Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

СТИЛЬ ЯРОГО ВОИНА (стиль берсерка)




Этот стиль — наследник древней традиции, которую когда-то представля­ли воины-одиночки, способные без поддерж­ки противостоять целому войску (свыше сот­ни человек).

Этот стиль, в силу своих особенностей, может практиковаться единицами. И, что самое печальное, современность не дает воз­можности использовать в полной мере навык берсерка. Ярые воины дрались в состоянии аффекта, это состояние позволяет использо­вать базовые резервные возможности орга­низма. Например, скорость протекания жиз­ненных процессов увеличивается в несколько раз.

В состоянии "ярости" берсерк может пе­репрыгнуть через препятствия, которые не под силу преодолеть в нормальном состоянии. Берсерк не чувствителен к боли, обладает поистине звериной силой и способен в бою ра­зорвать человека руками.

Для вхождения в это состояние нужен мощный выброс адреналина в кровь, а также боевые кличи или волчий вой, которым так славились берсерки. Катализатором, приво­дящим этот механизм в действие, всегда слу­жил отвар красного мухомора, рецепт кото­рого сохраняется Национальным клубом в секрете. Думаю, понятно, почему.

Для желающих поэкспериментировать с отваром мухомора могу сказать, что незначительное повышение дозы активного веще­ства, содержащегося в грибах, может привести к тяжелому отравлению и даже к смертель­ному исходу.

Кроме психо-эмоциональных и "фар­макологических" эффектов, берсерк был носителем комплексных боевых навыков, год­ных, как сейчас принято говорить, "на все случаи жизни". Например, из арсенала берсерков пришло умение двигаться спиной на противника, атакуя его при этом. От них же дос­тался в наследство принцип "обоерукости" (одинаковое владение как правой, так и левой рукой).

Стоит упомянуть и принцип постоянного боевого разворота, который создает эффект "отсутствия спины" в бою один со многими, перешедший, как многое другое, в славяно-горицкую борьбу из наследия ярых воинов. К такому же, недосягаемому для многих современных рукопашников, идеалу относится уме­ние уходить от одной или двух прицельно вы­пущенных стрел. Несмотря на обилие таких, безусловно, выдающихся, а во многом и уни­кальных способностей и умений, берсерк вовсе не был бессмертным. Воин-одиночка не должен был доказывать свою выживаемость. Его основная цель — нанесение максималь­ного урона врагу.

Он многократно окупал свою жизнь жиз­нями своих противников. Возможно, этот пос­ледний вывод уронит статус берсерков в гла­зах восторженных любителей мифических ниндзя, рассказы о которых сильно напоми­нают сказки о способностях Кощея Бессмер­тного. Тем не менее мы предпочитаем оста­ваться сторонниками правды.

 

РУССКИЙ ШТУРМОВОЙ БОИ

Сначала 90-х годов нашего века со славяно-горицкой борьбой начи­нают происходить изменения. Точнее, меня­ются приоритеты и само стратегическое на­правление системы. Первоначально заданное русло развития Горицы, направленное на со­хранение этнической чистоты и ортодоксаль­ности технических действий, постепенно за­меняется ориентацией на русскую уличную драку.

Потребность "по-новому" осмысленной славяно-горицкой борьбы привела к реализации тактики штурмового натиска и к со­блюдению идейной установки на безогово­рочно наступательную технику.

Основой для "новой" школы русского рукопашного боя послужили три направле­ния традиционного раздела. Охотницкий бой, "волчий стиль" и стиль "наскок" перестраи­вают всю тактическую, а во многих аспектах и техническую формулу борьбы. Теперь все, что боеспособно в реальных условиях уличной драки, перенимается штурмовой школой из традиционных стилей и направлений славяно-горицкой борьбы. Таким образом, оконча­тельно был взят курс на формирование со­временного русского штурмового боя.

Стили "новой" школы сориентированы на конкретные ситуации, могущие возникнуть в рамках уличного столкновения:

1. Бой один против многих;

2. Бой в условиях стесненного пространства;

3. Бой с перебитой рукой;

4. Бой на скользком покрытии;

5. Бой при сбивании вас на землю;

6. Бой с перебитыми ногами;

7. Бой против превосходящего по силе противника и т.д.

Знаете ли вы еще какую-нибудь сис­тему единоборств с таким гигантским спект­ром применения?

Именно поэтому к штурмовому разделу славяно-горицкой борьбы проявляют такой интерес силовые структуры. Во многих ар­мейских частях специального назначения штурмовой бой занимает прочное место в си­стеме физической подготовки. Не случайно, что ни одно подразделение специального на­значения МВД, практикующее славяно-горицкую борьбу, в боевых действиях в Чечне не потеряло ни одного человека. Какая тут связь? Приведу конкретные примеры. Так, скорость и точность реакции у занимающе­гося штурмовым боем повышается в 3 раза! С учетом того, что на поражение противника "штурмовику" дается одна секунда. За это время боец в состоянии нанести удар ногой, мгновенно перейдя на сокращение дистанции и нанеся при этом еще 2-3 удара руками — атака заканчивается либо динамическим сби­ванием, либо силовым броском. Шансы про­тивника уцелеть после такой атаки очень зыб­ки. Тем более нереально надеяться на поставленный блок или угадать направление удара. Штурмовой бой способен развить практически все необходимые бойцу профес­сиональные рефлексы — в среднем за 3-4 месяца подготовки. Другое дело — уровень личной психической и физической зрелости. За несколько лет преподавания штурмовой драки у меня сложилось впечатление, что патологической трусостью и малодушием стра­дает больше половины мужского населения. Из сотен соискателей, прошедших через мои тренировки, было не более трех десятков с хорошими бойцовскими способностями, а реа­лизовать свой потенциал смогли единицы. А что же остальные, спросит читатель. По по­воду остальных складывается следующий собирательный образ. Подавляющее большин­ство приходит под воздействием желания "поправить здоровье", остальные с намере­нием "изучить пару крутых приемчиков". Были и такие, кто хотел заниматься именно "русским стилем", то есть вдоволь поплясать, по­петь частушек и расслабленно постигать пре­мудрости боя. Справедливости ради следует отметить и тех немногих, кто смог проявить себя как мужчина, начиная от активной жизненной позиции и заканчивая умением и жела­нием драться.

Большая заслуга в собственной реализованности или нереализованности всегда принадлежит конкретному человеку. Нет, не вашему наставнику, а вам, именно вам самим. Современные феминизированные мужчины мечтают, чтобы "ими занимались". Но подумайте, кроме вас самих, никто не заинтересо­ван ни в вашем духовном росте, ни в реализа­ции профессиональных навыков, ни, тем более, в вашем физическом совершенстве. Не стоит считать, что мои слова — поэтическое от­ступление от задуманной темы. Не надо до­казывать, что любое действие человека, как правило, имеет под собой конкретный мотив и идейную подоплеку. Дело в том, что вас можно заставить бежать, применяя внешние воздействия. То есть вас можно напугать, унизить и, наконец, избить, в том случае, если вы зависимы, слабы, трусливы и податливы. Но никакая внешняя сила или чья-то мудрость не смо­жет заставить вас не закрывать глаза, когда вам наносят удар, не бегать от боя, быть смелым и независимым, сильным и стойким. Всех этих качеств вы можете достичь только са­мостоятельно, благодаря чему-то или воп­реки — не суть важно. Быть героем по принуждению — такое же бесчестье, как и изво­ротливость в оправдании собственной лени и недееспособности.

Значит, идейная установка на атаку дос­тупна нынче незначительному проценту от общей численности мужского населения. Сим­волически, штурм — это антипод приспособленчеству. Это представление полностью мо­жет быть перенесено на рукопашный бой. Да, это в общем-то нелегкая ноша. Штурмовать противника с победными результатами спо­собен не только психически и физически крепкий боец; он должен обладать, к тому же, великолепно разработанными рефлексами и образцовой выучкой. Неспроста зрители на наших турнирах отмечают, что техническая широта базовой подготовки наших бойцов создает впечатление того, что бойцы владеют, практически, всеми способами ведения боя, известными в мире.

Как же выглядят поединки в штурме? Весь бой поделен на десять сходов, каждый дли­тельностью по десять секунд. Разрешены лю­бые технические действия, допускается даже неосознанное травмирование с угрозой жизни.

Сознательное травмирование просто мало­вероятно из-за ничтожности времени, отпущенного на атаку. В соответствии с техни­ческими стандартами бой начинают с удара ногой, потом переходят на так называемый бой в руках, заканчивая атаку броском. Однако, если один из бойцов продолжает вести атаку более десяти секунд, бой не прерывается до ее окон­чания.

Последние годы бои в штурмовом разде­ле принято проводить в защитных шлемах и в смягчающих амортизаторах на руках. Сде­лано это было для того, чтобы снизить изначальный травматизм, присущий штурму. Лично мне, как человеку, получавшему экспертную квалификацию по штурмовому разделу еще в начале 1994 года, более симпатичен его "же­сткий" вариант, без шлемов и накладок. Ощу­щение и результативность от таких боев срав­нимы, пожалуй, с... Если честно, подобрать сравнение, безусловно понятное читателю, по­просту невозможно. Нужно самому испытать это. Разумеется, тем, кто чрезмерно опасается за сохранность своей внешности, более удобно драться в шлемах. И хотя нокаутов в штурме явно поубавилось, универсальная схема славяно-горицкой борьбы позволила избежать излишней обусловленности поединка. Бойцы просто чаще стали атаковать ногами и пробивать корпус и, что наиболее показательно, стали чаще применять бросковую технику.

Техника штурма, как и традиционного раздела, не отягощает себя малофизиологичными или излишне ритуализированными формами. Чем более трудоемок элемент для исполнения в тренировочном процессе, тем ме­нее он будет применим в реальной боевой ситуации.

"Только естественные движения можно подключить к бессознательным. реакциям, имеющим очень высокие ско­рости. И здесь вступает в действие основной принцип славяне—горицкой борь­бы — бой вне осмысления, понимания, сознательного контроля. Мы полностью отдаем себя во власть рефлексов и ин­стинкта. Вызвано это тем, что в про­фессиональной драке скорости столь вы­соки, а ситуации настолько непредска­зуемы, что строить осознанное проти­водействие здесь означает приближать поражение"3.

Связанность штурмового боя с дракой подкрепляется системой тренировок, предус­матривающей постоянные занятия в условиях улицы в любую погоду. Обычно тренировки проводят в лесопарковой зоне, что формирует у бойцов нужные фоновые рефлексы. На пример, люди привыкают тренироваться при естественном освещении, на естественном покрытии, в той одежде, которая нужна в кон­кретных погодных условиях.

 
 

Рис. 64, 65 Использованы снимки, сделанные на Куб­ке Среднего Поволжья, проходившем в г. Энгельсе в январе 1997 г.

 

Разумеется, можно проводить занятия и в залах, но уличные тренировки обязательны.

Без сомнения, такая "жесткая" методика может привлечь относительно взрослых и физически способных мужчин (с 16 лет и старше). Чего нельзя сказать о традиционном разделе славяно-горицкой борьбы, методика которого в состоянии адаптироваться под требования занятий с детьми, а также с жен­щинами.

Штурмовая система готова принять в ряды своих сторонников юношей и мужчин, стре­мящихся к реализации своего боевого по­тенциала. Вы сможете своими усилиями под­нять русскую штурмовую драку до пределов международного признания и почета!

 

ТОТАЛЬНЫЙ БОИ

Самое свежее и еще не успевшее обрасти достаточным количеством поклонников направление славяно-горицкой борьбы. Тотальный бой — это бой без со­блюдения правил и без четкой ориентации на заданные технические нормы. Продолжи­тельность поединка, предусмотренная прави­лами, варьируется от 10 до 15 минут. Понятно, что при таких условиях в тотальных боях мо­гут принимать участие лишь очень хорошо подготовленные бойцы, способные демонст­рировать технику тотального боя на уровне профессионалов. Здесь на первое место вы­ступает силовой потенциал и способность к высоко техничной борьбе. Это, разумеется, со­вершенно не отменяет умения бойцов нано­сить друг другу сокрушительные удары. И все-таки в тотальном бою наиболее важным становится навык жесткой борьбы.

Поединки в рамках тотального боя характеризуют еще как "бои с неярко выраженной национальной спецификой".

Связано это с тем, что каждый из участ­ников стремится построить схему своих действий максимально правильно, рационально и практично, совершенно при этом не заботясь о внешнем эффекте своих действий и не об­ращая внимания на "чистоту стиля". Тоталь­ный бой сейчас — самая бурно развивающа­яся дисциплина внутри славяно-горицкой борьбы. Это направление в корне отличается от установок традиционного раздела, от раздела штурмового боя и, тем более, от боевого раздела Горицы.

 

 

 
 

Рис. 66, 67 Использованы снимки, сделанные на Куб­ке Среднего Поволжья, проходившем в г. Энгельсе в январе 1997 г.

 

Тотальный бой, с моей точки зрения, это максимально освобожденное от ограничений и установок явление, призванное демонстри­ровать выдающиеся достижения в области рукопашного боя, точнее единоборства без оружия. Не думаю, что тотальный бой когда-нибудь приобретет большое количество уча­стников или вырвется в разряд олимпийских видов спорта. Я говорю именно об участниках, а не о зрителях и "теоретиках-знатоках". Тотальный бой —удел зрелого воина, своего рода пик в реализации спортивной карьеры, так как традиционный раздел и раздел штур­мового боя выглядят как последовательные этапы, приводящие профессионального бой­ца к уровню боя без правил.

Итак, обзор условно-спортивных раз­делов славяно-горицкой борьбы можно счи­тать завершенным. "Условно-спортивными" я назвал эти направления потому, что в каж­дом из разделов проводятся соревнования по установленным нормам. То есть эти виды яв­ляются отражением общей состязательной традиции. И хотя славяно-горицкая борьба все­гда была поборницей прикладной ценности своих разделов, спортивно-эстетическая фун­кция соревнований является необходимым ат­рибутом. Иначе как же можно отслеживать развитие борьбы и прогресс бойцов, если не проводить состязаний?! Мы никогда не были сторонниками голого теоретизирования и, сле­довательно, нам нет необходимости постоян­но ссылаться на чрезмерную "смертоносность" своей системы, оправдывая тем самым свою недееспособность, как это принято среди пред­ставителей некоторых других видов единоборств.

БОЕВОЙ РАЗДЕЛ

Славяно-горицкая борьба, как любое целостное явление, развивается в не­скольких направлениях. А значит, имеет и свой боевой раздел, предусматривающий комплек­сное владение всеми возможными навыками, нужными для ведения рукопашного боя с во­оруженным и безоружным противником. Бо­евой раздел предусматривает одну-единственную идейную установку: бой ведется до полного поражения противника любыми воз­можными средствами. Разумеется, никаких соревнований по этому разделу никогда не про­водилось и вряд ли когда-нибудь будет прове­дено. Как тогда можно разобраться, какие на­выки полезны в боевой ситуации, а какие по­просту не нужны? Для разрешения этого противоречия отбор и коррекция технических элементов и тактических принципов проводится с помощью бойцов, прошедших через "го­рячие точки", служащих охранных структур и подразделений специального назначения, то есть с помощью тех, кто на деле применял технику славяно-горицкой борьбы. Так, напри­мер, бой на ножах — одна из основных дис­циплин этого стиля. Так же вполне примени­ма техника фехтования на копьях, практичес­ки полностью совпадающая с прикладным фехтованием на штыках. Но этим дело не ог­раничивается. Вполне понятно, что в эпоху главенства огнестрельного оружия было бы недальновидно не уделять этому типу воору­жения должного внимания. Для боя против использующих стрелковое оружие на ближ­ней дистанции тоже существует свой объем­ный тактико-технический раздел. Однако не стоит утрировать и думать, что одно только владение рукопашным боем способно вас га­рантировать от всех опасностей, подстерегающих солдата на войне. Нужно признать, что свое значение рукопашный бой сохранил, в основном, только в частях внутренних войск и милиции, то есть в структурах, которые ста­вят своей целью взятие противника живьем, а не только уничтожение его всеми возможны­ми способами. Время, когда войны представ­ляли собой массовые сходы в рукопашную, безвозвратно кануло в Лету с приходом ору­жия, способного уничтожать массы людей с огромного расстояния. Хорошо это или плохо — судить вам, уважаемый читатель.

А в заключение я предлагаю схему, ил­люстрирующую нынешнее состояние славя­но-горицкой борьбы (См. рис. 68).

 


Рис. 68

Мы закончили беглый обзор стилей, ви­дов и направлений русской профессиональной драки. Славяно-горицкую борьбу сейчас на­зывают феноменом России. И как любой истинный феномен национальной культуры, борьба эта не имеет ни малейшей поддержки среди государственных чиновников, ответ­ственных за развитие спорта в России. На­оборот, за всю историю существования рус­ской национальной системы рукопашного боя (а это более десяти лет) со стороны ответ­ственных лиц не прекращается травля и на­падки на ее сторонников. Взять, к примеру, анонимные статьи в прессе, ставящие в вину славяно-горицкой борьбе даже пристрастие к национальной культуре и тут же обвиняющие нас в фашизме. Хотя я больше чем уверен, что авторы этих "уток" прекрасно осведомлены, что русские фашисты занимаются восточ­ными системами, а зачастую кулачным боем с питерской спецификой или рукопашным боем в краснодарской версии. Однако по данному поводу почему-то никто не расстраивается.

А вот пример из провинции. В Саратове, где абсолютно все спортивные единоборства пытается подобрать под себя небезызвестная школа каратэ, заблокированы практически все каналы развития славяно-горицкой борьбы. К травле через газеты и радио присоединя­ется усиленная пропаганда восточных на­правлений. Причем наши бойцы, обвиняемые вначале в небоеспособности, после проведе­ния соревнований по штурмовой системе вызвали обратную реакцию. Теперь нас (т.е. клубы славяно-горицкой борьбы) обвиняют в жестокости, бездуховности и склонности к насилию. Ну разумеется, на нашем фоне ка­ратэ выглядит как общеразвивающая гим­настика. Такое положение, с большими или меньшими нюансами, практически во всех российских клубах.

Вероятно, наши рекламные возможности (имеется в виду федерация славяно-горицкой борьбы России) скоро превратят горицу в "закрытую", так сказать, вынужденно-клановую систему. Да, наша борьба не имеет ниче­го общего с восточными направлениями, в нее никогда не смогут попасть чужеродные эле­менты. Такое же слабое, общепонятийное сходство существует и с современными "рус­скими" направлениями рукопашного боя, основанными зачастую на модификации каратэ и джиу-джитсу. Славяно-горицкая борьба независима от этих искажений. Поэтому не стоит тратить время на выборочное изучение и самостоятельную компиляцию "совершен­ных", лишенных национальной окраски сис­тем, привлекая наш технический базис. Трезвомыслящим, способным бойцам славяно-горицкая борьба даст возможности для реа­лизации, не подавляя их творческую индиви­дуальность.

 

' В другой транскрипции имя бога звучит как "Влес", "Волос", "Более".

2 Клуб древнерусских ратоборств г. Саратова.

3 А.К. Белов, "Искусство атаки", М. 1994 (стр. 58).


Глава 4 КУЛЬТ ПЕРУНА

Почти любой человек, более или менее осмысленно относящийся к факту своего существования, в определенный период жизни сталкивается с проблемой вы­бора духовного пути.

Как правило, к пониманию необходимо­сти становления на этот путь приходят под давлением обстоятельств. Вслед за осозна­нием потребности приходит желание найти форму духовной жизни. Разумеется, в деталях этот процесс у каждого отдельного человека протекает по-разному. Одинаковы только ключевые этапы. Впрочем, данную ниже последовательность можно оспаривать, хотя бы потому, что контекст моих рассуждений предусматривает обращение к духовному кри­зису человека, не столько ищущего, сколько обдумывающего и находящего. Но, к сожа­лению, для некоторого процента людей вышеупомянутое качество представляется ни­чем не оправданной роскошью. Значит, мой взгляд на проблему духовного поиска будет близок, в первую очередь, тем, для кого потребность размышлять — насущная необхо­димость.

Момент душевного кризиса — благо­приятная пора для начала поиска. Кризис всегда взвинчивает психическое напряжение до максимально возможного уровня. Такое напряжение просто обязано выразиться во внутреннем конфликте и понести за собой стремление найти, как говорится, свое место под солнцем.

Что касается жителей современной России, то подавляющее большинство моих сограж­дан прошло хорошую школу атеизма и ма­териализма в привычной нам коммунистичес­кой упаковке. Хорошо это или плохо — ре­шать вам. Но сейчас другая ситуация. Пред­ставим себе человека, от которого отверну­лось "всё и вся". То есть, нет главенствующей идеи, пропали на время "ловцы человеков", пропала неуемная забота, отступил тотальный контроль, нет жестко поставленной цели, да и опора в идеологии тоже растворилась. (Счи­таю нужным оговориться: нарисованная мною "мрачная" картина имеет больше отношения к внутреннему отображению душевного кон­фликта). Ясное восприятие внешних обсто­ятельств в этой фазе зачастую невозможно.

Оно лишено конкретности. Реальное поло­жение вещей искажается разбалансированным сознанием, которое судорожно ищет точку опоры где угодно и в чем угодно.

Для человека, которому ближе к 60-ти, это может показаться концом света в самом худшем его проявлении — неожиданном, в то время как молодежь обрадовано смотрит в будущее, предвкушая торжество свободы и окончательную и бесповоротную победу над "зашоренностью предков". Но это вначале. За осознанием прихода свободы начинает нарастать ощущение не подлинности этого со­стояния, постепенно складывается впечатле­ние личной "ненужности". Многие пытаются опомниться. Обычно это те, кому за 30. Они с новой силой начинают верить в "поруганные" идеалы недалекого прошлого. Загвоздка в том, что прошлое это настолько недавнее, что не имеет даже своих традиций и не обладает нужным запасом прочности. Поэтому и сто­ронников этого пути не так уж и много. Более либеральная часть этой уважаемой публики находит себя уже в реформации разрушенной идеологии. Остальные, не мыслящие себя вне политики, создают свои новые партии. К слову сказать, программы некоторых из них сильно напоминают идеи душевнобольного. Чита­тель, возможно, уже определил для себя, что ни к одной из вышеуказанных категорий не относится, ибо остальные уже давно в негодо­вании отринули от себя "это претенциозное чтиво".

Мы же постараемся понять, что проис­ходит с теми людьми, которые не попали в классификацию и жизненный путь которых богаче внутренними проявлениями. Относящиеся к этой категории молодые люди (так же, как и не вполне молодые) зачастую оста­навливают свой выбор на каком-либо из религиозных объединений, которые более всего их привлекают. Если обратиться к отече­ственным примерам, вновьпривлеченные2 по­падают в широко распространенные и идео­логически удобные конфессии. Такие, напри­мер, как христианство и ислам, а в последнее время к ним присоединился буддизм. Выбор формы духовной жизни часто не зависит от собственной воли искателя и не всегда соот­ветствует его запросам. Молодежи особенно тяжело сопротивляться посторонним влия­ниям. На нее давит авторитет семьи, нации, исторической традиции, сбивает с толку рек­лама, даже не имеющая, в данном случае, права на существование.

Зачастую ортодоксальная религия явля­ется промежуточным звеном между возвращением к последовательному материализму, или переходом в другую религиозную орга­низацию. Так, например, из православной цер­кви зачастую переходят в изобилующие раз­нообразием секты христианского толка и даже напрямую в католическую церковь.

Сами по себе направления, в которых раз­виваются различные религиозные ответвления, нельзя оценить однозначно. Многие объеди­нения помогают людям отыскать себя. Хотя, чаще всего, лидеры этих обществ пользуются своим влиянием для достижения целей, весьма дале­ких от бескорыстного служения идеалу. Как же разобраться? У кого спросить совета? У мо­лодых ведь нет не только теоретических зна­ний, но и жизненного опыта пока не хватает.

Я отдаю себе отчет в том, что человеку свойственно учиться на своих ошибках, это право человека — делать ошибки. Но иногда ошибки оказываются слишком серьезными и последствия их трудно поддаются исправле­нию. Хорошо, если здравый смысл уведет юношу или девушку от доморощенного "гуру", который помогает достичь "совершенства" через употребление наркотиков, практику из­матывающих постов и болезненных молеб­нов. А если не хватило ума или силы воли? Тогда ответственность за погубленную жизнь лежит на псевдоучителе. По роду своей де­ятельности мне достаточно часто приходи­лось встречать людей, бросающихся из край­ности в крайность. Искусственно культиви­руемый аскетизм сменяется гедоническими устремлениями, внутренний конфликт разра­стается с новой силой, — кто знает, к чему это может привести?

Конечно, исход поиска вовсе не обяза­тельно должен складываться трагично. Тем не менее, о людях, отдающих дань моде и усердно (а иногда не очень) имитирующих религиозное рвение, как правило из чисто практичес­ких побуждений, мы говорить не будем. Они достаточно уютно чувствуют себя в любой мировоззренческой системе, включая и религиозно-мистические.

Для тех, с кем "это серьезно", атрибутика и статус системы могут совмещаться с глубинными внутренними устремлениями. Тогда мы получаем из вновь привлеченного — вновь обращенного, а при известных условиях — адепта близкой ему модели мировоззрения.

Пришло время сделать несколько заме­чаний о причинах популярности самых разных религиозных систем. Еще раз подчеркну, что указанные ниже причины отражают только некоторые ключевые моменты духовного поиска.

1. Большинство религиозных систем ос­новывается на культивировании "стадного чувства".

2. Большинство религиозных систем, примагичивая к себе сторонников, подчиняют их личную волю более Высокой воле (будь это Бог-Отец или большинство на собрании).

3. Большинство религиозных систем стремится реализоваться через расширение своего влияния буквально на все сферы бы­тия общества (в этом религия и политика по­хожи, как близнецы)3.

Читатель может продолжить перечисле­ние самостоятельно. Стоит помянуть и расплодившиеся нынче в России псевдооккуль­тные течения, привлекающие к себе возможностью приобретения сверхспособностей, а в перспективе — получение власти над людьми и силами Природы. Лично мне, как человеку, не понаслышке знакомому со многими подоб­ными организациями, они кажутся самыми безобидными, так как непреодолимая лень последователей и слабая подготовка настав­ников никак не способствуют получению серьезных результатов. Казалось бы, все ос­новные пути и формы духовной жизни мы затронули, хотя и поверхностно. Забыли только надконфессиональные движения, иницииро­ванные, кстати, нашими соотечественниками. Я имею в виду теософию Е. П. Блаватской и "Живую этику" Рерихов, которые, сами по себе, заслуживают самого пристального внимания, как явления мировой духовной культуры. Тем не менее, по ряду причин они не могут вы­полнять привычные функции религии. Вос­точное происхождение этих систем тоже на­кладывает на них отпечаток. Это приводит к неверному пониманию положений и, как след­ствие, может подвигнуть их последователя к тяжелому разочарованию, если он лишен ру­ководства наставника. Руководство здесь обязательно, так как, по структуре, эти явления целиком иерархичны.

Теперь, кажется, все. Ничего нового чи­татель вроде бы, не узнал. Для кого-то от­душиной или смыслом жизни является фи­лософия, для кого-то — наука, для кого-то — любимое дело. Все это давно известно, но я хотел бы восполнить весьма существенный пробел в этом списке. Хочу рассказать еще об одной реальности, которая выпала не только из ряда нашего повествования, но и вообще выпала из сферы знания и применения в со­временной жизни.

Наукой установлен факт, что до появле­ния мировых религий у всех без исключения народов были свои языческие верования4. На территории России они представлены сейчас лишь реликтовыми формами шаманизма на­родов Сибири. Необходимо отметить, что языческие верования гораздо старше истории всех мировых религий, вместе взятых. Ведь сама религиозная культура человечества насчиты­вает несколько десятков тысячелетий. А вме­сте с ней и культура праславянских и славян­ских народов.

В России принято начинать отсчет исто­рии с воцарения очередной идеологической системы. Так было после насильственной христианизации, после революции 1917 года. Последний "расцвет" нашей с вами варварс­кой Родины, очевидно, должен приходиться на сегодняшние дни "торжества ценностей де­мократии". Торжества по американскому об­разцу, разумеется. Таким образом, древней­шая история славянских народов, а главное, сведения об их мировоззрении исключаются из сферы внимания подавляющего большин­ства их потомков.

Вследствие невосполнимых утрат, славян­ское язычество окружено пеленой забвения. Чужеродная христианская идеология, зане­сенная из гибнущей античной культуры, на­чиная с момента крещения, не оставляла своими заботами сознание народа, усердно стирая из него малейшие представления о его исконной культуре.

Впрочем, европейская ведическая5 куль­тура, ибо таково истинное содержание язычества, пострадала весьма сильно повсемес­тно. Лишь частично она сохранилась на по­луострове Индостан.

Время течет неумолимо. Сейчас можно только предполагать, какими путями шло фор­мирование и развитие славянской культуры, используя то, что осталось нам в наследство от прошедших времен.

Дошли до нас символы прошлых эпох, живые свидетели, могущие дать много цен­ного для тех, кто ищет и умеет оценить най­денное; мифы, легенды, сказания — откроют свои тайны.

С благодарностью нужно вспомнить хра­нителей этих бесценных сокровищ, тех, кто наизусть запоминал сказки, былины, поговорки и загадки, передавая их следующим поколениям. Низкий поклон Вам!

Поистине, память людская хранит в себе многое из того, что считалось безвозвратно утраченным. Воплощением народной памяти стала традиция, вобравшая в себя и сохранившая, хотя и в видоизмененной форме, часть Знания. Того великого знания, которым об­ладали наши пращуры, веками оберегавшие и хранившие его от недостойных. Остатки древних обрядов и поныне живут в детских играх, в народных песнях, в самой сути деревенского быта.

Именно в старорусских селах сохрани­лась память о Порядке. Закон, или порядок именовался, иначе, Правом. Правом в сугубо юридическом отношении и, в более широком, понятийном плане, — Правдой. Все эти поня­тия — суть отражение одной и той же универ­салии, получившей в славяноведческой фи­лософии название Прави.

Вот о хозяине Прави мы и поведем речь в дальнейшем. Разговор пойдет о верховном Боге восточнославянского пантеона — о Перуне. А точнее, мы поговорим о культе Громовника. Перун являет себя покровителем и вождем воинов. Как ни парадоксально выглядит заявление, но культ Громовника можно считать высшей октавой Огнепоклонничества. Как это может быть? На самом деле — ни­чего странного.

Помните, славян принято обозначать, как Огне- или Солнцепоклонников? А потом мы вдруг узнаем, что славяне над всеми богами ставили Перуна. Это мнимое противоречие нельзя разрешить без знания традиционных взглядов славян. Дело, видимо, в том, что древние мистики делили стихию Огня на три части, соответственно концепции трибожия6.

Первый вид Огня, или "огонь земной" — это всем нам привычный физический коррелят стихии, получаемый путем трения. Вто­рой вид Огня — солнечный свет, или "огонь Солнца". И, разумеется, третий вид Огня — молния, или "огонь Перуна".

Таким образом, никакого антагонизма между светозарными культами никогда не существовало. Аллегорически выражаясь, "огонь трения" прямо соответствует физичес­кому телу и его потребностям; "огонь Солн­ца" соответствует психике (не забывайте, что славяне относятся к людям хромофазы), или, что более понятно — душе и ее потребностям;

"огонь Перуна" —это "огонь духа".

Итак, мы получаем иерархическое пост­роение, обозначенное А. К. Беловым, как "вертикальный триглав". На первом этапе рас­полагаются культы Огнепоклонничества, на втором этапе — культы Солнцепоклонниче­ства, и выше всех культов находится культ Перуна — хозяина грома и молнии.

Перун является старейшим и главней­шим среди богов славяно-русского пантео­на. Перун возглавляет небесную дружину, со­бранную из душ достойно умерших или по­гибших воинов. Перун — хозяин Ирия (Вырия), прекрасного чертога, находящегося в ветвях Древа Мира, которому соответствует Дуб. Это "Царь-дерево" является воплощением оси Мира (напрашивается аналогия с недавно от­крытой осью Галактического центра, периодически совмещающейся с осью вращения Земли). Священный Дуб — обязательный ат­рибут культа Перуна. Дуб с успехом заменял идолы и храмы, сам по себе являясь олицет­ворением Громовника.

Однако, кроме соединения с культом Мирового Древа, культ Громовержца зачас­тую соединяется с культом Мировой Горы, который очень во многом совпадает с куль­том Царь-дерева, и положение Громовержца неизбежно на вершине Горы, упирающейся в небесную высь.

Личными атрибутами Перуна являются:

громогласность, молнии в одной руке (однако это мог быть топор, палица или бич), в другой руке Громовержец удерживал рог "с хлябями небесными". Одним из широко распростра­ненных символов Громовержца является так называемая "розетка Юпитера", вырезавшая­ся в виде стилизованного изображения колеса с шестью или восемью спицами.

Это колесо, встречаемое практически у всех индоевропейских народов — отображе­ние вращения времени и пространства на Ми­ровой Оси, смены Яви и Нави. Следовательно, Мировое коло, вращающееся на Мировой Оси, принадлежит Перуну и вращается по его воле. Не зря один из атрибутов Громовержца на­зывается солнечная колесница. Розетка Перуна символизирует колесо этой колесницы. Подтверждений тому масса.

Например, варяги, взывая к Прове, моли­лись на подвешенное колесо; русские крестьяне, в свою очередь, вывешивая колесо, или вырезая его символ на коньке избы, верили, что это охранит их от грозы.

Колесо вешалось и на Дуб, тем самым космологическое содержание облекалось тканью обряда.

Переходя от атрибутивных свойств Гро­мовника к рассмотрению смыслового содержания культа, нельзя не отметить его основ­ные ключевые характеристики.

Перун воплощает собой гармонию бытия, обеспечивая смену дня и ночи, яви и нави, при­водя к равновесию полярные силы. Говоря о морально-этической подоплеке культа Громовержца, следует особо отметить, что главная моральная категория практичес

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...