Заключение
За период с 1994 по 2002 год в России произошло более одного миллиона дорожно-транспортных происшествий, в которых погибло свыше 300 тысяч и ранено 1 506 237 человек. Анализ динамики аварийности за период с 1992 по 1997 год указывал на положительные тенденции в обеспечении безопасности дорожного движения и эксплуатации транспортных средств; наблюдалось ежегодное сокращение аварийности по всем основным показателям. Однако с января 1998 года число дорожно-транспортных происшествий стало стремительно увеличиваться. Всего за 2002 год на территории России зарегистрировано 156 799 дорожно-транспортных происшествий, в которых погибло 29 594 и ранено 179 401 человек. Самое распространенное дорожно-транспортное происшествие в 2002 году - наезд на пешеходов, это составило почти половину всех аварий. По-прежнему каждое пятое место в данных происшествиях связано с водителями, управляющими автомобилем в нетрезвом состоянии. Важнейшим фактором, объективно влияющим на состояние безопасности дорожного движения и эксплуатации транспортных средств в стране, являются численность автомотопарка и уровень автомобилизации. Общая численность автопарка России в настоящее время составляет около 30 миллионов транспортных единиц. Анализ динамики общей численности автомобилей и уровня автомобилизации указывает на ежегодное увеличение этих показателей на 6%. При этом прирост численности автопарка в России за последние пять лет шел в основном за счет легковых автомобилей: ежегодно количество автомобилей увеличивалось не менее чем на один миллион. Проблема обеспечения безопасности дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, как мы видим из приведенных данных, резко обострилась и является одной из серьезнейших социально-экономических проблем в России. Решение этой проблемы возможно только лишь в комплексе мер уголовно-правового характера и криминологического предупреждения нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, которые, в свою очередь, являются составной частью системы правовых мер, применяемых государством к участникам дорожного движения, нарушающих соответствующие правила и положения. Степень уголовно-правовой защиты безопасности дорожного движения в значительной мере зависит от высокого уровня теоретической разработки проблем, связанных с нарушениями уголовно-правовых норм, с определением причин и условий, способствующих совершению дорожно-транспортных происшествий; а также от условий и характера ответственности за рассматриваемые преступления.
В данном исследовании сделана попытка дать уголовно-правовую и криминологическую характеристику преступлениям в сфере безопасности дорожного движения, показать их отличительную особенность, механизм формирования, охарактеризовать личность преступников, совершивших данные преступления, а также предложить пути решения проблемы обеспечения безопасности дорожного движения.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы: 1. Уголовно-правовая характеристика автотранспортных преступлений показывает, что изменения норм уголовного законодательства, в частности, в сфере безопасности дорожного движения, связаны с социальными, экономическими изменениями, происходящими в обществе, вследствие чего современные принципы в данной сфере в корне отличаются от ранее действующих, в которых четко просматривался приоритет интересов государства над интересами граждан. Уголовное законодательство, действовавшее в «застойный период» и отражавшее идеи, не соответствующие демократическому правовому государству, устарело и перестало в полной мере соответствовать задачам борьбы с преступностью в целом, и преступлениями в сфере безопасности дорожного движения в частности. С принятием нового Уголовного кодекса и изменением приоритетов уголовно-правовой охраны произошли и соответствующие изменения структуры Уголовного закона.
2. В настоящее время преступления, связанные с безопасностью движения и эксплуатации транспорта, размещены в одной главе - главе 27 УК РФ. Этому способствовал объединяющий все эти составы родовой объект, каким является безопасность движения и эксплуатации железнодорожного, водного, воздушного и трубопроводного транспорта. Уголовно-правовой анализ норм в сфере безопасности движения и эксплуатации транспорта позволяет сделать вывод о правильности принятия решения об их объединении в одну главу Уголовного кодекса Российской Федерации. При применении уголовно-правовых норм, связанных с автомобильным транспортом имеется, как нам представляется, ряд недостатков, которые определенным образов влияют на качество расследования дорожно-транспортных преступлений, а, следовательно, и на квалификацию преступлений. Разделение на объективные и субъективные обстоятельства, при которых они имеют место, дает возможность выявить условия и причины, а также выбрать наиболее правильный путь устранения данных негативных явлений. В этой связи нами рассматривается квалификация данных преступлений, с одной стороны, как деятельность должностных лиц правоприменительных органов, результатом которой является установление соответствия между деянием, совершаемым, например, участником дорожного движения, и признаками состава преступления, предусмотренного в главе 27 Уголовного кодекса Российской Федерации, - с другой стороны, как государственно-правовая оценка совершенного общественно опасного деяния, предусмотренного уголовным законом. Немаловажным условием для квалификации этого рода преступлений является использование криминологических данных, характеризующих этот вид правонарушений, которое позволяет осуществлять в полной мере уголовно-правовое применение и криминологическое предупреждение рассматриваемых преступлений.
3. Особую роль правильная квалификация преступлений в сфере безопасности дорожного движения и эксплуатации автомобильного транспорта играет в тех случаях, когда правоохранительные органы имеют дело с такими сходными по конструкции своего юридического состава правонарушениями как, например, статья 264 УК РФ и статья 118 КоАП РФ. 4. Проведенный анализ показывает, что далеко не все моменты, связанные с определением и четкой квалификацией преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспортных средств, получили исчерпывающее законодательное оформление или соответствующую судебную трактовку. Среди норм законодательства, имеющих отношение к квалификации указанных преступлений, на наш взгляд, нуждаются в уточнении такие положения, как: перечень видов транспортных средств, причастных к дорожно-транспортным преступлениям; установление временных параметров наступления смерти потерпевшего при дорожно-транспортном происшествии; условие и назначение наказания. 5. Криминологическая характеристика дорожно-транспортных происшествий указывает на необходимость разделения причин данных происшествий на соответствующие группы, для более полного и качественного исследования этой проблемы, а также для улучшения организации профилактической работы. 6. Определение всех причин и условий дорожно-транспортных происшествий, их систематизация и обобщение, а также выявление степени влияния данных причин и условий на механизм рассматриваемых происшествий играют большую роль для профилактики преступлений в сфере безопасности дорожного движения. В соответствии с этим существует необходимость в тщательном учете криминологически важной информации, на основе которой должна организовываться борьба с транспортными правонарушениями. 7. Мотивация поведения лиц, совершивших дорожно-транспортные преступления, достаточно разнообразна и имеет свои особенности. Проведенное исследование позволило на основании изучения личности преступников, мотивов совершения преступления, связанных с функционированием автомобильного транспорта, установить специфические меры уголовно-правового характера к лицам, совершившим неосторожное преступление с учетом их личностных особенностей, а также разработать систему профилактических мер рассматриваемого вида преступлений.
8. Значение изучения этих проблем очевидно: преступность в целом, и преступления против безопасности дорожного движения в частности представляют собой социальное явление, связанное с определенным антиобщественным поведением людей. Объяснить такое поведение, раскрыть его причины, найти эффективные пути и средства предупреждения преступлений можно только при глубоком изучении всего, что характеризует преступника как индивида, как личность. 9. Профилактика преступлений в сфере безопасности дорожного движения и эксплуатации транспортных средств не может оставаться полем деятельности только специальных государственных органов - в частности, Государственной инспекции безопасности дорожного движения. Необходим комплексный подход, в целях реализации которого должны привлекаться не только органы, обеспечивающие безопасность дорожного движения, но и представители других учреждений, а также общественность. Отсутствие координации профилактической работы и взаимодействия государственных и общественных органов в области обеспечения безопасности дорожного движения и эксплуатации транспортных средств негативно влияет в целом на нормальное функционирование автомобильного транспорта, а в частности - на предупреждение дорожно-транспортных происшествий. Решение отмеченной проблемы предоставит возможность эффективного применения мер по предупреждению преступлений в сфере безопасности дорожного движения; получения полной и достоверной информации о состоянии положения в исследуемой области.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|