«Понятие «маргинал» впервые появилось во Франции как имя существительное в 1972 году. Маргиналами стали называть тех, кто сам отвергает общество, либо оказывается им отвергнутым… Маргинальность – это не состояние автономии, а результат конфликта с общепринятыми нормами, выражение специфических отношений с существующим общественным строем. Маргинальность не возникает вне резкого реального или вымышленного столкновения с окружающим миром.
Уход в маргинальность предполагает два совершенно разных маршрута:
- либо разрыв всех традиционных связей и создание собственного совершенно иного мира;
- либо постепенное вытеснение (или насильственный выброс) за пределы законности.
В любом варианте, будь то результат «свободного» выбора или же следствие процесса деклассирования, который провоцируется напуганным обществом, маргинал означает не изнанку мира, а как бы его омуты, теневые стороны. Общество выставляет отверженных напоказ, дабы подкрепить свой собственный мир, тот, который считается «нормальным» и светлым».
(Фарж А.)
«Проблема маргиналов и маргинальности имеет принципиальное значение для судеб современной демократии. Последняя ориентируется на растворение социокультурных групп в обезличенном «массовом» обществе, не на индивидуальную и групповую идентичность людей, но на общество как многоединство. Эта концепция исходит из принципа единства человеческой природы в живом многообразии ее конкретных проявлений. Принцип соблюдения человеческого достоинства людей различных культурных ориентаций и убеждений – вот краеугольный камень современного демократического, плюралистического и правового общежития.
Однако, есть проблема, представляющая трудность для современного демократического сознания: как обезопасить общество от тех маргинальных групп, которые берут на вооружение тоталитаристские и человеконенавистнические идеологии? И в то же время – как не сделать эти группы объектом беззаконного насилия, дабы не компрометировать и не обесценивать все идеи и принципы демократического плюрализма? Однозначного ответа на этот вопрос не дано».
(Рашковский Е.)
1. Какие два маршрута «ухода в маргинальность» указаны в первом фрагменте? Охарактеризуйте их с опорой на текст.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)
Баллы
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
Приведены с опорой на авторский текст два разных маршрута ухода в маргинальность:
- либо разрыв всех традиционных связей и создание собственного совершенно иного мира;
- либо постепенное вытеснение (или насильственный выброс) за пределы законности.
Могут приводится иные формулировки.
Приведены два маршрута
Приведен один маршрут
Ответ неправильный.
Максимальный балл
2
2. Что объединяет оба фрагмента? Приведите, опираясь на текст обоих фрагментов, любые три характеристики маргинальных состояний.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)
Баллы
В правильном ответе должны быть приведены элементы:
1) Дан ответ: оба фрагмента объединены проблемой осмысления маргинальности и места маргиналов в жизни общества;
2) Приведены три характеристики маргинальности, например:
· маргинальность – это не состояние автономии, а результат конфликта с общепринятыми нормами, выражение специфических отношений с существующим общественным строем;
· маргинальность не возникает вне резкого реального или вымышленного столкновения с окружающим миром;
· маргинальность выступает как следствие процесса деклассирования;
· маргинальность может проявляться в формировании тоталитарных групп, опасных для общества и демократии.
Могут приводится иные формулировки.
Дан ответ, приведены три характеристики
Дан ответ, приведены одна- две характеристики
Дан ответ ИЛИ приведена одна характеристика ИЛИ
Ответ неправильный.
Максимальный балл
2
3. Оба автора акцентируют внимание на негативных сторонах маргинальности. Поясните авторское отношение. Опираясь на знания курса, личный социальный опыт, факты из общественной жизни, приведите два примера, свидетельствующие, что маргинальности не всегда присущ негативный смысл.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)
Баллы
В правильном ответе должны быть приведены элементы:
1) Пояснено авторское отношение, допустим:
- высказано мнение, что оба автора полагают маргиналов отверженными, выходящими за рамки принятых в обществе норм и правил поведения, образа жизни, положение маргиналов является неустойчивым, нестабильным, что может угрожать стабильности общества.
2) Приведены два примера:
- новые явления и процессы всегда влекут за собой возникновение маргинальных групп, например, новые профессии;
- в определенной степени маргиналами являются люди творческих профессий, писатели, художники, музыканты, они по определению, не такие как все. Наиболее ярко проявляется маргинальность у художников-авангардистов, рок-музыкантов и пр.
Могут быть приведены другие примеры.
Пояснены авторские позиции, приведены два примера
Пояснены авторские позиции, приведен один пример ИЛИ позиции авторов не пояснены, но приведены два примера
Пояснены авторские позиции ИЛИ приведен один пример
Ответ неправильный
Максимальный балл
3
4. В каком контексте во втором фрагменте рассматривается проблема соотнесения маргинальности и ценностей демократии? Какую главную опасность автор усматривает в маргинальных группах для судеб демократии? Предложите свой вариант разрешения данных проблем.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)
Баллы
В правильном ответе могут быть указаны следующие элементы:
1) Пояснено авторское отношение, например:
- пояснено, что автор видит противоречие между современной демократией и ее стремлением к многоединству, к согласованию интересов личности и общества, и маргинальностью, когда личность выламывается, выбивается из контекста социума.
2)Дан ответ, допустим:
- отмечено, что автор видит опасность в деятельности тоталитаристских, человеконенавистнических по своей природе групп, например, террористов, угрожающих миру.
3) Предложен вариант разрешения проблемы маргинальности, например:
- высказано суждение, что с одной стороны будет меньше проблем с явлением маргинальности по мере того, как общество гуманизируется и стремится учитывать особенности и интересы каждой личности, с другой стороны, маргинальность опасного для общества типа может быть искоренена или минимизирована совместными усилиями современной цивилизации по противодействию терроризму, экстремизму, радикализму.
Могут быть высказаны и иные суждения
Пояснено авторское отношение, дан ответ, предложен вариант
Приведены два любых элемента ответа
Приведен один любой элемент ответа
Ответ неправильный.
Максимальный балл
3
5. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная стратификация»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию о социальной стратификации.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Баллы
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) смысл понятия, например: «социальная стратификация – деление общества на группы по общественно значимым основаниям».
Может быть дано другое, близкое по значению определение.
2) два предложения с информацией о социальной стратификации, опирающейся на знания курса, например:
– «Среди многообразных критериев социальной стратификации значимое место принадлежит имущественным, разделяющим людей по уровню дохода, роли в системе общественного разделения труда».
– «Для социальной стратификации современного общества менее значимы, чем в прежние времена социальное происхождение, клановая или кастовая принадлежность».
Могут быть составлены любые другие предложения, содержащие верную информацию о социальной стратификации.
Раскрыт смысл понятия и составлены два предложения, содержащие информацию о соответствующем социальном объекте.
Раскрыт смысл понятия и составлено одно предложение, содержащее информацию о соответствующем социальном объекте
ИЛИ смысл понятия в явном виде не раскрыт, но представлен в двух составленных предложениях, свидетельствующих о том, что выпускник знает обществоведческое содержание данного понятия.
Раскрыт смысл понятия, предложения не составлены,
ИЛИ предложения составлены без привлечения обществоведческих знаний,
ИЛИ обществоведческие знания в составленных предложениях привлечены не в контексте рассматриваемого понятия,
ИЛИ смысл понятия в явном виде не раскрыт, составлено одно предложение, содержащее информацию о соответствующем социальном объекте,
ИЛИ ответ неправильный.
Максимальный балл
2
6. Приведите три любые особенности молодежи как социальной группы, каждую из которых проиллюстрировав конкретным примером
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)
Баллы
В ответе должны присутствовать элементы:
Приведены три о собенности молодежи и иллюстрирующие их примеры:
1) способность к усвоению нового (например, молодой человек лучше ориентируется в компьютерных технологиях, чем старшее поколение);
2) более высокий уровень социальной мобильности (например, молодому человеку проще сменить работу, получить новую профессию, квалификацию);
3) мессианский комплекс (например, молодой человек стремиться к преобразованию мира по своим предпочтениям).
Могут быть приведены другие особенности и другие примеры.
Приведены три особенности и иллюстрирующие их примеры.
Приведены две особенности и иллюстрирующие их примеры
Приведен одна особенность и иллюстрирующий их пример
Приведен одна особенность без примера ИЛИ один пример
Ответ неправильный.
Максимальный балл
3
7. В ходе социологического опроса, проведенного службой изучения общественного мнения в разных регионах страны Н., респондентам предлагалось ответить на вопрос: «Может ли Ваша семья оплачивать для услуги жилищно-коммунального хозяйства без предоставляемых государством дотаций и льгот?».
Полученные результаты представлены в виде диаграммы.
Сформулируйте любые три вывода, которые могут сделать ученые-социологи на основании результатов опроса.
Предложите, на основании полученных данных, любые три рекомендации разработчикам реформы жилищно-коммунального хозяйства в стране Н.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)
Баллы
В правильном ответе должны быть приведены элементы:
1) сформулированы выводы, например:
· около трети опрошенных определенно не смогут оплачивать пакет услуг ЖКХ без дотаций;
· половина населения смогут оплачивать услуги, но с большим трудом;
· население не сможет приобретать другие товары и услуги, уплатив за услуги ЖКХ;
· уровень жизни большинства населения в стране достаточно низкий, а жилье дорогое;
· население сильно дифференцировано по уровню дохода, богатых немного, всего 7%.
2) предложены три рекомендации, допустим:
· государство не может отказаться от льгот в системе ЖКХ без угрозы социального недовольства;
· правительством должна быть создана система адресной поддержки слоев, наиболее неимущих, развивать систему жилья социального найма;
· государство необходимо расширять рынок производимых социальных услуг, чтобы создать на нем конкуренцию и за счет этого снизить цены на услуги ЖКХ.
Могут быть и иные верные формулировки выводов и рекомендаций.
Приведены три верных вывода, предложены три корректных рекомендации.
Приведены три вывода, предложены одна-две рекомендации
ИЛИ
Сформулированы один-два вывода и предложены три рекомендации ИЛИ
сформулированы два вывода и две рекомендации
(4-5 элементов ответа).
Приведен один-два вывода и одна рекомендация
ИЛИ
приведен один вывод и одна-две рекомендации
(2-3 элемента ответа)
Приведен любой один элемент ответа
ИЛИ
Ответ неправильный
Максимальный балл
3
8. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Социальная мобильность». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Баллы
При анализе ответе учитываются:
– корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме и четкости выражения мысли;
– отражение в плане основных аспектов темы в определенной (адекватной заданной теме) последовательности.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1) Понятие о социальной мобильности.
2) Функции социальной мобильности.
3) Социальная мобильность как важная характеристика типа общества.
4) Виды социальной мобильности:
а) вертикальная (восходящая и нисходящая)
б) горизонтальная.
5) Каналы социальной мобильности (социальные лифты):
а) образование;
б) профессиональная деятельность;
в) армия;
г) политическая деятельность.
6) Социальная мобильность и построение карьеры.
7) Специфика социальной мобильности в современном российском обществе.
Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов плана.
Формулировки пунктов плана корректны. В совокупности пункты плана охватывают основные вопросы темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа.
Формулировки пунктов плана корректны. Отдельные вопросы, существенные для данной темы, упущены. Структура ответа соответствует плану сложного типа. ИЛИ Отдельные формулировки пунктов плана некорректны. В совокупности пункты плана охватывают основные вопросы темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа.
План не раскрывает предложенной темы. ИЛИ Структура ответа не соответствует плану сложного типа.
Максимальный балл
2
9. Выберите одно из предложенных ниже высказываний и изложите свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу поднятой проблемы. Приведите необходимые аргументы для обоснования своей позиции.
Выполняя задание, используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.
Социология
«Величие нации основано не на материальных ресурсах, а на ее воле, вере, разуме и нравственных силах». (Д. Хоппин)
Социология
«В брачной жизни соединенная пара должна образовать как бы единую моральную личность». (И. Кант)
Социология
«Люди высоко ценят тех, кто быстро продвигается наверх, хотя ничего не поднимается быстрее пыли, соломы и перьев». (М. Мартен дю Гар)
Социология
«Верное средство приобрести авторитет у людей — быть им полезным» (М. Эбнер)
Среди критериев, по которым оценивается выполнение задания С9, критерий К1 является определяющим. Если выпускник в принципе не раскрыл проблему, поднятую автором высказывания, и эксперт выставил по критерию К1 0 баллов, то ответ дальше не проверяется. По остальным критериям (К2, К3) в протокол проверки заданий с развернутым ответом выставляется 0 баллов.
№
Критерии оценивания ответа на задание С9
Баллы
К1
Раскрытие смысла высказывания
Смысл высказывания раскрыт.
Смысл высказывания в явном виде не раскрыт, но содержание ответа свидетельствует о его понимании.
Смысл высказывания не раскрыт, содержание ответа не дает представления о его понимании.
К2
Представление и пояснение собственной позиции
Представлена собственная позиция с аргументацией
Представлена собственная позиция без пояснения ИЛИ собственная позиция не представлена.
К3
Уровень приводимых суждений и аргументов
Суждения и аргументы раскрываются с опорой на теоретические положения, выводы и фактический материал.
Суждения и аргументы приведены с опорой на теорию, но без использования фактического материала.
ИЛИ Суждения и аргументы приведены с опорой на фактический материал, но без теоретических положений.
Суждения и аргументы не приведены.
Максимальный балл
5
Пример эссе
«Не всякие различия между людьми создают стратификацию» (Е. Бергель).
Автором данного суждения поднята проблема значения тех или иных отличий в социальной стратификации. Данная проблема и сегодня не теряет своей актуальности, т.к. социальная стратификация – явление, характерное для общества на всех исторических этапах его развития.
По мнению Е. Бергеля, социальная стратификация связана со специфическими различиями между людьми. Не любая отличительная черта человека позволяет говорить о том, что он принадлежит к той или иной социальной страте.
Я согласен с позицией автора высказывания. По моему мнению, существует ряд существенных признаков, по которым определяется место личности в системе социальной стратификации общества. Для того, чтобы понять, какие это признаки, необходимо рассмотреть причины социальной стратификации.
В корне социальной стратификации лежит социальная дифференциация, т.е. разделение общества на социальные группы, занимающие в нем различное положение. Социальная стратификация – частный случай социальной дифференциации, порожденный неравенством. Но не всякое неравенство способно породить социальную стратификацию, не всякое различие позволяет отнести человека к той или иной страте. Например, физиологические различия не позволяют этого сделать. Человек с голубыми глазами, вероятно, может считаться более привлекательным; физически развитый человек может вызывать большее уважение, чем физически слабый человек; люди могут иметь разную национальность, говорить на разных языках, предпочитать разную пищу, но такие различия не влияют на положение человека в обществе. С точки зрения социальной стратификации неравенство проявляется в таких критериях, как власть, престиж, доход, образование. Люди, очень сильно отличающиеся с точки зрения физиологии, психологии и т.п., но сходные по уровню доступа к власти, престижу, доходу или образованию, принадлежат к одной страте.
В качестве примера можно привести страту политиков. Люди, принадлежащие к этой страте, живут во всех странах мира. Они принадлежат к разным национальностям, имеют разный цвет кожи, говорят на разных языках и чтут разные традиции. С психологической точки зрения среди них есть люди вспыльчивые и спокойные, оптимисты и пессимисты и т.п. Все различия, имеющиеся между представителями данной страты, перечислить невозможно – их крайне много. Но есть и ряд признаков, объединяющих политиков всего мира. Это непосредственный доступ к власти, высокий уровень престижа и достаточно высокий доход. Именно по этим признакам и выделяется страта политиков. Уровень образования у политиков разный, поэтому данный принцип играет не столь существенную роль. Еще одна страта – профессора вузов. Они имеют такой же богатый комплекс различий, что и политики. Уровень престижа и доход профессоров может различаться в разных странах, поэтому в каждом государстве есть свои особенности выделения этой страты. Но важнейшая общая черта – высокий уровень образования и непосредственное участие в его осуществлении. Профессора всех национальностей, всех цветов кожи, вкусов, предпочтений и т.п. являются интеллектуальной элитой своей страны.
Таким образом, в основе стратификации лежат далеко не все различия между людьми. Власть, доход, престиж и образование – вот основные ее критерии.