Научный руководитель - Н. Н. Сергеев, к.э.н., заведующий кафедрой
Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения высшего профессионального образования «Удмуртский государственный университет» в городе Воткинске Исторические аспекты происхождения основных конституционных прав Конституция – это основной закон государства; нормативный правовой акт высшей юридической силы государства или государственно-территориального содружества в межгосударственных объединениях, закрепляющий основы политической, экономической и правовой систем данного государства или содружества, основы правового статуса государстваи личности, их права и обязанности. Первые акты конституционного типа были приняты в Англии, но, что интересно, Великобритания не имеет писаной Конституции. Она обладает рядом законодательных актов, судебных прецедентов и конституционных обычаев, определяющих порядок формирования и взаимодействия государственных органов, а также предоставляющих права и провозглашающих обязанности граждан данного государства (одними из таковых актов являются Великая Хартия Вольностей 1215 г., Хабеас Корпус Акт 1679 г., Билль о правах 1689 г.). Великобритания не единственное государство, обладающее неписаной Конституцией, ею владеют также: Канада, Новая Зеландия, Швеция, Сан-Марино, Израиль, Ливия. Первой писаной Конституцией, представляющей собой единый Основной Закон с внутренней структурой, можно назвать Конституцию Соединенных Штатов Америки, принятую в 1787 г. и действующую по сей день. Конституция Российской Федерации была принята в результате референдума 12 декабря 1993 г. и является основным законом нашего государства. Конституция гласит, что Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления, признающее человека, его права и свободы высшей ценностью. Согласно Конституции каждый гражданин России имеет право на жизнь, свободу передвижения, свободу совести, право голоса, право на труд, право на образование и многие другие права.
Рассмотрим более подробно некоторые конституционные права (их понятия и исторический аспект). Право на труд Впервые определение права на труд дано Гракхом Бабефом во второй половине XVIII века: "Общество должно обеспечить всем своим членам работу и определить заработную плату, с тем чтобы этой заработной платы было достаточно для приобретения продовольствия и для удовлетворения всех потребностей каждой семьи". Данное философское определение впервые получило правовое закрепление в Конституции Франции 1848 года. Право на труд согласно Конституции Франции подлежало охране наравне с правом собственности. Из приведенного определения права на труд, закрепленного в Конституции Франции, можно выделить следующие юридически значимые обстоятельства. Во-первых, обеспечение всех членов общества работой. Во-вторых, гарантированное получение каждым работающим заработной платы. В-третьих, получение заработной платы для приобретения продовольствия и для удовлетворения всех остальных потребностей каждой семьи. Данное право закреплено в 37 статье Конституции РФ. Свобода совести Свобода совести — естественное право человека иметь любые убеждения. Вопрос о свободе совести возник с началом Реформации в Европе. Идеологи Реформации выдвинули тезисы, которыми фактически отрицалась необходимость католической церкви с её иерархией и духовенства вообще. Одним из первых вопрос о свободе совести поставил Себастьян Кастеллио в опубликованном под псевдонимом памфлете «Dehaereticis, ansintpersequendi» («Следует ли преследовать еретиков», 1554).
Британский Билль о правах 1689 года признавал за личностью права иметь свои собственные мнения и убеждения, следовать своим убеждениям, что бы ни советовали окружающие, и т. д. Во Франции принцип свободы совести был впервые провозглашён в статье 10 Декларации прав человека и гражданина (1789 г.), в которой речь идёт о том, что «никто не может быть преследуем за свои убеждения, даже религиозные, при условии, что их обнародование не угрожает общественному порядку». Французский Гражданский кодекс 1804 года – кодекс Наполеона вообще не касается религиозных вопросов, демонстрируя таким образом, что государство в своих фундаментальных основах является светским. Свобода совести закреплена в 28 статье Конституции РФ. Свобода вероисповедания Свобода вероисповедания – право исповедовать и практиковать любую религию. Впервые в мире данное право было законодательно закреплено в XII веке в Монголии. Чингисхан в период своего правления создал особое уложение — Яса, которое действовало на всей территории Монгольской империи и среди прочих пунктов закрепляло свободу вероисповедания. Согласно книге Гарольда Альберта Лэмба «Genghis Khan: The Emperor of All Men», в которой автор исследует отрывки Ясы, сохранившиеся в различных средневековых источниках (текст Ясы не сохранился), «приказано верить, что есть только один бог на земле, создатель неба и земли, что творит жизнь и смерть, богатство и бедность, как угодно ему и обладающий высшей властью». Законодатель не указывает какой-то определенной религии или божества, таким образом, предполагая, что каждый народ имеет свободное право верить в тех богов, в которых он верил до прихода монголов. Ныне свобода вероисповедания закреплена во Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте о гражданских и политических правах, Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. В Конституции РФ свобода вероисповедания закреплена в 28 статье. Проблема, поднятая в данной теме, на наш взгляд, является актуальной в нашем обществе. Правовая безграмотность граждан России является одной из наиболее важных проблем государства на пути построения гражданского общества. В своей работе мы попытались немного приоткрыть историческую завесу на некоторые конституционные права. История конституционных прав является неотъемлемой частью самих конституционных прав и неразрывно связана с историей мира. Любая новая конституция – это новый опыт в мировую копилку правознания и правотворчества.
Общество на протяжении тысячелетий произвело грандиозную работу в области правотворчества, которая позволяет оценить современному обществу те права и обязанности, которые ему нужны и которые государство может ему предоставить. Кто знает, возможно через тысячу лет, современные законы будут нужны при создании какого-либо источника права или для изучения и понимания механизмов регулирования современного общества, как мы это делаем с источниками многовековой давности.
Литература 1. Савельев, В.Н. Свобода совести: история и теория. М.: Высш. шк., 1991. 143 с. 2. Конституция Российской Федерации (с гимном России). – М.: Проспект, 2012. 32с. 3. Большая юридическая энциклопедия / В.В. Аванесян и др.; отв. ред. Н. Дубенюк. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Эксмо, 2010. 656 с. 4. Религия, свобода совести, государственно-церковные отношения в России / И. П. Зуев и др.М.:Российская академия государственной службы при президенте РФ, 1996. 285 с. 5. Трудовое право. Учебник./ Н.А. Бриллиантоваидр.;М.: Проспект, 1998. 448 с. 6. LambHarold. Genghis Khan: The Emperor of All Men. (1928) -Kessinger Publishing, 2003. 270p.
Павленко Дарья, Япринцев Валерий
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|