Дорожно-транспортные происшествия и пострадавшие
Дорожно-транспортные происшествия и пострадавшие по вине водителей, скрывшихся с места ДТП
Из приведенной таблицы мы видим, что актуальность этой проблемы очевидна и решение её, на наш взгляд, состоит в отстранении данных водителей от управления транспортным средством на более длительный срок. В связи с этим при оставлении водителем места дорожно-транспортного происшествия не представляется возможным установление истинного виновника дорожно-транспортного происшествия, выявление причин и условий аварии, соответственно определение справедливого наказания за совершенные общественно опасные деяния. Следовательно, целью совершения данного преступления, то есть мысленная модель будущего результата, к достижению которого стремится лицо при совершении преступления, является уклонение от уголовной ответственности за содеянное. На наш взгляд, нетрудно предположить, что для этого преступного деяния характерны только общественно опасные действия. Основываясь на вышеизложенных положениях, нам представляется целесообразным введение такого вида дополнительного наказания, как лишение права управлять транспортным средством сроком от трех до пяти лет, так как по нашему мнению, данное наказание будет влиять не только на обеспечение безопасности движения, но и на техническую культуру вождения транспортных средств, под которой понимается не только совершенное, доведенное до автоматизма, умение действовать рычагами управления машины, знание ее тормозных и иных технических качеств, но и глубоко осознанное правильное отношение к правовым и техническим актам, регулирующим действия водителя при эксплуатации машины. Одним из таких правовых актов являются правила дорожного движения, которые данной категорией водителей грубо нарушаются (в частности, п. 2. 5), где указывается, что при дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан:
немедленно остановить транспортное средство, включить аварийную световую сигнализацию и выставить знак аварийной остановки; принять возможные меры для оказания доврачебной медицинской помощи пострадавшим. Опросом водителей транспортных средств, а также следователей, занимавшихся ведением дел данной категории, установлено, что наше положение ими в основном одобряется. В связи с этим мы предлагаем свой вариант статьи 265 Уголовного кодекса Российской Федерации: «Оставление места дорожно-транспортного происшествия лицом, управляющим транспортным средством и нарушившим правила дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, в случае наступления последствий, предусмотренных статьей 264 настоящего кодекса, оно наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права управлять транспортным средством на срок от трех до пяти лет. При этом наказание в виде лишения права управлять транспортным средством считать основным».
Рассматривая вопрос о наказании, нельзя не сказать об ответственности за управление транспортным средством в состоянии опьянения. Определение состоянию опьянения дает Пленум Верховного Суда в постановлении № 11: «Судам при решении вопроса, управляло ли лицо транспортным средством в состоянии опьянения, надлежит иметь в виду, что под опьянением следует понимать не только алкогольное, но также и наркотическое». На наш взгляд, исходя из результатов опроса, данная проблема должна решаться уголовно-правовыми методами. Об этом свои суждения высказывают многие ученые, в частности В. П. Ревин пишет: «Декриминализация статьи Уголовного кодекса, предусматривавшей ответственность за управление транспортным средством в состоянии опьянения, вызывает чувство неудовлетворенности (ст. 221 прим. УК РСФСР). Вряд ли такое решение вопроса следует считать окончательным. Управление транспортным средством в состоянии опьянения является одним из наиболее серьезных и опасных нарушений правил дорожного движения, приводящим к дорожно-транспортным происшествиям с тяжкими последствиями. Основываясь на специальном исследовании, полагаем, что факт управления автотранспортным средством в состоянии опьянения при совершении дорожно-транспортного преступления в обязательном порядке должен учитываться законодателем, возможно, его следует ввести в качестве квалифицирующего признака». Так, общеизвестно, что управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения является грубым, опасным, причем умышленным нарушением правил дорожного движения. В связи с этим водителю запрещается управлять транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического), и лица, управляющие транспортным средством и находящиеся в состоянии опьянения, подлежат уголовной ответственности, о чем указывает статья 23 Уголовного кодекса Российской Федерации, которая гласит, что лицо, совершившее преступление в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя, наркотических средств или других одурманивающих веществ, подлежит уголовной ответственности.
Однако законодатель не выделяет данные противоправные деяния в категорию обстоятельств, отягчающих наказание. На наш взгляд, исходя из результатов исследования, введение в уголовный закон усиления ответственности за управление транспортным средством в нетрезвом состоянии привело бы к более ответственному отношению водителей к своим обязанностям, не говоря уже о том, что в их руках находится источник повышенной опасности. Управление транспортным средством при нынешней интенсивности движения требует от водителя многих усилий - как физических, так и психологических, а употребление алкоголя или наркотических веществ пагубно влияет на деятельность человеческого организма в сложных условиях дорожного движения. Вышеуказанных положений придерживается П. С. Дагель, который утверждает, что если злоупотребляющий алкоголем человек потенциально опасен как за рулем, так и при управлении другими техническими системами, то после принятия еще большей дозы, скажем, алкоголя работа, связанная с источником повышенной опасности, для такого человека должна быть абсолютно исключена. Чтобы положение, складывающееся в данном направлении, представить наглядно, приведем таблицу:
Таблица 24
Из таблицы видно ежегодное уменьшение числа дорожно-транспортных происшествий, связанных с управлением транспортным средством лицами в нетрезвом состоянии, однако данные показатели остаются еще очень высокими. Если брать административную практику в данном направлении, то число водителей, задержанных в состоянии опьянения, также достаточно высокое. В настоящее время бытует мнение о допущении к управлению транспортными средствами водителей с определенной дозой алкоголя в крови, однако, наше мнение по этому поводу отрицательное. К такому выводу нас приводит анализ уголовных дел по автотранспортным преступлениям, дорожно-транспортных происшествий и опрос сотрудников ГИБДД. Руководствуясь вышеизложенными положениями, автор присоединяется к идее профессора В. П. Ревина о необходимости введения в статью 264 Уголовного кодекса Российской Федерации в качестве квалифицированного признака управление транспортным средством в состоянии алкогольного, наркотического опьянения (см. Труды Академии МВД Российской Федерации «Проблемы формирования уголовной политики Российской Федерации и ее реализации органами внутренних дел»).
Сертификация автомототехники в России введена в 1992 году с целью реализации Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» и осуществляется в рамках Системы сертификации механических транспортных средств и прицепов, которая основана на международных принципах и нормах и по процедуре полностью соответствует Женевскому соглашению, подписанному на правительственном уровне европейскими государствами. С 1 октября 1998 года были введены в действие новые «Правила проведения работ по сертификации». Документом, подтверждающим соответствие состояния транспортного средства предъявляемым требованиям, является Одобрение типа транспортного средства, оформляемое и выдаваемое по совокупности установленных свойств. Системой сертификации механических транспортных средств предусмотрен комплекс технических мер регулирования ввоза зарубежных автомобилей и защиты отечественных производителей. Так, учитывая дорожно-климатические условия в России, а также санитарно-гигиенические условия труда водителей, дополнительно включены специфические требования, регламентируемые отечественными стандартами: управляемость и устойчивость, эффективность систем отопления и вентиляции, уровень внутреннего шума, а также содержание вредных веществ в кабине и салоне автомобиля, обзорность с места водителя. Первоначально обязательная сертификация проводилась только в отношении легковых и грузовых автомобилей. Введение обязательной сертификации автомототехники заставило изготовителей проводить работы по изменению конструкции автомобилей и двигателей. Новый подход к сертификации транспортных средств дает определенную возможность обеспечить безопасность дорожного движения, однако на современном этапе необходима сертификация не только новых автомобилей, но и находящихся в эксплуатации, в конструкцию которых внесены изменения. Вместе с тем, нам представляется целесообразным ввести в закон о сертификации транспортных средств именно Положение о повторной сертификации транспортного средства, в конструкцию которого внесены изменения.
Проведенный автором анализ данного исследования статей, судебной практики по данным составам свидетельствует о необходимости дальнейшего тщательного изучения действующего уголовного законодательства об автотранспортных преступлениях.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|