Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 3 русская профессиональная драка, или славяно-горицкая борьба




В 1986 году в Москве на Малой сцене театра им. Станиславского состоя­лось рождение системы русского рукопаш­ного боя, которую ее создатель Александр Кон­стантинович Белов назвал — "славяно-горицкая борьба".

По иронии судьбы, система, родившаяся на сцене, на ней и осталась. Дело в том, что большинство турниров по Горице (как еще называют эту борьбу) проходят именно на сценах театров и дворцов культуры. А между тем мы предпочитаем проводить соревнова­ния на природе.

Итак, создание и распространение славяно-горицкой борьбы по просторам Рос­сии — свершившийся факт. У многих воз­никает вопрос, почему борьба называется именно "славяно-горицкая"? Дабы раз­решить возникающие заблуждения, читателю предоставляется краткий обзор исто­рии создания и развития славяно-горицкой борьбы.

Необходимо отметить, что эта система является итогом воссоздания традиционных форм состязательного поединка славян, в осо­бенности русского народа. Название борьбы отражает этнически обобщенное направление европейской состязательной культуры. В частности, наиболее яркую и самобытную тради­цию состязательного боя — погребальные поединки на насыпном кургане ("горице") в воинском культе; обрядовые действия имеют историческое название — тризна.

Появление славяно-горицкой борьбы предварял длительный процесс собирания и изучения отечественных боевых традиций. В основу разработок легли результаты архи­вных и экспедиционных исследований, изу­чение обрядов и народных игрищ регионов Центральной России (Обоянь, Стародуб, Тверь, Ямута, Ростов, Владимир, Москва), русского Се­вера (Олонец, Кострома, Кологрив, Кичменгский городок, Вологда), Урала (Пермь) и Западной Сибири (Кулунда), а также изучение символики, мировоззрения и культовой архаики дохристианской эпохи славян; народ­ных сказаний; традиционных плясок; былиноведческого материала, народных сказок и побывальщин; проводившихся ранее в этой области исследований и опросов; наконец, по­могает сама практика ратоборств.

Славяно-горицкая борьба родилась как сплав трех отечественных традиций состязательной культуры славян: общеродовое на­правление, воинское, земледельческое. Также в нее вошла техническая база русской борь­бы ("в схватку", "в крест", на поясах, "на воль­ную", "на вороток", "на ручку", "на щипок", медвежья борьба), кулачного боя ("сеча", стеношный бой), палочного боя, линейного боя, охотницкого боя.

Каркасом всей системы стала универ­сальная система перемещений, берущая на­чало из общеродовой состязательной тради­ции (именуемая в славяно-горицкой борьбе "свилей").

Изначально славяно-горицкая борьба задумывалась как фольклорное направление, поэтому вполне умещалась в горицком обра­зе. После смены ориентиров и перехода на принцип комплектования и развития техничес­кого арсенала в соответствии с идеей максимальной боеспособности название переко­чевало в архаизм, не имеющий практически ничего общего с тем содержанием, которое вкладывается теперь в название системы. Тем не менее внешние формы славяно-горицкой борьбы являются прямым следствием рус­ской ратоборческой культуры, сегодняшним его воплощением. Необходимо помнить, что славяно-горицкая борьба никогда не была застывшим явлением. Дело в том, что ее идей­ной базой является славянское язычество, в своей сути полностью отрицающее догма­тизм и ортодоксальность.

Мы не занимаемся голым копированием традиций и оживлением прошлого в настоящем, мы стремимся строить будущее, стараясь прогнозировать его с помощью прагматичес­кого традиционализма.

Поэтому славяно-горицкая борьба раз­вивается одновременно в четырех основных направлениях:

1. Традиционный раздел (классический);

2. Штурмового боя раздел ("новая тра­диция");

3. Тотального боя раздел ("бой на вы­живание");

4. Боевой раздел (совокупность приклад­ных принципов).

Разговор об этих направлениях борьбы мы поведем в дальнейшем.

Для начала попробуем разобраться, что для "русского стиля" характерно, а что абсолютно не вписывается в его традицию. Предлагаю обратиться к таблице, которая поможет читателю разобраться в хитросплетениях современного русского стиля через систему отличий.

Наряду со всеми перечисленными в таб­лице характерными особенностями, присущими русской состязательной традиции в целом, славяно-горицкая борьба имеет свои соб­ственные установки, являющиеся отражением ее методологии. Вот некоторые из них:

1. Противник всегда жертва, даже если он сильнее или превосходит в количествен­ном соотношении сил. Противник — жертва всегда и когда он нападает на вас, и когда вы атакуете первым.

2. В бою преимущества противника нуж­но уметь превращать в его недостатки.

3. Воин не должен ничего бояться. В жиз­ни не должно быть ни одного явления, способного вызвать у него чувство страха.

4. Готовность к атаке для воина равно­сильна жизнеспособности. Атаковать нужно уметь из любого положения и без специаль­ной подготовки.

5. Результативность боя — это пораже­ние наибольшего числа противников.

6. Самая естественная техника боя — это та, которая используется в стихийной уличной драке. Драка — это инстинкт. Чем ближе к нему стоит ваша техника боя, тем она жизне­способней.

Характерно для русской состязательной традиции Не свойственно русской состязательной традиции
1. Используются "высокие" стойки, не блокирующие подвижность в несущих суставах; 1. Не используются стойки на широко расставленных ногах;
2. Используются системы защиты, у водящие удар в скольжение либо упреждающие удар противника; 2. Не используются способы защиты блоками;
3. Положение рук всегда совпадает с традиционными положениями у груди 3. Не используются удары пальцами;
4. Удары ногами не требуют растяжки ориентированы на ношение обуви; 4. Не используется техника воздействия "на точки";
5. Активно используется двигательная схема элементов, построенная на принципе инерционного реверса, требующего от бойца ограниченных усилий; 5. Совершенно нетипичны высокие маховые удары ногами; требующие растяжки шпагатом. Тем более не используются удары с инерционным воздействием на опорную ногу;
6. Удары руками и ногами не предусматривают концентрации на выполняемых элементах; 6. Положение рук у бедра — явное заимствование из восточных единоборств;
7. Вместо формального подхода в обучении широко используются ситуационные задачи; 7. формальные комплексы в процессе обучения никогда не используются;
8. Характерна повсеместная традиция построения боя на искусстве спланированной атаки; 8. Совершенно не используется методика концентрации в ударе. так же не используется методика работы "от обороны" — боевые и даже фольклорные системы России всегда активно- наступательные.

 

7. В каждом бою у вас есть шанс побе­дить. Он может быть один и едва уловим, но он есть всегда.

8. Боец должен быть неожиданным, не­понятным и непредсказуемым. Непредсказуемым можно быть лишь на основе высокой профессиональной выучки. Ограниченные знания никогда не способны противостоять высокому классу практической эрудиции.

9. Борьба должна развиваться постоянно, каждый день. Если существует хотя бы одно явление в мировой практике боя, которому она не способна противостоять, значит она — отжившая, ненужная рухлядь.

10. Настоящий боец способен вести бой в любой среде. Бой является для него естественным состоянием, все остальное время жизни — состоянием промежуточным.

11. Природа сделала нас такими, какие мы есть. Не следует отождествлять боеспособность тела с его физическим совершен­ством. физическое совершенство — лишь одна из базисных форм подготовки. Системно под­готовленный человек самых средних возмож­ностей может и должен одержать верх над превосходящим его противником.

12. В бою воин не оставляет себе вре­мени на то, чтобы понять, что происходит вокруг. Воин действует на основе чувства.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...