Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава III. Основные направления совершенствования практики применения уголовно-правовых норм и профилактической деятельности в сфере обеспечения безопасности дорожного движения




Глава III. Основные направления совершенствования практики применения уголовно-правовых норм и профилактической деятельности в сфере обеспечения безопасности дорожного движения

§ 1. Совершенствование практики применения уголовно-правовых норм о преступлениях против безопасности дорожного движения и эксплуатации транспорта

 

В последнее время внимание ученых все больше привлекает проблема неосторожных преступлений, в частности, уголовно-правовая регламентация транспортных преступлений. Это связано как с актуальностью
проблемы борьбы с данным видом преступлений, со сложностью и спецификой уголовно-правовых норм, так и с реформой уголовного законодательства.

А. Э. Жалинский ставит проблему определения целей и основных направлений уголовно-правовой борьбы с неосторожными преступлениями, осуществляемой органами внутренних дел, и утверждает, что в процессе разрешения уголовно-правовых проблемных ситуаций, который осуществляется в первую очередь на правотворческом уровне, возникают дополнительные возможности более четко определить содержание задач органов внутренних дел по реализации соответствующих уголовно-правовых норм. Учитывая вышеупомянутые обстоятельства, определяющие эти задачи, отметим, что в настоящее время следовало бы:

более четко определить круг информации о неосторожном противоправном либо антиобщественном поведении, которая должна выявляться органами внутренних дел или, по меньшей мере, с их участием;

охарактеризовать объекты профилактического воздействия органов внутренних дел и осуществляемого ими же административного контроля в этой сфере;

сформулировать обязанности по принятию правоприменительных решений, включая уголовно-правовые в связи с установлением фактов, требующих правовой и особенно уголовно-правовой оценки;

выделить необходимые ресурсы, позволяющие реально осуществлять обнаружение неосторожных преступлений и обеспечивать должное реагирование на них.

Анализируя уголовно-правовые нормы, связанные с автомобильным транспортом, автор выдвигает положение, которое могло бы повлиять на обеспечение безопасности дорожного движения, а именно: введение в рамки закона временных параметров наступления смерти потерпевшего - участника дорожно-транспортного происшествия. Данное понятие имеет место лишь в правилах учета дорожно-транспортных происшествий, которые действуют с 1 января 1996 года, однако законодательного закрепления временных параметров нет. Это создает при квалификации данного вида преступлений определенные трудности, связанные с определением наказания лицу, совершившему дорожно-транспортное происшествие. Ведь санкции за деяния, повлекшие по неосторожности смерть человека по статье 264 Уголовного кодекса, значительно выше, чем санкции при причинении тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека. Следовательно, чтобы виновные лица несли ответственность за содеянное в точном соответствии закону и им назначалась справедливая мера наказания, необходим объективный подход к оценке наступления смерти потерпевших в дорожно-транспортных происшествиях. Это возможно только при установлении временных параметров между нарушениями правил дорожного движения и смертью потерпевшего. При сложившейся судебной практике происходят разногласия в оценке этих явлений, а, следовательно, в определенной мере неправильная квалификация данного вида преступлений. В связи с
этим нам представляется, что для правильной квалификации автотранспортных преступлений необходимо внести разъяснение Пленума Верховного Суда Российской Федерации об установлении временных параметров наступления смерти потерпевшего - участника дорожно-транспортного происшествия.

Уменьшение наказания в виде лишения права управлять транспортными средствами на определенный срок будет, по нашему мнению, иметь немаловажное значение как для справедливости назначения наказания, так и для воспитательной функции рассматриваемой нормы. В статье 264 Уголовного кодекса Российской Федерации определено такое наказание, как лишение права управлять транспортным средством сроком до трех лет. Проведенный автором анализ назначения наказания за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств показал что, никто из нарушителей не лишался права управления на срок свыше одного года. Это вытекает из изменений в определении наказания лицам, совершившим дорожно-транспортное происшествие, которые в основном несут наказание в соответствии со статьей 73 Уголовного кодекса «Условное осуждение». В соответствии с этим лицо, виновное в совершении дорожно-транспортного происшествия, остается на свободе, и зачастую единственным средством существования для него является профессиональное вождение автомобиля. Второй момент данного положения определяется статьей 47 Уголовного кодекса Российской Федерации, которая гласит, что в случае назначения наказания лишения права занимать определенные должности или в случае занятия определенной деятельностью - в качестве дополнительного вида наказания к ограничению свободы, аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы оно распространяется на все время отбывания указанных основных видов наказания, но при этом его срок исчисляется с момента их отбытия. То есть, если лицо, виновное в совершении дорожно-транспортного происшествия, понесет наказание в виде лишения свободы сроком на два года, то общий срок лишения права управлять транспортным средством будет пять лет. Такой значительный срок предполагает потерю квалификации водителя, что непременно скажется на обеспечении безопасности дорожного движения. Поэтому автор на основании изученных материалов предлагает уменьшить срок лишения права управлять транспортным средством на срок до одного года. Эта мера поможет не только лицам, отбывшим наказание за данное преступление, избежать административной ответственности в части статьи 119 Административного кодекса «Управление транспортными средствами лицами, не имеющими право управления», но и повлиять определенным образом на аварийность в целом. Руководствуясь вышеизложенными соображениями, мы предлагаем свой вариант санкций статьи 264 Уголовного кодекса Российской Федерации:

первая часть - наказание ограничением свободы на срок до пяти лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права управлять транспортным средством до одного года или без такового;

вторая часть - наказание лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до одного года;

третья часть - наказание лишением свободы на срок от четырех
до десяти лет с лишением права управлять транспортным средством до одного года.

Общеизвестно, что оставление места дорожно-транспортного происшествия водителем, причастным к рассматриваемому происшествию, влечет за собой крайне негативные последствия в виде причинения смерти потерпевшему. Исходя из этого, мы вносим предложение о лишении водителей права управлять транспортным средством на более длительный срок в случаях оставления дорожно-транспортного происшествия с тяжелыми последствиями.

Анализ дорожно-транспортных происшествий показал, что оставление места данных происшествий по-прежнему является наиболее характерным признаком для этого вида преступлений.

Достаточно привести данные о количестве дорожно-транспортных происшествий за 2002 год, в которых водители, виновные в совершении дорожно-транспортных происшествий, скрылись; их насчитывается порядка 10 549, а число погибших составило 2 352 человека:

 

Таблица 23

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...