчете об информационном поиске по рассматриваемой заявке, заявитель может быть ознакомлен непосредственно в Роспатенте, копии таких документов ему не высылаются (п. 18 Административного регламента).

Формальная экспертиза заявки на секретное изобретение проводится по общим правилам, установленным в ст. 1384 ГК РФ и конкретизированным в п. 23 Административного регламента, и представляет собой проверку наличия документов, предусмотренных п. 2 ст. 1375 ГК РФ, и их соответствие установленным требованиям без анализа существа изобретения.

В соответствии с п. 4 ст. 1401 ГК РФ публикация сведений о заявке на секретное изобретение не производится. Данное обстоятельство исключает распространение на секретное изобретение временной правовой охраны (ст. 1392 ГК РФ).

Экспертиза заявки на секретное изобретение по существу проводится по общим правилам, предусмотренным в ст. 1386 ГК РФ и конкретизированным в п. 24 Административного регламента, при условии завершения формальной экспертизы с положительным результатом и подачи заявителем соответствующего ходатайства о проведении экспертизы заявки по существу.

Вместе с тем экспертиза заявки на секретное изобретение по существу обладает некоторыми существенными особенностями по сравнению с общей процедурой, проводимой в отношении несекретных изобретений.

Так, при рассмотрении заявки на секретное изобретение в уровень техники для целей проверки новизны также включаются при условии их более раннего приоритета секретные изобретения, запатентованные в Российской Федерации, и секретные изобретения, на которые выданы авторские свидетельства СССР, если для них установлена степень секретности не выше, чем степень секретности изобретения, новизна которого устанавливается. Указанные изобретения включаются в уровень техники только в отношении формулы, с которой состоялась регистрация изобретения в соответствующем реестре, или формулы, с которой состоялась публикация сведений о выдаче евразийского патента (подп. 3 п. 24. 5. 2 Административного регламента).

В случае, когда установлена патентоспособность изобретения по рассматриваемой заявке, но имеется другая неотозванная и не признанная отозванной заявка на идентичное изобретение, имеющее ту же самую дату приоритета, и если одной из таких заявок является заявка на секретное изобретение, то в отношении другой заявки принимаются меры по засекречиванию, при условии, что сведения о такой заявке не опубликованы (подп. 1 п. 24. 10 Административного регламента).

Заявитель, согласно ст. 1378 ГК РФ, имеет право внести в документы заявки на секретное изобретение дополнения, уточнения и исправления путем представления дополнительных материалов по запросу федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности до принятия по заявке решения о выдаче патента, либо об отказе в выдаче патента, либо о признании заявки отозванной, если эти дополнения, уточнения и исправления не изменяют заявку на секретное изобретение.

Изменения сведений об авторе, о заявителе, в том числе при передаче права на получение патента другому лицу либо вследствие изменения имени автора, имени или наименования заявителя, а также исправления очевидных и технических ошибок могут быть внесены заявителем в документы заявки по собственной инициативе до регистрации изобретения.

Предусмотренное п. 1 ст. 1379 ГК РФ право заявителя на преобразование заявки на изобретение в заявку на полезную модель не распространяется на секретные изобретения (подп. 1 п. 25 Административного регламента).

В силу ст. 1380 ГК РФ заявка на секретное изобретение может быть отозвана заявителем, отзыв такой заявки осуществляется на основании общих правил, установленных п. 22 Административного регламента.

 

§ 3. Государственная регистрация секретного изобретения,

выдача и оспаривание патента на него

 

Если в результате экспертизы заявки на секретное изобретение по существу установлено, что заявленное изобретение, которое выражено формулой, предложенной заявителем, не относится к объектам, которые не могут быть признаны объектами патентных прав, соответствует условиям патентоспособности и сущность заявленного изобретения в документах заявки раскрыта с полнотой, достаточной для осуществления изобретения, федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности либо уполномоченный орган принимают решение о выдаче патента на секретное изобретение с этой формулой.

Государственная регистрация секретного изобретения осуществляется на основании решения о выдаче патента на это изобретение путем внесения сведений о нем в Государственный реестр изобретений Российской Федерации.

Особенностью государственной регистрации секретных изобретений является то, что в отличие от несекретных изобретений государственная регистрация секретных изобретений осуществляется как федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности, так и уполномоченными органами, принявшими решение о выдаче патента на такое изобретение. Однако при этом сведения о секретном изобретении вносятся в единый государственный реестр изобретений.

Выдача патента на секретное изобретение также осуществляется федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности, принявшим решение о выдаче патента в рамках его компетенции, либо уполномоченными органами в соответствии с их полномочиями. Уполномоченный орган, зарегистрировавший секретное изобретение и выдавший патент на секретное изобретение, уведомляет об этом федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности.

В рассматриваемом случае имеет место сочетание децентрализованной системы выдачи патентов на секретные изобретения и централизованной формы их государственной регистрации.

При государственной регистрации секретного изобретения Роспатент или, если решение о выдаче патента на секретное изобретение принято уполномоченным органом, этот орган вносит в государственный реестр следующие сведения:

- регистрационный номер секретного изобретения (номер патента);

- наименование федерального органа исполнительной власти, принявшего решение о выдаче патента на секретное изобретение;

- регистрационный номер заявки на выдачу патента;

- дату подачи заявки на выдачу патента;

- дату начала отсчета срока действия патента;

- дату (даты) приоритета секретного изобретения;

- сведения об авторе (авторах) изобретения: фамилию, имя, отчество (полностью), код (коды) страны (стран) его (их) места (мест) жительства в соответствии со Стандартом ВОИС ST. 3;

- сведения о патентообладателе: фамилию, имя, отчество (полностью), наименование юридического лица, его (их) место жительства, место нахождения с указанием кода страны в соответствии со Стандартом ВОИС ST. 3. Если патент выдан на имя Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, дополнительно указывается наименование государственного заказчика, выступающего от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации. Если патент выдан на имя исполнителя государственного или муниципального контракта, то в сведениях о патентообладателе дополнительно указывается, что он является исполнителем соответствующего контракта;

- адрес для переписки с патентообладателем или его представителем;

- условное название секретного изобретения;

- дополнительные сведения (в частности, сведения о наличии представителя патентообладателя, сведения о государственном заказчике, если патент выдан на имя исполнителя государственного или муниципального контракта);

- дату регистрации секретного изобретения (дату выдачи патента).

Государственный реестр, содержащий сведения, относящиеся к секретным изобретениям, хранится в Федеральной службе по интеллектуальной собственности, если решение о выдаче патента на секретное изобретение принято этой службой, или, если решение о выдаче патента на секретное изобретение принято уполномоченным органом, в этом органе.

Форма патента на секретное изобретение утверждена Приказом Российского агентства по патентам и товарным знакам от 17 марта 2004 г. N 35 (последние изменения внесены 11 октября 2006 г. ) < 1>.

--------------------------------

< 1> www. rupto/docs

 

Уполномоченный орган, осуществивший регистрацию секретного изобретения и выдавший на него патент, вносит изменения, связанные с исправлением очевидных и технических ошибок, в патент на секретное изобретение и (или) Государственный реестр изобретений РФ.

Исправление очевидных ошибок должно производиться по инициативе патентообладателя, а исправление технических ошибок (ошибки грамматические и орфографические, ошибки, обусловленные пропуском букв, слов, фраз, опечатки, ошибки при переносе данных из документов заявки в реестр или патент и т. п. ) может осуществляться как по инициативе патентообладателя, так и по инициативе уполномоченного органа.

Порядок внесения изменений в патент и государственные реестры урегулирован Приказом Минэкономразвития России от 3 ноября 2015 г. N 811 < 1>, которым утвержден Административный регламент предоставления Федеральной службой по интеллектуальной собственности государственной услуги по внесению изменений в государственные реестры изобретений, полезных моделей, промышленных образцов Российской Федерации, а также в патенты на изобретение, полезную модель, промышленный образец.

--------------------------------

< 1> http: //www. pravo. gov. ru (дата обращения: 28. 12. 2015).

 

Сведения государственного реестра, относящиеся к секретным изобретениям, используются с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне. После рассекречивания изобретения сведения, которые хранились в уполномоченном органе, передаются в Роспатент для их дальнейшего хранения и последующего внесения записей об изменениях и дополнениях.

Регистрация секретного изобретения и выдача патента на секретное изобретение происходят при условии уплаты соответствующей патентной пошлины. При непредставлении в установленном порядке документа, подтверждающего уплату патентной пошлины, регистрация секретного изобретения и выдача патента на секретное изобретение не осуществляются.

Административный порядок оспаривания патентов на секретные изобретения имеет определенные особенности, заключающиеся прежде всего в том, что возражение против выдачи уполномоченным органом патента на секретное изобретение по основаниям, предусмотренным в подп. 1 - 4 п. 1 ст. 1398 ГК РФ, подается в уполномоченный орган и рассматривается в установленном им порядке.

Таким образом, на законодательном уровне разграничены полномочия федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности и определенных Правительством РФ уполномоченных органов по рассмотрению возражений против выдачи патентов на секретные изобретения.

Приказом Российского агентства по патентам и товарным знакам от 22 апреля 2003 г. N 56 утверждены Правила подачи возражений и заявлений и их рассмотрения в Палате по патентным спорам (далее - Правила) < 1>. Согласно указанным Правилам они относятся к подаче возражений, касающихся заявок и патентов на секретные изобретения, рассмотрение и выдача которых была осуществлены федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности.

--------------------------------

< 1> РГ. 2003. 21 мая.

 

К особенностям подачи и рассмотрения возражений против выдачи патента на секретное изобретение вышеназванными Правилами отнесены следующие: указание помимо адреса заявителя для открытой переписки также адреса для секретной переписки (п. 2. 2); подача возражений, направление уведомлений и запросов осуществляется в соответствии с законодательством о государственной тайне с использованием специальной связи (п. п. 2. 9, 3. 1, 3. 2); наличие у представителей, участвующих в заседании коллегии по рассмотрению возражений, предписания на выполнение задания установленной формы и допуска к сведениям, составляющим государственную тайну (п. 4. 3); недопустимость использования записывающей аппаратуры на заседании коллегии Палаты по патентным спорам (п. 4. 7).

Правила рассмотрения возражений против выдачи уполномоченными органами патентов на секретные изобретения устанавливаются соответствующим уполномоченными органами.

По общему правилу, действующему как в отношении федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности, так и в отношении упо

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...